ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра  зоологии

 

Учебно-методический комплект дисциплины модуля:

 

 По дисциплине модуля

 

«Использование средств ИКТ в организации учебно-исследовательской деятельности школьников по курсу биологии»

Курс ГОС ВПО ДПП. ОПД Ф.08

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Ректор: Колесников А.К.

"____"______________2006г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 Специальность:   050102 – биология;  квалификация:  учитель биологии;

Специальность:   050103 – география; квалификация:  учитель географии;                

 

Факультет: биологии и химии

 

Курс    обучения                                           _____3__/_______/________

 

Семестр                                                        ______6_/_______/________

 

Всего часов по учебному плану:     24                   

В том числе по формам обучения:             очная / очно-заочная /заочная

            - лекции                                6___/____________/_____6

- практикум                          6_____/____________/___6

                        - самостоятельная работа    12_____/__________/____12

Формы итогового контроля знаний:

-  недифференцированный зачет   6__сем./ ____сем./ __6сем.

 

 

 

Пермь

2007



Содержание

 

 

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения дисциплины модуля.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение дисциплины модуля.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине:

4.1. Лекционные занятия

4.2. Практикум

4.3. Самостоятельная работа

4.6. Практики

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий.

8. Требования к уровню освоения.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

 

1. Общие положения

 Цели дисциплины модуля:

·        освоение методики работы со стандартными предметными ЦОР в НОУШ;

·        освоение  новейших методов биологических исследований и методов обработки данных в ИКТ -насыщенной среде обучения с  целью руководства учебно-исследовательской деятельностью школьников;

·        формирование готовности у будущих учителей биологии к руководству учебно-исследовательской работой учащихся при сочетании  традиционных и инновационных приёмов методической работы;

·        освоение информационно-коммуникационных технологий для получения учебной и научной информации с целью обучения учащихся данным  приёмам работы в процессе получения и обработки данных исследований.

 Задачи дисциплины модуля:

·        освоение стандартных приёмов работы с программами, необходимыми для освоения  содержания модуля: «1С Образование 4. Школа», M. Photo EditorGPS- совместимыми программами (OZI Explorer).

         В процессе усвоения материалов модуля у студентов должна сформироваться система знаний, умений, представлений.

1) Формирование у студентов   системы знаний:  

·        о программных инструментах виртуальной среды, необходимых для   руководства учебно-исследовательской деятельностью школьников;

·        о содержании  предметных ЦОР по биологии, экологии и приёмах сбора, фиксации результатов исследований и  моделирования  биологических процессов и явлений;

·         о технологических основах  наблюдений, экспериментов, сбора биологических данных (об анатомо-морфологическом строении животных, их поведении, о  строении растений, грибов, лишайников) и основах методики обработки полученных результатов полевых наблюдений при организации учебно-исследовательской деятельности школьников;

·        о  технологиях сбора информации и обработки для  проведения школьных биологических, экспериментов и  наблюдений на основе  использования поисковых систем Internet;

2)           Формирование   у студентов системы умений:

·        уметь  организовать учащихся на данный вид деятельности и осуществлять методическое  руководство учебно-исследовательской и  научной  деятельностью учащихся в условиях ИКТ -насыщенной среды;

·        уметь анализировать  учебные материалы предметных ЦОР  с целью их использования при осуществлении организации учебно-исследовательской деятельности учащихся;

·        уметь  организовать учащихся на  сбор, обработку данных учебно-исследовательских  работ учащихся во внеклассной и внеурочной деятельности по биологии;

·        оформлять и представлять полученные результаты с использованием программ:  «1С: Образование 3.0 (4.0.) Школа», M. Photo Editor, ShopGPS- совместимыми программами (OZI Explorer).

·        уметь работать с программой M. Word для  оформления компьютерных документов при обработке  материалов учебно-исследовательских работ учащихся;

·         уметь оформлять  презентации для  научных докладов на  научно-практических конференциях и представлять результаты полученных исследований.

3)           Формирование  у студентов представлений:

·        о структуре и содержании программного обеспечения для  обработки научных, учебно-исследовательских работ;

·         о новых цифровых   информационных ресурсах (ЦОР) по биологии (на CD, DVD,  и сайтах сети Internet).

·        о сборе, обработке и представлении данных биологических  исследований на основе использования  стандартного  и специализированного программного обеспечения:

·        о методике обработки мультимедийной  информации (получение и корректировка изображения, выполнение фото- и видеосъёмки, сканирование, оформление  таблиц и графиков и сохранение материалов в необходимом формате);

·        о работе с современными носителями мультимедийной информации (с перезаписываемыми компакт-дисками, накопителями на базе флэш-памяти, жесткими дисками).

·         о приёмах самостоятельной  разработки учебных   ЦОР по биологии при организации  учебно-исследовательской работы учащихся.

            В результате освоения  модуля будущий учитель должен профессионально владеть приемами работы с ЦОР в условиях ИКТ –насыщенной среды.

2. Требования к уровню освоения дисциплины модуля

            Формируются на основании п. 7.1 ГОС ВПО по специальности.

В соответствии со стандартом к этим специальностям, выписки из стандарта.

Специальность:   050102 – биология;  квалификация:  учитель биологии;

Специальность:   050103 – география; квалификация:  учитель географии;                

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение дисциплины модуля

            Приводится распределение часов дисциплины модуля по видам учебной деятельности в соответствии с учебным планом (таблица).

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр[1]

в неделю

в год

в год

Лекции

6

6

2

6

6

Практические занятия

6

6

2

6

6

Самостоятельная работа

12

12

2

12

12

 

 

 

 

 

 

         При изменении графика учебного процесса следует откорректировать объемы всех видов учебной деятельности с сохранением общего количества часов, отводимых на дисциплину по учебному плану.

 

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по разделам дисциплины  модуля  в объёме:  всего 24 часа - 12 часов аудиторных занятий и  12   часов  самостоятельной работы

 

            4.1.1.Лекционные занятия

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Основы  методики организации учебно-исследовательской  работы учащихся при изучении биологических объектов

2

 

2

2.

Методика обработки    материалов  учебно-исследовательского поиска учащихся с использованием  ИКТ-

технологий

2

 

2

3.

Организация работы НОУШ, учебно-исследовательской работы  с учащимися на примере работы с амфибиями

2

 

2

 

Всего

6

 

6

 

        

4.1.2.Практические занятия

№ п/п

Наименование занятия

Номер

 темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Приёмы использования ЦОР  при организации учебно-исследовательской деятельности школьников

 

 

2

 

2

2.

Методика сбора и обработки материалов  по тематике  учебно-исследовательских работ учащихся  и их использование   в работе НОУШ

 

1,2,3

2

 

2

3.

Методика руководства творческой проектной деятельностью учащихся по современным  проблемам биологии.  

 

1,2,3

2

 

2

 

Всего

 

6

 

6

 

4.1.3. Самостоятельная работа

№ п/п

Наименование расчетно-графической работы (РГР), расчетно-графического задания (РГЗ), курсового проекта (работы).

Номера тем

лекций (только для РГР и РГЗ)

Неделя семестра, на которой выдается задание

1.

Выбор темы проекта,  формулировка цели  разработка  тематики и содержания  учебно-исследовательских работ учащихся. Сбор информации по проекту.

1

10

2.

Анализ стандартных ЦОР, сбор, обработка информации: аудио, видео, фото – информации по темам учебно-исследовательских работ учащихся

1,2

11

3.

Знакомство с программой «1С: Образование 3.0 (4.0) Школа» и её использованием для  поиска, сбора и обработки информации

1,2

11

4.

Основы методики оформления проекта, приёмы оформления учебно-исследовательских работ учащихся

1,2,3

12

5.

Самостоятельные разработки  занятий с учащимися по выбранной теме  научных исследований с учащимися.

1,2,3

13

6.

Методика демонстрации и  представления проектов к обсуждению и утверждению.

1,2,3

13

 

            Продолжительность самостоятельных занятий – 2 часа. Семинары и контрольные работы не предусмотрены программой модуля (вследствие небольшого количества аудиторных часов -12), следовательно, не запланированы методические указания к семинарам и задания к контрольной работе.

         Приложение

Темы (примерных) учебно-исследовательских работ учащихся на базе школьного научного общества

1.Изучение морфологии  амфибий  биоценоза или (данного) населенного пункта.

2.Изучение морфологии  рептилий  биоценоза или (данного) населенного пункта.

3. Изучение орнитофауны  данного биоценоза или  населенного пункта.

4. Изучение орнитофауны биостанции.

5. Изучение инкубации домашней птицы.

6. Изучение энтомофауны биоценоза или населенного пункта.

7. Изучение медоносных пчел в практике  частного пчеловодства.

8. Практическая значимость научных изысканий в области апидологии и пчеловодства на базе школьного научного общества.

9. Изучение видового состава аквафауны беспозвоночных реки, ручья, пруда, озера.

10.             Изучение видового состава аквафауны позвоночных реки, ручья, пруда, озера.

11.             Наблюдения за домашними животными.

12.             Наблюдения за животными зоопарка или живого уголка.

13.             Наблюдения за обитателями аквариума (террариума, инсектария).

      Тематика школьных учебно-исследовательских работ может быть представлена обширным перечнем. Следует учитывать реальные возможности учащихся. Преподаватели  и студенты являются организаторами и руководителями учебно-исследовательской деятельности учащихся. 

      Моделирование биологических процессов и явлений может  осуществляться при помощи моделей ЦОР. При сборе и обработке информации студентам  рекомендовано использовать информацию, полученную при помощи сети Internet  в условиях ИКТ -насыщенной среды. Обработка  полученных материалов проводится при помощи программного обеспечения ПК с использованием: «1С: Образование 3.0 (4.0) Школа», M. Excel, M.P.Point, Photo Editor, AutoCAD 2008 – Русский,  OZI Explorer, а также цифровых фото- и видео- материалов.

 

4.3. Практики

Приводится перечень учебных и полевых  практик, в ходе которых студенты руководят сбором и оформлением материала биологических исследований в процессе осуществления учебно-исследовательской деятельности с учащимися в условиях ИКТ –насыщенной среды.

            Полученные в процессе обучения знания, умения студенты применяют на педагогической практике при разработке научного проекта для сбора, обработки методических материалов, а также при использовании фрагментов мультимедийных пособий, проводят апробацию и корректировку полученных материалов.

            Приобретённые в результате реализации модуля знания и умения необходимы современному учителю биологии и будут реализованы в дальнейшей практической  педагогической деятельности.

 

5.     Требования к обязательному минимуму содержания программы

В стандарте  курса  методики преподавания биологии в настоящее время не разработан модуль по руководству сбором и оформлением материалов, необходимых для руководства  учебно-исследовательской работой учащихся. Даже опытные учителя - стажисты и новаторы испытывают  определенные затруднения при осуществлении руководства учебно-исследовательской деятельностью учащихся, и им нередко приходится обращаться к специалистам в области информатики с целью корректировки собственных знаний и умений. Целесообразно научить будущего учителя правильно использовать цифровые образовательные ресурсы при сборе, обработке, интерпретации полученных результатов, оформлении  и представлении к защите школьной  учебно-исследовательской работы. Требуется внести  дополнения в стандарт биологического  педагогического образования  и методику преподавания биологии. Это  учтено при конструировании  модуля. Целесообразно внести в стандарт данные  изменения, что позволит  расширить возможности будущего специалиста – учителя биологии и  позволит усилить  его методическую подготовку.

Изменение уровня  компетентностей будущего специалиста (ключевых, базовой, специальной) связано с подготовкой студентов к руководству учебными исследованиям школьников,  к внеурочной работе с учащимися  в условиях   ИКТ -насыщенной среды обучения,   и обусловлено динамикой компьютеризации школы.

Содержание модуля

Понятие информации учебно-исследовательской работы учителя биологии с учащимися в условиях ИКТ –насыщенной среды обучения. Изменение  приёмов обучения средствами ЦОР (ТАСО в целом), как способа расширения возможностей наглядных приёмов демонстрации  биологических процессов и явлений в процессе осуществления учебной и учебно-исследовательской деятельности учителя с  учащимися. Примеры организации работы НОУШ, учебно-исследовательской работы  с учащимися на  конкретных примерах работы с натуральными объектами (амфибиями).

Методика организации  и  руководства учебно-исследовательской деятельностью учащихся в условиях  ИКТ – насыщенной среды обучения. Общая методика  приёмов сбора и обработки уже существующих научных биологических данных  (ЦОР, математических, компьютерных, фото-, фидео-, источников  информации). Способы,   накопления и обработки информации. Технические и программные средства реализации информационных процессов при решении учебно-исследовательских задач в работе с учащимися. Проведение   биологических наблюдений и экспериментов  непосредственно в природной среде,  использование алгоритмов  компьютерного моделирования при разработке конкретных методических материалов по  темам  школьных исследований с использованием  ЦОР, собственных материалов в условиях ИКТ -насыщенной среды обучения.

Основы методики оформления школьного проекта, приёмы оформления учебно-исследовательских работ учащихся. Методика демонстрации и  представления ученических  проектов к обсуждению и утверждению.

 

6.  Литература (основная и дополнительная)

6.1. Основная литература

1.      Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж:  НПО «МОДЭК», 2002. – 352 с.

2.      Бакиев А.Г. Низшие земнолводные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся) Самарской и Ульяновской областей./ Бакиев А.Г, Кривошеев В.А., Файзулин А.И. изд. 2-ое, Ульяновск: 2004. – 92 с.

3.      Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

4.      Ивантер Э.В., Коросов Введение в количественную биологию, уч. пос. – Петрозаводск, 2003  - 304 с.

5.      Информатизация общего среднего образования /Под редакцией Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 384 с.

6.      Лакин Г.Ф. Биометрия. Уч. пос. М.: Высшая школа 1980. – 293 с.

7.      Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н.Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 96 с.

8.      Литвинов Н.А., Ганщук С.В. Методы исследования земноводных и пресмыкающихся. Пермь: ПГПУ, 2003. – 49 с.

9.      Концепция информатизации образования //Информатика и образование, 1998. – №6. – С.3-31.

10.  Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Под ред. Е.К.Хеннера. М.: Академиа, 1999,816с.

11.  Пономарёва И.Н. Общая методика обучения биологии /И.Н.Пономарёва, В.П.Соломин, Г.Д.Сидельникова. Под ред.  И.Н.Пономаревой – М.: «Академия», 2003 – 372 с.

12.  Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 271 с.

13.  Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе. М.: Мир, 1987.  224 с.

14.  Хипсон П. Реестр Windos XPSan Francisco London: Sybex; МИзд. дом Питер, 2004, 476 с

15.  Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные, уч. для уч-ся 7 кл. / Под ред. Проф. Константинова В.М., изд. 2-ое переработанное. М.: Вентана-Графт, 2005. -304 с.

16.  Латюшин В.В., Шапкин В.А., Биология: Животные, уч. для уч-ся 7 кл., изд. 4-ое стер., М.:  Дрофа, 2003.-304 с.

17.  Никишов А.И. Шарова И.Х. Биология: Животные, уч. для уч-ся 7-8 кл., изд. 7-ое, М.: Просвещение, 2004. -256 с.

18.  Сонин Н.И. Биология, уч. для уч-ся 6 кл., изд. 4-ое стер.,  М.:  Дрофа, 2001. -276 с.

19.  Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология, уч. для уч-ся 7 кл., изд. 4-ое стер.,  М.: Дрофа, 2001. -248 с.

 

6.2. Дополнительная литература

1.      Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. Научно-методическое пособие М.: Педагогика, 1994 – 230 с

.

2.      Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. – 304 с

3.      Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М:Педагогика, 1989.– 192с.

4.      Быков В.В   Научный эксперимент М.: Наука, 1989. –  176 с

5.      Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. – 192 с.

6.      Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий.  Научно-методическое пособие М.: МГГА, 1996. – 191 с.

7.      Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. М.: Издательская корпорация «Логос» , 2000. – 236 с.

8.      Педагогика Под ред. П.И. Пидкасистого Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей М.: Педагогическое общество России, 2000.  – 640 с.

9.      Подласый И.П Педагогика Новый курс Учебник для студ. пед. вузов: В 2-х кн М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000

10.  Оспенникова Е.В. Е-Дидактика Мультимедиа: Проблемы и направления исследования.  Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ  в образовании». -  2005. – Вып. 1. -  С. 16- 30

11.  Оспенникова Е.В., Худякова А.В. Обновление системы учебных объектов среды обучения в условиях информатизации образования и проблема организации познавательной деятельности школьников в новой информационной среде Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ  в образовании». -  2005. – вып. 1. -  с. 50 – 67

12.  Бент Б. Андерсен, Катя Ван дер Бринк  Мультимедиа в образовании Специализированный учебный курс М.: «Обучение-Сервис», 2005. – 216 с.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР *

Используемые ЦОР

№ п/п

Наглядное

пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)

1

Открытая биология  (CD) /Автор курса Д.И. Мамонтов. Под ред. А. В. Маталина – М.: ООО «Физикон», версия 2.6, 2002 (http://www.physicon.ru/.).

 

учебные объекты ЦОР

электронный

2

Биология, химия, экология  (CD) – М.:  Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Физикон», 2005 (http://www.physicon.ru/.),  ООО «Дрофа», 2005.

 

учебные объекты ЦОР

электронный

3

Подготовка к ЕГ по биологии  (CD) – М.:  Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Физикон», 2005 (http://www.physicon.ru/.),  ООО «Дрофа», 2005.

 

учебные объекты ЦОР

электронный

4

Биология 9 класс Общие закономерности жизни (CD) – Цифровые образовательные ресурсы для учебника /А.В.Теремов, Р.А.Петросова, А.И.Никишова, ООО ГИЦ «Владос»,  ООО «Физикон», НФПК, 2006.

учебные объекты ЦОР

электронный

5

Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум (CD) - М.: Республиканский мультимедиа центр, в 2 ч., 2004, (mmedia @ rnmc.ru) , (http://www.rnmc.ru).

учебные объекты ЦОР

электронный

6

Биология 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий(CD) – М.:  Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий» (techsupport@cm.ru).

учебные объекты ЦОР

электронный

7

Природоведение. Библиотека электронных наглядных пособий  (5 класс) (CD).  - ГУ РЦ ЭМТО,  ООО «Дрофа»,  ООО «Физикон», Министерство обр. РФ, 2004.

мультимедиа презентация к лекции (тексты, графика, видео)

электронный

8

Экология (CD)  /Под ред. А.К. Ахлебинина, В.И. Сивоглазова –  М: «1 М.»:  Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО,  ООО «Дрофа»,  ЗАО «1С», 2004, (1c@1c/ru,http//repetitor.1c.ru), (hotline@1c.ru).

мультимедиа презентации (тексты, графика, видео)

электронный

9

Экология (CD)   НФПК. В 2 ч., 2004.

Цифровые мультимедиа презентации, Web-страницы

электронный

10

Биотехнология. Учебное электронное издание по курсу. М: Мин. Обр. РФ. ГУ РЦ ЭМТО, ЗАО «Новый диск», YDP Interactive Publishing, 2003. (support@pmedia.ru.)

Трехмерные модели, мультимедиа презентация к лекции (тексты, графика, видео)

электронный

11

Общая биология. Основы селекции. М.: Современная гуманитарная академия

DVD, видеоиллюстрации

электронный

12

Общая биология. Цитология. М.: Современная гуманитарная академия

DVD, видеоиллюстрации

электронный

13

Общая биология. Экологические факторы. Температура. М.: Современная гуманитарная академия

DVD, видеоиллюстрации

электронный

14

Общая биология. Экологические факторы. Влажность. М.: Современная гуманитарная академия

DVD, видеоиллюстрации

электронный

15

Общая биология. Экологические факторы. Свет.  М.: Современная гуманитарная академия

DVD, видеоиллюстрации

электронный

 

8. Формы  итогового контроля

            Форма контроля по содержанию модуля - это комбинированная оценка деятельности студента при обязательном усвоении суммы теоретических знаний и практических умений. Небольшое количество часов, отведенное для усвоения обширного содержания модуля при большом перечне системы ЗУНов не может быть объективным при проверке только теоретических знаний. Полная оценка деятельности студентов складывается из двух компонентов.         

            Первый  составляющий  компонент оценивания результатов степени обученности студентов по содержанию модуля – это рейтинговая система оценки, при которой студенту начисляется определенное количество баллов за каждый вид учебной  деятельности. Количество баллов, набранное студентом при усвоении содержания модуля  на практических работах,  при выполнении самостоятельной работы  является показателем уровня усвоения практических навыков в данном виде учебной  деятельности. Результатом деятельности, является представление студентом собственного проекта учебно-исследовательской работы, качество выполнения которого также оценивается в баллах.

            Второй составляющий компонент рейтинговой оценки результатов степени обученности студентов – это промежуточный контроль устный зачёт по вопросам содержания суммы  теоретических знаний. Это позволяет оценить в целом степень сформированности  интеллектуальных умений будущего преподавателя биологии, степень развития  умений работать с тестом и  степень развития речевых навыков, умений выражать словесно собственные мысли.

            Итоговый  недифференцированный зачет  выставляется при суммировании всех видов  учебной деятельности студента.

 

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

Особенности методики проведения лекций

При чтении лекций рекомендуется широкое использование мультимедийной техники и проекционного оборудования, использование презентаций. Стандартные ЦОР, перечисленные в перечне используются фрагментарно и пошагово, рекомендации к использованию мультимедийных дисков указаны  в методических рекомендациях и содержанию лекций. К фрагментам  лекций разработаны презентации. В результате усвоения материала лекций у обучающихся должна сформироваться система ЗУНов об использовании  средств ИКТ в организации и руководстве учебно-исследовательской деятельностью учащихся.

Особенности методики проведения практических работ

Практические занятия проводятся при инструктировании и демонстрации приемов и методики организации учебно-исследовательской работы учащихся, объектов научного биологического исследования средствами программного обеспечения  ПК  и специального оборудования.

Демонстрируются фрагменты указанных в перечне ЦОР, а также они предлагаются для анализа на практических занятиях и для  самостоятельной работы. Продолжительность самостоятельной работы, для которой в случае необходимости предоставляется рабочее место в кабинете, оборудованном персональными ПК не более 2-х учебных часов 1-2 раза в неделю.

Демонстрируются фрагменты  деятельности учителя МОУ СОШ «Гимназия №1» города Перми Жураковой Т.В. по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся,  фрагменты работ учащихся.

Преподаватель инструктирует студентов по содержанию практического занятия: работа проводится фронтально, студенты работают индивидуально, парами и группами. Определяются цели и задачи каждого занятия. Преподаватель вносит  пояснения при демонстрации фрагментов методических материалов, фрагментов научных докладов, фотографий и видеофрагментов. Образцы прилагаются. Преподаватель инструктирует  студентов в ходе работы.

Занятие проводится в специально оборудованном кабинете при обязательном соблюдении  инструкции ТБ. Студенты анализируют и обрабатывают информацию при помощи стандартного  программного обеспечения: «1С: Образование 3.0 (4.0) Школа», M. Excel, M.P.Point, Photo EditorOZI Explorer, оформляют полученную информацию, при помощи программы M. Word, оформляют презентации.

            Преподаватель рекомендует студентам  использовать информационные технологии,  инновационные методы при осуществлении руководства учебно-исследовательской деятельностью. Студенты под руководством преподавателя знакомятся с  модельными объектами ЦОР, представленными  на дисках перечня.

Рекомендуется использовать  полученные материалы при  подготовке к научным конференциям по методике биологии, на базе технического, программного и информационного обеспечений учебного процесса (пакеты прикладных программ, базы и банки данных, тестирующие программы, тренажеры). По данной методической схеме проводятся практические занятия №1, №2, №3, где студенты знакомятся с методикой самостоятельной работы с ЦОР.

 

Особенности методики проведения самостоятельных  работ

Для самостоятельной работы студентам предлагается работа с материалами папки: «Демонстрационные материалы для студентов, самостоятельная работа».

Студентами самостоятельно проводится тщательный анализ программы, адресованной учащимся для сбора, систематизации и оформления учебно-исследовательских материалов: «1С: Образование 3.0 (4.0) Школа».

Они знакомятся самостоятельно с фрагментами проекта учебно-исследовательской деятельности учителя МОУ СОШ «Гимназия №1» города Перми Татьяны Викторовны Жураковой. Студенты самостоятельно рассматривают и анализируют разработанные ранее конкретные проекты учащихся по  содержанию учебно-исследовательских работ учащихся.

Преподаватель консультирует  студентов, изучает план  работы студента по конструированию собственного проекта учебно-исследовательской работы, дает инструкции и краткую характеристику в соответствии перечнем заданий по выбору.  

При конструировании студенческих проектов рекомендуется использовать базу данных стандартных ЦОР, а также получить и  использовать собственные научные   фото- и видеоматериалы. При демонстрации фотографий и видеофрагментов обращается внимание на  условия съёмки демонстрируемых  объектов.

Рабочая программа разработана на основании требований ГОС и учебного плана специальности

 Специальность:   050102 – биология;  квалификация:  учитель биологии;

Специальность:   050103 – география; квалификация:  учитель географии;

 

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры _______________________________

и утверждена на 2006 - 2007 учебный год.

Протокол № ___ от «___»__________200__г.

 

Заведующий кафедрой _________________         Литвинов Н.А.

                                                 подпись



[1] При базовой продолжительности семестра 17 недель.