ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.Э.ЦИОЛКОВСКОГО»

___________________________________________________________________________

 

 

Кафедра  естественно-математических дисциплин и методик преподавания их в начальной школе

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

МОДУЛЯ:

«Использование ИКТ в обучении математике в начальной школе»

 в рамках дисциплины «Методика преподавания математики»

 

Специальность:

050708.65 «Педагогика и методика начального образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 Калуга

2008


Макет 2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.Э.ЦИОЛКОВСКОГО»

 

Кафедра  естественно-математических дисциплин и методик преподавания их в начальной школе

 

Учебно-методический комплект  модуля «Использование ИКТ в обучении математике в начальной школе»  в рамках дисциплины «Методика преподавания математики»

 

Специальность 050708.65 «Педагогика и методика начального образования»

 

 

АННОТАЦИЯ

 

1. Минимальные требования к содержанию  учебного модуля/курса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного экспертом описания модуля/курса).

Модуль входит в нормативный курс «Методика преподавания математики», читаемый в рамках подготовки специалиста по направлению  050708.65 «Педагогика и методика начального образования» (общая трудоемкость курса по ГОС ВПО – 320 часов).

ДПП.Ф.09 Методика преподавания математики.

Методика преподавания математики как учебный предмет.

Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность его изучения. Принципы построения курса математики в начальной школе. Развитие учащихся начальной школы в процессе изучения математики. Формирование вычислительных навыков. Методика обучения решению задач. Методика изучения алгебраического и геометрического материала. Методика работы над величинами. Анализ альтернативных программ и учебников по математике для начальной школы. Различные концепции построения начального курса математики.

 

2. Цели учебного модуля

 

Цель модуля - дать представление о возможностях информационно-коммуникационных технологий в обучении математике в начальной школе; подготовить студентов к использованию ИКТ в процессе обучения математике в начальной школе.

 

3. Задачи учебного модуля

·        познакомить студентов с ИУМК, ЦОР разработанными в рамках федеральной программы ИСО в образовательной области «Начальное образование», провести их сравнительный анализ, обсудить основные достоинства и недостатки каждого из пособий;

·        подготовить будущего учителя к методически грамотной организации и проведению уроков при обучении младших школьников математике с использованием ИКТ;

·        научить студентов создавать методические и организационные материалы для проведения уроков математики в начальной школе с использованием ИУМК, ЦОР;

·        подготовить учителя к формированию ИКТ- компетентности у  младших  школьников в процессе обучения математике;

·        развить творческий потенциал будущего учителя, необходимый ему для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях информационного общества.

4. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО).

Модуль предполагает интеграцию и актуализацию методологических, психолого-педагогических, методических и математических знаний.

Взаимосвязан со следующими дисциплинами:

ЕН.Ф.01 Математика и информатика.

ЕН.Ф.03 Аудиовизуальные технологии обучения.

ОПД.Ф.01 Психология.

ОПД.Ф.02 Педагогика.

ОПД.Ф.03 Педагогика начального образования.

ОПД.Ф.08 Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

ДПП.Ф.06 Математика

 

5. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля

В результате освоения модуля реализуются следующие задачи профессиональной подготовки студентов:

-         на уровне ключевых компетентностей: овладение общими знаниями в области применения информационных технологий в начальной школе, формирование умений по организации работы, направленной на выявление проблем и поиска путей их решения в области использования информационных технологий в процессе обучения, овладение коммуникативными умениями для работы в неоднородных группах, формирование критического мышления;

-         на уровне базовых компетентностей: развитие  гибкого профессионального мышления, овладение знаниями по организации процесса обучения математике в начальной школе с использованием электронных учебных пособий, содействие развитию творческой инициативы у будущих учителей;

-         на уровне специальных компетентностей: получение знаний об электронных учебных пособиях и требованиях, предъявляемых к ним, об основных ЦОР и ИУМК по математике для начальной школы,  овладение знаниям о конструировании учебной деятельности учащихся с использованием ЦОР и ИУМК, формирование умений по управлению учебной деятельностью учащихся при изучении компонентов содержания начального курса математики с использованием ЦОР и ИУМК.

 

5*. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля

В результате освоения модуля студенты должны:

знать:

-         цели и задачи использования ИУМК и ЦОР в учебном процессе начальной школы;

-         основные достоинства и недостатки ИУМК и ЦОР, которые необходимо учитывать при использовании в процессе обучения математике в начальной школе;

-         методику использования ИУМК и ЦОР различных видов в процессе обучения математике в начальной школе;

-         содержание понятия ИК-компетентность,  и пути его формирования у младших школьников в процессе обучения математике; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности при работе с компьютером.

уметь:

-         проводить методический анализ ИУМК и ЦОР с целью целесообразности их использования в процессе обучения начальной школы;

-         выявлять заложенные в ИУМК и ЦОР возможности для развития у детей учебной самостоятельности в процессе усвоения ими предметного (математического) содержания;

-         создавать собственные задания и уроки в анализируемых ИУМК;

-         разрабатывать тесты разных видов по различным содержательным линиям начального курса математики;

-         конструировать урок математики в начальной школе на основе использования ИУМК и ЦОР;

-         организовывать на уроке с помощью ЦОР «квазиисследовательскую» деятельность учащихся;

-         при разработке конспекта урока органично сочетать применение ИУМК и ЦОР с различными образовательными технологиями;

-         использовать ИУМК и ЦОР для организации дифференцированного и индивидуального обучения;

-         конструировать задания, нацеленные на формирование ИКТ-компетентности у младших школьников.

иметь представление о:

-         перспективах развития информатизации системы начального образования;

-         применении приобретенных знаний и умений в профессиональной деятельности, связанной с преподаванием других предметов учебного цикла;

-         новых и перспективных разработках ИУМК и ЦОР.

6. Перечень элементов комплекта УММ:

-         рабочая программа учебного модуля;

-         учебно-методическое обеспечение учебного модуля по видам занятий в соответствии с рабочей программой:

-         конспекты лекций;

-         методические рекомендации к практическим занятиям;

-         задания студентам для самостоятельной работы.

-         методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов:

-         вопросы и задания к зачету.

-         подготовка творческих заданий;

-         тестирование;

 

7. Инновационность комплекта УММ:

 

Современные информационные технологии неотступно входят в систему образования. В связи с этим происходит изменение содержания, методов и организационных форм учебной работы с целью подготовки выпускников образовательных учреждений к условиям жизни в информационном обществе. Основные направления внедрения современных информационных технологий в образование намечены в Федеральных целевых программах  «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005гг.)» и «Электронная Россия (2001-2010гг.), в отраслевых научно-технических программах «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования», «Создание системы открытого образования» и «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)» (РЕОИС).

Одна из задач второго этапа проекта «Информатизация системы образования» (ИСО)развернуть в большинстве школ страны практическое использование цифровых образовательных ресурсов, разработанных на первом этапе проекта; повсеместно перейти на современные программы подготовки и повышения квалификации учителей, которые основаны на использовании ИКТ, ориентированы на педагогические результаты и помогают работникам образования использовать ИКТ в качестве инструмента профессионального роста.

Однако в настоящее время отмечается низкая эффективность использования ИКТ учителями в практике работы начальной школы. Поэтому необходимо уделить внимание подготовке будущих учителей начальных классов к использованию информационных технологий в образовательном процессе, в частности, по математике. Разрабатываемый модуль должен способствовать решению этой задачи.

7.1. Инновационность по целям обучения

Цели и задачи модуля описываются в логике компетентностного подхода к подготовке специалиста, в соответствии с которым специальная компетентность и соответствующие ей профессиональные задачи базируются на ключевых и базовых компетентностях, что обеспечивается релевантностью модуля в качестве составляющей курса методики математики, межпредметными связями модуля и его ориентацией на широкое использование полученных студентами знаний/умений/навыков в будущей профессиональной деятельности.

7.2.Инновационность по содержанию обучения

Содержанием обучения являются теоретические и оперативно-действенные элементы профессиональной компетентности учителя начальных классов, связанные с информатизацией образовательного пространства и ранее не входившие в курс «Методика преподавания математики». Место модуля в рамках курса (6-й семестр) позволяет наиболее оптимально сочетать традиционное содержание курса и достижение целей и задач модуля. Фактологическая сторона содержания обучения базируется на наличии компьютерной информационной среды.

7.3.Инновационность по методам обучения

Применяются информационные технологии с использованием операционных (знания, умения, навыки и способы умственных действий), диалогических и программированных методов обучения. Логика построения материалов по каждой теме практического занятия соответствует логике усвоения учебного материала студентами (от воспроизводящей деятельности к творческой). На практических занятиях целесообразно проводить деловые игры и дискуссии (подробно см. методические рекомендации для преподавателя по проведению занятий). Инновационность использования деловых игр состоит в расширении выбора ролей, это не только учитель  и ученик, а и методист, коллега, автор-разработчик электронного учебного пособия, автор учебника  и пр.

7.4. Инновационность по формам обучения

Обеспечивается оптимальным сочетанием групповых (лекции, практические занятия), индивидуальных форм работы и работы в малых группах (подготовка и презентация проектов) в обеспечения профессиональной напрасности обучения (см. п. 7.3.).

7.5.Инновационность по средствам обучения

Обеспечивается интерактивностью используемых средств обучения, что достигается за счет технических свойств  электронных учебных пособий, выступающих в различных функциях: обучающего, рабочего инструмента деятельности, объекта усвоения, сотрудничающего партнера, объекта моделирования.

 

8. Актуальность для системы педагогического образования

 

8.1. Возможность использования УММ для создания банка оценочных и диагностических средств по специальностям педагогического образования.

Предлагается использовать контрольные материалы модуля для проверки остаточных знаний студентов на завершающем этапе обучения в педагогическом вузе.

8.2. Возможность использования УММ для формирования содержания подготовки педагогических кадров на основе компетентностного подхода.

Модуль является обязательным компонентом формирования базовых и специальных компетентностей будущих учителей начальных классов, и в качестве такового может быть использован в профессиональной подготовке и переподготовки педагогических кадров. Контроль усвоения содержания модуля учитывается в итоговом контролем в курсе методики преподавания математики.

 

9. Список авторов элементов комплекта УММ:

Зиновьева В.Н.. кандидат педагогических  наук, доцент кафедры естественно-математических дисциплин и методик преподавания их в начальной школе.

 

10. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УММ к учебному модулю.

Требования ГОС ВПО подготовки специалиста по направлению  050708.65 «Педагогика и методика начального образования».

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Утв. на заседании Правительства Российской Федерации, январь 2002 года).

Приказ Минобразования России от 03.12.2001 №3926 «О единой организации и координации работ в области информатизации образования в России».

Приказ Минобразования России от 03.10.2001 № 3276 "О механизме реализации федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)"

Постановление Правительства РФ от 28.01.02 N65 О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010гг.)

Проект «Информатизация системы образования» (ИСО), реализуемого  в соответствии с Соглашением о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития № 4726-RU от 07.12.2004 г.