Бакст Лев Самойлович

(1866-1924)

 

       Лейб-Хаим Израилевич Розенберг вошел в историю искусств под псевдонимом «Бакст» и русифицированным именем Лев Самойлович.
       Бакст родился 9 мая (27 апреля) 1866 года в Гродно в семье потомственного почетного гражданина Израиля-Самуила-Баруха Рабиновича и Баси Розенберг. Детство и юность будущего художника прошли в Петербурге, где он окончил классическую гимназию. Отметив способности юноши, выдающийся скульптор М.Антокольский посоветовал ему поступить в Императорскую Академию художеств. С 1883 года Бакст посещал ее в качестве вольнослушателя.
       В 1887 году он покинул Академию и с этого времени по 1890 год работал в мастерской учебных пособий писателя и педагога А.Канаева. В эти же годы он занимался книжной иллюстрацией, оформляя детские книги для издательств А.Холмушина и А.Девриена.
       В 1889 году художник взял псевдоним «Бакст» по фамилии Бакстер, которую носила его бабка по материнской линии.
       С 1890 года Бакст начал заниматься акварелью в мастерской сына известного петербургского архитектора Н.Бенуа Альберта Бенуа, который вел акварельный класс в Академии художеств. Здесь в марте того же года Бакст познакомился с его младшим братом, художником и критиком, одним из основателей журнала и объединения «Мир искусства», Александром Бенуа. Заметив глубокий интерес к искусству и оценив талант Бакста, Бенуа ввел его в круг своих друзей. Бывая в доме Бенуа, молодой художник не только совершенствовал свою манеру и приобретал знания в области истории искусств. Здесь, в атмосфере любви к музыке, театру и литературе, формировалось его мировоззрение, происходило духовное развитие личности. Однако его профессиональное художественное образование на этом этапе все еще было недостаточным. Так, по воспоминаниям Бенуа, Бакст практически не знал европейской живописи, не понимал значения импрессионизма и символизма в современном искусстве, но излишне увлекался художниками академического плана К.Маковским, Г.Семирадским, М.Фортуни, Ж.Жеромом и другими. Участвуя в 1890-е годы в петербургских и московских экспозициях «Общества русских акварелистов» и на выставках Академии художеств, Бакст показывал на них исполненные в академической манере женские головки и пейзажи. А.Бенуа настоятельно советовал ему поехать за границу для того, чтобы познакомиться с ведущими тенденциями мирового искусства.
       В период посещения студии Альберта Бенуа Бакст делал репортерские наброски для журналов «Художник» и «Петербургская жизнь», писал картины в манере передвижников, примерами которых могут служить «Супруги (Мезальянс)», «Философ (Пьяный факельщик)», «Старуха еврейка», «От¬чаяние», «Иуда, беседующий с Христом».
       В 1891 году Бакст побывал в Германии, Италии, Испании и Франции, надолго остановился в Париже, куда вновь приехал в 1893 году и где с этого момента работал с перерывами до 1899 года. В этот период он занимался в парижской студии Ж.-Л.Жерома, в академии Р.Жюльена, учился у А.Эдельфельда. По заказу великого князя Алек¬сея Александровича Бакст написал картину «Приезд адмирала Авелана в Париж», оконченную в 1900 году, подготовительные этюды к которой он выставлял в салоне газеты «Figaro».
       В парижские годы Бакст не прерывал общения с приезжавшими сюда друзьями по петербургскому кружку Александра Бенуа. С этого времени началась постоянная содержательная переписка между ним и Бенуа, которая длилась на протяжении всей жизни Бакста. В письмах поднимались серьезные вопросы бытия, обсуждались взгляды на искусство и место художника в мире, его призвание и судьбу. Бакст придавал переписке большое значение и считал, что она оказала существенное влияние на его творческое становление.
       В конце 1896 года Александр Бенуа с семьей приехал в Париж. Как и в Петербурге, здесь вокруг него собрались единомышленники: Лансере, Сомов, Остроумова, Дягилев. Приподнятая атмосфера их собраний дала Баксту дополнительный импульс. Вместе с Бенуа он много работал в Версале, писал портреты. В процессе этих общений вынашивалась идея создания нового художественного объединения, противопоставившего свою направленность устаревшим традициям передвижничества и академизма. В 1898 году такое объединение было создано и получило название «Мир искусства». Одним из его основателей и участников стал Бакст.
       В 1898 году Бакст принял участие в первой выставке русских и финляндских художников, организованной С.Дягилевым. С 1899 года он постоянно участвовал в экспозициях «Мира искусства», а также – в мюнхенском «Сецессионе» – крупнейшей международной выставке произведений европейского символизма и стиля модерн.
       На рубеже веков и на протяжении первого десятилетия ХХ века Бакст чрезвычайно активно занимался журнальным и книжным оформлением. Он сотрудничал с таких изданиях, как «Ежегодник Императорских театров», «Художественные сокровища России», «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», «Сатирикон»; иллюстрировал книги стихов А.Блока и М.Волошина, Вяч. Иванова.
       В 1903 году Бакст принял лютеранство чтобы вступить в брак с дочерью П.М.Третьякова Л.П.Гриценко, с которой прожил до 1910 года. Расставшись с ней, он вновь перешел в иудаизм.
       В начале 1900-х годов Бакст исполнил цикл портретов особ царской фамилии и деятелей русской культуры в различных, преимущественно графических техниках: пастели, литографии, рисунке карандашом. Среди них – портреты И.Левитана, Ф.Малявина, В.Розанова, З.Гиппиус, А.Белого, К.Сомова, С.Дягилева. Увлечение стилистикой модерна и ретроспективными темами символизма проявилось в созданном в 1906 году панно «Элизиум». В этом же году художник осуществил оформление Выставки русского искусства, представленной С.Дягилевым в рамках парижского Осеннего салона. В связи с этим он был избран действительным членом Салона и удостоен ордена Почетного легиона.
       С 1906 года началась педагогическая деятельность Бакста. До 1910 года он руководил художественной школой Е.Званцевой в Петербурге, которую посещали многие известные художники, в том числе М.Шагал, считавший Бакста одним из своих основных учителей. В эти годы художник опубликовал ряд полемических статей об искусстве, театре, педагогике и эстетике быта.
       В 1907 году совместно с В.Серовым Бакст совершил путешествие по Греции, которое произвело на него глубокое впечатление. В результате поездки он создал серию пейзажей и масштабное декоративное панно «Древний ужас», вызвавшее противоречивые, но очень заинтересованные отзывы художественной критики
       В 1910 году Бакст поселился в Париже. С эти пор он всего несколько раз посетил Петербург. Его пребывание в столице было осложнено тем, что в 1914 году правительством ему было отказано в виде на жительство и как иудей он должен был соблюдать черту оседлости. В мае 1914 Бакст был избран академиком Императорской Академии художеств, что давало право свободной передвигаться по стране, но художник уже не воспользовался этим правом, оставшись во Франции.
       Проявивший себя как выдающийся художник театра, Бакст впервые обратился к сценографии в 1902 году. Его первой работой было оформление пантомимы «Сердце маркизы» в постановке М.Петипа. Наибольший успех театрального творчества Бакста был связан с дягилевскими Русскими сезонами в Париже, открывшимися в 1909 году. В 1911 году Бакст стал художественным директором дягилевской антрепризы. Он осуществил постановки балетов: «Клеопатра» на музыку А.Аренского, С.Танее¬ва и М.Глинки, «Шехеразада» Н.Римского-Корсакова, «Жар-птица» И.Стравинского, «Видение розы» К.Вебера, «Нарцисс» Н.Черепнина, «Тамара» М.Балакирева, «Дафнис и Хлоя» М.Равеля, «Синий Бог» Р.Гана, «Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси, «Легенда об Иосифе» Р.Штрауса, «Шутницы» Д.Скарлатти и других. В начале 1910-х годов он также оформлял спектакли для труппы Иды Ру¬бинштейн и для Анны Павловой.
       Постановки в декорациях и костюмах Бакста проходили с огромным успехом. Особенно удачными были признаны балеты «Шехерезада», «Синий Бог», «Тамара», «Видение розы». В них был достигнут гармоничный синтез танца, музыки и живописи. В пластическом решении преобладали декоративизм и стилизация в духе «Мира искусства». Изысканная графичность и выразительность силуэта сочеталась с яркой насыщенностью колорита.
       Станковое творчество Бакста этого времени перекликалось с эскизами театральных постановок. Так в 1911 году художник исполнил два панно на сюжет повести Лонга «Дафнис и Хлоя», решение которых приближалось к оформлению одноименного балета. По признанию Бакста в письме П.Эттингеру от 1910 года, из графика он превратился в чистого живописца. Это было некоторым преувеличением, но действительно, в 1910-е годы художник уделял живописи большое внимание.
       В 1917 году из-за эстетических разногласий Бакст прервал сотрудничество с Дягилевым и несколько лет работал для различных парижских театров. Контакты их были возобновлены в 1921 году, когда художник оформил для Дягилева свою последнюю крупную постановку – балет П.И.Чайковского «Спящая красавица». Однако прежнего совершенства художественного решения и публичного успеха произведения Бакста в эти годы не достигли.
       В последние годы жизни Бакст работал над портретами известных деятелей театра, литературы и искусства Ж.Кокто, Ф.Мясина, В.Нижинского, К.Дебюсси, И.Бунина, Б.Сандрара и других, создавал станковые произведения в других жанрах и декоративные панно. Помимо этого, художник выступал с лекционными программами по вопросам современного искусства в Европе и США.
       Лев Самойлович Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже, в больнице Риэль-Мальмезон от последствий нервного припадка, случившегося с ним во время работы над балетом «Истар» для труппы Иды Рубинштейн. Он был похоронен на парижском кладбище Батиньоль.