Неизвестный скульптор конца XIV века. Распятие с предстоящими. Конец XIV века

Сцена Распятия изображена вполне традиционно: в середине - крест с распятым на нем Христом, слева - группа из трех фигур, которую составляют Богоматерь, опускающаяся без чувств, и поддерживающие ее Святые жены, справа - Святой Иоанн, рядом с которым стоит человек со свитком в левой руке и шапочке иудея.

Тип образа Христа, изображенный на данном рельефе - изнуренная фигура с головой, склоненной на плечо, появился в XI веке ("приклонив главу, предал дух". Евангелие от Иоанна. 19:30). Терновый венец на голове Христа в сцене Распятия появился позднее, с середины XIII века, когда Людовик IX, король Франции, вернулся из крестового похода на Ближний Восток, принеся с собой святые реликвии. С этих пор этот образ доминирует в западном искусстве.

Группа, представляющая святых жен поддерживающих падающую в обморок Богоматерь, появилась в сцене "Распятие с предстоящими" на парижских диптихах XIII века. Особый интерес в построении этой группы в рельефе из собрания Радищевского музея состоит в том, что обе спутницы Богоматери, не обращая на нее никакого внимания, устремились взглядами к Распятию, тогда как именно образ Богоматери является здесь центральным. Лишенная таким образом поддержки, Мадонна одиноко и беспомощно склоняется в левую сторону. Наиболее близкий работе из собрания Радищевского музея вариант композиционного построения можно видеть на правой створке диптиха со сценой "Распятие с предстоящими", из собрания Северо-Американских коллекций.

Каждая группа персонажей выделена готическими стрельчатыми арочками - это типичный прием готического искусства. Несколько вытянутые пропорции фигур и маленькие головы придают им особую легкость и элегантность, ломанные складки одежд подчеркивают движение фигур и господствующую в готике вертикаль. Мастер не стремится еще индивидуализировать лица, он пытается лишь придать известное разнообразие головам.

Своеобразным центром массового производства изделий из слоновой кости с 13 и до начала 15 века был Париж, где к этому времени сложилась одна из лучших европейских школ. Ее традиции осваивались художниками других областей и стран, а она, в свою очередь, обогащалась их приемами. В результате возникала некая стилистическая близость, объединявшая манеру ломбардских и пражских, парижских и нидерландских мастеров, возник стиль, который в современном искусствоведении принято называть "интернациональной готикой".

Справочные материалы

"Распятие с предстоящими". О распятии Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста, и каждый сообщает свои подробности. Евангелие от Матфея, 27:32-56; Евангелие от Марка, 15:22-41; Евангелие от Луки, 23:32-49; Евангелие от Иоанна, 19:17-37.

"И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую" (Евангелие от Матфея, 27:33-38).

"И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую [сторону] Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста" (Евангелие от Марка, 15:42-47).

"И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Евангелие от Луки, 23:33-43).

"И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал. Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. От Иоанна" (Евангелие от Иоанна, 19:17-25).

В изобразительном искусстве иконография Распятия, в том числе сюжет Распятие с предстоящими, окончательно формируется к VIII-IX векам, в эпоху Каролингского Возрождения. В этот период складывается круг основных персонажей, их место и роль в сюжете Распятие.

Кость. История искусства резьбы из слоновой кости насчитывает более тысячи лет. По цвету, тонкой и плотной структуре и значительной твердости кость всегда представляла собой один из наиболее привлекательных материалов для художественных работ. Она одинаково ласкает и глаз, и осязание, а инстинктивная уверенность в ее прочности и ценности еще усиливает производимое ею впечатление. Цвет слоновой кости - целая гамма нежнейших тонов от ослепительно белого до желтоватых, красноватых и зеленоватых - в некоторых оттенках напоминает теплый тон человеческой кожи, с которой издавна и часто сравнивается.

Одна эпоха сменяла другую, менялись художественные стили и вкусы, но слоновая кость всегда считалась одним из самых дорогих и красивых материалов. Неслучайно поэтому заказывались и приобретались выполненные из него вещи людьми достаточно состоятельными, и хранились ими как настоящие художественные сокровища.

Рельефом (фр. relief) называют вид скульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы размещены на плоскости и выступают из нее. Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура). Рельефные изображения связаны с плоскостью и не воспроизводят полного объема изображаемого тела. Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики. Часто при создании рельефов используется цвет. Появился рельеф в Древнем Египте, Ассирии, получив дальнейшее развитие в Древней Греции и Древнем Риме, в средневековой Европе, в эпоху Возрождения, существует и в настоящее время.

Полихромия (греч.Polys - многочисленный + Chroma - цвет) - многоцветность произведения декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры. Полихромия достигается применением разноцветных материалов или путем окраски архитектурных и скульптурных форм и их частей.

В истории европейской скульптуры мы сталкиваемся с постоянной сменой художественного вкуса то в пользу употребления цветных материалов, то против него. Так, например, в средневековой скульптуре очень популярна раскраска, но ей чуждо применение цветных материалов.

Ранний Ренессанс (так называемое кватроченто) любит пестроту и в раскраске, и в сочетании цветных материалов. Высокое Возрождение признает только одноцветную скульптуру. Эпоха барокко возрождает интерес к цветным материалам. Напротив, классицизм выступает с резкой оппозицией против применения цветных материалов в скульптуре. Тогда же возникает миф о чистой мраморной белизне греческих статуй, миф, опровергнутый археологическими находками, обнаружившими, в частности, пеструю раскраску греческих архаических статуй. И так продолжается до конца XIX века, когда разгорелся острый спор о праве скульптора на полихромию.

Одна группа художников, во главе с немецким художником, живописцем, графиком и скульптором Максом Клингером (Klinger, Max; 1857-1920), стояла на позициях широкого использования цветного материала в скульптуре. Другие, во главе с Адольфом фон Гильдебрандом (Hildebrand, Adolf von; 1847-1921), немецким скульптором и теоретиком искусства, резко критиковали эту позицию и требовали от скульптора большой сдержанности в применении цвета.

Щетина М.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева