ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.Э.ЦИОЛКОВСКОГО»

 

Кафедра  естественно-математических дисциплин и методик преподавания их в начальной школе

 

Учебно-методический комплект  модуля «Использование ИКТ в обучении математике в начальной школе»  в рамках дисциплины «Методика преподавания математики»

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ___________________

 

"____"______________2008г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по модулю «Использование ИКТ в обучении математике в начальной школе»  в рамках дисциплины «Методика преподавания математики»

 

Специальность 050708.65 «Педагогика и методика начального образования»

 

 

Факультет  начального образования

 

Курс обучения                                        ___3____/_______/________

 

Семестр                                                      ___6___/_______/________

 

Всего часов по учебному плану:                 24        _______

В том числе по формам обучения:             очная / очно-заочная /заочная

            - лекции                                          _4_____/____________/_______

- практикум                                  _8_____/____________/_______

                        - самостоятельная работа       _12____/____________/_______

 

Формы итогового контроля знаний:

- зачет                                         _6_сем./ ____сем./ ____сем.

- экзамен                                        ____сем./ ____сем./ ____сем.

 

 

 Калуга

2008


Содержание

1. Общие положения

Модуль «Использование ИКТ в обучении математике в начальной школе» входит в нормативный курс «Методика преподавания математики», реализуемый в рамках подготовки специалиста по направлению 050708.65 «Педагогика и методика начального образования»  (общая трудоемкость курса по ГОС ВПО – 320 часов). Модуль является одним из компонентов подготовки будущих специалистов и в качестве такового способствует углублению и расширению профессиональной компетенции студентов, формированию и развитию как интегральной составляющей образования и самообразования специалиста.

Основная цель модуля - дать представление о возможностях информационно-коммуникационных технологий в обучении математике в начальной школе; подготовить студентов к использованию ИКТ в процессе обучения математике в начальной школе.

 

3. Задачи учебного модуля

·        познакомить студентов с ИУМК, ЦОР разработанными в рамках федеральной программы ИСО в образовательной области «Начальное образование», провести их сравнительный анализ, обсудить основные достоинства и недостатки каждого из пособий;

·        подготовить будущего учителя к методически грамотной организации и проведению уроков при обучении младших школьников математике с использованием ИКТ;

·        научить студентов создавать методические и организационные материалы для проведения уроков математики в начальной школе с использованием ИУМК, ЦОР;

·        подготовить учителя к формированию ИКТ-компетентности у  младших  школьников в процессе обучения математике;

·        развить творческий потенциал будущего учителя, необходимый ему для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях информационного общества.

 

В результате усвоения содержания модуля студенты должны получить систематизированные представления о возможностях использования ЦОР и ИУМК  в обучении математике в начальной школе применительно к действующим школьным УМК. С другой стороны, усвоение содержания модуля предполагает осознание студентами необходимости информатизации образования как компонента  современного фундаментального образования в своей предметной области в единстве его  основных функций: целеполагания, реализации поставленных целей, включая выработку индивидуальных стратегий их достижения, объективной оценки, самооценки и коррекции результатов своей деятельности. Перечисленные составляющие учебной деятельности должны явиться основой развития у будущих специалистов таких важных профессиональных качеств, как независимость мышления и действий в своей профессиональной области, самостоятельность и ответственность в выборе и принятии решений, готовность и желание повышать свой профессиональный уровень.

С учетом ориентации дисциплины на преподавательскую, научно-методическую, воспитательную, культурно-просветительскую виды профессиональной деятельности изучение курса способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности специалиста:

-         используя ЦОР и ИУМК, управлять процессом овладения учащимися начальной школы математикой с ориентацией на реализацию комплексной цели обучения с учетом специфики предмета;

-         изучать основные компоненты математического содержания с использованием ЦОРов и ИУМК;

-         использовать ЦОРы  и ИУМК на различных этапах урока;

-         анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

-         выполнять методическую работу, связанную с использованием ЦОР, ИУМК в процессе обучения  в составе школьных и других УМО.

Таким образом, в результате изучения модуля у студентов

-         закрепляются теоретические знания в области методики обучения математике;

-         вырабатывается системный подход к решению профессиональных задач в области обучения математике;

-         формируются методические навыки и умения в области информатизации образования;

-         развивается профессиональная компетентность, гибкое методическое мышление.

 

2. Требования к уровню освоения  модуля

знать:

-         цели и задачи использования ИУМК и ЦОР в учебном процессе начальной школы;

-         основные достоинства и недостатки ИУМК и ЦОР, которые необходимо учитывать при использовании в процессе обучения математике в начальной школе;

-         методику использования ИУМК и ЦОР различных видов в процессе обучения математике в начальной школе;

-         санитарные правила и нормы, правила техники безопасности при работе с ЦОР.

уметь:

-         проводить методический анализ ИУМК и ЦОР с целью целесообразности их использования в процессе обучения начальной школы;

-         выявлять заложенные в ИУМК и ЦОР возможности для развития у детей учебной самостоятельности в процессе усвоения ими предметного (математического) содержания;

-         создавать собственные задания и уроки в анализируемых ИУМК и ЦОРах;

-         разрабатывать тесты разных видов по различным содержательным линиям начального курса математики;

-         конструировать урок математики в начальной школе на основе использования ИУМК и ЦОР;

-         организовывать на уроке с помощью ЦОР «квазиисследовательскую» деятельность учащихся;

-         при разработке конспекта урока органично сочетать применение ИУМК и ЦОР с различными образовательными технологиями.

-         использовать ИУМК и ЦОР для организации дифференцированного и индивидуального обучения;

-         эффективно использовать ИУМК и ЦОРы в процессе обучения математике в начальной школе с учетом специфики учебного предмета и возрастными особенностями младшего школьного возраста.

 

иметь представление о:

-         перспективах развития информатизации системы начального образования;

-         применении приобретенных знаний и умений в профессиональной деятельности, связанной с преподаванием других предметов учебного цикла;

-         новых и перспективных разработках ИУМК и ЦОР.

 

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение модуля

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр

в неделю

в год

в год

Лекции

4

4

1

 

 

Практические занятия

8

8

1

 

 

Самостоятельная работа

12

12

2

 

 

 

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по разделам модуля

         4.1. Лекционные занятия

п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Информатизация начального математического образования

2

 

 

2.

Методика использования ЦОР на уроках математики в начальной школе

2

 

 

 

Всего

4

 

 

 

         4.2. Практикум

4.2.1. Практические занятия, семинары

п/п

Наименование занятия

Номер

 темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

 

Методика использования ЦОР при организации изучения числовой и алгебраической линий в начальном курсе математики.

1,2

2

 

 

2.

Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Методика использования ЦОР в процессе обучения младших школьников решению задач.

1,2

2

 

 

3

Методика использования ЦОР в процессе изучения геометрического материала и величин.

1,2

2

 

 

4

Конструирование уроков математики в начальной школе с использованием ИУМК и ЦОР.

1,2

2

 

 

 

Всего

 

8

 

 

 

4.2.3. Самостоятельная работа

п/п

Наименование расчетно-графической работы (РГР), расчетно-графического задания (РГЗ), курсового проекта (работы)

Номера тем

лекций (только для РГР и РГЗ)

Неделя семестра, на которой выдается задание

1.

Ознакомление в компьютерном классе или на домашнем компьютере с ИУМК и ЦОР, используемые в начальной школе и анализ их дидактических возможностей.

 

1

2.

Разработка конспектов уроков математики (или их фрагментов) с использованием ИУМК и ЦОР

1, 2

2

3.

Подготовка презентаций, посвященных различным аспектам использования ЦОР при обучении учащихся математике в начальной школе.

 

2

 

4.3. Практики

Не предусмотрены

 

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы

Лекция 1. «Информатизация начального математического образования».

Информатизация общества и проблемы образования. Сущность понятий «Информационные ресурсы», «Информационные продукты». Влияния использования информационных продуктов на систему обучения математике в начальной школе. Цифровые образовательные ресурсы как средство обучения математике в начальной школе. Функции ЦОРов в процессе обучения математике в начальной школе. Реализация в ИУМК общего подхода к формированию информационных умений во взаимосвязи с предметными знаниями и умениями. Обзор ЦОР, ИУМК по математике в начальной школе, выпущенных в рамках программы ИСО, и их краткая характеристика.

 

Лекция 2. «Методика использования ЦОР на уроках математики в начальной школе».

Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на уроках математики. Применение электронных учебных пособий на разных этапах урока. Влияние ИКТ на развитие учебно-познавательной мотивации при изучении математики. Постановка и решение учебной задачи с помощью ЦОРов. Использование ЦОРов для организации контроля и самоконтроля. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения математике в начальной школе с использованием ИКТ. Построение индивидуальной образовательной траектории уроках математики в начальной школе.

 

6.1. Основная.

1.     Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех». - М., Центр «Педагогический поиск» 2004 г.

2.     Брыскина О.Ф. Конструирование уроков с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов // Информатика и образование. -2004. - №5.

3.     Дистанционное обучениеод ред. Полат Е.С. - М.: Владос, 1998.

4.     Дробышева И.В., Дробышев Ю.А., Малахова Е.И. Теоретические основы методики обучения математике. Тексты лекций. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2005.-130с.

5.     Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 192 с.

6.     Котова С.А., Граничина О. А., Савинова Л. Ю. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение. // Под ред. акад. Г.А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

7.     Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Ростов н/Д., 2004.

8.     Лыфенко А.В., Коркина Л.Н. Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальной школы в процессе изучения математики. //Материалы XVIII международной конференции «Применение новых технологий в образовании. – Троицк, 2007. – 529с.

9.     Методика обучения геометрии. Учебное пособие для  студентов высших педагогических учебных заведений. - Под. ред. В.А.Гусева.-М.: Изд. центр «Академия». -368с.

10. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: Варианты решения. - М.: Просвещение, 2004.-416с.

11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Полат Е.С. - М.: Academia, 1999.-272с.

12. Роберт И.В. Информационные технологии в науке и образовании .-М.: Школа-пресс, 1998.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

14. Теория и практика дистанционного обучения. //Под ред Е.С. Полат.-М.,2004.

15. Уваров А.Ю. На пути к общедоступной коллекции цифровых образовательных ресурсов. //Информатика и образование.- N7, 2005. - С.3-30.

16. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.

17. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного  обучения в современной школе //Директор школы. - М.,  2000.

 

6.2. Дополнительная.

1.     Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005.

2.     Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества. //Коммунист. М., 1988, №2

3.     Ефимова О.В., Моисеева М.В., Шафрин Ю.А. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры, задачи. М.: АБФ, 1997, ил., 560с.

4.     Епишева О.Б., Янсуфина З.И. Технология обучения в педагогическом учебном заведении: Проектирование основных технологических процедур достижения качества подготовки выпускников педвуза. Методическое пособие для преподавателей пед. учебных заведений.- Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2006. -114с.

5.     Информатизация общего среднего образования. Под ред. Д.Ш. Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004.-384с.

6.     Компьютерные телекоммуникации - школе. Пособие для учителя. /Под ред. Полат Е.С. - М..1995 - 168 с.

7.     Коркина Л.Н., Лыфенко А.В. Проблемы преподавания информатики в начальной школе. //Информационные технологии в образовании-2006. Сборник научных трудов участников VI научно-практической конференции-выставки. Ростов/н/Д, Ростиздат, 2006. – 168 с.

8.     Ким Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика для младших школьников. //Информатика и образование. – 1997. - №2.

9.     Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать. //Информатика и образование.- N3, 2004. -С.95-100.

10. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования.- М.: «Интеллект-центр», 2002.-296с.

11. Матрос Д.Ш. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» -педагогическое Общество России, М., 2001 г.

12. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.:АРКТИ, 2003.-112с.

13. Пискунова Е.В.  Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России. //Под ред. акад. Г.А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

14. Пока еще не поздно. Доклад Национальной комиссии США по преподаванию математики и естественных наук в XXI веке. В книге: Образование, которое мы можем потерять. Под ред. В.А. Садовничего.- М.:МГУ им.В.Ломоносва, 2002. -288с.Сб

15. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (на  основе анализа самостоятельной деятельности). - М.: Педагогика, 1975.

16. Талызина Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. - 1989. - №3.

17. Управление качеством образования //Под ред. М.М. Поташника, Педагогическое общество России - М., 2000.

18. Хуторский А.В. Интернет в школе: Практикум по дистанционному обучению.- М.:ИОСО РАО, 2000.

19. Шмаргун Н.И., Картакова Т.И., Зиновьева В.Н. Технические средства и аудиовизуальные технологии обучения. Учебное пособие. Калуга: изд-во «Гриф», 2002. – 236 с.

Ссылки на Интернет-ресурсы.

www.nfpk.kspu.kaluga.ru разработка учебно-методических материалов КГПУ им К. Э. Циолковского(проект ИСО НФПК).

http://school-collection.edu.ru – Единая национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.ioso.ru/distant/ - Российская Академия Образования. Лаборатория Дистанционного Обучения

http://www.emissia.50g.com/ -  Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал

http://vio.fio.ru/vio_site/ - Вопросы Интернет образования.

http://math.ournet.md/indexr.html - Виртуальная школа юного математика.

www.1september.ru Педагогический университет «первое сентября»

http://www.naukaran.ru/sb/2003_3-4/09.shtml –  Издательский дом «Наука»

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР

п/п

Наглядное

пособие

Вид наглядного пособия

Носитель информации

1

Электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование» ООО «ДОС»

Электронное учебное пособие

CD

2

ELSP/A2/Gr/001-001-03/18/06 Инновационный интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "ДОС"

Электронное учебное пособие

CD

3

ELSP/A2/Gr/001-001-03/19/06 Интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы». "

Электронное учебное пособие

CD

4

ELSP/A1/Gr/001-001-03/23/06

ИУМК «Математика в начальной школе» «Институт новых технологий» Арифметика 2-й класс

Электронное учебное пособие

CD

5

ELSP/A2/Gr/001-001-03/17/06

ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл.» Е.В. Вострогова, С.Ф. Горбов, З.Н. Новлянская, Н.Л. Табачникова, Е.В. Чудинова (Коханович)

Электронное учебное пособие

CD

6

ELSP/A2/Gr/001-005-19/07

Моя математика 1-4 кл. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П., Горячев  А.В. и др.

ЗАО «1 С Акционерное общество»

Электронное учебное пособие

CD

7

ELSP/A2/Gr/001-001-17/07

Математика 1-4 кл. Александрова Э.И. ООО «Дрофа»

Электронное учебное пособие

CD

 

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

 

Контроль усвоения содержания модуля осуществляется в следующих формах:

Текущий: проверка готовности к занятию проводится при ответе на контрольные вопросы и выполнении практических заданий

Промежуточный: проверка выполнения тестов после завершения темы (см. темы практических занятий)

Итоговый: зачет по содержанию модуля, включающий выполнение теста, презентацию творческих заданий,  ответ на контрольные вопросы, выполнение практического задания.