И.Н. КРАМСКОЙ. АВТОПОРТРЕТ. 1867

Общественный темперамент И.Н. Крамского сформировался к 1860-м годам. В 1863 году под его руководством произошел знаменитый “бунт 14-ти”, когда четырнадцать студентов-выпускников демонстративно покинули Академию художеств, отказавшись писать картину на заданную тему. Позже, в 1870 году, он же станет одним из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок. Вера в преобразующую силу искусства, в его способность формировать высоконравственную личность объединяло его членов. Эта убежденность лежала в основе личности молодого Крамского.

И.Е. Репин так описывал его внешность: «Худое скуластое лицо и черные гладкие волосы, а такая трепанная жидкая бородка бывает только у студентов и учителей. Какие глаза! Не спрячешься, даром, что маленькие и сидят глубоко во впалых орбитах: серые, светятся». Это описание вполне соответствует автопортрету Крамского.

Фигура художника стремительно, по диагонали врывается в пространство портрета. На зрителя направлен дерзкий, придирчивый и требовательный взгляд. Это типичный представитель разночинной интеллигенции, чье мировоззрение сформировалось в пылу полемики со старыми, отжившими взглядами. Его помыслы связаны с идеями гражданского служения и социальной справедливости, он непримирим ко всяким проявлениям зла. Живописное решение столь же сдержанно и строго, как и характер героя портрета. Вся его выразительность построена на соотношении темных и светлых тонов.