И.К. Айвазовский. Всемирный потоп. 1864

Редкое в русской живописи тех лет произведение на тему из Священного Писания. Реализации замысла способствовало то, что Айвазовский удачно сочетал высокую ремесленную выучку, дар поэтического воображения и страсть к импровизации. Вряд ли кто-либо из его современников мог передать так весь масштаб катастрофы, вселенскую бурю на небе и на земле, гигантские волны, захлестывающие уступы скал, за которые цепляются люди и животные. Многочисленные персонажи композиционно объединены в смысловые группы – в центре выделяются фигуры старика, окруженного семейством, и умирающей женщины, группа коленопреклоненных людей. Несколько наивны образы, обличающие человеческую алчность, тщетность попыток уйти от судьбы – изображение сидящих на слонах царя и жреца с золотыми сосудами и драгоценностями.

Картина, показанная на выставке Академии художеств 1864 года под названием «Всемирный потом (последние дни)», имела широкий резонанс в русском обществе. В 1865 году ее приобрел император Александр II для галереи Эрмитажа.