КОНТРОЛЬНЫЙ АППАРАТ СИСТЕМЫ ГРАФТИО-ЗАЛЬМАНА

Во второй половине XIX в. паровозный парк России пополнялся новыми, все более мощными паровозами, обеспечивавшими значительное повышение скорости движения поездов. Однако состояние железнодорожных путей такого повышения во многих случаях не допускало. Необходимость обеспечения безопасности движения способствовала разработке устройств контроля допустимых скоростей. В 80-е гг. XIX в. на русских железных дорогах встречалось более 10 систем контрольных приборов: измеритель скоростей Коптейна, тахометр Бриккемана, индикатор Теодоровича и др.

В 1878 г. русский механик Осип Иванович Графтио изобрел прибор, фиксирующий скорость движения, режим остановки и троганья с места, назвав его "киноповзиграф". После испытаний Министерство путей сообщения решило ввести приборы Графтио на 14 железных дорогах России с интенсивным движением поездов. В 1879 г. инженер Виктор Дмитриевич Зальман усовершенствовал аппарат Графтио, уменьшив габариты аппарата и соединив его "посредством электрического тока" со свистком или звонком для подачи звуковых сигналов при "достижении поездом чрезмерной скорости". Был предусмотрен также способ соединения аппарата с тормозом системы Вестингауза для регулирования скорости или полного торможения поезда без участия поездной прислуги. В 1879 г. Департамент торговли и мануфактуры выдал привилегию на изобретение (за № 126) на имя В.Д. Зальмана, наладившего выпуск аппаратов на собственном заводе в Санкт-Петербурге. Аппараты Графтио и Графтио-Зальмана в течение нескольких десятилетий применялись более чем на 20 железных дорогах России.

Контрольный аппарат системы Графтио-Зальмана состоит из раздвижного шкива, центробежного регулятора с пружиной, улитки, часового механизма и рычагов "скорости" и "времени". Рычаги описывают кривые на бумажном диске, на котором нанесены названия станций на участке от Москвы до Вязьмы Московско-Брестской железной дороги. Аппарат устанавливался в будке машиниста и приводился в действие от оси состава посредством ременной передачи, охватывающей шкивы. Сохранилась мраморная мемориальная доска, на которой выгравирована надпись: "Контрольный аппарат русского техника Осипа Графтио/Усовершенствовал и построил/Инженер путей сообщения/Виктор Дмитриевич Зальман/С.-П.Бург в 1879 году".

В журнале "Железнодорожное дело" за 1897 г. приведен перечень предметов, представленных на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г. В классе 602 - "железнодорожная сигнализация" - экспонировался контрольный прибор Графтио-Зальмана Московско-Брестской железной дороги. Предположительно именно этот аппарат находится в собрании Центрального музея железнодорожного транспорта России - единственный сохранившийся экземпляр подобных приборов, являющийся прообразом современных систем автоматической локомотивной сигнализации и автостопов.

Л.М. Ласточкина