ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО»

 

Кафедра  естественно-математических дисциплин и методик преподавания их в начальной школе

 

Учебно-методический комплект  модуля «Использование ИКТ в обучении математике в начальной школе»  в рамках дисциплины «Методика преподавания  математики»

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Специальность 050708.65 «Педагогика и методика начального образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Калуга

2008


                                                                          Макет 6.1

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Методические указания преподавателю

по проведению практических занятий

 

Логика построения материалов по каждой теме практического занятия соответствует логике усвоения учебного материала студентами (от воспроизводящей деятельности к творческой). Следуя этой логике в материалы по каждому занятию включены вопросы репродуктивного характера (это как правило первое задание); практические задания по анализу ЦОР, УМК, ИУМК, конспектов уроков, методических рекомендаций к  ЦОР, УМК, ИУМК (задание 3 к практическому занятию 1 и 2, задание 2 к практическому занятию 3); задания по разработке упражнений, групп упражнений, тестов; задания по разработке фрагментов конспектов уроков и конспектов уроков (задание 4 к практическому занятию 1 и 2, задание 3 к практическому занятию 3); вопросы на формирование у студентов рефлексии (способности определять границы своего знания). Поэтому представляется целесообразным, чтобы студенты выполняли задания в указанной последовательности.

При проведении практических занятий необходимо предлагать студентам систему вопросов, нацеленных на актуализацию имеющихся у них методико-математических знаний, которые они почерпнули при изучении нормативного курса «Методика обучения математике».

Основными формами проведения занятий являются проектные игры, групповая и индивидуальная проектная работа, экспертизы-дискуссии, презентации, проектно-практические демонстрации и другие способы активизации познавательной, учебно-исследовательской и рефлексивной деятельности студентов. Учебный процесс носит интерактивный характер: студенты участвуют в дискуссиях, выполняют индивидуальные и групповые задания, выступают с краткой презентацией в группе с представлением собственного продукта деятельности и способов его получения.

Остановимся несколько подробней на том, каким образом дискуссия и деловая игра могут использоваться при проведении занятий. Для организации дискуссии на занятии целесообразно выделить в студенческом коллективе сторонников различных методических позиций. Для этого можно использовать материалы заданий для самостоятельной работы. Например, началом дискуссии об этапах формирования ИКТ-компетентности у младших школьников может стать обсуждение задания 1b практического занятия 2. Другой методический прием включения студентов в дискуссии состоит в постановке перед разными группами студентов взаимоисключающих заданий. Например, предложить одной мини-группе доказать, что внедрение ИКТ в практику обучения математике приведет к резкому снижению уровня сформированности приемов умственных действий у младших школьников и к тому, что школьники разучатся выражать свои мысли, строить монологическую речь, рассуждать, а другой группе студентов аргументировано доказать, что методически грамотное внедрение ИКТ позволит не только повысить качество знаний, но формировать у школьников умение решать информационные задачи.

Однако организации дискуссии достаточно сложная педагогическая задача при проведении занятий. Студенты не готовы демонстрировать различия мнений, они склонны соглашаться, уступать, стремятся уйти от проблемного обсуждения. Поэтому можно использовать специальные приемы акцентирующие внимание на различиях, а не на сходстве. Для этого можно выполнить следующее упражнение. Студенты встают, распределяются по аудитории и загадывают число от 1 до 3 (1, 2 или 3). Задача студентов состоит в том, чтобы, перемещаясь по аудитории, пожимать друг другу руки, встряхнув их 1, 2 или 3 раза (в соответствии с загаданным числом). Разговаривать не разрешается. Преподаватель прекращает выполнение задания по истечению времени и предлагает студентам кратко ответить на следующие вопросы: Что Вы испытывали, когда встречали партнера, загадавшего то же число? Другое число? Возникала ли у Вас потребность объединиться в группу с теми студентами, которые загадали то же число? С партнерами, загадавшими меньшее число? Большее?

При проведении занятия можно включать студентов в деловую игру, предлагать им проиграть фрагмент составленных ими уроков. Важно, чтобы не только один студент играл роль учителя, но и другие студенты определили для себя возможные роли: коллеги; ученика; методиста; автора-разработчика, используемого ЦОР, УМК, ИУМК; автора учебника  и пр.

Особенностью данных практических занятий является то, что они обязательно проводятся в компьютерном классе, где уже установлено соответствующее программное обеспечение. Студенты должны демонстрировать свое умение использовать анализируемые ЦОР, УМК и ИУМК в различных режимах (ученик, учитель, администратор) и в различных версиях (локальной и сетевой).

Необходимо при проведении занятия предлагать студентам оценить свою работу, а на заключительном этапе занятия выделять время для проведения рефлексии.

Одним из практических результатов изучения студентами данного модуля должно стать их индивидуальный методический портфолио, который может быть создано как в электронном так и в бумажном виде. Целесообразно предложить студентам включать в него наиболее интересные задания; описание наглядных пособий, которые целесообразно использовать вместе с отдельными компонентами ЦОР, УМК, ИУМК; фрагменты конспектов уроков с указанием тем и используемых ЦОР, УМК, ИУМК; конспекты уроков с указанием тем и используемых ЦОР, УМК, ИУМК; методические статьи с указанием выходных данных; тесты для младших школьников, разработанные в процессе подготовки к занятиям и пр. Целесообразно предложить студентам продемонстрировать индивидуальный методический портфолио на заключительном занятии и сделать выставку портфолио на кафедре, чтобы студенты могли при желании обменяться его материалами друг с другом.

При проведении практических занятий целесообразно учитывать место конкретного занятия в структуре модуля с точки зрения приоритетов учебных целей и задач, определяемых логикой компетентностного подхода к подготовке специалиста с учетом последовательности усвоения материала, обеспечивающей преемственность теории и практики в овладении студентами содержанием обучения, с учётом специфики предметной области.

Практическое занятие способствует формированию элементов основных компетентностей будущего учителя начальной школы. Очевидно, при этом реализуются межпредметные связи модуля – с курсами педагогики, психологии,  практическим и теоретическим курсами математики и информатики.

Технические свойства ЦОР предполагают вариативность подготовки отдельных заданий практического занятия. Это позволяет студенту работать в удобном для него режиме с применением индивидуальных стратегий, что развивает автономию учебной деятельности, повышает ее личностный смысл и ответственность за ее выполнение. Обсуждение различных вариантов выполнения учебных заданий в ходе занятия неизбежно усилит их интерактивную составляющую, что принципиально важно для формирования профессионально-значимых качеств личности будущего учителя начальных классов.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

 

Тема: Методика использования ЦОР при организации изучения числовой и алгебраической линий в начальном курсе математики.

Продолжительность 2 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель.

Учебные:

-         формирование представлений о ЦОРах и ИУМК и их назначении;

-         ознакомление с  основными требованиями к ЦОРАм и ИУМК;

-         формирование умений по оцениванию качества ЦОРов и ИУМК;

-         изучение возможностей использования ЦОРов и ИУМК при изучении числовой и алгебраической линий в начальном курсе математики;

-         формирование умения разрабатывать фрагменты конспектов уроков с использованием ЦОР и ИУМК на различных этапах урока математики при изучении числовой и алгебраической линий

-         формирование умений по организации исследовательской деятельности школьников в процессе формирования математических понятий.

 

Воспитательные:

-         формирование эмоционально-волевой сферы студентов, стимулирование их к развитию мировоззрения;

-         формирование творческого подхода к решению познавательных и практических задач, четкости и организованности в труде;

-         формирование умения контролировать свою деятельность, оценивать ее, проявлять коллективизм и взаимопомощь;

-         формирование умения аргументировано отстаивать свою позицию в ходе дискуссии;

-         осознание значимости использования ЦОР в профессиональной деятельности учителя.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М., 1997. (см. Глава 2. Основные Понятия начального курса математики и особенности их формирования у младших школьников).

Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций. – М., 2005. (см. Глава 2. Изучение чисел в начальной школе, Глава 3. Изучение арифметических действий в начальной школе., Глава 6. Алгебраический материал в программе начальных классов).

«Открываем законы родного языка, математики и природы: Интегрированный УМК для начальной школы» (см. Модуль «Методический кабинет», раздел «Математическая справка», темы «Обучение арифметическим действиям», «обучение нумерации», «Обучение  элементам алгебры»).

 

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

УМК по математике для начальной школы образовательных систем «Школа России» (М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова по ред. М.Ю. Колягина), «Гармония» (Н.Б. Истомина), «Школа 2000» (Петерсон Л.Г.), «Школа 2100» (Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких), «Начальная школа  XXI века» (Рудницкая В.Н.), «Математика и конструирование» (С.И. Волкова, О.Л.Пчелкина).

1.     Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

2.      

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

Электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование» ООО «ДОС»

Изучение структуры ЦОР,УМК и ИУМК; изучение реализации в них различных требований; изучение методики использования  ЦОР, УМК и ИУМК в процессе обучении математике в начальной школе

 

 

Установленный в режиме сетевой работы с рабочими местами  ученика и учителя.

 

ELSP/A2/Gr/001-001-03/18/06 Инновационный интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "ДОС"

 

ELSP/A2/Gr/001-001-03/19/06 Интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы»

 

ELSP/A1/Gr/001-001-03/23/06

«Математика в начальной школе» 2-й класс

 

 

ELSP/A2/Gr/001-001-03/17/06

Е.В. Вострогова, С.Ф. Горбов, З.Н. Новлянская, Н.Л. Табачникова, Е.В. Чудинова (Коханович) ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл.»

Ознакомление со структурой.

 

 


5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

 

1.     Прочитайте учебные и воспитательные цели занятия, определите для себя, чему Вы должны научиться.

2.     Прочитайте внимательно задания к данному занятию и список рекомендованной к нему литературы.

3.     Пользуясь списком литературы, найдите материал по теме занятия.

4.     Проверьте себя: на какие вопросы вы ответили, на какие не нашли ответа.

5.     Установите необходимое для подготовки к занятию программное обеспечение на своем ПК, предварительно ознакомившись с руководством по установке для каждого ЦОР, ИУМК и УМК. О возникших проблемах сообщите преподавателю. При отсутствии возможности использовать ПК выполняйте задания для самостоятельной работы в компьютерном классе университета.

6.     Выполните задания 1-4 для самостоятельной работы в указанной последовательности. (Задания, обозначенные звездочкой, предлагаются для индивидуальной самостоятельной работы.)

7.     Определите границу своих знаний, выполнив задания 5.

8.     Начните оформлять индивидуальный методический портфолио.

 

Литература:

1.     Лекция 1, 2.

2.     Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение. Учебное пособие. Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2005. – 272 с.

3.     Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М., Владос, 2005. – 455 с.

4.     Методические рекомендации и руководство пользователя основных ЦОРов по математике для начальной школы.

5.     Уваров А.Ю. На пути к общедоступной коллекции цифровых образовательных ресурсов.//Информатика и образование.- N7, 2005. - С.3-13.

6. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости).

 

6.     Задания студентам для самостоятельной работы.

 

1.        Раскройте содержание общих вопросов, связанных с информатизацией начального математического образования.

a.      Почему информатизация образования является не только следствием информатизации российского общества, но и стимулом его развития?

b.     Сформулируйте и обоснуйте цели и направления внедрения средств ИКТ в образование.

c.     В современной системе образования используются нетрадиционные средства обучения, в частности: цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные издания (ЭИ), электронные учебные пособия, интегрированные учебно-методические комплексы (ИУМК), инновационные интегрированные УМК. Укажите общие и отличительные свойства каждого из этих средств обучения, сравните их с традиционными средствами обучения (учебником, тетрадью на печатной основе, наглядными пособиями).

2.        Познакомьтесь с отдельными компонентами электронных учебных пособий, выполнив следующие задания:

a.      В Инновационном интегрированном УМК "Начальная школа 1-4 классы" найдите задания, которые можно использовать для организации самостоятельной работы учащегося при изучении нумерации чисел в концентре сотня.

b.      Найдите в Инновационном интегрированном УМК "Начальная школа 1-4 классы" интерактивные модели, которые можно использовать  на уроке изучение нового материала по теме «Нумерация трехзначных чисел».

c.     Откройте в Интегрированном УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы» модуль «Плеер заданий» и познакомьтесь с различными видами заданий. При изучении каких содержательно-методических линий начального курса математики их можно использовать?

d.     Какие виды заданий можно конструировать с помощью Интегрированного УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы»? Создайте с помощью этого электронного пособия задания всех видов, которые можно использовать с целью запоминания младшими школьниками табличных случаев умножения и деления.

e.      Познакомьтесь с Модулем «Медиатека» Интегрированного УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы». Посмотрите анимированные сюжеты и выберите те, которые можно использовать при изучении числовой и алгебраических линий курса математики начальной школы.

f.       В электронном учебном пособии для начальной школы «Математика и конструирование» содержится конструктор выражений. Выполните все задания этого конструктора. Составьте задания к конструктору выражений, которые можно использовать для формирования мотивации изучения правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками.

3.        Проведите анализ отдельных компонентов электронных изданий, выполнив следующие задания:

a.      Проанализируйте структуру Электронного учебного пособия для начальной школы «Математика и конструирование; Инновационного интегрированного УМК "Начальная школа 1-4 классы"; Интегрированного УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы» по следующим параметрам:

-       тип используемой ОС;

-       тип организации взаимодействия с ПП (сетевой, несетевой);

-       степень сложности требующихся умений взаимодействия с компьютерной техникой;

-       характер взаимодействия с пользователем (интерактивное, неинтерактивное);

-       функциональные возможности (мультимедийное, немультимедийное);

-       характер использования (иллюстрирующее, информирующее, обучающее, тренажерное, тестирующее, моделирующее, игровое, комплексное);

-       дидактическая роль (направленное на получение новых знаний, на уточнение и систематизацию суммы знаний, контроль знаний, развивающей направленности, комплексное);

-       компоненты действий (на исполнение, на преобразование, на конструирование)

-       достоинства и недостатки.

b.     Проведите анализ сопроводительной документации, руководства пользователя, методических рекомендаций по использованию Электронного учебного пособия для начальной школы «Математика и конструирование; Инновационного интегрированного УМК "Начальная школа 1-4 классы"; Интегрированного УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы».

c.     Проведите сравнительный анализ содержания числовой линии начального курса математики, представленного электронным учебным пособием для начальной школы «Математика и конструирование»; инновационным интегрированным УМК "Начальная школа 1-4 классы"; интегрированным УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы» и программой по математике М.И. Моро и др. Заполните таблицу, используя тематическое планирование и содержание названных ЦОРов.

Темы начального курса математики М.И. Моро и др.

 

Темы электронного учебного пособия для начальной школы «Математика и конструирование»

Темы инновационного интегрированного УМК "Начальная школа 1-4 классы"

 

Темы интегрированного УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы»

 

 

 

 

 

 

 

 

Какой ЦОР наиболее полно раскрывает содержание числовой линии начального курса математики?

d.     Проведите сравнительный анализ содержания алгебраической линии начального курса математики, представленного электронным учебным пособием для начальной школы «Математика и конструирование»; инновационным интегрированным УМК "Начальная школа 1-4 классы"; интегрированным УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы» и программой по математике М.И. Моро. Заполните таблицу, используя тематическое планирование и содержание названных электронных учебных пособий.

4.     Научитесь конструировать различные компоненты урока математики, посвященные изучению нумерации, арифметических действий и элементов алгебры в начальной школе, с использованием электронных учебных пособий. Выполнение каждого задания занесите в свой индивидуальный методический портфолио.

a.      Учитель решил использовать Инновационный интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" при обобщении знаний по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд». Учитель для урока выбрал демонстрации раздела «Математика \ Арифметические действия с трехзначными числами». Какую из демонстраций целесообразно на Ваш взгляд использовать сначала, а какую потом. Ответ обоснуйте. Составьте конспект фрагмента урока по указанной теме, соответствующий этапу усвоения новых знаний, в котором используются указанные демонстрации.

b.     В Инновационном интегрированном УМК "Начальная школа 1-4 классы" есть задания, формулировка которых дается диктором, а не представлена текстом. В частности в разделе «Математика \ Нумерация чисел от 20 до 100 \ Задания» это задание «Двузначные числа». Каким образом Вы станете использовать это задание на уроке, какие формы организации обучения целесообразно использовать. Почему? Составьте конспект фрагмента урока по соответствующей теме.

c.     Для формирования вычислительных умений учащихся начальных классов, основанных на присчитывании и отсчитывании по 1, используют линейку. Каким образом можно на уроке сочетать использование линейки как модели числового луча и объекта «Сложение и вычитание однозначных чисел» раздела «Математика \ Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитание \ Задания» Инновационного интегрированного УМК "Начальная школа 1-4 классы". Составьте конспект фрагмента урока, в котором на этапе устного счета используются линейка и указанный объект электронного издания.

d.     В Электронном учебном пособии для начальной школы «Математика и конструирование» содержится большое количество тренажеров, которые могут использоваться для формирования вычислительных навыков младших школьников. Подберите несколько заданий для этапа устного счета, чтобы их можно было использовать на уроке по теме «Табличные случаи умножения и деления (повторение)». В какой последовательности предложите эти задания, какие дополнительные вопросы предложите учащимся? Составьте фрагмент конспекта урока этапа формирование умений и навыков по данной теме.

e.      При выполнении задания 2е Практического занятия №1 Вы составили задания к конструктору выражений, которые можно использовать для формирования мотивации при изучении правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Разработайте фрагмент конспекта урока по теме «Правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками, содержащий действия всех ступеней», соответствующий этапу постановки и решения учебной задачи. Продумайте, как Вы будете организовывать квазиисследовательскую деятельность младших школьников?

f.       При выполнении задания 2с Вы познакомились с заданиями различных видов, которые можно составить с помощь Интегрированного УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы». Проанализируйте конспект урока по теме «Порядок действий. Скобки», который представлен в данном ИУМК в модуле «Методический кабинет». Задания каких видов используются? Какие ресурсы ИУМК задействованы в уроке? Какие методы и методические приемы используются в этом уроке? Как организуется работа с ИУМК?

g.     В Интегрированном УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы» найдите в медиатеке объект интерактивного взаимодействия «Выражения с переменной». Какие образовательные цели можно решить при использовании этого объекта на уроке математики.

h.     В Интегрированном УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы» найдите в медиатеке интерактивные задания, связанные с функциональной пропедевтикой. С какой целью эти задания можно использовать на уроке математики. Составьте фрагмент урока математики, на котором организуется квазиисследование зависимости изменением суммы и изменения одного из слагаемых.

i.        В Интегрированном УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы»  есть возможность создавать тесты разных видов. Составьте тест по теме «Табличные случаи сложения (сложение с переходом через разряд)», используя разные шаблоны, которые предлагаются в ИУМК.

5.     Определите границы своих знаний

a.      В изученном содержании выделите положения, которые были Вам известны из курса «Методика обучения математике». Какие новые знания Вы приобрели в процессе подготовки к занятию, какие умения освоили?

b.     В изученном материале выделите положения, которые Вы принимаете на вооружение, и будете использовать в своей школьной практике. С какими положениями Вы не согласны и почему?

c.     Начните создание Вашего индивидуального методического портфолио по проблеме использования ЦОР и ИУМК в процессе преподавания математике в начальной школе. Помните о необходимости указания темы урока и используемого ЦОР и ИУМК.

d.     При выполнении заданий данного практического занятия Вы изучали структуру и методику использования трех электронных учебных пособий. Очевидно, что количество электронных ресурсов, предназначенных для использования при преподавании математики в начальной школе гораздо больше и необходимо выработать для себя алгоритм/алгоритмическое предписание знакомства с новым электронным учебным пособием. Проанализируйте свою деятельность при выполнении заданий и составьте такой алгоритм/алгоритмическое предписание. Примените составленный Вами алгоритм/алгоритмическое предписание для знакомства с ИУМК для системы общего образования «Новая начальная школа. 1-4 кл.» авторов Е.В. Вострогова, С.Ф. Горбов, З.Н. Новлянская, Н.Л. Табачникова, Е.В. Чудинова (Коханович).

e.      На какие вопросы, связанные с использованием ИКТ при изучении числовой и алгебраической линий курса математики начальной школы Вы не получили ответа. Сформулируйте их для обсуждения с коллегами и преподавателем.

 

8. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия.

Контрольные вопросы по теме занятия

1.     Что такое ЦОР?

2.     Что такое ИУМК?

3.     Перечислите основные технические требования к оборудованию, предъявляемые ЦОР.

4.     Назовите методические особенности ЦОР и ИУМК как учебных пособий.

5.     Перечислите структурные элементы ЦОР и ИУМК и кратко охарактеризуйте их.

6.     Перечислите навыки и умения, которые могут быть сформированы с помощью каждого ЦОР  и ИУМК при изучении числовой и алгебраической линий.

7.     Укажите, на каких конкретно уроках математики может быть использованы ЦОР и ИУМК при изучении числовой содержательной линии.

8.     Укажите, на каких конкретно уроках математики может быть использованы ЦОР и ИУМК при изучении алгебраической содержательной линии.

9.     Определите методы и приемы использования рассмотренных  ЦОР и ИУМК.

10. Проиллюстрируйте на примерах, как в содержании и организационно-методических средствах ИУМК реализуются  основные положения методики изучения арифметических действий.

11.  Проиллюстрируйте на примерах, как в содержании и организационно-методических средствах ИУМК реализуются  основные положения методики изучения нумерации.

 

Тест по теме занятия

 

1.                  

Укажите ЦОР и/или ИУМК, в котором (ых) алгебраическая линия представлена наиболее полно

a.     Электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование»;

b.    Инновационный интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы";

c.     Интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы»;

d.    УМК «Математика в начальной школе» 2-й класс;

e.     ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл;

f.      Таких нет

2.                  

Укажите ЦОР и/или ИУМК, который (ые) невозможно использовать в представленном в настоящий момент виде во всех классах начальной из-за их неполноты

a.     Электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование»;

b.    Инновационный интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы";

c.     Интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы»;

d.    УМК «Математика в начальной школе» 2-й класс;

e.     ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл»;

f.      Таких нет

3.                  

Установите соответствие между компонентами электронного ресурса, используемыми при изучении числовой линии курса математики, и соответствующим им электронным ресурсом

Название компонента ресурса

Название ресурса

a.         Конструктор «Числовой автомат»

a.                      Электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование»

b.        Объект интерактивного взаимодействия «Нумерация чисел 1-10»

b.                     Интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы»

c.        Объект-задание «Последовательность чисел на луче»

c.                     ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл

d.        Объект интерактивного взаимодействия «Нумерационные случаи сложения и вычитания»

 

e.         Объект интерактивного взаимодействия «Касса цифр»

 

 

 

4.                  

Укажите, с какой целью можно использовать Интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы» при изучении числовой и алгебраической линий начального курса математики

a.     для организации исследовательской деятельности учащихся;

b.    для исследования уровня психического развития учащихся;

c.     для контроля сформированности умений и навыков учащихся;

d.    для самообразования учителя;

e.     для организации и проведения индивидуальной работы учащихся;

f.      для демонстрации анимированных обучающих сюжетов;

g.     для создания анимированных сюжетов

 

5.                  

Укажите структурные элементы, которые не являются модулями Интегрированного УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы»

a.     Конструктор уроков

b.    Конструктор заданий

c.     Конструктор медиатеки

d.    Индивидуальный портфель

e.     Методический кабинет

f.      Электронная библиотека

g.     Журнал успешности

h.     Плеер уроков

i.       Плеер заданий

j.       Плеер медиатеки

6.                  

Укажите виды репродуктивных заданий, которые используются в Электронном учебном пособии для начальной школы «Математика и конструирование»

a.     Заполни магический квадрат

b.    Укажи один из многих

c.     Укажи несколько из многих

d.    Вставь число

e.     Установи соответствие

f.      Карточка

g.     Исправь ошибки

7.                  

С целью формирования вычислительных навыков в Интегрированном УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы» предлагаются тренажеры с общим интерфейсом (один из этих тренажеров представлен на рисунке).

Укажите при формировании каких вычислительных умений он не используется в названом ИУМК:

a.     Табличные случаи сложения и вычитания (до 10);

b.    Табличные случаи сложения и вычитания )до 20);

c.    Табличные случаи умножения и деления;

d.    Внетабличное сложение и вычитание;

e.     Внетабличное умножение и деление

f.      Алгоритм сложения и вычитания;

g.    Алгоритм умножения;

h.     Алгоритм деления.

8.                  

Укажите иллюстрации, на которых изображены объекты Инновационного интегрированного УМК "Начальная школа 1-4 классы", которые позволяют раскрыть содержание смысла деления

 

a.

b.    

c.    

d.    

9.                  

 

Укажите ресурс, который позволяет отбирать задания различного уровня сложности и реализовать дифференцированный подход в процессе изучения числовой и алгебраической линий начального курса математики

a.     Электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование»;

b.    Инновационный интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы";

c.    УМК «Математика в начальной школе» 2-й класс;

d.    Интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы»;  

e.     ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл»;

10.                 

 

Укажите ресурс, который можно использовать с целью демонстрации обоснования алгоритмов письменных вычислений

a.     Электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование»;

b.    Инновационный интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы";

c.    УМК «Математика в начальной школе» 2-й класс;

d.    Интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы»;

e.     ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл»;

Ключ теста к практическому занятию №1

 

Номер задания

Правильный ответ

1.      

c

2.      

d, e

3.      

a - a

b, d, e – b

c -

4.      

a, c, d, e, f

5.      

j

6.      

e

7.      

f, g, h

8.      

a, b

9.      

c

10.  

d

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

 

Тема: Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Методика использования ЦОР в процессе обучения младших школьников решению задач.

 

Продолжительность 2 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель.

Учебные:

-         формирование понятия «ИКТ-компетентность»;

-         формирование представлений о возможностях ЦОР и ИУМК при формировании ИКТ-компетентности у младших школьников;

-         формирование умение разрабатывать фрагменты конспектов уроков математики в ходе которых решается задача формирования ИКТ-компетентности младших школьников;

-         формирование представлений о возможности использования ЦОР  и ИУМК при обучении младших школьников решению текстовых задач;

-         формирование умения разрабатывать фрагменты конспектов уроков, предполагающих использование ЦОР и ИУМК на различных этапах урока математики при обучении младших школьников решению текстовых арифметических задач.

Воспитательные:

-         формирование  эмоционально-волевой сферы студентов, стимулирование их к развитию мировоззрения;

-         формирование творческого подхода к решению познавательных и практических задач, четкость и организованность в труде;

-         формирование умения контролировать свою деятельность, оценивать ее, проявлять коллективизм и взаимопомощь;

-         формирование умения аргументировано отстаивать свою позицию в ходе дискуссии.

 

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Бурмауина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Большая семерка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологичсекая компетентность. М, 2007.

Лыфенко А.В. Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов // Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов. Сборник материалов. Калуга, 2007.

Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М., 1997. (см Глава 4. Обучения младших школьников решению задач).

Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций. – М., 2005. (см. Глава 8. Решение задач в начальной школе).

Методические рекомендации для учителя начальной школы по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. ЗАО «Телевизионное объединение «Продюсерский центр «Школа». Санкт-Петербург, 2004. (см. раздел «Формирование элементарных навыков использования ИКТ в учебном процессе»).

 

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

УМК по математике для начальной школы образовательных систем «Школа России» (М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова по ред. М.Ю. Колягина), «Гармония» (Н.Б. Истомина), «Школа 2000» (Петерсон Л.Г.), «Школа 2100» (Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких), «Начальная школа  XXI века» (Рудницкая В.Н.), «Математика и конструирование» (С.И. Волкова, О.Л.Пчелкина).

 

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

 

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

Электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование» ООО «ДОС»

Изучение структуры ЦОР,УМК и ИУМК; изучение реализации в них различных требований; изучение методики использования  ЦОР, УМК и ИУМК в процессе обучении математике в начальной школе

 

 

Установленный в режиме сетевой работы с рабочими местами  ученика и учителя.

 

ELSP/A2/Gr/001-001-03/18/06 Инновационный интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "ДОС"

 

ELSP/A2/Gr/001-001-03/19/06 Интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы»

 

ELSP/A1/Gr/001-001-03/23/06

«Математика в начальной школе» 2-й класс

 

 

ELSP/A2/Gr/001-001-03/17/06

Е.В. Вострогова, С.Ф. Горбов, З.Н. Новлянская, Н.Л. Табачникова, Е.В. Чудинова (Коханович) ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл.»

Ознакомление со структурой.

 

 

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

 

1.     Прочитайте учебные и воспитательные цели занятия, определите для себя, чему Вы должны научиться.

2.     Прочитайте внимательно задания к данному занятию и список рекомендованной к нему литературы.

3.     Пользуясь списком литературы, найдите материал по теме занятия.

4.     Проверьте себя: на какие вопросы вы ответили, на какие не нашли ответа.

5.     Выполните задания 1-4 для самостоятельной работы в указанной последовательности. (Задания, обозначенные звездочкой, предлагаются для индивидуальной самостоятельной работы.)

6.     Определите границу своих знаний, выполнив задания 5.

7.     Продолжайте оформлять индивидуальный методический портфолио.

 

Литература:

1. Материал лекций 1-2.

2. Методические рекомендации и руководство Электронного учебного пособия для начальной школы «Математика и конструирование», Инновационного интегрированного УМК "Начальная школа 1-4 классы.

3. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение. Учебное пособие. Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2005. – 272 с.

4. Зиновьева В.Н., Лыфенко А.В. Методика обучения решению текстовых задач. Методические рекомендации по методике обучения математике в начальной школе. Калуга: изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2004. – 72с.

5. Интеграция информатики с предметами школьного цикла. Методические рекомендации для учителей начальных классов./Сост. Л.Н.Коркина, А.В.Лыфенко. – Калуга: КОИПКРО, 2007. – 52 с.

6. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. - М., 1977.

7. Царева С.Е. Обучение решению текстовых задач, ориентированное на формирование учебной деятельности младших школьников. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998.

 

6. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости).

 

8.     Задания студентам для самостоятельной работы.

1.     Раскройте содержание общих вопросов, связанных с формированием ИКТ-компетентности младших школьников в процессе изучения математики.

a.      Раскройте содержание понятий «ИКТ-компетентность» и «ИКТ-грамотность». Назовите умения, которыми должен обладать ИКТ-грамотный человек.

b.     Представьте себе, что Вы наблюдаете спор двух учителей начальных классов. Один утверждает: «Чтобы формировать «ИКТ-грамотность» у младших школьников необходимо в первую очередь развивать информационные умения учащихся при изучении ими различного содержания, в том числе математического. Для этого целесообразно предлагать учащимся информацию, заданную в различном виде (в виде текста, схемы или рисунка, таблицы и пр.), и учить выделять и проговаривать полученные новые сведения». Второй педагог не соглашается и говорит: «Необходимо при формировании «ИКТ-грамотности» у младших школьников большее внимание уделять обучению пользованию персональным компьютером и соответствующими программами, поскольку овладение манипулятором «мышь» и клавиатурой дается учащимся начальной школы с большим трудом». Позицию какого учителя Вы поддержали бы в споре? Обоснуйте свои взгляды.

2.     Познакомьтесь с компонентами электронных изданий, позволяющих формировать умения компьютерной грамотности, выполнив следующие задания:

a.      Познакомьтесь с Методическими рекомендациями для учителя начальной школы по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе, составленными для работы с ИУМК «Начальная школа 1-4». Каким образом авторы ИУМК предлагают вести пропедевтическую работу, направленную на  формирование информационно-технологической компетентности учащихся начальной школы. Какие в данном ИУМК существуют объекты, которые можно использовать с этой целью?

b.     Составьте задания, нацеленные на формирование у младших школьников умения искать необходимую информацию. В своих заданиях предложите учащимся организовать поиск в Инновационном интегрированном УМК "Начальная школа 1-4 классы" и Электронном учебном пособии для начальной школы «Математика и конструирование».

c.     В ИУМК и ЦОР часто информация предъявляется в табличном, графическом виде или в виде демонстрации, что упрощает ее восприятие, но вместе с тем может быть помехой при передаче информации на уроке от ученика к ученику. Это может быть связано с тем, что школьники не умеют представлять полученную информацию словесно или в виде текста. Составьте задания, при выполнении которых учащиеся учатся изменять способ представления одной и той же информации. Подумайте, всегда ли достижения этой цели необходимо использовать ЦОР и ИКМУ. Какие объекты различных ЦОР, УМК и ИУМК можно использовать для достижения названой цели?

3.     Проведите анализ отдельных компонентов электронных учебных пособий, выполнив следующие задания:

a.      Проведите сравнительный анализ содержания линии текстовых задач начального курса математики, электронным учебным пособием для начальной школы «Математика и конструирование»; инновационным интегрированным УМК «Начальная школа 1-4 классы»; и программой по математике М.И. Моро. Заполните таблицу, используя тематическое планирование и содержание названных электронных учебных пособий.

Темы начального курса математики М.И. Моро и др.

 

Темы, разделы Инновационного интегрированного УМК "Начальная школа 1-4 классы"

Темы, разделы Электронного учебного пособия для начальной школы «Математика и конструирование»

 

 

 

 

 

 

Какое электронное учебное пособие наиболее полно раскрывает содержание линии текстовых задач начального курса математики? Представлена ли названная линия в Интегрированном УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы»?

b.     Какие виды задач рассматриваются в каждом электронном учебном пособии?

c.     Каким образом решена проблема контроля за деятельностью учащихся при самостоятельном решении текстовых задач. В каком электронном учебном пособии возможно проконтролировать не только результат решения задачи, но и процесс решения?

d.     Рассмотрите задание Электронного учебного пособия для начальной школы «Математика и конструирование». Почему авторы предложили так много вопросов для конструирования решения?

Как нужно организовать деятельность учащихся на уроке, чтобы ученики решили эту задачу двумя арифметическими способами?

e.      В Электронном учебном пособии для начальной школы «Математика и конструирование»  предлагаются задачи на движение. Решите все эти задачи и установите, соответствует ли набор задач программе по математике М.И. Моро?

f.       Д.Л. Волковский в предисловии к своей книге «Детский мир в числах» (1923 г.) писал, что текст арифметической задачи должен быть наглядным, то есть «детям надо предлагать такие задачи, которые имеют в виду их интересы, их школьную и домашнюю жизнь и их действительные потребности». Проанализируйте задачи, которые представлены в УМК «Математика в начальной школе» 2-й класс, и выясните, являются ли они наглядными в том смысле, как это понимал Д.Л. Волковский. Приведите примеры.

g.     В УМК «Математика в начальной школе» 2-й класс учащемся предлагается «живая иллюстрация», задающая текстовую задачу. Найдите соответствующие объекты ресурса. Составьте несколько задач для интерактивной модели «канцелярский магазин». Оформите краткую запись условия и решения составленных Вами задач.

4.     Научитесь конструировать различные компоненты урока математики, посвященные изучению линии текстовых задач курса математики начальной школы, с использованием электронных учебных пособий. Выполнение каждого задания занесите в свой индивидуальное портфолио.

a.      В учебнике математики Л.Г. Петерсон (2 класс, 3 часть) есть следующая задача

 

Разработайте методику работы над этой задачей. Как изменится эта методика, если использовать следующее аналогичное задание «Найди массу одного кочана капусты» из Электронного учебного пособия для начальной школы «Математика и конструирование»

 

 

Выполните это задания для следющей задачи УМК «Математика в начальной школе» » 2-й класс

 

 

 

b.     Какие модели может использовать учитель при организации поиска решения задачи? Электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование» содержит конструктор «Схема для текстовых задач». Можно ли этот конструктор использовать как модель для поиска решения задачи? Ответ обоснуйте, приведите пример.

c.     Решая задачу Электронного учебного пособия для начальной школы «Математика и конструирование» учащийся допустил ошибку. Какие методические приемы работы над задачей Вы используете, для того, чтобы ученик смог осознать и исправить ошибку.

 

 

Разработайте фрагмент беседы, нацеленной на выявление и устранение ошибки.

d.     В курсе математики изучается зависимость между величинами «скорость», «время» и «расстояние». Ставьте фрагмент конспекта урока, на котором учащиеся знакомятся с характером зависимости между этими величинами. Используйте на уроке объекты интерактивного взаимодействия Интегрированного УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы». Продумайте формы организации деятельности учащихся на уроке.

5.     Определите границы своих знаний

a.      В изученном содержании выделите положения, которые были Вам известны из курса «Методика обучения математике». Какие новые знания Вы приобрели в процессе подготовки к занятию, какие умения освоили?

b.     В изученном материале выделите положения, которые Вы принимаете на вооружение, и будете использовать в своей школьной практике. С какими положениями Вы не согласны и почему?

c.     Продолжите создание Вашего индивидуального методического портфолио по проблеме использования ЦОР и ИУМК в процессе преподавания математике в начальной школе.

d.     На какие вопросы, связанные с использованием ЦОР и ИУМК при обучении решению текстовых задач Вы не получили ответа. Сформулируйте их для обсуждения с коллегами и преподавателем.

 

 

8. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия.

1.        Что такое «ИКТ-компетентность»?

2.        Каким образом можно формировать «ИКТ-компетентность» учащихся начальной школы с помощью различных ЦОР и ИУМК?

3.        Какие ЦОР, УМК и ИУМК содержат материал по теме «Текстовые задачи». Как он представлен?

4.        Почему не все ЦОР, УМК и ИУМК содержат материал по теме «Текстовые задачи»?

5.        Есть ли возможность учета индивидуальных особенностей учащихся при использовании ЦОР и ИУМК на разных этапах процесса обучения при изучении линии текстовых задач?

6.         Русский методист С.И. Шохор-Троцкий является автором метода целесообразных задач. В чем состоит сущность этого метода? Можно ли утверждать, что система задач на движение Электронного учебного пособия для начальной школы «Математика и конструирование»  является системой целесообразно подобранных задач.

 

Тест по теме занятия

 

1.                  

Укажите ЦОР и/или ИУМК, в котором (ых) есть специальные задания для формирования основ компьютерной грамотности у младших школьников

a.     Электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование»;

b.    Инновационный интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы";

c.    УМК «Математика в начальной школе» 2-й класс;

d.    Интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы»;  

e.     ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл»;

f.      Таких нет

 

2.                  

Укажите умения, которые необходимы для организации поиска информации

a.     Формирование стратегии поиска;

b.    Обоснование сделанного запроса;

c.    Выработка критериев отбора информации в соответствии с потребностью;

d.    Умение остановить поиск

3.                  

Укажите ЦОР и/или ИУМК, в котором (ых) реализована интерактивная модель для решения задач на взвешивание

a.     Электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование»;

b.    Инновационный интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы";

c.     УМК «Математика в начальной школе» 2-й класс;

d.    Интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы»;  

e.     ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл»;

f.      Таких нет

 

4.                  

Укажите ЦОР и/или ИУМК, которые позволяют обучать младших школьников решению текстовых задач

a.     Электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование»;

b.    Инновационный интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы";

c.    УМК «Математика в начальной школе» 2-й класс;

d.    Интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы»;  

e.     ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл»;

f.      Таких нет

 

5.                  

После верного решения задачи ЦОР «Математика и конструирование» учитель попросил учащихся установить время 7 с. Состояние модели Вы видите на иллюстрации. Что обозначает число 7 около изображения муравья на числовом луче?

a.     Расстояние между муравьем и жуком

b.    Время движения муравья

c.    Расстояние от муравья до земли

d.    Скорость сближения муравья и жука

 

6.                  

Учитель предложил на уроке следующее задание УМК «Математика в начальной школе» 2-й класс, имитирующее покупку товаров в канцелярском магазине. Учащиеся работали с этим заданием индивидуально, затем учитель попросил школьников записать числовые выражения, отвечающие на второй вопрос задания. Укажите выражения, соответствующие верному решению второй задачи.

a.     (7+3)×2+15+5

b.    15+15

c.    1+1+1+1+3+3+(7+3)×2

d.    15+5×3

e.     5+15+1+1+1+1+3+3

f.      7+3+5×3

 

7.                  

Учащимся была предложена задача Электронного учебного пособия для начальной школы «Математика и конструирование» , учащиеся дали верный ответ после работы с данной моделью.

 

 

Учитель предложил оформить решение этой задачи в тетради, и начертить схему. Укажите верную схему.

 

8.                  

Можно ли в предложенной модели так расположить на весах все фрукты, чтобы весы были в равновесии

 

a.     Да

b.    Нет

c.    Недостаточно данных

 

9.                  

Укажите этап работы над задачей, на котором целесообразно использовать Электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование»

a.     подготовительный этап к решению задачи;

b.    работа по разъяснению текста задачи;

c.    поиск пути решения – разбор задачи;

d.    составление плана решения и запись решения и ответа;

e.     работа над задачей после ее решения.

 

10.             

Укажите ресурс, который более всех богат интерактивными моделями, позволяющими обучать младших школьников решать текстовые арифметические задачи

a.     Электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование»;

b.    Инновационный интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы";

c.    УМК «Математика в начальной школе» 2-й класс;

d.    Интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы»;  

e.     ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл»;

 

 

Ключ теста к практическому занятию №2

 

Номер задания

Правильный ответ

1.      

c

2.      

a

3.      

a, b, c

4.      

a, c

5.      

c

6.      

a, b, d, e

7.      

b

8.      

a

9.      

c, d

10.  

a

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

 

 

Тема: Методика использования ЦОР в процессе изучения геометрического материала и величин.

Продолжительность  2 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель.

Учебные:

-         формирование представлений об использовании ЦОР при изучении геометрического материала и величин;

-         формирование умения разрабатывать фрагменты конспектов уроков с использованием ЦОР и ИУМК на различных этапах урока математики при изучении геометрического материала и величин

-         формирование умений по проектированию самостоятельной учебной деятельности учащихся в условиях использования ЦОР.

Воспитательные:

-         формирование  эмоционально-волевой сферы студентов, стимулирование их к развитию мировоззрения;

-         формирование творческого подхода к решению познавательных и практических задач, четкость и организованность в труде;

-         формирование умения контролировать свою деятельность, оценивать ее, проявлять коллективизм и взаимопомощь;

-         формирование умения аргументировано отстаивать свою позицию в ходе дискуссии.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М., 1997. (см. Глава 2. Основные Понятия начального курса математики и особенности их формирования у младших школьников).

Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций. – М., 2005. (см. Глава 4. Изучение величин в начальной школе., Глава 5. Геометрический материал в программе начальных классов).

 

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

УМК по математике для начальной школы образовательных систем «Школа России» (М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова по ред. М.Ю. Колягина), «Гармония» (Н.Б. Истомина), «Школа 2000» (Петерсон Л.Г.), «Школа 2100» (Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких), «Начальная школа  XXI века» (Рудницкая В.Н.), «Математика и конструирование» (С.И. Волкова, О.Л.Пчелкина).

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

 

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

Электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование» ООО «ДОС»

Изучение структуры ЦОР,УМК и ИУМК; изучение реализации в них различных требований; изучение методики использования  ЦОР, УМК и ИУМК в процессе обучении математике в начальной школе

 

 

Установленный в режиме сетевой работы с рабочими местами  ученика и учителя.

 

ELSP/A2/Gr/001-001-03/18/06 Инновационный интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "ДОС"

 

ELSP/A2/Gr/001-001-03/19/06 Интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы»

 

ELSP/A1/Gr/001-001-03/23/06

«Математика в начальной школе» 2-й класс

 

 

ELSP/A2/Gr/001-001-03/17/06

Е.В. Вострогова, С.Ф. Горбов, З.Н. Новлянская, Н.Л. Табачникова, Е.В. Чудинова (Коханович) ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл.»

Ознакомление со структурой.

 

 

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

 

1.     Прочитайте учебные и воспитательные цели занятия, определите для себя, чему Вы должны научиться.

2.     Прочитайте внимательно задания к данному занятию и список рекомендованной к нему литературы.

3.     Пользуясь списком литературы, найдите материал по теме занятия.

4.     Проверьте себя: на какие вопросы вы ответили, на какие не нашли ответа.

5.     Выполните задания 1-2 для самостоятельной работы в указанной последовательности. (Задания, обозначенные звездочкой, предлагаются для индивидуальной самостоятельной работы.)

6.     Определите границу своих знаний, выполнив задания 3.

7.     Продолжайте оформлять индивидуальный методический портфолио.

 

Литература:

-         Лекции 1-2.

-         Методические рекомендации и руководство электронного учебного пособия «Математика и конструирование» ООО «ДОС», ЭИ «Начальная школа, 1-4 класс, интегрированная учебная среда». – С.-Пб, 2004, Инновационного интегрированного УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО «Кирилл и Мефодий».

-         Методика обучения геометрии. Учебное пособие для  студентов высших педагогических учебных заведений. - Под. Ред. В.А.Гусева.-М.:Изд. центр «Академия». -368с.

-         Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. М.: ВЛАДОС, 2005. – 455 с.

-         Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение. Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2005. – 272 с.

-         Лыфенко А.В. Интеграция информатики с другими предметами // Интеграция информатики с предметами школьного цикла: методические рекомендации для учителей начальных классов. – Калуга, 2007.

6. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости).

7. Задания студентам для самостоятельной работы.

1.     Познакомьтесь с компонентами электронных изданий, позволяющих организовывать изучение геометрического материала и величин в начальной школе, выполнив следующие задания:

a.      Проведите сравнительный анализ содержания геометрической содержательной линии начального курса математики и линии «Величины», представленного электронным учебным пособием для начальной школы «Математика и конструирование»; инновационным интегрированным УМК "Начальная школа 1-4 классы, УМК «Математика в начальной школе» 2-й класс, ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл и программой по математике М.И. Моро. Заполните таблицу, используя тематическое планирование и содержание названных электронных учебных пособий.

Темы начального курса математики М.И. Моро и др.

 

Темы Инновационного интегрированного УМК "Начальная школа 1-4 классы"

Тема Электронного учебного пособие для начальной школы «Математика и конструирование»

Темы УМК «Математика в начальной школе» 2-й класс»

Темы ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какое электронное учебное издание наиболее полно раскрывает содержание данных линии начального курса математики?

b.     Повторите основные вопросы методики изучения геометрического материала начального курса математики. Какие существуют методические подходы к изучению величин в начальном курсе математики?

c.     Какие цели ставятся при изучении темы «Время и его измерения» в курсе математики Л.Г. Петерсон (3 класс, 2 часть). Какие умения должны быть сформированы после изучения этой темы. Найдите в Инновационном интегрированном УМК "Начальная школа 1-4 классы и электронном учебном пособии для начальной школы «Математика и конструирование» задания, которые помогут достичь названных целей и сформировать указанные умения.

d.     В Электронном учебном пособии для начальной школы «Математика и конструирование» есть математический конструктор «Весы», в Инновационном интегрированном УМК "Начальная школа 1-4 классы" есть раздел «Весы. Взвешивание предметов», в УМК «Математика в начальной школе» 2 класс – задачи на взвешивание различных предметов. Оцените степень активности учащихся при выполнении заданий из каждого электронного учебного пособия.

e.      Найдите в Интегрированном УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы» и ИУМК «Новая начальная школа 1-4 кл» дидактические материалы по теме «Величины. Измерение величин», с помощью которых можно реализовать на уроке межпредметные связи математики и других предметов школьного цикла. Приведите примеры.

f.       Какие конструкторы Электронного учебного пособия для начальной школы «Математика и конструирование» можно использовать для формирования пространственных представлений школьников? Выполните все задания этих конструкторов. Возникли ли у Вас затруднения, подумайте, какова их причина?

2.     Научитесь конструировать различные компоненты урока математики, посвященные изучению геометрического материала и величин в начальной школе, с использованием электронных учебных пособий. Выполнение каждого задания занесите в свое индивидуальное портфолио.

a.      При изучении темы «Периметр многоугольника» учитель поставил перед школьниками цель найти периметр конкретного многоугольника. Для этого он организовал групповую работу и предложил одной группе учащихся вырезанную из картона модель произвольного пятиугольника и учащимся нужно было измерить стороны пятиугольника и вычислить его периметр, другой группе предложил эту же модель, нужно было воспользоваться ниткой и линейкой, и найти периметр, не производя вычислений, а третьей группе дал возможность использовать раздел «Математика \ Периметр многоугольника \ Задания» Инновационного интегрированного УМК "Начальная школа 1-4 классы" и найти периметр с помощью компьютерной линейки. Оцените такой вариант урока. Каковы его достоинства и недостатки?

b.     С какой целью, на каком этапе урока может быть предложено школьником следующее задание. Как будет рассуждать школьник,

 

выполняя это задание? Есть ли в Инновационном интегрированном УМК "Начальная школа 1-4 классы" аналогичные задания с другими объектами? Подберите иллюстрации и составьте задания, которыми можно дополнить это пособие.

c.     В Электронном учебном пособии для начальной школы «Математика и конструирование» есть математический конструктор «Деление на части». При изучении какой темы начального курса математики можно использовать это задание? Какие наглядные пособия нужно предложить учащимся перед выполнением этого задания на компьютере? При работе с каким УМК  и какими учебниками целесообразно использовать данный компонент образовательного ресурса. Составьте фрагмент конспекта урока по определенной Вами теме.

d.     В Электронном учебном пособии для начальной школы «Математика и конструирование» есть конструктор «Кубики». Опишите, как он работает. Составьте инструкцию для младших школьников, объясняющую правила управления конструктором. Какие наглядные пособия Вы используете прежде, чем предложить ученикам задания конструктора? Составьте подготовительные задания с указанными Вами наглядными пособиями. Разработайте фрагмент конспекта урока, в ходе которого решается задача формирования пространственных представлений младших школьников и используются традиционные наглядные пособия и конструктор «Кубики» указанного пособия.

e.      При выполнении задания 1е Вы нашли  дидактические материала по теме «Величины», с помощью которых можно реализовать на уроке межпредметные связи. Составьте конспект урока математики по теме «Время и его измерение».

f.       В ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл.» авторов Е.В. Вострогова, С.Ф. Горбов, З.Н. Новлянская, Н.Л. Табачникова, Е.В. Чудинова (Коханович) есть возможность познакомить младших школьников с измерением величин, которые традиционно в начальном курсе математики не рассматриваются. Как Вы думаете, с чем это связано? Составьте фрагмент конспекта урока по теме «Измерение площади», в ходе которого будет использоваться модуль «Как измерить все на свете. Косвенные измерения» названного ИУМК. Какую учебную задачу поставите, как подойдете к организации процесса ее решения?

3.     Определите границы своих знаний

a.      В изученном содержании выделите положения, которые были Вам известны из курса «Методика обучения математике». Какие новые знания Вы приобрели в процессе подготовки к занятию, какие умения освоили?

b.     В изученном материале выделите положения, которые Вы принимаете на вооружение, и будете использовать в своей школьной практике. С какими положениями Вы не согласны и почему?

c.     Продолжите создание Вашего индивидуального методического портфолио по проблеме использования ЦОР и ИУМК в процессе преподавания математике в начальной школе.

d.     На какие вопросы, связанные с использованием ЦОР и ИУМК при изучении геометрического материала и величин Вы не получили ответа. Сформулируйте их для обсуждения с коллегами и преподавателем.

 

8. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия.

 

1.                      Охарактеризуйте основные возможности каждого из изучаемых электронных учебных пособий при изучении геометрической содержательной линии и линии «Величины».

2.                      Найдите общее и отличие в структуре построения электронных учебных пособий?

3.                      Есть ли возможность изучения геометрической содержательной линии не прибегая к традиционному учебнику?

4.                      Каким образом ученик может использовать моделирование при изучении геометрического материала и темы «Величины». Приведите конкретные примеры.

5.                      Существует ли возможность составления индивидуальных заданий для учащихся при использовании данных электронных учебных пособий с учетом а) уровня их подготовки; б) типа восприятия?

6.                      Какие типы контрольных заданий используются для контроля процесса усвоения  геометрического материала.

 

Тест по теме занятия

 

1.  

Укажите ЦОР и/или ИУМК, который(ые) ориентирован(ы) на организацию процесса обучения математики по конкретному УМК.

 

a.     Электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование»;

b.    Инновационный интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы";

c.     УМК «Математика в начальной школе» 2-й класс;

d.    Интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы»;  

e.     ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл»;

f.      Таких нет

 

2.  

С какой целью может быть предложено следующее задание ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл.»

a.     Для формирования умения измерять расстояния

b.    Для реализации межпредметных связей курсов «Математика» и «Окружающий мир»

c.     Для формирования умения вычислять расстояние

d.    Для контроля за усвоением умений измерять и вычислять расстояние

 

3.  

Ученик выполнил задание ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл.» следующим образом. Укажите содержание каких понятий он не освоил

a.     Больше/меньше в

b.    Больше/меньше на

c.     Смысл умножения

d.    Смысл деления

e.     Смысл сложения

f.      Нельзя дать ответ

4.  

В Интегрированном УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы» есть задания разного уровня сложности. Укажите из предложенных ниже задания более высоко уровня сложности.

a.

b.

c.

d.         

5.  

 

Укажите ЦОР и/или ИУМК, в котором(ых) геометрическая линия курса математики начальной школы специально не разрабатывалась

a.     Электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование»;

b.    Инновационный интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы";

c.     УМК «Математика в начальной школе» 2-й класс;

d.    Интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы»;  

e.     ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл»;

 

6.  

Укажите задание(я), которое(ые) целесообразно предложить младшим школьникам при знакомстве с палеткой

a.    

b.   

c.    

d.

7.  

Укажите задание (я), которое можно использовать для постановки и решения учебной задачи при изучении геометрического материала

a.    

b.   

c.    

d.   

8.  

Укажите темы геометрической линии начального курса математики, которые не нашли отражение в Электронном учебном пособии для начальной школы «Математика и конструирование»

a.     Отрезок.

b.    Прямая.

c.     Ломанная.

d.    Многоугольники и их виды.

e.     Угол. Виды углов. Прямой угол.

f.      Луч.

g.     Прямоугольник и его свойства.

h.     Квадрат и его свойства.

i.       Треугольник. Виды треугольников.

9.  

Укажите задания, которые целесообразно использовать для организации итогового контроля усвоения знаний учащихся в рамках геометрической линии курса математики начальной школы

a.    

b.   

c.    

d.    Никакое задание из предложенных

10.             

Укажите электронное учебное пособие, которое полностью реализует требования Государственного образовательного стандарта по математики для начальной школы по преподаванию элементов геометрии

a.     Электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование»;

b.    Инновационный интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы";

c.     УМК «Математика в начальной школе» 2-й класс;

d.    Интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы»;  

e.     ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл»;

f.      Таких нет

 

Ключ теста к практическому занятию №3

 

 

Номер задания

Правильный ответ

1.      

e

2.      

b, c

3.      

a

4.      

b, c

5.      

d

6.      

c

7.      

a

8.      

e, g, h, i

9.      

a, b

10.  

f

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

 

Тема: Конструирование уроков математики в начальной школе с использованием ЦОР и ИУМК.

Продолжительность  2 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель.

Учебные:

-         осмысление требований развивающего обучения к современному уроку математики с использованием ЦОР.

-         формирование представлений о возможностях использования  ЦОР на уроках математики;

-         формирование умений по конструированию отдельных этапов урока с использованием ЦОР в качестве основного средства обучения;

-         формирование умений по конструированию уроков с использованием различных видов ЦОР и ИУМК;

-         формирование умений по применению ИУМК при конструировании уроков различных типов.

Воспитательные:

-         формирование эмоционально-волевой сферы студентов, стимулирование их к развитию мировоззрения;

-         формирование творческого подхода к решению познавательных и практических задач, четкость и организованность в труде;

-         формирование умения контролировать свою деятельность, оценивать ее, проявлять коллективизм и взаимопомощь.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение. – Смоленск, 2005. (см. Глава 2. Учебная деятельность младшего школьника в процессе обучения математике, Глава 7 Урок математики в начальных классах).

Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций. – М., 2005. (см. Глава 9. Методическая подготовка учителя к обучению математике в начальной школе, Глава 10. Личностно-ориентированное обучение на уроках математики в начальной школе).

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

УМК по математике для начальной школы образовательных систем «Школа России» (М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова по ред. М.Ю. Колягина), «Гармония» (Н.Б. Истомина), «Школа 2000» (Петерсон Л.Г.), «Школа 2100» (Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких), «Начальная школа  XXI века» (Рудницкая В.Н.), «Математика и конструирование» (С.И. Волкова, О.Л.Пчелкина).

Методические рекомендации по конструированию урока математики в начальной школе.

 

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

Электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование» ООО «ДОС»

Изучение методики использования  ЦОР,УМК и ИУМК в процессе обучении математике в начальной школе.

 

Установленный в режиме сетевой работы с рабочими местами  ученика и учителя.

 

ELSP/A2/Gr/001-001-03/18/06 Инновационный интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "ДОС"

 

ELSP/A2/Gr/001-001-03/19/06 Интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы»

 

ELSP/A1/Gr/001-001-03/23/06

УМК «Математика в начальной школе» 2-й класс

 

 

ELSP/A2/Gr/001-001-03/17/06

Е.В. Вострогова, С.Ф. Горбов, З.Н. Новлянская, Н.Л. Табачникова, Е.В. Чудинова (Коханович) ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 кл.»

 

 

ELSP/A2/Gr/001-005-19/07

Моя математика 1-4 кл. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П., Горячев  А.В. и др.

ЗАО «1 С Акционерное общество»

 

 

 

ELSP/A2/Gr/001-001-17/07

Математика 1-4 кл. Александрова Э.И. ООО «Дрофа»

 

 

 

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

При самостоятельном выполнении заданий на этапе  подготовки к занятию необходимо опираться на  теорию современного урока. При отборе ЦОР, используемых на каждом  из этапов урока  (актуализация знаний, формирование новых знаний и способов действий, формирование умений и навыков) необходимо, в первую очередь, исходить из того, какие цели  и задачи реализуются на них.

1)     Прочитайте учебные и воспитательные цели занятия, определите для себя, чему Вы должны научиться.

2)     Прочитайте внимательно задания к данному занятию и список рекомендованной к нему литературы.

3)     Пользуясь списком литературы, найдите материал по теме занятия.

4)     Проверьте себя: на какие вопросы вы ответили, на какие не нашли ответа.

5)     Выполните задания 1-2 для самостоятельной работы в указанной последовательности. (Задания, обозначенные звездочкой, предлагаются для индивидуальной самостоятельной работы.)

6)     Продолжайте оформлять индивидуальный методический портфолио.

 

Литература:

1.     Лекция 1-2.

2.     Методические рекомендации и руководство электронного учебного пособия «Математика и конструирование» ООО «ДОС», ЭИ «Начальная школа, 1-4 класс, интегрированная учебная среда». – С.-Пб, 2004, Инновационного интегрированного УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО «Кирилл и Мефодий».

3.     Левченко И. В. Реализация структурных элементов урока при использовании компьютера. // Информатика и образование, № 3 — 2002.

4.     Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 – 336 с.

5.     Зиновьева В.Н. Внедрение технологии деятельностного метода в учебно-воспитательный процесс учреждений профессионально-педагогического образования. /Сб. «Школа 2000…». Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Вып. 5. М.: УМЦ «Школа 2000…), 2005. 384с. С.227-234

6.     Зиновьева В.Н. Межпредметные связи методики обучения математики с курсом «Теоретические основы развивающего обучения математики». //Проблемы и перспективы начального и дошкольного образования и их профессионального обеспечения на современном этапе. Сборник материалов Международной научно-практической конференции – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. – 426с. С. 261-268

 

6. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости).

 

7. Задания студентам для самостоятельной работы.

1.          Какие из рассмотренных ЦОРов  дают возможность учителю дополнять предложенную в них коллекцию заданий. Составьте задания по теме «Приемы устного сложения и вычитания в концентре сотня», которыми Вы могли бы дополнить соответствующие разделы указанных Вами ЦОРы.

2.     Проанализируйте модуль методиста инновационного интегрированного УМК «Начальная школа 1-4 классы» ООО «Кирилл и Мефодий». Какие права делегированы пользователю «методист»? В журнале успешности заполните карточки нескольких вымышленных учеников 2 класса, карточку для нескольких учителей. Продемонстрируйте изменение данных при открытии ЦОРа в режиме пользователя «учитель».

3.     Проанализируйте модуль учителя инновационного интегрированного УМК «Начальная школа 1-4 классы» ООО «Кирилл и Мефодий». Какие виды заданий может составить учитель, используя его. Составьте задание нескольких видов по теме «Табличное умножение и деление». Введите их в базу данных заданий этого ЦОРа с помощью конструктора заданий.

4.     Составьте свои несколько вариантов маршрута урока с использованием ЦОР «Математика и конструирование» по теме «Единицы массы» для работы по учебнику 4 класса часть 1 М.И. Моро.

5.     Какой из ИУМК позволяет экспортировать его элементы. Какие возможности это предоставляет учителю?

6.     Проанализируйте предложенный в методических рекомендациях ИУМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы» сценарий урока математики раздела «Элементы алгебры»(3 класс) Тема урока: Ознакомление с правилом порядка выполнения действий. Тип урока: изучение  нового учебного материала.

7.     Покажите пример работы с Методическим кабинетом (Инновационного интегрированного УМК "Начальная школа 1-4 классы"). Познакомьтесь с возможностью вывода материалов любого раздела на печать.

8.     Использование ИКС при проведении урока. Изучите работу с плеером уроков. Ознакомьтесь с основной формой представления учебных материалов для проведения уроков -  демонстрационными слайдами, содержащими текст и графический объект. Загрузите урок:

1 класс – Математика – Рабочая программа 1 – Тематический план 1 – Таблица сложения и вычитания – Таблица сложения и вычитания – Таблица сложения и вычитания в пределах 10. Выполните его. Ознакомьтесь с модулем Плеер заданий. Составьте задания, которые можно предложить при изучении данной темы.

9.                   Изучите работу с модулем «Индивидуальный портфель». Данный модуль содержит набор компонентов и инструментов, которые позволяют учителю хранить и отображать структуру тематических планов; добавлять новые планы; импортировать планы из шаблонов; редактировать существующие планы (добавлять, удалять, переименовывать, изменять положение в списке); переходить к созданию нового, редактированию или просмотру существующего урока; копировать тематические планы и уроки, созданные другими пользователями системы. Создайте фрагмент индивидуального тематического плана.

10.               Подготовка демонстрационных материалов к уроку с использованием  материалов ИУМК. Создать и предварительно просмотреть фрагмент урока учитель может с помощью Конструктора уроков. Конструктор уроков позволяет включить в «электронный» конспект демонстрационные слайды, тестовые задания, анимационные сюжеты и интерактивные дидактические средства. Изучите работу с модулем «Конструктор уроков». Создайте новый урок по предложенной Вам теме. Создайте слайд в редакторе Конструктора уроков.

11.               Дополните медиатеку собственными информационными объектами допустимых типов. Создайте новую рубрику в папке «Математика».

12.               Составьте конспект урока по выбранной Вами теме главная цель которого реализация межредметных связей урока математики и урока естествознания.

 

8. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия.

1.     Перечислите основные этапы урока математики.

2.     Назовите основные дидактические задачи, решаемые на каждом из этапов.

3.     Назовите дидактические возможности ЦОР.

4.     Исходя из дидактических возможностей ЦОР, укажите как их можно применять на каждом из этапов урока.

5.     За счет каких средств ЦОРов можно активизировать творческую деятельность учащихся на уроке математики?

6.     Покажите возможности использования ИУМК для конструирования современного урока математики.

7.     Что меняется в организации деятельности учителя, использующего в своей работе ЦОРы и ИУМК?