Ф.М. Матвеев. Вид Римской Кампаньи.

Федор Михайлович Матвеев (1758-1826) был наиболее последовательным представителем классицистического направления в русском пейзаже. Причины этой стилевой чистоты, видимо, в особенностях его биографии. Матвеев - один из первых выпускников Императорской Академии художеств. Отданный в воспитательное Училище шестилетним ребенком, он находился в ее стенах тринадцать лет, впитывая в себя представления о задачах "высокого" искусства.

В Академии властвовал классицизм с правилами, которые были выведены из изучения творчества мастеров искусства античности и итальянского Возрождения. Отсюда название стиля, происходящее от латинского "classicus" - первоклассный, образцовый. Отсюда и особая строгая патетика произведений классицизма, обязательная идеализация и умозрительность, далекие от жизни сюжеты, отвлеченные нормы красоты. Пейзаж должен был, пусть опосредованно, выражать те же идеи. В таком пейзаже нет места сиюминутности и эмоциям, в нем все рассчитано и сведено к идеалу. Кроме того, Академия утвердила иерархию сюжетов и жанров, отдавая предпочтение исторической картине. Пейзаж имел второстепенное значение, ему предписывались правила, каноны, которым нужно было следовать в изображении.

По академическим канонам пейзаж должен был иметь трехплановую композицию, уравновешенную с обеих сторон "кулисами" (их роль обычно выполняют деревья), приоткрывающими перед зрителем действие, происходящее на первом плане, как на сцене. Обязательным было присутствие в изображении величественных архитектурных сооружений или руин. Мастерство создания композиции признавалось самым главным и единственно творческим моментом в деятельности художника. Но такое изображение должно быть не выдумкой, а идеальной действительностью. Нельзя было подменять настоящий пейзаж, а облагораживать на холсте его реальный вид. В произведении было необходимо представлять лучшее летнее время, деревья - в красивом положении, горы - уходящими и теряющимися вдали, а землю - украшать каскадами и камнями. Искусственное композиционное соединение предметов природы и архитектуры должно было производить впечатление натуральности.

Идеально прекрасное в классицизме признавалось простым и естественным даже более, чем сама природа во всех ее проявлениях. И писались такие виды в мастерской, а не с натуры. Принцип работы пейзажиста, опирающегося на многочисленные натурные этюды, для классицизма неприемлем. В лучшем случае с натуры делался рисунок, а пейзаж, сочетавший в себе элементы многих реальных видов, "сочинялся" в мастерской. С одной стороны, классицизм способствовал становлению в пейзаже видового начала, а с другой, делением пейзажей на благородные и малодостойные, искусственным изображением, перерабатывающим и дополняющим натуру, он задерживал развитие реалистического направления в русской пейзажной живописи.

В 1779 году Матвеев был послан в пенсионерскую поездку за границу. Италия, полная классическими памятниками, ее разнообразные и величественные ландшафты захватили молодого художника. Он увидел здесь тот идеальный мир, который вставал прежде в его воображении. Обогатившись необходимыми жизненными наблюдениями, Матвеев надеялся вернуться на родину, но по ряду личных обстоятельств, остался в Италии до конца своих дней. И это отразилось на всем его творчестве.

Взгляд Матвеева на природу пусть прекрасной, но чужой страны, был вынужденно отстраненным. Реальные наблюдения легко ложились в однажды заданную схему, многократно варьировавшуюся, но по существу остававшуюся неизменной. Его идеальные, нередко героизированные ландшафты с замечательной цельностью и полнотой воплотили господствовавшие в то время вкусы.

Работа "Вид Римской Кампаньи", написанная, вероятно, в самом начале XIX века, вполне подчиняется этим законам.

Как будто только что отшумели аплодисменты, поднялся занавес, и перед зрителем открылась торжественная сцена. Подобно кулисам, раскрывающим ее глубину и маскирующим боковые части, стоят слева и справа купы деревьев. Их листва красиво выделяется на фоне почти безоблачного неба. В пространстве долины, открытой взору до самых дальних, едва заметно голубеющих на горизонте гор, видны рощи кудрявых деревьев, полноводная река с мостом через нее, постройки по берегам. Вдали - золотящаяся под солнцем панорама Рима, с куполом собора Святого Петра. Присутствие в пейзаже конкретных очертаний знаменитого собора символично и призвано воспитывать идеальных граждан, напоминать о бессмертии подвигов и великих дел.

Художник не просто воспроизводит реальный вид, он создает некий идеальный образ природы, отметая все случайное, некрасивое, несовершенное. Пейзаж условен, тщательно продуман, почти симметрична его композиция, направляющая взгляд зрителя к центральной части - главному объекту изображения. Композиция в целом строго фронтальна. Она строится на чередовании трех пространственных планов, которые параллельны плоскости холста. Каждый из них выделен изменением цвета: в первом - преобладают коричневые тона, второй - решен в оттенках зеленого, в третьем доминирует голубой цвет далей. Горизонт, определяемый силуэтом сиреневатых гор, как бы растворятся в светло-палевой дымке. Это декоративное, но спокойное созвучие позволяет передать ощущение пространства. Цвет превращается в идеальную неизменную окраску предметов. Нет никаких цветовых рефлексов. У Матвеева вырабатывается очень устойчивая и простая гамма цветов: коричневый - для изображения руин, желтоватый - для архитектурных деталей, розовато-коричневый - для крыш. Эта схема видна в пейзаже.

Условна вязь листвы, написанной одинаковыми мелкими мазками. Условно соединение в пейзаже обязательных элементов - деревьев, ручья или реки, гор, долин, древних построек. Прозрачность общего колорита достигается наложением красок очень тонкими просвечивающими лессировками.

Ровное освещение преследует задачу наиболее ясного выявления предметов. Подсветкой по краям Матвеев достигает максимальной четкости контура, но она же способствует уплощению объема предметов. Подсвеченная листва деревьев и кустарников приобретает характер кружевной бахромы. Зато линия в работе максимально точна и выразительна. Достоинство вида - в благородстве и спокойной ясности образа природы, но этот образ слишком холоден и отвлечен, в нем недостаточно конкретного содержания. Вместе с тем нужно отдать должное высокому мастерству Матвеева, воплотившего на своих полотнах лучшие черты русского классицизма.

Пейзаж (от франц. - страна, местность) - жанр живописи или отдельное произведение, в котором основной предмет изображения - природа. Лишь в XVII веке пейзаж стал самостоятельным объектом художественного творчества, хотя с давних пор его элементы включались художниками в свои творения. Часто изображаются виды населенных пунктов (городской или сельский пейзаж), архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж), морские виды (марина). Пейзаж может быть историческим, аллегорическим, героическим, в XX веке появился космический пейзаж.

Лессировочный метод или лессировка (от нем. lasierung) - тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, наносимые на просохший или полупросохший слой масляной живописи для обогащения колорита, изменения цветовых тонов в целях достижения единства и гармонии произведения. Такой метод был известен художникам издавна. Нидерландские живописцы братья ван Эйки, накладывая краски лессировками, доводили живописную поверхность до глянцевого блеска.

Справочная информация

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - стиль и направление в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. В XVIII в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - "высоких" (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и "низких" (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). Для произведений изобразительного искусства классицизма (живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России) свойственны логичное развертывание сюжета, ясность, уравновешенность композиции. Объем в классицизме четко смоделирован, с помощью цвета мастер подчеркивает смысловые акценты.

Академия художеств основана в Санкт-Петербурге в 1757 г., с 1764 г. получила статус Императорской академии художеств (ИАХ), высшее учебное художественное учреждение. Идея создания "Академии наук и художеств" в России впервые была высказана императором Петром I еще в конце 1690-х гг. "Академия трех знатнейших художеств", закрытое учреждение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры, была учреждена в царствование императрицы Елизаветы Петровны, по инициативе ученого М. В. Ломоносова и просветителя графа И. И. Шувалова. Именно Шувалов стал первым директором академии, пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников, а в 1758 г. подарил академии свою художественную коллекцию, которая положила начало библиотеке и музею. Учебные классы открылись в 1758г., первый выпуск состоялся в 1762 г. В 1764 г. императрицей Екатериной II был утвержден устав и штаты академии. Академия стала государственным учреждением, которое регламентировало художественную жизнь России, распределяло официальные заказы и присуждало академические звания. Академия получила самоуправление - ее возглавлял Совет профессоров и президент.

В том же году по проекту архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота и А. Ф. Кокоринова началось строительство каменного здания академии на берегу Невы, которое закончилось в 1788г. В 1764г. при академии было открыто Воспитательное училище, в которое принимались дети 5-6 лет. После девятилетнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов - историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном. При выпуске учащиеся должны были выполнить произведение на заданную тему - "программу". С 1767г. награжденные золотой медалью выпускники академии направлялись совершенствоваться за границу. С 1770-х гг. в ИАХ начали проводиться выставки произведений искусства.

В 1802г. при президенте А. С. Строганове устав академии был дополнен новыми статьями, повысившими ее статус в области общественно-художественной деятельности, утвердившими ее главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. В частности, академия получила право заниматься проектами городского строительства, в том числе в столице, проводить архитектурные и художественные конкурсы. Академия выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях. В 1918 г. академия была закрыта, часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж. В 1933-1947 гг. в бывших зданиях ИАХ располагалась Всероссийская академия художеств, преобразованная затем в Академию художеств СССР. Ныне в этих заданиях располагается музей, архив, библиотека и другие учреждения Санкт-Петербургской академии художеств.

Римская Кампанья (Campagna di Roma) - местность в Италии, часть старой Этрурии, Сабины и Лациума; 185 км длиной и 70 км шириной; на западе - Тирренское море, с суши - горы (Суб-Апеннины, Албанские и Сабинские); равнина холмистая, перерезана притоками Тибра и Анио; почва вулканическая; все озера - потухшие кратеры. Отдельные горы: Монте-Саракте, М.-Цирцео; озера: Албано и Неми и Браччиано с рекой Арроной. В тесном смысле Римской Кампаньей называются окрестности Рима.

Рим (Roma) - столица Италии, административный центр Римской провинции и области Лацио. На реке Тибр в 28 км от его впадения в море. В пределах города расположен город-государство Ватикан.

Рим - один из древнейших городов мира, известный как "Вечный город". По преданию, основан на семи холмах братьями Ромулом и Ремом в 753 г. до н. э., но археологические данные показывают следы поселений бронзового века не менее чем 1500 до н. э.

С переносом столицы в Константинополь в IV в. н. э. утратил политическое значение, местопребыванием императоров Западной Римской империи стала Равенна. Пришел в упадок после нападений варварских племен V в., во время войн Византии с остготами неоднократно переходил от одной стороны к другой. С 552г. находился под властью Византии, но в период господства в Италии лангобардов (с 568 до сер. VIII в.) фактически управлялся римскими епископами - папами. С 756 года - столица Папской области, религиозный центр Европы.

С 1871 года Рим - столица объединенного Итальянского королевства, с 1946 - Итальянской республики. В настоящее время в Риме сосредоточены государственные органы власти, правительственные учреждения, центры политических партий и общественных организаций.

Собор Святого Петра (1506-1614) - грандиозное творение величайших мастеров Возрождения Браманте, Рафаэля, Микеланджело, Порта, Фонтана; является доминантным сооружением панорамы Рима.

Пакалина Е. Н.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева