Андрей Рублев

Великий русский иконописец конца 14 начала 15 века.

В творчестве Андрея Рублева завершается наметившийся уже в XII веке процесс обособления русской живописи от византийской. Рублев окончательно отказывается от византийской суровости и византийского аскетизма.

Впервые  в летописи имя Андрея Рублева упоминается в 1405 году, когда он вместе с греком Феофаном расписывал  домовую княжескую церковь Благовещения в Московском кремле.  «Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Они расписали храм фресками и написали иконы для иконостаса.

Тот храм не сохранился, на его месте стоит собор  возведенный в 1489 году псковскими зодчими во времена великого князя Ивана Ш.Сохранился подклет собора XIV

Благовещенский собор знаменит своим высоким древнерусским иконостасом.

Большую роль в сложении пятиярусного иконостаса сыграли иконописцы Андрей Рублев и Феофан Грек.  До сих пор ученые занимаются исследованиями икон уникального иконостаса Благовещенского собора и не могут придти к единому мнению. Кому принадлежат иконы «деисусного» и «праздничного» рядов?

Праздничный ряд иконостаса состоит сейчас из 14  древних икон, появился в соборе одновременно с деисусным чином после пожара 1547 года. Происхождение его неизвестно, так же как и икон деисусного ряда. Большинство исследователей,  принимая гипотезу И.Э.Грабаря, относили иконы праздничного ряда к творчеству Андрея Рублева и Прохора с Городца.

Семь икон   - «Благовещение», « Рождество Христово», « Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим» - приписывались кисти Андрея Рублева.  Остальные – старцу Прохору с Городца. Сохранившиеся иконы действительно делятся (по мнению ученых) на две группы. Произведения Прохора с Городца неизвестны, поэтому иконы Благовещенского собора не могут быть связаны с этим летописным именем (мнение ученых музеев Московского кремля). Другие иконы этого ряда подверглись изучению и   сравнению с произведениями Андрея Рублева,  достоверность которых  подтверждается историческими свидетельствами. В результате этих исследований ученые пришли к выводу, что иконы написаны разными иконописцами.

Не смотря на то, что неизвестно когда и для какого храма и кем был создан оказавшийся в Благовещенском соборе иконостас, он считается шедевром средневековой живописи.

Первое упоминание о преподобном Андрее Рублеве относится к 1405 году, когда он принимал участие в живописном украшении Благовещенского собора. Он был еще очень молодым, есть предположение, что родился он в 1380 году.

В мае 1408 года московский князь направляет во Владимир для росписи Успенского собора « иконника Даниила» и Андрея Рублева. По некоторым сведениям, Андрей Рублев был иноком Троице - Сергиева монастыря. По другим, он был иноком Спасо - Андроникова монастыря в Москве, где, возможно и скончался и похоронен около 1427-1430 года. После работы во Владимире Андрей Рублев занимает ведущее место среди московских мастеров и ему поручают «Троицу ветхозаветную» - храмовую икону Троицкого собора Троице – Сергиева монастыря.

Это икона,  которую с наибольшей достоверностью можно считать написанной Андреем Рублевым. Об этом говорит Житие игумена прп. Никона Радонежского, а в 1551 году было постановление церковного собора, предписывавшего всем иконописцам изображать св. Троицу так, как это сделал Андрей Рублев.

Поэтому отголоски стиля, который принято связывать с именем Андрея Рублева, исследователи видят в праздничном чине икон Благовещенского собора и в иконостасе Троицкого собора Троице – Сергиева монастыря и в Успенском соборе во Владимире.