Установки выпускников школ на получение высшего образования

Калачева Татьяна Григорьевна – кандидат философских наук, заведующая социологической лабораторией Волго-Вятской академии государственной службы

Абросимова Лариса Витальевна – научный сотрудник той же лаборатории

Человек является продуктом собственной деятельности. Продуктом его деятельности является и система образования: в существующем виде она во многом определена изменением способа производства и развитием новейших технологий. Примечательной особенностью современного общественного производства является актуализация проблемы профессионализма, что находит отражение и в сфере образования. Более того, роль образования в решении проблем профессионализма, подготовки специалистов представляется решающей. Но пока она реализуется явно в недостаточной мере. Сегодня представление о вкладе системы образования в подготовку человека профессионального (готового к началу профессиональной деятельности) основывается на следующих, далеко не бесспорных в смысле их реализации, положениях:

1. Средняя школа готовит своих выпускников к осознанному профессиональному выбору (выбору жизненного пути).
2. Выпускник средней школы, становясь абитуриентом, совершает осознанный выбор вуза в соответствии со своими склонностями. Следовательно, преподаваемые в вузе дисциплины вызывают интерес, представляют для него ценность.
3. Существует согласованность между интересами вуза, выраженными в учебном плане, и восприятием их студентами.
4. Деятельность вуза удовлетворительна в том смысле, что его усилиями среднестатистический студент осваивает стандартную программу его учебного курса. Практическая реализация этих положений означает, что система формирует человека профессионального, ибо: он осознанно, целенаправленно и мотивированно сделал свой выбор; цели деятельности вуза и его собственные цели согласованы; окончание вуза подвело его к началу реализации профессионально-жизненных целей. Все это служит мерой адекватности функций вуза складывающемуся социальному заказу и подтверждением релевантности его деятельности как социального института. Конечно, успешность реализации вышеуказанных положений зависит не только от качества деятельности вуза. Во многом она определена качеством контингента выпускников средних школ. Одним из важнейших показателей этого качества является профессиональная направленность абитуриентов, сделавших свой первый профессиональный выбор.

С целью изучения установок выпускников средних школ на получение высшего профессионального образования нами было осуществлено социологическое исследование. Оно проводилось в мае 1997 г. среди выпускников школ Н. Новгорода. Были опрошены 696 выпускников всех типов школ города. Выпускные классы выбирались случайно, а в классах опрос был сплошным. В ходе опроса школьникам предлагался для оценки список высказываний о побудительных причинах получения высшего образования и намерения с этой целью поступать в конкретный вуз. Этот список включал в себя группы мотивов, относящихся к установкам на положение в обществе, социальный статус, на получение определенной профессии, специальности, а также характеризующих самоценностное восприятие высшего образования. Предложенный список оценивался по пятибалльной шкале, градация мотивов выглядела следующим образом: «очень важный»; «скорее важный, чем не важный»; «и да, и нет: примерно наполовину»; «скорее не важный, чем важный»; «совершенно не важный». Такая шкала позволила градуировать позиции респондентов по отношению к приведенным высказываниям, а также провести соответствующий многомерный статистический анализ.

Думается, пусть даже с известной степенью условности, любую идею можно считать массовой, если ее в данный момент высказывают или поддерживают две трети социального контингента. Исходя из этой позиции, мы обнаружили, что важнейшими мотивами получения высшего образования среди потенциальных абитуриентов вузов города (выпускники средних школ, принявшие решение поступать в вуз) являются мотивы самоценности высшего образования («хотят быть образованными людьми; с высшим образованием легче найти свое место в жизни»; «высшее образование позволяет расширить спектр возможных жизненных выборов»). Высшее образование дает возможность сделать карьеру и позволяет развить свои способности в интересующей сфере деятельности. Однако такие профессиональные намерения, как «реализовать свой талант в интересующей сфере деятельности», отмечают не более 60% школьников, а «создавать новое в интересующей сфере деятельности, области знания» только 42,5%. При этом учтем, что приведенные данные относятся к мягкой оценке позиции респондентов: здесь суммируются ответы «очень важно» и «скорее важно, чем не важно». Но даже и при такой мягкой оценке можно с уверенностью констатировать тот факт, что высшее образование прежде всего является инструментом реализации социальных, а не специально-профессиональных запросов. Иными словами, основной направленностью личности выпускника школы является прежде всего социальное стремление найти место в жизни, а уж затем стать кем-то в определенной сфере деятельности. Таким образом, социальная функция современного высшего образования превалирует в сознании выпускника школы над предметно-профессиональной. Проведенный факторный и кластерный анализ позволил увидеть типологию профессионально-жизненных ориентаций респондентов. Методом факторного анализа была выявлена особая роль трех факторов: 1) социально-статусной мотивации получения высшего образования и выбора конкретного вуза; 2) установки на профессионально-личностную самореализацию; 3) ситуативной мотивации.

Анализируя полученные результаты, мы взглянули на жизненные установки выпускников школ сквозь призму их стремления к благополучию в жизни (материальному, социальному), творческой профессиональной деятельности, позволяющей им реализовать свой талант. В жизни есть крайности и есть середина. И полученная нами картина – не исключение. Рассмотрим ее подробнее. Прежде о крайностях. Они представлены двумя группами. Назовем их «творцами» и «карьеристами». Названия, конечно, весьма условные, ибо речь идет лишь о типе целеустремлений, а не о конкретном и целостном человеке.

«Творцы». Их всего 11%, т.е. примерно один из десяти будущих абитуриентов. Им присущи очень серьезное отношение к своему профессиональному выбору и высокое намерение состояться как профессионалу. Почти три четверти ребят этой группы (72%) сделали свой выбор руководствуясь желанием углубить свои познания в интересующей их области знания. По всей видимости, они станут благодарными учениками своих педагогов. Тем более что 70% из них будущую профессию считают своим призванием. Каждый второй (57%) мотивирует свой выбор желанием создать что-то новое в избранной сфере будущей профессиональной деятельности, т.е. настроен на творчество и профессионализм. Сделанный ими выбор конкретного вуза также не случаен: фактор ситуативной мотивации имеет высокое отрицательное значение. В этой группе ярко просматривается бескорыстное стремление к личностной творческой самореализации. Быть образованными людьми для «творцов» является самоценностью. При этом они не особенно рассчитывают на то, что образование само по себе принесет им материальный успех: только 8% из них полагают, что наличие диплома о высшем образовании откроет им прямой путь к хорошо оплачиваемой должности. И только четверть входящих в эту группу рассчитывают на карьеру. Им важнее заниматься любимым делом, и уж если иметь успех, то среди коллег, а не просто среди друзей или соседей.

«Карьеристы». Эта группа тоже немногочисленна: всего 13%. У составляющих ее членов желание получить высшее образование связано с продуманным выбором не просто любимой, а престижной профессии. Они надеются занять хорошо оплачиваемую должность, иметь возможность хорошо оплачиваемых дополнительных подработок, сделать карьеру и занять престижное положение в обществе. В этом смысле они противоположны «творцам». Половина из них (58%) склонна рассматривать выбранную профессию как призвание, но полностью отдаться этому призванию и реализовать здесь свой талант намерены только 16%. Их профессиональная деятельность будет определяться возможностью сделать карьеру. Не исключено, что перспектива карьеры сделает их ответственными и блестящими профессионалами. А пока большинству из них (64%) нужен просто диплом о высшем образовании. В социальном плане это очень активные ребята. В отличие от «творцов», сделанный ими выбор конкретного вуза для получения высшего образования чаще всего ситуативен. Здесь они прислушиваются к мнению окружающих, желая предварительно ознакомиться с возможными вариантами.

Наиболее сложна и важна середина, куда входят три четверти выпускников школ. Она включает в себя три группы: «специалистов», «администраторов» и «исполнителей». «Специалисты» составляют 25% контингента. Они достаточно обдуманно и уверенно делают профессиональный выбор и вполне настроены на профессионализм в будущем. В отличие от «творцов» им не свойственно беззаветное и бескорыстное стремление полностью погрузиться в профессию, которую намерены получить в вузе. А в отличие от «карьеристов» у них нет сверхвысоких притязаний на занятие престижного положения в обществе. Но они полагают, что с высшим образованием у них будет больше возможностей хорошо зарабатывать и иметь хорошо оплачиваемые дополнительные приработки. Они стремятся выбрать престижную, с их точки зрения, профессию и в основном надеются, что она будет пользоваться спросом. В противном случае такие люди без особых проблем переучиваются, ориентируясь не на карьеру, а на спрос в их знаниях и умениях и на спокойное, стабильное жизненное положение. Они достаточно прагматичны и свой профессиональный выбор делают опираясь на опыт друзей, знакомых, родных: здесь фактор ситуативной мотивации имеет высокое положительное значение. «Администраторы» составляют 16% всего массива. Как и у «карьеристов», у них высок уровень социальных притязаний: для них очень важны престиж в обществе, карьера, материальный достаток. Но в отличие от «карьеристов» выбор вуза делается продуманно с точки зрения понимания своего профессионального призвания: 73% ребят этой группы считают, что следуют своему призванию. Однако у них обнаруживается весьма трезвое отношение к своим возможностям и желанию творить, создавать новое. Доминирующей ценностью «администраторов» является высокое социальное положение. И этим они заметно отличаются от «специалистов». Подобный тип студента и тип жизненных притязаний наблюдались в прошлом. Многие из таких студентов с первых шагов в вузе становились активистами. И хотя они нередко хорошо и отлично учились, сразу же или вскоре после окончания вуза меняли профиль деятельности – чаще всего на тот или иной вид руководящей работы. Это многовариантные в своем выборе люди, что и позволяет им при наличии соответствующих притязаний, способностей и возможностей выходить в разряд лидеров. И вуз они выбирают исходя из собственных, уже сложившихся соображений (фактор ситуативной мотивации имеет отрицательное значение).

«Исполнители». Из пяти полученных нами типологических групп эта самая многочисленная 32% респондентов. Поразительно, но складывается такое впечатление, что каждый третий выпускник средних школ к своему жизненному выбору не готов: он аморфен, растерян, инфантилен. Настрой на высшее образование у них прежде всего связан с желанием стать образованными людьми. Но и этот мотив звучит только у трети «исполнителей». Лишь один из десяти с полной уверенностью отвечает, что в выбранном им вузе он получит профессию, которую считает своим призванием. Не верят они и в то, что высшее образование поможет им состояться в жизни. В вуз эти ребята идут по инерции, не желая пока менять образ жизни учащегося. Но если предпринимаемая ими сейчас попытка стать студентами окончится неудачей, то повторить ее в следующем году собирается только один из трех представителей этой группы, в то время как в других группах абсолютное большинство ребят намерены в случае неудачи поступать в следующем году. В смысле ориентированности на профессиональный выбор это аутсайдеры.

Наша типология показывает, насколько серьезную конкуренцию профессиональным установкам абитуриентов составляют их притязания на общий жизненный успех. В этом свете небезынтересно отметить такой факт: только 28% будущих абитуриентов сказали, что при выборе конкретного вуза для них решающее значение имело то обстоятельство, что у них есть способности к овладению преподаваемыми здесь дисциплинами. Для 47% респондентов очень важен просто факт получения диплома о высшем образовании.

Таким образом, для половины опрошенных получение высшего образования связано не с профессиональной установкой, а с желанием обрести соответствующий социальный статус, который бы давал возможность дальнейшего жизненного самоопределения. Это позволяет вполне обоснованно высказать предположение (и практика последних лет его подтверждает), что примерно половина первокурсников, не будучи настроенной на активную профессиональную деятельность в рамках сделанного выбора, вряд ли станет «грызть гранит» знаний, предусмотренных вузовской программой, ибо обычно студенты руководствуются старой «премудростью»: пока «тянусь» с курса на курс, «или шах помрет, или ишак сдохнет...».

Ситуация для вузов непростая, и пути выхода из нее еще только предстоит искать.

Сегодня система образования не формирует общество и не ведет его за собой. Напротив, изменения, происходящие в жизни, ведут к изменению деятельности системы образования. И поэтому вузы нуждаются в комплексных исследованиях происходящих в обществе процессов. Это жизненно важно для того, чтобы их деятельность соответствовала социально-экономической конъюнктуре дня и учитывала перспективу. Приведенные факты свидетельствуют о том, что аксиома о подготовленности выпускников средних школ к сознательному профессиональному выбору отнюдь не бесспорна.

Профессиональная самореализация не является главной целью примерно для половины выпускников средних школ.

Специализирующей функции системы высшего профессионального образования все большую конкуренцию начинает составлять функция формальной социализации (для многих студентов сегодня «очень важно иметь диплом о высшем образовании»). Это есть не что иное, как деформация образовательного поля (П. Бурдье). И если традиционная система образования будет просто сохраняться, не трансформируясь в соответствии с объективной ситуацией, она под давлением обстоятельств сама будет деформироваться с огромными потерями для общества. Необходимо, чтобы доминирующей функцией высшего профессионального образования на деле стала функция профессионализации. В данном контексте она понимается как введение обучающихся в целостную, комплексную предметную область деятельности в той или иной сфере общественного разделения труда. А это, на наш взгляд, требует глубокого пересмотра всей стратегии современного высшего профессионального образования. Решение данной задачи представляется одним из важнейших направлений государственной кадровой политики, и, вне всякого сомнения, оно невозможно без заинтересованного участия государства.

Сегодня, как это ни парадоксально звучит, вуз несет бо́льшую ответственность за учебу студента, чем сам студент. Это также является следствием традиционных принципов функционирования высшего профессионального образования. Для снятия этого парадокса необходимо узаконить совмещение студентами учебы и работы. Но с этого момента заканчивается процесс его «научения», вуз должен технологически включить его в процесс непрерывного образования. При этом необходимо отказаться от рассмотрения практики отчисления студента как происшествия чрезвычайного. Это должно быть нормой, как и обратный процесс – восстановление на учебу при соблюдении определенных разработанных и узаконенных правил.

Система образования не выпускает полностью готовых профессионалов, но основа профессионализма как подготовки личности к самореализации через дальнейшую профессиональную деятельность закладывается именно в процессе образования и воспитания.