ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.Э.ЦИОЛКОВСКОГО»

 

Кафедра  естественно-математических дисциплин и методик преподавания их в начальной школе

 

Учебно-методический комплект  модуля «Использование ИКТ в обучении математике в начальной школе»  в рамках дисциплины «Методика преподавания  математики»

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные творческие задания

 

Специальность 050708.65 «Педагогика и методика начального образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга

2008


 

Творческие задания служат углублению и расширению знаний студентов по методике обучения математике с использованием новых информационных технологий, а также способствуют приобретению студентами умений и навыков исследовательской работы, необходимых им в будущей деятельности.

Задачи выполнения творческих заданий:

-         повышение мотивации к использованию ЦОР и ИУМК, понимание методических возможностей использования ЦОР и  ИУМК в учебном процессе начальной школы;

-         систематизация и углубление теоретических и практических знаний по специальности «педагогика и методика начального образования», их применение при решении конкретных практических задач;

-         приобретение навыков самостоятельной работы;

-         овладение методологией проведения исследования, обобщения и логического изложения материала;

-         развитие умений ориентироваться в информационном  пространстве;

-         освоение ЦОР и ИУМК;

-         построение уроков на основе ЦОР и ИУМК;

-         интеграция уроков по различным  предметам на основе использования ЦОР и ИУМК;

-         создание методических рекомендаций по использовании ЦОР и ИУМК в рамках конкретных тем школьного курса;

-         обеспечение возможности уровневой дифференциации и индивидуализации обучения при использовании ЦОР и ИУМК.

 

Общими требованиями к выполнению творческих заданий являются:

-       актуальность: тема работы актуальна, соответствует современному состоянию и перспективам развития психолого-педагогической науки и практики начального образования;

-       сформулированы основные положения, обосновывающие позицию автора в избранной теме;

-       конкретность изложения результатов работы;

-       работа содержит практические рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в начальной школе;

-       текст работы литературно и технически грамотно оформлен.

 

 

Примерные темы творческих заданий

1. Психофизиологические основы организации работы младших школьников при работе с компьютером.

1.     Возрастные особенности сформированности познавательных функций у учащихся начальной школы.

2.     Соответствие форм и методов работы возрастным особенностям организации и регуляции деятельности.

3.     Рекомендации учителю для организации работы младших школьников за компьютером.

2. Формирование информационной компетентности школьников с использованием ЦОР.

1.     Задачи информатизации начального образования.

2.     Определение ИКТ-грамотности и ИКТ-компетентности.

3.     Реализация общего подхода к формированию информационных умений во взаимосвязи с предметными знаниями и умениями.

4.     Формирование у учащихся комплекса информационных умений при помощи ИУМК на основе предметного содержания. Организация видов деятельности: поиск информации в различных источниках; восприятие; переработку; передачу; хранение; представление.

Литература:

1.     Лыфенко А.В. Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов // Формирование ИКТкомпетентности учащихся начальных классов. Сборник материалов. Калуга, 2007.

2.     Лыфенко А.В. Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов в процессе изучения математики.// Применение новых технологий в образовании. Сборник материалов конференции. Троицк, 2007.

3.     Макарова Н.В. . Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень [Текст] / Н.В. Макарова. – СПб., 2007.

4.     Информационные технологии для учителя-предметника. Методическое пособие для системы дополнительного профессионального образования [Текст] – М.,  2003.

5.     Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. - М., 2004.

6.     Горячев А.В. Информатика и ИКТ. Мой инструмент - компьютер. 3 класс [Текст] / А.В. Горячев. – М., 2006.

7.     Горячев А.В. Информатика и ИКТ. Мой инструмент - компьютер. 4 класс [Текст] / А.В. Горячев. – М., 2006.

3. Контроль качества знаний младших школьников средствами ИКТ.

1.     Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе.

2.     Современные подходы к оценке достижений младших школьников.

3.     Технологии контроля качества знаний младших школьников с использованием средств ИКТ.

4.     Примеры использования ЦОР в контроле качества знаний учащихся по математике в начальной школе.

Литература:

1.     Алешина Т.Н., Савинцева Н.В. Тесты как форма контроля // Начальная школа, 1993, №1.

2.     Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (методическое письмо) // Начальная школа, 1999, №3.

3.     Радюпова Л.А. Совершенствование контроля и оценки ЗУН младших школьников. // Начальная школа, 1992, №1.

4.     Романычева Н.В. Мониторинг – изучение качества ЗУН // Начальная школа, 1998, №10.

5.     Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности // Начальная школа, 2001, №1.

 

4. Использование дидактических игр ЦОР и ИУМК в процессе ознакомления (закрепления) с материалом определенной темы.

1.     Дидактическая игра как один из методов обучения (понятия о методах обучения, классификации методов обучения, дидактическая игра как метод обучения, типы дидактических игр, методика проведения дидактических игр на уроках математики).

2.     Дидактические игры ЦОР в процессе обучения конкретному математическому содержанию (система дидактических, ролевых, сюжетных игр (игр-путешествий и пр.), находящихся в ЦОРах и возможности их использования; методика проведения дидактических игр ЦОР на уроке математики в начальной школе).

Литература:

1.     Вавилова Н.М. Методы обучения в школе. М. – 1987.

1.     Волкова С.И. Дидактические игры и игровые упражнения // Начальная школа, 1987, №6.

2.     Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в I и II классах четырехлетней начальной школы. – М.,1995.

3.     Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.,1976.

4.     Казакова А.Г. Дидактическая игра на уроках математики \\ Начальная школа, 1999, №5.

5. Использование метода исследовательского обучения в процессе организации учебной деятельности младших школьников.

1.     Описание метода исследовательского обучения в процессе обучения математике в начальной школе.

2.     Организация квазиисследовательской деятельности  младших школьников на уроках математики в начальной школе.

3.     Описание на конкретном примере организации обучения с применением ЦОР и ИУМК.

Литература:

1.      Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. – 1995. – №6. – С. 35-39.

2.     Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. – 2000. – №3.

3.     Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической деятельности // Народное образование. – 1999. – №10.

4.     Савенков А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. – 1998. – №4.

 

6. Построение индивидуальных образовательных траекторий на основе использования ИУМК при изучении различных содержательной линий начального курса математики.

1.     Дифференцированное обучение математике в начальной школе.

2.     Понятие «Индивидуальная образовательная траектория.

3.     Разработка индивидуальных образовательных траекторий на основе использования ЦОР при изучении конкретных тем начального курса математики.

7. Развитие умственных операций и психических процессов: внимания, памяти, логического мышлении, речи с помощью ЦОР.

1.     Решение развивающих логических задач как самостоятельный компонент урока математики.

2.     Место этих заданий в учебном процессе и на конкретном уроке.

3.     Разработка сценария фрагмента урока математики, направленного на развитие младших школьников с использованием ЦОР.

8. Использование ЦОР на различных этапах урока математики в начальной школе.

1.     Современный урок. Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя.

2.     Этапы конструирования урока с применение ЦОР.

3.     Привести пример конструирования одного из уроков математики с применением ЦОР.

4.     Привести примеры методики использования ЦОР на каждом из этапов урока.

9. Формирование представлений о времени у младших школьников при использовании ЦОР

1.     Теоретические основы формирования представлений о времени у младших школьников (особенности восприятие времени дошкольниками и младшими школьниками; сущность понятия «время», свойства времени; изучение времени в различных курсах математики для младших школьников).

2.     Формирование временных представлений младших школьников в процессе использования ЦОР (примеры заданий ЦОР и методика их проведения на уроке)

Литература:

1.                 Бантова М.А. и др. Методика преподавания математик в начальных классах.

2.                 Завельский С.В. Время и его измерение. – М., 1972.

3.                 Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. М., 2000.

4.                 Белошистая Методика

5.                 Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М. 1991.

6.                 Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах / под ред. Н.Б. Истоминой. – Воронеж, 1996.

7.                 Тихоненко А.В. Изучение мер времени //Начальная школа. – 1998. - №1.

10. Моделирование в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач при использовании ЦОР

1.     Возможности использования моделирования при обучении решению текстовых задач (сущность метода моделирования, модель как содержание и средство обучения, различные методические подходы к использованию моделей при обучения младших школьников решению текстовых).

2.     Реализация метода моделирования в ЦОР (примеры заданий ЦОР и методика их проведения на уроке)

Литература:

1.                 Артемов А.К. Теоретико-методические особенности поиска способов решения математических задач. // Начальная школа, 1998 №11/12.

2.                 Белошистая А.В. Моделирование как основа курса «Математика и конструирование» в начальных классах: дисс. Канд. пед. наук.

3.                 Глинский Б.А., Грязное Б.А., Дынин Ю.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) МГУ, 1965.

4.                 Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван,1981.

5.                 Малыхина В.В., Баймарукова П.У. Схематический рисунок при решении задач. // Начальная школа, 1998, №11\12.

6.                 Стойлова Л.П., Бородулько М.А. Обучение решению задач и моделирование. // Начальная школа, 1996, №8.

7.                 Фридман Л.М., Турецкий Е.Н., Как научиться решать задачи. М., 1989.

11. Развитие познавательного интереса младших школьников в процессе формирования устных вычислительных приемов при использовании ЦОР

1.     Познавательный интерес как условие эффективности образовательного процесса.

2.     Методика формирования навыков устных вычислений у младших школьников (теоретические основы методики, методические приемы).

3.     Развитие познавательного интереса в ходе изучения вычислительных приемов с использованием (примеры заданий ЦОР и методика их проведения на уроке)

Литература:

1.     Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.

2.     Чекмарев Я.Ф. Методика устных вычислений. М. 1970.

3.     Демидова Т.Е., Тонких А.П., Приемы рациональных вычислений в начальном курсе математики // Начальная школа, 2002, №2.

4.     Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа, 1993, №11.

5.     Бельтюкова Г.В. Методические ошибки при формировании у школьников вычислительных навыков // Начальная школа, 1980, №8.

6.     Сухорукова В.М. Интересные приемы устных вычислений на уроках математики // Начальная школа, 1991, №6.

12.Разработка методики использования цифровых образовательных ресурсов в начальной школе для организации дифференцированного обучения на уроках математики

1.     Психолого-педагогические основы организации уровневой дифференциации в процессе обучения.

2.     Возможности использования цифровых образовательных ресурсов.

3.           Методика применения цифровых образовательных ресурсов для организации  дифференцированного обучения на уроках математики в начальной школе.

Литература:

1.     Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной школе – М.; Институт практической психологии; Воронеж: «Модек», 1998.

2.     Потапов А.С. Психофизиологические  основания дифференцированного обучения // Философия образования XXI века. – 2002. - № 3.

3.     Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.

 

Защита творческих проектов.

Творческие задания выполняются в мини-группах. Используется метод проектов. Выполненное творческое задание должно быть представлено за неделю до зачета. В приложении должны находиться используемые дидактические материалы. Выступление на защите творческих заданий (во время проведения зачета) должно сопровождаться презентацией. Структура презентации должна включать в себя постановку проблемы и объяснение ее значимости, методологию ее исследования, результаты проделанной работы, выводы и ссылку на использованные источники информации. Презентация должна включать текстуальные, визуальные, графические и другие мультимедийные компоненты. Их выбор должен быть мотивированным и сбалансированным. Оценка «зачтено» ставится при выполнении общих требований к выполнению творческого задания, с учетом проведенной студентом рефлексии и отзывов студентов и преподавателей, присутствующих на защите.