Е.В.Егоров. Уборка поля. Пейзаж. 1926

Евгений Васильевич Егоров (1901-1942) учился в Саратовском художественно-практическом институте (так в то время называлось Саратовское художественное училище) у П.С.Уткина и В.М.Юстицкого, являвшихся в этот период самыми значительными мастерами в Саратове. В своем последующем творчестве Егоров, как талантливый ученик, продемонстрировал лирическое начало и стремление к острой характерности - качества, навеянные его учителями.

Творчество художника формировалось в сложное для русского общества послереволюционное время. Возникали многочисленные объединения и группировки, искавшие новые пути в искусстве, пытавшиеся экспериментировать в живописи. Егоров не был чужд формальным экспериментам, и живо воспринимал все современное в искусстве. 1920-е годы, эпоха нэпа для Саратова стала временем интенсивной творческой жизни, когда художники участвовали в выставках многих объединений. Егоров являлся членом и экспонентом "4 искусства" (1926-1929) и Ассоциации художников революционной России - АХРР (с 1928). Художник внимательно и остро запечатлел существенные стороны тогдашней действительности в своих работах.

В среде саратовских художников Егоров был в числе наиболее активных и самостоятельных авторов. Будучи мастером широкого диапазона, он с равным успехом занимался как современной, так и исторической тематикой, владел методами натурной живописи и писал по воображению, работал маслом и в технике графики, создавал декоративные полотна и произведения, наполненные тонким поэтическим чувством. Лирический пейзаж и гротескный рисунок, цирковые зарисовки и наброски в стиле "Nu" - это лишь некоторые стороны его творчества, представляющего нам самобытного и яркого художника.

В Саратове он занимался преподавательской деятельностью, участвовал в оформлении городских улиц, выполнял плакаты для кино. Покинув родной город, Егоров возвратился в него лишь перед самой смертью, во время эвакуации 1941 года. В подмосковном Дмитрове, а затем в Москве прошел значительный отрезок творческой жизни мастера. Прожив недолгую жизнь, Егоров был надолго полузабыт, и лишь в 1960-1970-е годы, в пору пересмотра отношения к наследию 1920-х годов, его имя вновь возникло из небытия.

Работа "Уборка поля. Пейзаж" считается одной из наиболее интересных картин Егорова, созданных в жанре пейзажа. Тема ее вынесена из частых и желанных поездок художника по волжским окрестностям. Любимые его села - Банновка, Щербаковка, Вязовка, Беленькое - приносят яркие жизненные впечатления от общения с природой саратовских мест. В разное время года она звучала по-разному, предоставляя зоркому глазу мастера выявлять наиболее характерное и запоминающееся.

На фоне неба и тонкой полосы реки изображена запряженная быком повозка, на которую двое крестьян - мужчина и женщина - укладывают снопы хлеба. Женщина находится наверху уже уложенных снопов, а мужчина подает их снизу. Прямо над ними расположена низко опустившаяся туча с косыми полосами дождя. На дальнем плане слева - ярко-рыжий утес, поросший кустарником, над горизонтом плывут несколько темно-серых небольших туч. Вокруг - наполовину убранное поле, вдоль которого на первом плане пролегла коричневая полоса земли. В наследии Егорова сохранился рисунок, карандашный эскиз, определяющий композицию будущего живописного произведения. Он относится к этому же году и мастерски передает настроение полуденной страды.

В сельский пейзаж очень органично вошла жанровая сцена, тщательно выбранная автором из множества подобных картинок крестьянской жизни тех лет. Она только что замечена художником, но в тоже время создано впечатление целой эпохи. Пройдут годы, сменятся поколения, но эта сцена останется навечно, легко остановленная рукой мастера. Композиция работы проста и понятна. Прямо по центру расположена повозка, над ней нависла туча, которая лежит параллельно совершенно ровной, прямой линии горизонта. Четкое деление на планы завершает пространственное построение.

В работе все исполнено сдержанного достоинства: и сама природа, излучающая гармонию, и сцена уборки снопов под огромным синим небом, олицетворяющая основополагающее начало крестьянской жизни. Благодаря центральному, строго симметричному расположению и цветовому решению туча в работе превращается в явление тучи, дождя. Неохватность степного простора сочетается с неизбывностью мотива. Художник не столько рассказывает о красоте жизни и окружающего мира, сколько представляет лирико-философский взгляд на нее.

С первого взгляда все ясно и реально, но Егоров, художник своего времени, со своим особым художественным языком, поэтому в его пейзаже появляются экспрессивные мазки, определяющие направление стеблей хлеба, травы, сбегающего вниз склона утеса. Кажется, что дождевые струи омывают растения, подчеркивая их вертикальность. Широкими крупными движениями кисти даны объемы снопов. И в тоже время медлительно-плавная, закругленная линия формирует выступ утеса, полупрозрачным красочным слоем с неразличимыми мазками написаны тучи, небо, даль.

Фигурки людей выписаны схематично, лаконично, двумя-тремя мазками. В то время как бык дан довольно подробно, со всеми пятнами и переходами цвета на боках. Такое внимание к изображению животного, возможно, объясняется тем, что художник был страстным охотником-любителем. Свои яркие впечатления о живой природе он получал у ночного костра, во время долгого ожидания дичи или зверя, в момент радостного возвращения домой с охотничьим трофеем.

Необыкновенно гармоничен колорит работы: синее небо, светлеющее к горизонту, разрезано серебристо-серыми тучами. Прохладой и сыростью веет от него. Земля, напротив, полна теплых оттенков: рыже-розовый утес, освещенные полуденным солнцем хлеба, золотисто-желтые с розовым и охрой, темно-коричневая полоса обнаженной земли и яркая точка красной рубахи крестьянина. Зеленые штрихи травы определяют ритм, состоящий из чередования пауз и звуков. Удачно найденное тоновое решение создает декоративную красочность картины, напоминая зрителю об удивительных сочетаниях цвета в произведениях Павла Кузнецова и эмоциональной насыщенности пейзажей Петра Уткина. По цвету и настроению работа представляет автора как мастера "саратовской школы", глубоко и тонко чувствующего неброскую природу поволжского края.

Художник очень верно передает состояние природы в преддверии грозы. Влажный воздух спорит с сухим ароматом летней страды. Солнце еще не ослабило своего жара, но надвигающийся сумрак тучи предвосхищает прохладу ливня. Густая синева реки помогает достигнуть ощущения мокрого, которое сейчас обрушится на землю. Увидеть такой природный миг и найти простые живописные средства для его передачи на холсте - вот качество настоящего мастера, которые Евгений Егоров блестяще продемонстрировал в своем пейзаже.

Справочная информация.

Пейзаж (от франц. - страна, местность) - жанр живописи или отдельное произведение, в котором основной предмет изображения - природа. Лишь в XVII веке пейзаж стал самостоятельным объектом художественного творчества, хотя с давних пор его элементы включались художниками в произведения других жанров. Часто изображаются виды населенных пунктов (городской или сельский пейзаж), архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж), морские виды (марина). Различают исторический, аллегорический, героический пейзаж, в XX веке появился космический пейзаж.

Предметом изображения жанровой живописи (бытового жанра) является повседневная общественная и частная жизнь человека, чувства, возникающие в общении с другими людьми, бытовая обстановка. Воплощая образы и темы, возникающие в самой жизни, жанровые картины всегда носят конкретно национальный характер, с наибольшей наглядностью характеризуют отношение художника к современной действительности.

Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение) - направление в литературе и искусстве первой четверти XX в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Стремление к "экспрессии", обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов, наиболее ярко проявилось в культуре Германии (художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее) и Австрии (О. Кокошка). В рамках экспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства (В. В. Кандинский); у ряда художников, прежде всего немецких, экспрессионизм получил яркую антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дикс).

Реализм - направление в живописи, характеризующееся точной передачей форм окружающего мира. В наивной форме оно проявилось еще в памятниках крито-микенской эпохи. В новое время реализм - это исторически конкретная форма художественного сознания, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 1830-х гг. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма XIX-XX вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в XX в., условных форм (мифа, символа, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Среди крупнейших представителей реализма в живописи XIX-XX вв. - О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков и другие.

Саратовская школа - одно из художественных явлений эпохи модерна, направление в искусстве, представленное творчеством художников В. Э. Борисова-Мусатова, П. В. Кузнецова, П. С. Уткина, А. Т. Матвеева и примыкавшего к ним К. С. Петрова-Водкина.

Гротеск (франц. grotesque, буквально - причудливый; комичный) - вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры. Резко смещая формы самой жизни, создает особый художественный мир, который нельзя понимать буквально или расшифровать однозначно, как в аллегории: гротеск устремлен к целостному и многогранному выражению основных, кардинальных проблем человеческой жизни. Издревле присущ художественному мышлению (произведения Х. Босха, П. Брейгеля, О. Домье, М. Шагала и др.).

Ню (с франц. nu - нагой, раздетый) - изображение нагого тела; жанр изобразительного искусства, раскрывающий в изображении обнаженного тела представления о красоте, ценности земного чувственного бытия.

Нэп (новая экономическая политика) - направление в политике советского правительства 1920-х годов, возвратившее некоторые смытые революцией 1917 года реалии (к примеру, денежную систему государства), временно открыв дорогу предпринимательству, мелким капиталистическим формам.

Объединение "4 искусства" (1924-1931) - московское общество художников, объединившее живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов (Л. А. Бруни, И. В. Клюн, А. П. Остроумова-Лебедева, К. С. Петров-Водкин, В. А. Фаворский, И. В. Жолтовский, А. И. Кравченко, П. В. Кузнецов, А. Т. Матвеев, В. И. Мухина, М. С. Сарьян, А. В. Щусев), главным образом бывших членов "Мира искусства" и "Голубой розы". Программными требованиями "4 искусств" выдвигались культ высокого искусства, бережное отношение к художественному наследию, выразительность художественной формы и тяготение к живописно-цветовому мироощущению.

Члены общества стремились к высокому профессиональному мастерству, эмоциональной реалистической передаче действительности в изобразительном искусстве; разрабатывали принципы современного градостроительства. Общество организовывало выставки в Москве (1925, 1926, 1929) и Ленинграде (1928).

Саратов - город в Российской Федерации, центр Саратовской области, расположен на правом берегу реки Волга (Волгоградское водохранилище), в 858 км к юго-востоку от Москвы. Основан в 1590 году князем Г. О. Засекиным и боярином Ф. М. Туровым как город-крепость для защиты юго-восточных рубежей русского государства от вторжения кочевников. Удобное географическое положение города, природные богатства края, охранные мероприятия царского правительства благоприятствовали превращению Саратова в XVII-XVIII вв. в торгово-купеческий центр и важный перевалочный пункт на Волге. Статус города получил с 1780 года. (Источник: Энциклопедия Кирилла и Мефодия).

Волга (древнее название - Ра, в средние века - Итиль) - река в европейской части России, крупнейшая в Европе. Длина - 3530 км, площадь бассейна 1360 тысяч кв. км. Свое начало берет на Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское море, образуя дельту площадью 19 тысяч кв. км.

Крупные города на Волге - Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань.

Саратовское художественное училище имени А. П. Боголюбова (СХУ им. А.П.Боголюбова) принадлежит к числу старейших образовательных учреждений России. Основанное благодаря инициативе русского художника А. П. Боголюбова в 1897 году как Филиальное отделение Художественно-промышленного училища (Училища технического рисования) барона А.Л.Штиглица (Санкт-Петербург), и первоначально находящееся в здании Радищевского музея, оно было одним из немногих общедоступных художественных учебных учреждений в дореволюционной России. В течение своей истории оно носило разные названия: Боголюбовское рисовальное училище (БРУ), Свободные художественные мастерские, Высшие художественно-технические мастерские, Саратовский художественно-практический институт, Саратовский художественно-практический техникум. В разные годы выпускниками училища были такие известные художники, как П.Кузнецов, К.Петров-Водкин, П.Уткин, А.Кибальников, А.Учаев. Выпускники училища составляют основу Саратовской организации Союза художников России. Многие из них регулярно участвуют в областных, всероссийских и международных выставках, их произведения входят в собрания художественных музеев России.

В 1997 году училищу в честь 100-летия со дня основания было возвращено имя А.П.Боголюбова, незаслуженно забытое в годы социалистического строительства. В 1998 году училище переехало в новое здание по адресу: ул. Университетская, 59, где и находится по сей день. В 2002 году по итогам Всероссийского совещания художественных училищ и училищ искусств по академической живописи в Екатеринбурге оно вошло в пятерку лучших художественных учебных заведений России.

Пакалина Е.Н.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева