Знакомство с листом определений «Цвет»

Мы продолжаем вводить наши общие договоренности – правила нашей игры. К настоящему уроку у детей и у учителя должно быть общее и фиксированное понимание того, что означает задание «раскрась». На этом уроке мы ограничиваем набор допустимых цветов и для каждого цвета договариваемся о его названии (показываем картинкой на листе определений). Теперь ребята обязаны работать в задачах только этими цветами: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный (7 цветов радуги и черный). Конечно, большинство детей в первом классе название этих цветов знают. Но уж если договариваться о правилах игры – то договариваться обо всем.

Заметим, что дети с этого момента не могут использовать в качестве рабочего белый цвет: на листе определений показано, что белый бегемот – это нераскрашенный бегемот. Все белые фигурки, картинки или области мы будем считать нераскрашенными (то есть не имеющими никакого цвета). Если считать белый цвет рабочим, то некоторые невыполненные задачи будут выглядеть как выполненные в белом цвете, а это размывание наших явных всем понятных правил игры. Мы говорили на прошлом уроке, когда цвета были не определены, что ребенок может не раскрашивать некоторые области в картинке из нескольких областей, как бы раскрашивая их белым. Начиная с этого урока такое выполнение задания не допускается. Теперь белая область всегда считается нераскрашенной, а значит в задаче «раскрась картинку какими хочешь цветами» нужно будет раскрашивать все области, иначе задание будет считаться не выполненным до конца.

После того, как учащиеся внимательно изучат лист определений, можно дать им несколько минут для выбора фломастеров, наиболее близких к цветам на листе определений.

Урок 4. Цвет

План урока

Работа с бумажным учебником (20–25 мин)

1. Знакомство с листом определений «Цвет».
2. Решение задач 11–13.

Решение необязательных задач бумажного учебника

3. Решение задач 14–17.

Работа с компьютерным уроком (15–20 мин)

4. Первоначальные навыки работы с личным портфолио: открытие внутришкольного сайта, ввод имени (и пароля), открытие нужного урока и работа с ним.
5. Решение компьютерных задач 6–10.

Решение обязательных задач бумажного учебника

Задача 11. Мы уже обсуждали вопрос об условии задачи как системе ограничений на решение. После ввода договоренности о цветах количество ограничений возрастает – картинка должна быть раскрашена не только по правилу (это теперь подразумевается всегда), но и строго определенным цветом.

Условие этой задачи представляет собой, по сути, инструкцию, состоящую из двух пунктов. Последовательное выполнение нескольких действий является одной из основных конструкций информатики, математики и практического программирования. Оно же часто используется в планировании деятельности, в коммуникации, в повседневной жизни.

Здесь мы снова обращаем ваше внимание на одну из особенностей работы с задачами учебника-тетради (как бумажного, так и компьютерного) – учащийся всегда работает строго по заданию. Четко и явно вводя правила игры, мы освобождаем ребенка от необходимости догадываться, что от него требуется в той или иной задаче. В частности, дети должны привыкнуть делать только то, что требуется в задании и больше не делать ничего. Это важно для обучения ребенка работать в рамках искусственной среды и последующего понимания им принципов работы любого формального исполнителя. Какой бы то ни было «творческий подход» к задачам учебника-тетради – домысливание, переиначивание или использование задач детьми по собственному усмотрению следует твердо пресекать как действия, выходящие за рамки правил игры. В данной задаче требуется раскрасить ровно две фигурки – одну синим, другую красным. Любое дополнительное действие, например, раскрашивание третьей фигурки – выход за рамки правил игры.

Задача 12. Формулировка данной задачи – любопытный пример того, как в результате введения новой договоренности изменилось понимание старой. Мы специально даем в задаче дополнительное указание, чтобы на это обратили внимание все дети. Действительно, введенное на листе определений ограничение на набор цветов делает недопустимым выбор никакого другого цвета. Свобода выбора цвета теперь существует для нас только в рамках оговоренных цветов. Конечно, наглядней всего это задание выглядит в компьютерном учебнике, где автоматически сужается цветовая палитра. В результате мы просто не можем выбрать никакие другие цвета, поэтому в задании с формулировкой «каким хочешь цветом» выбираем из тех, что есть. Надеемся, что в точности таким же четким станет со временем у ребят следование правилам игры, принятым на листах определений.

Задача 13. Из формулировки задачи 13 становится ясно, зачем мы на листе определений ввели понятие «нераскрашенный», хотя ему не соответствует никакой рабочий цвет. Это понятие необходимо нам для однозначного понимания условий задач. Действительно, в отличие от инструмента компьютерной заливки, в рамках учебника выполняется еще одна общая договоренность – мы раскрашиваем только нераскрашенные фигурки и области. Эта договоренность не вводится на листах определений, а формируется в ходе решения задач, подобных данной. Задача помечена значком компьютера – точно такая же задача будет в компьютерной части урока.

Решение необязательных задач из бумажного учебника

Задачи 14–16. После решения аналогичных задач из компьютерного учебника, проблем с решением этих задач возникнуть не должно. Если вы работаете с домашними заданиями, можно предложить эти задачи для домашней работы.

Задача 17. Эта задача действительно сложная. Предлагать ее следует не всем и лучше всего по желанию. Проще она станет в том случае, если схитрить и раскрасить все нераскрашенные детали одним цветом. Но дети, которые возьмутся за эту задачу, скорее всего как раз будут стараться сделать узор разноцветным, а значит, чтобы следовать нашему правилу раскрашивания, им будет необходимо правильно выделять области картинки – т. е. части, которые должны быть обязательно раскрашены в один цвет. Отметим, что хотя эта задача и похожа на одну из компьютерных задач, решение задачи 10 мало поможет при решении данной задачи.

Решение задач компьютерного урока

На этом уроке, в отличие от предыдущих, попросите детей самостоятельно войти на сайт – написать свою фамилию в поле «ЛОГИН», написать свой пароль в поле «ПАРОЛЬ» и нажать на кнопку «ВОЙТИ». Помогите тем детям, которые сами не справятся. Теперь дети будут на каждом уроке (где будет работа с компьютером) вводить свою фамилию самостоятельно. Так что даже слабые ученики постепенно втянутся и научатся это делать самостоятельно.

В этом компьютерном уроке (уроке «Цвет») никаких новых инструментов не вводится – изменяется только цветовая палитра, теперь она соответствует договоренностям листа определений «Цвет».

Все задачи этого компьютерного урока соответствуют некоторым бумажным задачам. Задачи 6, 8 и 9 в точности повторяют бумажные задачи, задачи 7 и 10 похожи на соответствующие бумажные задачи. При этом, конечно, решать все задачи этого урока на компьютере гораздо проще, чем на бумаге, ведь в электронном виде сама программа выделяет области картинки и обеспечивает следование правилу раскрашивания.

Задача 6. Все ребята, которые успели решить эту задачу на бумаге, в компьютерном виде ее могут пропустить, ведь на бумаге ее решать сложнее.

Задача 7. В этой задаче дети снова встретятся с ситуацией недетерминированного выбора, но здесь он несколько завуалирован. Дети уже видели такие формулировки, где они должны руководствоваться собственным выбором – «раскрась как хочешь», «раскрась какими хочешь цветами». Здесь нет слов «как хочешь» и именно на примере таких заданий дети должны понять разницу между заданиями с условиями, однозначно определяющими ответ и заданиями, допускающими несколько решений. Например, если в этой задаче кто-то из ребят, прочитав задание «Раскрась одну букву голубым», будет спрашивать вас: «Какую именно букву нужно раскрасить?», объясните ему, что если в условии не указана буква, значит, подходит любая буква и выбор остается за ним. Новую формулировку «еще одну» тоже следует понимать, как «еще одну любую другую», поскольку мы можем раскрасить только нераскрашенную букву, а из них подходит любая. Поскольку формулировка является новой и необычной для ребят, похожая задача и помечена в бумажном учебнике как необязательная.

Задача 8. Решение данной задачи в компьютерном виде поможет ребятам убедиться в том, что каждая из картинок по нашему правилу раскрашивания действительно должна быть раскрашена только одним цветом (то есть состоит из одной области). В бумажном виде у ребенка есть соблазн раскрасить ежей, руководствуясь смысловыми элементами рисунка (задняя часть (иголки) и передняя (все остальное)). Поэтому данная задача помечена в бумажном учебнике как необязательная.

Задача 9. Задание представляет собой ни что иное, как инструкцию. Здесь ребятам встречается новая формулировка «раскрась остальные» в том значении, в котором это выражение используется в русском языке. Причем после выполнения первых двух пунктов задания «остальные» – это как раз и будут «все нераскрашенные», поэтому надеемся, большинство ребят с задачей справятся без вашей помощи. С понятием «все» ребятам в дальнейшем предстоит много и серьезно работать. Пока на материале подобных задач идет пропедевтика этого понятия.

Задача 10. Необязательная. В этой задаче ребятам предстоит заняться раскрашиванием довольно сложного узора, включающего в числе прочего мелкие элементы, в которые непросто попасть мишенью заливки (крестиком). Такая кропотливая работа рассчитана на любителя. Остальные ребята могут заняться решением необязательных задач из бумажного учебника.