ЗАЛ 39.

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX вв.

 

Важнейшим фактором, повлиявшим на историко-культурный процесс в России, явилось бурное развитие экономики, политических и идеологических течений. 1890-е гг. воспринимались современниками как важнейший период для будущего русской культуры. Многим деятелям культуры решение обострившихся «мировых вопросов» и «мировых противоречий» рубежа веков виделось в обращении к национальным идеалам.

Произведения Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева, Н.Я. Данилевского дали новый импульс давно продолжающемуся спору между славянофилами и поклонниками Запада. Творческая интеллигенция находилась под влиянием религиозно-эстетической концепции идеалистической философской школы: Россия – «очаг примирения человечества»; русский народ с его религиозным началом, овладев европейским просвещением, создаст гармоническое общество на принципах христианского братства; дальнейшее развитие современной культуры вне взаимодействия с народными традициями ведет к неспособности всестороннего развития; отказ от национального означает отказ от участия в мировом процессе.

В обществе сформировался новый взгляд на художественное творчество и социальную миссию искусства. На художника возлагалась историческая ответственность перед народом и страной за созданные произведения.

Проблема пути исторического будущего становилась неотделимой от проблемы национального стиля, который воспринимался не как художественное направление, а как образ мышления. Национально-романтический стиль рубежа веков существовал в атмосфере проблем исторической науки и истории искусств, формы стилей прошлого, особенно заимствованные из древнерусского искусства, превратились в сложные историософские построения, изъяснение смысла которых составило содержание работ многих авторов. Исторические исследования и археологические изыскания служили базой для создания художественных произведений, соединявших научную достоверность с силой художественной образности. Так, в Историческом музее работали В.М. и A.M. Васнецовы, В.А. Серов, К. Е. Маковский, театральные художники.

Расцвет русской религиозной философии способствовал ренессансу церковного искусства. Архитекторы и художники в работе для церкви видели свой нравственный долг и путь к возрождению духовных традиций Древней Руси, путь к всенародному искусству.

Одной из главных тем творчества становятся сюжеты древней истории, былин, сказок, легенд. Русский сказочный эпос, по признанию М.А. Врубеля, будил душу от мелочей будничного, помогал услышать национальное, создать «музыку цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада».

Героическое прошлое, недавние военные действия на Балканах и в Азии, образование полковых музеев, романтизация воинского подвига, предчувствие «грядущего запаха гари, железа и крови» (А. Блок) оказали воздействие на появление во всех областях искусства символичного образа древнерусского воина, стоящего на защите Отечества.

Просветительские задачи приводят художников к книжной иллюстрации и журнальной графике. Создаются поистине шедевры книжного искусства.

В обществе изменилось отношение к прикладному искусству. Типичной стала фигура художника, работающего как в живописи, монументальном искусстве, так и проектирующего печи, мебель, железнодорожные павильоны, моделирующего вазы, письменные приборы и т.д. Шел поиск стилистической выразительности повседневных вещей, стремление выявить духовную атмосферу частного человеческого жилья.

Новое, национально-романтическое художественное увлечение родилось и развивалось в имении С.И. Мамонтова Абрамцево под Москвой, в имении княгини М.К. Тенишевой Талашкино под Смоленском, в мастерских Строгановского училища.

В Абрамцеве и Талашкине проводились новаторские работы в области декоративно-прикладного искусства с изучением и использованием старинных народных ремесел. Были организованы учебные и художественно промышленные мастерские. С этими центрами связаны творческие искания И.Е. Репина, В.А. Серова. М.А. Врубеля. М.В. Нестерова. К.А. Коровина, Н.К. Рериха, В.М, Васнецова. С.В. Малютина и др. Основная задача Строгановского училища, среди преподавателей которого были М.А. Врубель и Ф.О. Шехтель, состояла в повышении качества произведений художественной промышленности, выработке собственного стиля и отход от подражания иностранным изделиям.

Произведения русских художников и мастеров, выполненных в стиле национального романтизма, новизной и свежестью поражали современников в России и на всемирных выставках и вносили огромный вклад в пропаганду русской культуры.