Урок 46. Имена

План урока

Работа с бумажным учебником (15–20  мин)
1. Знакомство с листом определений «Имена».
2. Решение задач 70–73.
Решение необязательных задач бумажного учебника
3. Решение задачи 74.

Работа с компьютерным уроком (15–20 мин)
4. Решение задач 110–114.

Знакомство с листом определений «Имена»

Присвоение имен – важнейшая функция человеческого мышления и языка. Согласно Священному Писанию еще до сотворения Евы первому человеку было предоставлено право назвать сотворенных Господом животных и птиц:

«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц поднебесных и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей».
Замечательный русский поэт второй половины ХХ века Давид Самойлов писал:

У зим бывают имена.
Одна из них звалась Наталья.
И были в ней молчанья тайна,
И холод, и голубизна...

Понятие имени – одно из важнейших в информатике и математике. Мы в нашем курсе будем давать имена самым разным объектам: цепочкам, фигуркам и пр. Именем может быть любое слово (цепочка букв) и даже любая цепочка букв и цифр.

В традиционных книгах по информатике и математике часто говорят не об именах и значениях, а о переменных, параметрах, константах и их значениях. Несколько огрубляя ситуацию, можно сказать, что переменные меняют значение часто и их значение во многих случаях неизвестно. Параметры более постоянны в своих значениях; впрочем, эти значения тоже нам обычно неизвестны. Что касается констант, то обычно (но не всегда) их значения действительно постоянны и в общем-то известны, например число π. Вы видите, что ситуация не такая простая, и поэтому мы в начальной школе предпочитаем говорить только об именах.

Часто в математике и особенно в информатике используются имена, не просто являющиеся произвольными цепочками букв, но и отражающие использование этих имен: «подлежащее», «время в пути» и т. п.

Сокращения и «вольности речи»

В повседневной жизни люди часто произносят фразы и пишут тексты, которые могут быть поняты по-разному, причем иногда разница в понимании может оказаться весьма существенной. Как правило, в таких случаях имеются обстоятельства, которые помогают слушающему или читающему выбрать из различных пониманий то, которое имеется в виду говорящим или пишущим. Если же уверенности нет, то можно задать уточняющий вопрос, спросить, что имеет в виду собеседник. В случае письменного текста можно попытаться перечитать еще раз предшествующий фрагмент или продолжить чтение, рассчитывая на прояснение в дальнейшем.

Причин возникновения неоднозначности в тексте много. Одна из них – стремление к краткости. Полный текст был бы слишком длинным, и говорящий надеется, что его поймут с полуслова.

В математике тексты, в особенности записанные на специально придуманных языках математических формул, чаще оказываются однозначными, и в данном случае это является важным. Однако и здесь, особенно в неформальной части математических текстов, возникают неоднозначности, но математики заведомо идут на это ради большей краткости и понятности всего текста. Дело в том, что нередко, чтобы достичь однозначности понимания текста и полной точности выражений, приходится делать его очень длинным и громоздким, а значит, трудным для восприятия. Однако при работе с компьютером это часто является необходимым. Возникает проблема: компьютер требует полной однозначности, а человек – если не лаконичности, то по крайней мере обозримости.

Мы уже понимаем, что значат слова цепочка с именем Х или фигурка с именем А. Как мы уже показали, можно говорить и короче – цепочка Х и фигурка А. Проблема возникает в связи с тем, что имена у нас тоже цепочки. Поэтому, когда мы будем говорить цепочка Х, нам придется догадываться, идет ли речь о цепочке из одной буквы Х или о какой-то другой цепочке с именем Х, может быть, состоящей из тысячи букв или бусин. Иногда догадаться будет просто невозможно, и тогда нам придется возвращаться к более точному и более громоздкому выражению цепочка с именем Х.

Решение обязательных бумажных задач 

Задача 70. Здесь надо только дать имя каждой фигурке. При этом дети могут дать имена, соответствующие характеру фигурок – СНЕГИРЬ, МЯЧ, ЩЕНОК. Также дети могут дать имена в обычном понимании этого слова (языковом) – КЕША, ТОБИК. С другой стороны, кто-то даст фигуркам формальные имена, никак не касающиеся их содержания или внешнего вида – А, НРН, 1А2М и т.д. Все эти варианты вполне допустимы, ведь они соответствуют определению понятия «имя» (как любой цепочки букв и цифр). Какие ошибки могут допустить дети в именовании (присвоении имен)? Мы не можем дать имя из двух слов, например, «БАСКЕТБОЛЬНЫЙ МЯЧ». Это противоречит введенному определению, ведь это уже не одна, а две цепочки. Кроме того, в языке принято имена собственные писать с большой буквы, поэтому кто-то из детей так и напишет «Тобик». В таком случае нужно обратить внимание детей, что в нашем курсе нет заглавных и строчных букв – все буквы одинакового размера (заглавные).

Задача 71. По содержанию эта задача не сложная, но она дает детям необходимый пример употребления имен. Действительно, зачем нам давать имена (цепочкам или фигуркам)? Когда цепочка одна, это не является столь уж актуальным - ведь мы всегда можем написать «в этой (в данной) цепочке». Но если цепочек в задаче несколько, а мы хотим указать одну из них, то без имен обходиться трудно. Раньше во многих случаях нас спасала возможность решить задачу графическими способами, тогда можно просто обвести нужную цепочку. Однако, обойтись без имен можно далеко не всегда и чем сложнее задачи, тем это все труднее. В этой задаче введение имен дает ребенку определенный выигрыш по времени, ведь вписать букву в окно гораздо быстрее, чем обвести цепочку. Как видите, в первое окно можно вписать лишь одно имя – «Д». Соответственно во второе окно можно вписать имя любой из оставшихся цепочек.

Задача 72. По большому счету здесь без имени цепочки можно было обойтись, ведь цепочка всего одна. Поэтому данная задача иллюстрирует детям альтернативную форму записи утверждений о цепочке в задаче.
В данной задаче дети повторяют понятия «есть», «нет». При этом грузинские буквы для детей – просто закорючки, форму которых трудно удержать в голове. По всей видимости, при определении истинности каждого утверждения ребенку придется пройти вдоль всей цепочки, сравнивая каждую букву цепочки с буквой-образцом. Поэтому у кого-то из ребят задача займет довольно много времени (хотя она и не сложная). Среди данных утверждений имеется ровно одно ложное, все остальные – истинные.
   Задача 73.  Спросите нескольких детей, кто у них второй в очереди. Окажутся, скорее всего, дети с разными именами. В этой простейшей ситуации находят отражение два важных обстоятельства.
Первое – произвольность имени: ты можешь назвать детей как хочешь. Ситуация здесь как бы обратная к часто встречающейся в информатике и математике – там имя одно, а значений у него много. Здесь же ребенок один, а дать имя ему можно любое.

Второе – возможность разных ответов к одной задаче в зависимости от контекста, созданного самим ребенком, решающим задачу. Тем самым появление задачи «демистифицируется», т. е. задача берется не «с небес», не из задачников и министерских инструкций, а возникает здесь же. Ты сам ее создал.
Проходя по классу, обратите внимание на следующие ошибки в именовании. Во-первых, многие дети будут по привычке писать имена детей с большой буквы. Во-вторых, кто-то из детей попытается дать продавцу имя из двух слов, например «АННА ИВАНОВНА» или «ТЕТЯ ВАЛЯ» (см. комментарий к задаче 70). В-третьих, имена всех детей в задаче должны быть разными. Вообще на одном чертеже или в одной задаче все имена должны быть разными, иначе имена теряют свое предназначение, поскольку нужный объект становится невозможно однозначно указать.

Конечно, работая с утверждениями, дети должны понимать, что очередь за мороженым - это тоже цепочка. Начало и конец цепочки дети должны определить сами. Поскольку здесь мы имеем дело с практической информационной задачей (частично выходящей за пределы нашего курса), то начало и конец очереди определяется из контекста практической ситуации. Ясно, что очередь начинается около продавца, ведь человек, который стоит прямо около продавца купит мороженое первым. При вписывании имен в окно кто-то из детей, возможно, будет учитывать и продавца. Однако, продавец не стоит в очереди.     

Решение необязательных задач бумажного учебника

Задача 74. Задача на повторение темы «Одинаковые фигурки». Содержательно она конечно не сложная, зато очень сложная технически. Она подходит для средних детей с хорошей техникой. Хаотичным проглядываем одинаковые буквы здесь найти сложно, поэтому скорее всего ребенку придется делать в ней полный перебор и при этом использовать пометки. Очень умным детям такую задачу предлагать не стоит, им возможно будет скучно. Им лучше предложить что-то более сложное с точки зрения идей. Подходящие задачи для такого случая вы найдете на страницах 36–39.

Решение задач компьютерного урока

Задача 110. Данную задачу также следует считать скорее практической, чем учебной. Действительно, не вся лексика данной задачи является формальной (лексикой нашего курса), часть лексики взята из обычной речи. Именно поэтому ребенок может не знать слово «манишка». Однако, это не помешает ему решить данную задачу, ведь белый участок окраса есть лишь у одного кота  на рисунке. Кстати «белая» тоже можно считать контекстной лексикой, взятой из обычной речи, ведь в нашем курсе нет белых областей, мы их считаем нераскрашенными. Конечно, по отношению к окрасу кота так говорить не приходится.

Задача 111. Подобные задачи детям уже встречались. Имена позволяют сделать их условие короче и проще для понимания. Постарайтесь не помогать детям чрезмерно, ведь с помощью лапки можно решить задачу методом проб и ошибок, перебрав различные варианты расположения бусин в окнах.

Задача 112. Вот пример задачи, которую без имен было бы сформулировать крайне затруднительно. Здесь дети повторяют понятия «одинаковые цепочки», «разные цепочки». Удобнее всего раскрашивать соответствующие бусины цепочек К и Л одновременно, двигаясь от начала цепочек к концу. Затем можно раскрасить бусины цепочки М так, чтобы хотя бы одна бусина была не такой же, как соотвествующая бусина в цепочек Л.

Задача 113. Задача на повторение цепочечной лексики. Как и большинство задач со словом все, эта задача требует полного перебора слов и проверки для каждого из них данных утверждений. Заметим, что в большинстве слов есть две одинаковые буквы, поэтому проверять второе утверждение нужно не так уж и часто. Напомним, что истинность второго утверждения включает в себя следующие договоренности нашего курса: 1.) в этом слове есть ровно одна буква М;   2.) в слове есть следующая буква после М; 3.) следующая после М – буква Е.
В результате оказывается одно подходящее слово – ПРИМЕТА.

Задача 114.  Необязательная. По сути это практическая информационная задача на поиск объектов по описанию. В данном случае не все объекты отыскиваются однозначно. Одинаковых фигурок здесь ровно две, любая может быть А или Б. Фигурок с двумя зелеными колечками здесь тоже две, любая из них может быть Г, а оставшаяся будет В. Однозначно определяется здесь только фигурка Д – пирамидка с двумя красными колечками.