Неизвестный скульптор. Мороженица. Первая половина XIX века

История этого тонкого и изысканного искусства уходит в глубь веков. Родиной фарфора по праву считается Китай, где более тысячи лет назад уже умели создавать удивительные по красоте и качеству изделия, тонкие и легкие, словно яичная скорлупа. В Европе о нем узнали в XIII веке. Знаменитый венецианский путешественник Марко Поло вывез с Востока несколько фарфоровых сосудов. В Европе "китайское чудо"", все хотели иметь изделия из этого белого блестящего материала, расписанные яркими, немеркнущими красками. Фарфоровые изделия были настоящей редкостью и стоили баснословно дорого, поэтому иметь его могли себе позволить лишь представители самых богатых и знатных фамилий. Сохранились сведения о том, что когда вещи из фарфора разбивались, то их все равно продолжали хранить, часто черепки оправляли в драгоценные металлы и носили как ювелирные украшения. Этот чудесный материал был окутан тайнами и легендами.

В фарфоре ценили не только красоту, но и невиданные до той поры свойства. Глазурованная поверхность фарфора не подвергалась химическим воздействиям, была непроницаема. Китайцы же хранили в строжайшей тайне способ изготовления фарфора.

Правители многих европейских государств пытались наладить собственное порцеллиновое производство (порцеллином в то время называли фарфор), однако, долгое время все их усилия оканчивались неудачами. Лишь в начале XVIII века европейцы сумели разгадать секрет изготовления этого драгоценного материала.

В правление Августа II, короля Польши и курфюста Саксонии алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер и математик, химик и минеролог граф Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз, нашедшие залежи белой глины (каолина) недалеко от Мейсена, сумели получить первые образцы фарфоровых изделий. В 1710г. в Мейсене была организована фарфоровая мануфактура, а его изделия стали известны всей Европе. В России фарфор был впервые получен в середине XVIII века Д.И. Виноградовым и в 1744 г. в Санкт-Петербурге была основана Невская порцелиновая мануфактура, которая впоследствии получила название Императорский фарфоровый завод (ИФЗ). В царствование Екатерины Великой (с 1762 г.) в производстве фарфора наступает художественный подъем. Восхищение французской культурой сказалось и на фарфоровом производстве. В формах и благородных декорах роскошной посуды ощущается влияние Севрской королевской мануфактуры. В создании ваз и сервизов участвуют крупнейшие скульпторы Ж.-Д. Рашетт, С.С. Пименов.

В эпоху Александра I и Николая I искусство фарфора продолжает вдохновляться античностью. Но если фарфор классицизма полон тонкой гармонии, орнамент легок, а цвета нежны, то стиль, пришедший ему на смену строг, холоден и мужественен. Ампир не ищет простоты и ясности классической Греции, его вдохновляет императорский Рим, даруя мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы. Парадные вазы этого времени отличаются чертами помпезности, чему способствовала "картинная" роспись, обилие скульптурных украшений в виде маскаронов, женских фигур, головок из бисквита и лепных декоративных элементов. Большое место в декоре предметов занимает позолота.

Именно в этом стиле выполнена ваза-мороженица. Яйцевидное тулово вазы поддерживают ножки в виде трех львиных лап, красивого тёмно-зелёного цвета. Крышечка вазы и подножие украшены золотисто-белыми шишечками пинии. Вазу украшает орнамент из золотых пальметок, характерный для стиля ампир. Мороженица торжественна и парадна. Но в то же время строгие антикизирующие формы мало подходили для фарфора, а позолота, обильно покрывающая вазу, не позволяла выявить естественную красоту материала. Мороженицы обязательно входили в состав больших сервизов XVIII-XIX веков. Мороженица, состоит из трёх частей. Внутрь неё сыпали мелко наколотый лёд с солью, во вкладку- само мороженое, а сверху всё закрывалось крышкой, на которой находился лёд. Мороженое появилось в конце XVII столетия в Англии, где впервые заморозили молоко, сливки и сахар. В те времена это сладкое лакомство могли себе позволить только богатые люди. Хранение и доставка льда требовало немалых средств, потому мороженое подавалось к столу в небольших количествах, мороженицы же появились в XVIII веке.

Справочная информация.

Фарфор - это плотная, непроницаемая, стекловидная, белая полупрозрачная керамика. Происхождение слова "фарфор" точно неизвестно. Предполагают, что первоначально так называли предметы, выполненные из раковин ("porcella", лат.), поскольку считалось, что раковины входили в состав фарфора, поставляемого из Китая. Китайцы первыми изобрели состав твёрдого фарфора и держали своё изобретение в секрете. В Европу китайский фарфор попадал в небольших количествах уже в средние века через торговые пути с Востока и в результате торговли с арабским миром. Европейцы коллекционировали его и подражали ему в керамических изделиях. Около 1500 г. производство твёрдого фарфора началось и в Японии. В 17 в. большое количество японского фарфора завезли в Европу голландские купцы. Фарфор в Европе ценился столь высоко, что для открытия секрета его производства прилагались огромные усилия. В 1575 г. правитель Тосканы, итальянской провинции, Франческо ди Медичи организовал мастерскую по производству мягкого фарфора. В этой мастерской производился так называемый "фарфор Медичи". Первый твёрдый фарфор был изобретён в городе Мейсене (Германия, Саксония, близ Дрездена) в 1709 г. Иоганном Беттгером. После этого в Мейсене была открыта первая европейская мануфактура по производству фарфора.

Твёрдый фарфор - подлинный фарфор (такой, каким он производился в Китае) представляет собой смесь китайского камня (разновидности полевого шпата) и каолина (белой фарфоровой глины). Фарфор обжигался при высокой температуре, становился водонепроницаемым и слегка просвечивал.

Глазурь - покровный стекловидный материал керамических изделий, применяемый в защитных и декоративных целях. По сути, глазурь является стеклом. Традиционно в состав глазури входят кремнезём, борная кислота, щёлочи, глинозём, окрашивающие окиси металлов и др. добавки. Глазурь используется в виде водной суспензии или порошка в смешении с песком. Закрепляется на керамике путём обжига. Роспись по фарфору может быть как подглазурной (нанесённой на фарфор до покрытия его глазурью и после этого обожжённой), так и надглазурной, когда предмет расписывается по покрытой глазурью и обожжённой поверхности и обжигается снова.

Цировка - частичная полировка в виде узора матовой позолоты на фарфоровых изделиях, создающая игру блестящей и матовой поверхностей.

Ампир - (франц. empire - империя). Художественный стиль, созданный во Франции в начале 19 в., в эпоху империи Наполеона Бонапарта. Позднее распространился и в других странах. Стиль ампир ориентирован, в отличие от классицизма, не на греческую, а на римскую античность, поэтому прозван стилем империи. В искусстве ампира копировались не только образцы римского декора, элементы помпейских росписей, но и предметы искусства Древнего Египта, в связи с египетским походом Наполеона. После поражения Наполеона стиль получил широкое распространение в России.

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева