Н.К.Рерих. Великая жертва. 1910

В начале XX века русская театрально-декорационная живопись переживала расцвет. Для театральных постановок пишут декорации, разрабатывают костюмы и весь сценический реквизит К.Коровин, А.Головин, Ал. Бенуа, В.Серов, Л. Бакст и другие известные художники. "Вот это краски! Вот это декорации! Я только что вернулся из России, и у них везде так!" - говорил на одном из спектаклей "русских сезонов" французский художник Морис Дени.

Первый "русский сезон" Дягилева открылся в Париже в 1909 году. Зазвучала музыка Глинки, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Чайковского. Пели Шаляпин, Смирнов, Алчевский. Танцевали Павлова, Карсавина, Фокин, Нижинский.

это время начинает сотрудничать с театром и Н.К. Рерих. В его оформлении шли "Псковитянка" Римского-Корсакова и "Половецкие пляски" из "Князя Игоря" Бородина. В июле 1910 года газетная хроника сообщала: "Академик Н.К.Рерих, молодой композитор И. Ф. Стравинский и балетмейстер М.М. Фокин работают над балетом под названием "Великая жертва", посвященным древнеславянским религиозным обычаям. Содержание и постановка Н.К.Рериха".

В основу будущего балета лег сюжет, предложенный Рерихом, который видел его основную идею в величии жертвенного подвига. О чем говорит и первоначальное название балета "Великая жертва".

Славянское племя славит плясками приход весны, пробуждение природы. Белой северной ночью племя ведет священные игрища, парни умыкают девушек-невест, а старцы выберут среди девушек жертву богам и принесут эту жертву светлой северной ночью. Избранница будет танцевать, танцевать до смертельного изнеможения, чтобы пробудить новую жизнь.

Эскиз декорации ко второму акту балета "Весна священная" был написан в 1910 году.

На высоком холме собрались старцы-волхвы, чтобы узнать волю духов, найти избранницу, ту, которая станет жертвой земле и принесет людям милость богов.

Горит на холме священный огонь, струится к небу тонкими струйками дым, вглядываются в него старейшины племени, одетые в звериные шкуры. Лица их только намечены, взяты на таком расстоянии, что на них не видно никакого выражения. Они похожи на древние камни, вросшие в землю подобные тем священным камням, которые опоясывают холм. От их сгорбленных фигур веет первобытной силой и мощью. Кажется, они были и будут здесь всегда и тогда никогда не прекратиться круговорот жизни.

Как и во многих работах Рериха активную роль в эскизе играет пейзаж, он несет большую эмоциональную нагрузку. Низкий горизонт, поднимается на первом плане священный холм, написанный приглушенным холодным зеленым цветом, таинственно светятся в траве сине-фиолетовые камни.

А над холмом огромное небо со смятенными облаками, вершины их зарделись мягким розовым светом, а внизу все погружено в голубоватую дымку утренних сумерек. Облака переливаются разными цветами от теплого золотисто-желтого до холодного фиолетово- голубого. "Небо у Рериха никогда не воспринимается нами как просто декоративный фон: оно всегда активно воздействует воздействует на нас", - справедливо замечал один из исследователей. Упрощенный рисунок эскиза, плотные широкие мазки, певучий сдержанный колорит усиливают ощущение далекой эпохи. Но в то же время в работе не чувствуется трагического звучания. Озаренные лучами восходящего солнца облака и ярко-зеленный цвет неба дают ощущение надежды о не напрасности жертвы, которая должна пробудить новую жизнь, возродить природу.

Художник использует темперные краски, которые придают работе красивую матовую фактуру и удивительную звучность цвета. Справочная информация.

Первая постановка спектакля "Весна священная" была осуществлена на сцене "Театра Елисейских полей" 23 мая 1913 года.

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева