Методические рекомендации по использованию набора ЦОР
к учебнику «Русский язык (первые уроки)» для 1-го класса
Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной образовательной системы «Школа 2100»



Введение

  1. Каждый ЦОР предмета «Русский язык» предназначен для использования на конкретном уроке в соответствии с поурочными планами, приведенными в пособиях «Методические рекомендации для учителя», входящих в УМК по русскому языку. В методических пособиях подробно описаны тема, образовательные цели, план проведения, рекомендуемые методические приемы при работе с каждой группой учебных заданий для каждого урока. Поэтому методические комментарии, которые приводятся в данном документе, носят дополнительный характер.
  2. Если ЦОР организован по материалам пособия «Методические рекомендации для учителя», то в методических комментариях дается указание, вместо какого задания можно использовать данный ЦОР.
  3. В методических комментариях делаются также ссылки к действующим учебникам русского языка, указываются номера страниц, упражнений учебника.
  4. Каждый ЦОР имеет название, отражающее его содержание и тематическую направленность. Если для одного урока предлагается несколько ЦОР, то в методических комментариях предлагается последовательность из включения в конкретный урок.
  5. Последовательность методических комментариев определяется нумерацией ЦОР, заданной разработчиком, которая не всегда совпадает с последовательностью уроков.
  6. Особенности организации каждого типа ЦОР, а также основные методические приемы его использования на уроках и дома подробно описываются в разделе «Некоторые общие рекомендации», далее идут постоянные отсылки к этим рекомендациям.

Некоторые общие рекомендации

Этап
применения ЦОР
Методический комментарий по использованию ЦОР
Закрепление знаний (анимация, интерактивные задания) Работу с подобными ЦОР на закрепление знаний рекомендуется организовывать индивидуально, в классе, на этапе повторения. Также можно предлагать ребятам ЦОР этого типа для работы дома. Это возможно, если работа проводится после соответствующего урока и необходимо ещё раз вернуться к формированию важных понятий, поработать с учебным материалом в своём индивидуальном темпе, останавливаясь на затруднениях, возникших именно у данного ученика. Возможна ещё одна форма домашнего использования подобных ЦОР: предложить ребятам просмотреть анимацию или выполнить интерактивное задание накануне соответствующего урока. В результате ученики приходит на урок с той или иной степенью знакомства с предстоящей для изучения темой. Очевидно, что эта форма работы рассчитана на достаточно старших ребята, готовых к самостоятельной деятельности. Надо учитывать, что часть учащихся вообще не готова к такому применению ЦОР. В любом случае, решение о таком применении ресурсов остаётся за учителем.
Закрепление знаний (плакаты) Такие ЦОР организованы в виде нескольких сменяющих друг друга плакатов (редко одного плаката). Переход от предыдущего плаката к следующему осуществляется нажатием кнопки ДАЛЕЕ и происходит по желанию работающего с ЦОР, когда он сочтёт нужным. Поскольку работа с данным типом ЦОР организуется, как правило, фронтально, то момент перехода от одного плаката к другому выбирает учитель.

Конкретные ЦОР, относящиеся к рассматриваемому типу, могут быть устроены по-разному, однако им присущи общие черты. Так, обычно на первом плакате приводится материал для повторения, в процессе демонстрации этого плаката происходит его обсуждение всем классом под руководством учителя, а на втором приводится задание с использованием материала для повторения.
Закрепление знаний (вопрос) Подобные ЦОР рекомендуются в первую очередь для индивидуальной работы. При этом имеются две основные возможности организации такой работы, которые можно сочетать между собой. Выбор возможностей зависит от конкретных особенностей класса и определяется учебными задачами.

Первая возможность – это работа в классе на этапе закрепления уже полученных знаний. Время индивидуальной работы с данным ЦОР следует ограничить 5 – 10 минутами (в зависимости от степени трудности).

Вторая возможность – это работа дома, т.е. данный ЦОР предлагается как часть домашнего задания тем ребятам, которые испытали в процессе классной работы те или иные трудности. В этом случае важно поработать с этим ЦОР также и дома, не торопясь, разобраться в своих затруднениях.

ЦОР на закрепление знаний этого типа имеют свои особенности построения. В таких ЦОР предъявляется набор заданий – редко одно, чаще - несколько. При неправильном выполнении задания учащийся тут же получает сообщение об этом – либо «прямым текстом» фразой вида «НЕВЕРНО», либо задание упорно предлагается для выполнения снова и снова. Таким образом, ученик вынужден работать с заданием до тех пор, пока не выполнит его верно.
Введение новых знаний (анимация) Особенностью открытия новых знаний с помощью анимационных ЦОР является то, что в первой части таких ЦОР возникает вопрос, ответ на который ребята не знают, а вторая часть дает возможность познакомиться с новыми знаниями, которые и являются ответом на поставленный в первой части вопрос.

Работу класса с этим типом ЦОР лучше всего организовать фронтально, в форме общего обсуждения предъявленной в начале ЦОР ситуации. После того, как в ходе обсуждения будет сформулирован главный вопрос, происходит переход ко второй части ЦОР.
Введение новых знаний (плакаты) Такие ЦОР организованы в виде нескольких сменяющих друг друга плакатов (редко одного плаката). Переход от предыдущего плаката к следующему осуществляется нажатием кнопки ДАЛЕЕ и происходит по желанию работающего с ЦОР в тот момент, когда он сочтёт нужным. Поскольку работа с данным типом ЦОР организуется, как правило, фронтально, то момент перехода от одного плаката к другому выбирает учитель.

Конкретные ЦОР, относящиеся к рассматриваемому типу, могут быть устроены по-разному, однако им присущи и общие черты. Обычно на первом плакате ставится учебная проблема, в процессе демонстрации этого плаката происходит её обсуждение всем классом под руководством учителя, а на втором происходит сравнение полученного в процессе «открытия» нового знания решения этой учебной проблемы с ответом, предлагаемым авторами учебника. Второй плакат в этом случае как раз и содержит то самое новое знание.
Повторение знаний (плакаты) ЦОР на повторение знаний, организованные в виде плакатов, рекомендуется использовать фронтально. Их отличие от предыдущих ЦОР заключается лишь в той педагогической задаче, которая решается с их помощью. Они направлены в первую очередь на повторение тематических групп слов, связанных непосредственно с задаваемым вопросом.
Контроль знаний (интерактивные задания) Основное отличие ЦОР на контроль знаний от ЦОР на закрепление или повторение знаний заключается в том, что после того, как ответ на отдельное задание принят, никаких комментариев по поводу его правильности или неправильности не делается. В некоторых ЦОР на контроль знаний (таких меньшинство), как только дан ответ в конкретном задании, дальнейшая работа с этим заданием «замораживается», и остается доступной лишь работа с другими заданиями. В некоторых же ЦОР на контроль знаний (таких большинство), можно многократно менять ответ в каждом конкретном задании, доступна дальнейшая работа с любым заданием, но только до тех пор, пока либо учащийся не нажмёт кнопку ГОТОВО, либо истечёт время, отведённое на выполнение данного ЦОР, и компьютер прекратит дальнейшую работу с ним. Вторая возможность может быть включена или отключена учителем, а в некоторых ЦОР на контроль знаний вообще отсутствует. После окончания работы учащему сразу же сообщается, сколько заданий было предложено, сколько из них выполнено верно и сколько – неверно.

Все ЦОР на контроль знаний рекомендуется организовывать индивидуально. При этом имеется такие же две основные возможности организации такой работы, как и в ЦОР на закрепление знаний (в классе или дома), а также возможность сочетать их между собой.

Что касается этапа, выбираемого для контроля знаний, то здесь тоже имеются два основных варианта. Первый вариант: организовывать контроль в конце группы уроков (маленькой темы или фрагмента большой темы), предложив несколько ЦОР на контроль знаний, относящихся к этой группе и посвятив этому некоторое время из двух последних уроков этой группы. Второй вариант: организовывать контроль каждого конкретного знания, не дожидаясь окончания группы уроков, а проводить его сразу «по свежим следам». Каждый из этих вариантов может быть применён в работе с классом, можно также сочетать эти варианты. При этом нужно учитывать много факторов, и решение по этому поводу принимает учитель, работающий с классом. В предлагаемом наборе ЦОР чаще рекомендуется первый вариант, сделано это из соображений удобства компоновки наборов ЦОР на контроль знаний. Учителю, решившему проводить текущий контроль, т.е. выбравшему второй вариант, необходимо самому решать, на каких уроках использовать предлагаемые ЦОР.

Рекомендации по использованию конкретных ЦОР


ЦОР
Урок Название ЦОР Этап применения ЦОР Методический комментарий по использованию ЦОР

1. Повторяем звуки и буквы.

1 3 Гласные звуки и буквы. Закрепление знаний Это ЦОР закрепления знаний с помощью интерактивного задания (контейнеры). При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР, организованных в виде интерактивного задания, в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР перед упр.6 с.8 учебника.

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать таким образом, чтобы дать ребятам возможность выполнить задание, содержащееся в ЦОР, максимально самостоятельно. Общее время, затрачиваемое на этот ЦОР, не должно превышать 10 минут.
2 4 Глухие и звонкие согласные. Закрепление знаний. Это ЦОР закрепления знаний, организованный в виде интерактивного задания (соответствие). При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР, организованных в виде интерактивного задания, в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР перед выполнением упр.9 с.10 учебника (в беседе о согласных звуках).

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать таким образом, чтобы дать ребятам возможность выполнить задание, содержащееся в ЦОР, максимально самостоятельно. Общее время, затрачиваемое на этот ЦОР, не должно превышать 10 минут.
3 2 Назови гласные буквы. Закрепление знаний. Это ЦОР закрепления знаний, организованный в виде вопроса. При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР, организованных в виде вопроса, в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР после словарной работы, перед сообщением темы и цели урока.

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать таким образом, чтобы дать ребятам возможность выполнить задание, содержащееся в ЦОР, максимально самостоятельно. Общее время, затрачиваемое на этот ЦОР, не должно превышать 10 минут.
4 2 Назови согласные буквы. Закрепление знаний. Это ЦОР закрепления знаний, организованный в виде вопроса. При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР, организованных в виде вопроса, в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР после словарной работы, перед сообщением темы и цели урока, после ЦОР №4.

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать таким образом, чтобы дать ребятам возможность выполнить задание, содержащееся в ЦОР, максимально самостоятельно. Общее время, затрачиваемое на этот ЦОР, не должно превышать 10 минут.
5 5 Определи место буквы. Закрепление знаний. Это ЦОР закрепления знаний, организованный в виде интерактивного задания (контейнеры). При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно данного типа ЦОР в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР после упр.11 с.12 учебника.

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать таким образом, чтобы дать ребятам возможность выполнить задание, содержащееся в ЦОР, максимально самостоятельно. Общее время, затрачиваемое на этот ЦОР, не должно превышать 10 минут.
6 4 Особые согласные звуки. Повторение знаний. Это ЦОР повторения знаний с помощью плакатов. При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР, организованных в виде плакатов, в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР на этапе повторения знаний (в беседе о согласных звуках).

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать фронтально, в форме общего обсуждения предъявленной на плакате информации.
7 2 Роль букв Е, Ё, Ю, Я. Повторение знаний. Это ЦОР повторения знаний с помощью плакатов. При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР, организованных в виде плакатов, в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР при подведении итогов урока.

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать фронтально, в форме общего обсуждения предъявленной на плакате информации.

2. Повторяем слоги и ударение.

1 9 «Кто знает перенос?» Повторение знаний. Это ЦОР повторения знаний с помощью плакатов. При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР, организованных в виде плакатов, в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Данный ЦОР организован в виде двух сменяющих друг друга плакатов.

Рекомендуется обращаться к ЦОР на этапе повторения изученного ранее материала.

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать фронтально, в форме общего обсуждения предъявленной на первом плакате информации. После того, как обсуждение закончено, происходит переход ко второму плакату.
2 8 Как перенести сло-во? Контроль знаний. Это ЦОР контроля знаний, организованный в виде интерактивного задания (соответствие).

При организации работы с данным ЦОР рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР на контроль знаний в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Данный ЦОР проверяет умение правильно переносить слова, поэтому его целесообразнее использовать на этапе итоговой самостоятельной работы и организовать эту работу следует как индивидуальную.
3 8 Перенос по слогам. Введение новых знаний. Это ЦОР введения новых знаний с помощью плакатов. При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР, организованных в виде плакатов, в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР во время знакомства с новым материалом (знакомство с правилом переноса слов).

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать фронтально, в форме общего обсуждения предъявленной на плакате информации.
4 8 Переносим слово по слогам. Введение новых знаний. Это ЦОР введения новых знаний, организованный в виде анимации. При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно анимационных ЦОР в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР во время постановки проблемного вопроса и сообщения темы урока.

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать фронтально, в форме общего обсуждения возникшего вопроса, а затем - полученного ответа.
5 8 Правила переноса. Введение новых знаний. Это ЦОР введения новых знаний с помощью плакатов. При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР, организованных в виде плакатов, в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР после выполнения упр.18 с.18 учебника.

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать фронтально, в форме общего обсуждения предъявленной на плакате информации.

3. Повторяем способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

1 15Буква Ь. Закрепление знаний. Это ЦОР закрепления знаний, организованный в виде анимации. При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно анимационных ЦОР в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР после сообщения темы и цели урока.

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать фронтально, в форме общего обсуждения предъявленной информации.
2 16Буква Ь

в словах.
Закрепление знаний. Это ЦОР закрепления знаний с помощью плакатов. При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР, организованных в виде плакатов, в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР после повторения изученного ранее материала, перед выполнением упр.31 с.29 учебника.

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать фронтально, в форме общего обсуждения предъявленной на плакате информации.
3 15Буквы и звуки. Закрепление знаний. Это ЦОР закрепления знаний, организованный в виде вопроса. При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР, организованных в виде вопроса, в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР перед подведением итогов урока.

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать таким образом, чтобы дать ребятам возможность выполнить задание, содержащееся в ЦОР, максимально самостоятельно. Общее время, затрачиваемое на этот ЦОР, не должно превышать 10 минут.
4 15Игра «Гонки». Закрепление знаний. Это ЦОР закрепления знаний, организованный в виде интерактивного задания (соответствие). При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР, организованных в виде интерактивного задания, в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР на этапе повторения узученного материала, перед выполнением упр.30 с.28 учебника.

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать таким образом, чтобы дать ребятам возможность выполнить задание, содержащееся в ЦОР, максимально самостоятельно. Общее время, затрачиваемое на этот ЦОР, не должно превышать 10 минут.
5 15Место мягкого знака. Введение новых знаний. Это ЦОР введения новых знаний с помощью плакатов. При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР, организованных в виде плакатов, в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР перед сообщением темы и цели урока.

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать фронтально, в форме общего обсуждения предъявленной на плакате информации.

4. Повторяем написание большой буквы и Ь в словах.

1 17Заглавная или строчная? Введение новых знаний. Это ЦОР введения новых знаний с помощью плакатов. При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР, организованных в виде плакатов, в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР перед сообщением темы и цели урока.

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать фронтально, в форме общего обсуждения предъявленной на плакате информации.
2 17Как написаны слова? Введение новых знаний. Это ЦОР введения новых знаний с помощью плакатов. При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР, организованных в виде плакатов, в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР на этапе сообщения темы и цели урока, после ЦОР №3.

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать фронтально, в форме общего обсуждения предъявленной на плакате информации.
3 17«Лев и лев». Введение новых знаний. Это ЦОР введения новых знаний с помощью анимации. При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР, организованных в виде анимации, в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР на этапе сообщения темы и цели урока, перед ЦОР №2.

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать фронтально, в форме общего обсуждения предъявленной на плакате информации.
4 17Найди пары. Закрепление знаний. Это ЦОР закрепления знаний, организованный в виде интерактивного задания (соответствие). При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР, организованных в виде интерактивного задания, в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР после выполнения упр.34 с.31 учебника.

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать таким образом, чтобы дать ребятам возможность выполнить задание, содержащееся в ЦОР, максимально самостоятельно. Общее время, затрачиваемое на этот ЦОР, не должно превышать 10 минут.
5 17Подпиши предметы. Контроль знаний. Это ЦОР контроля знаний, организованный в виде интерактивного задания (соответствие).

При организации работы с данным ЦОР рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР на контроль знаний в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Данный ЦОР проверяет умения по написанию слов, которые звучат одинаково, а пишутся по разному: с большой и с маленькой буквы. Его целесообразнее использовать на этапе итоговой самостоятельной работы, рекомендуется организовать эту работу как индивидуальную.

5. Повторяем словарные слова.

1 28Буквы А,О. Повторение знаний. Это ЦОР повторения знаний с помощью плакатов. При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР, организованных в виде плакатов, в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР перед сообщением темы и цели урока, одновременно с ЦОР №2.

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать фронтально, в форме общего обсуждения предъявленной плакате информации.
2 28Буквы И, Е, Я. Повторение знаний. Это ЦОР повторения знаний с помощью плакатов. При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР, организованных в виде плакатов, в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР перед сообщением темы и цели урока, одновременно с ЦОР №1.

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать фронтально, в форме общего обсуждения предъявленной плакате информации.
3 28Опасные согласные. Повторение знаний. Это ЦОР повторения знаний с помощью плакатов. При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР, организованных в виде плакатов, в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР после сообщения темы и цели урока, перед выполнением упр.57 с.49 учебника.

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать фронтально, в форме общего обсуждения предъявленной плакате информации.
4 30 Словарные слова. Контроль знаний. Это ЦОР контроля знаний, организованный в виде интерактивного задания (соответствие).

При организации работы с данным ЦОР рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР на контроль знаний в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Данный ЦОР проверяет умения по написанию словарных слов. Его целесообразнее использовать на этапе итоговой самостоятельной работы, рекомендуется организовать эту работу как индивидуальную.
5 29 Собери картинку. Закрепление знаний. Это ЦОР закрепления знаний, организованный в виде интерактивного задания (контейнеры). При работе с ним рекомендуется учитывать все положения, изложенные относительно ЦОР, организованных в виде интерактивного задания, в разделе «Некоторые общие рекомендации».

Рекомендуется обращаться к ЦОР на этапе повторения знакомого материала, перед выполнением упр.30 с.28 учебника.

Работу класса с этим ЦОР лучше всего организовать таким образом, чтобы дать ребятам возможность выполнить задание, содержащееся в ЦОР, максимально самостоятельно. Общее время, затрачиваемое на этот ЦОР, не должно превышать 10 минут.