Джорджо Вазари. Триумф Вакха. 1560-е

Картина "Триумф Вакха" кисти Джорджо Вазари - уникальный экспонат Радищевского музея, представляющий уровень итальянской художественной культуры ХVI столетия. Произведения знаменитого итальянского живописца и архитектора ХVI столетия редки в художественных собраниях России. Гораздо лучше его имя известно благодаря знаменитой книге "Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих". Вазари изложил в ней историю итальянского искусства эпохи Возрождения Как многие его современники, Вазари, обладал разносторонностью. Он умел проектировать здания, расписывать стены и потолки, писать картины, придумывать оформление придворных празднеств, он обладал даром литератора и стал первым историком искусства. Одним из его учителей был Микельанджело Буанаротти, великий мастер эпохи Возрождения. Вазари приглашали работать в разные города Италии, но родным городом художника была Флоренция. Герцог Козимо Медичи I, правитель города, назначил его своим придворным художником.

Вазари жил и работал в тяжёлые для Италии времена. Вольные города теряли независимость. Прекрасный идеал эпохи Возрождения, свободная человеческая личность остался лишь мечтой. Италия вступила в эпоху войн и тираний. В эту смутную пору формируется стиль, называемый маньеризмом. Вазари был одним из его законодателей. Картина "Триумф Вакха" позволяет увидеть характерные признаки его придворного искусства.

Художник избрал один из самых жизнерадостных сюжетов античной мифологии - вакханалию. Праздник хотя бы на короткое время освобождающий крестьянина от тяжести ежедневных забот и трудов. Однако, картина Вазари не вызывает радостного чувства. Как всегда, пьёт без меры вино из кувшина Силен, сельский бог, весёлый толстый пьяница. Постоянным спутником его был осёл, которого он держит под уздцы. Славит Вакха женщина-сатир и сатир-ребёнок с чашей вина. Эти персонажи несколько необычны, но ещё более необычен сам Вакх, возглавляющий праздничную процессию. Он изображён как никогда усталым и томным. И неистовая пляска вакханок преображена художником в грациозный и изящный танец, может быть, заимствованный из придворного репертуара. Удлинённость пропорций, неустойчивое положение некоторых фигур, вместо радости и веселья языческого праздника - смутное томление духа.

Картина "Триумф Вакха" - пример мастерской работы художника, прежде всего, в искусстве композиции. Вазари искусно располагает фигуры участников вакхического праздника, образуя подобие вьющейся виноградной лозы, которая была символом бога вина и виноделия. Рисунок живописных форм варьируется в древесной резьбе золочёной рамы. Её проект, видимо, тоже разработал Вазари. На раме изображены мотивы вакханалии: виноградные грозди, козлиные головы Она составляет с картиной единое смысловое и ритмическое целое.

Картина написана на большой деревянной основе, собранной из четырёх досок. Части соединены так, что невооружённым глазом трудно различить места стыков. Однако, имеет ли эта ремесленная добротность отношение к художественной стороне произведения? Видимо, она считалась необходимой для достижения совершенства, Для художника ХV1 века, когда была ещё жива традиция цеховой работы, кода рядом трудились мастера разных специальностей, художественная и ремесленные стороны были нераздельны. Каждый стремился добиться виртуозности в своём деле.

Справочная информация

Маньеризм - название, определившее кризисные стилевые тенденции, антиклассический стиль, возникший на основе позднего искусства мастеров Высокого Возрождения. В нём выразилась усталость стиля, исчерпанность его жизненных источников. Маньеризм связан с придворной культурой. Распространился после 1527 года до конца ХV1века. Вазари ценил в искусстве современных ему итальянских мастеров изящество, гармонию, воображение, виртуозность и фантазию.Художники предшествующего поколения, сохраняли верность природе.

Сатир - в Древней Греции Сатир - один из духов лесов и гор, ленивый и распутный.

Менада или вакханка - служительница вакхического культа, участница вакханалии.

Вакх - у древних римлян бог вина и виноделия и вообще - плодоносящих сил земли. Видимо, поэтому служителями его культа были в основном женщины, менады. В древние времена и самого Вакха изображали в женском платье.

Краснопёрова Л.П.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева