ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра зоологии

 

Учебно-методический комплект дисциплины модуля: «Использование средств ИКТ в организации учебно-исследовательской деятельности школьников по курсу биологии»

 

Курс ГОС ВПО ДПП. ОПД Ф.08

 


 ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА ПО МЕТОДИКЕ БИОЛОГИИ

Целью полевых практик по дисциплинам предметной подготовки - ботанике, зоологии, физиологии растений, сельскому хозяйству и методике преподавания биологии является изучение разнообразия растений и животных в естественной среде обитания, освоение методов натуралистической работы, вегетационных и полевых методов исследования, постановки экспериментов. Для обеспечения этого вида практик есть в  наличие стационарная агробиостанция   Верх-Кважвав Добрянском районе Пермского края и филиалы. Решение о формах и порядке проведения практик принимается вузом.

Именно на полевой практике и в экспедициях большинство студентов собирает необходимый биологический материал для оформления научной  выпускной квалификационной работы и организации учебно-исследовательской работы с учащимися. Стационарная агробиостанция позволяет непосредственно в условиях, приближенных к полевым исследованиям собирать и обрабатывать биологический материал. Большие возможности для окончательного сбора и оформления материала предоставляет полевая практика по методике биологии.

Полевая практика по методике биологии.

Пояснительная записка

            Полевая практика по методике преподавания биологии - одна из форм организации обучения студентов. Будущий учитель должен знать основы  методики научных исследований и  постановку опытов и наблюдений  на учебно-опытном участке.

            По учебному плану полевая практика запланирована на 3 курсе-10 дней, на 4 курсе-6 дней. Практическая часть проводится в природе при осуществлении научно-исследовательской работы студентов, подготовке экскурсий, внеклассных мероприятий, на учебно-опытном участке. Студенты применяют знания с профессиональной научной, педагогической направленностью, полученных студентами на занятиях всего цикла биологических дисциплин. Нами не приводится полностью программа по плевой практике, а указываются только некоторые аспекты научно-исследовательской и методической деятельности студентов, необходимая для реализации данного модуля.

            Научная работа студентов. Приемы  организации учащихся для работы в отделах учебно-опытного участка. Методика использования участка в работе учителя биологии. Уроки и другие виды занятий на учебно-опытном участке. Изготовление наглядных пособий по материалам учебно-опытного участка.

            Натуралистическая, учебно-исследовательская, научная и экологическая работа в школе. Экскурсии в природу, их значение в обучении, виртуальные экскурсии (с использованием материалов стандартных ЦОР и материалов, полученных на полевой практике). Приемы проведения экскурсий в природу и подготовка к ним учителя. Разработка каждым студентом экскурсии. Анализ и оценка содержания экскурсии. Фиксирование при помощи  программного обеспечения ПК, цифровых фото- и видеоматериалов итогов экскурсий. Комплектование  отчетных материалов с привлечением материалов ЦОР и  собственных цифровых ресурсов.

Формы организации и проведения  учебно-исследовательской работы с учащимися.

1.    Летнее задание учащихся по биологии. Анализ тематики летних заданий. Оформление отчетов и презентаций с использованием ЦОР.

2.    Фенологические наблюдения и методика их организации, обработка полученных данных с применением ПК.

3.    Исследовательская работа школьников. Программы кружков, тематика индивидуальных исследовательских работ с применением  ПК, ЦОР в  условиях ИКТ- насыщенной среды обучения.

4.    Краеведческая работа по биологи. Виды краеведческой работы. Походы:  инвентаризация памятников, организация музеев природы. Фиксация полученных научных и учебно-исследовательских данных при помощи программного обеспечения ПК, фото-, видеоматериалы.

5.    Экологическая тропа и работа на ней. Задачи экологической тропы и приемы организации ее обслуживания. Разработка маршрута, определение объектов, эстетика экологической тропы, развитие практических навыков работы на учебном тренажере «Экологическая тропа» в пределах агробиостанции. Фиксация, обработка и оформление полученных данных  с  использованием фрагментов ЦОР с целью  проведения лекционной и просветительской работы с учащимися.

Индивидуальное задание студентам по методике преподавания биологии.

1.    Спланировать экологический, общественно-полезный  труд в летнем оздоровительном лагере в сочетании с агитационно-просветительской деятельностью.

2.    Выяснить значение инструктивной беседы учителя в проведении практической работы на учебно-опытном участке.

3.    Методика наблюдения учащихся на дарвиновской площадке с обработкой полученных данных с использованием программного обеспечения ПК.

4.    Стимуляция   натуралистической работы школьников при помощи привлечения средств мультимедийного обеспечения учебного процесса.

5.    Выяснить: результаты,  каких опытов и наблюдений на школьном участке учащиеся могут выполнить при помощи инструментальных возможностей ПК.

6.    Методика формирования практических умений у учащихся по выращиванию растений (то же по уходу за животными). Вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Обучение приемам  обобщения и оформления полученных материалов при условии сочетания естественной  виртуальной среды обучения, сети Internet.

7.    Методика формирования биологических научных исследовательских умений при проведении, оформлении опытнической работы на школьном участке при помощи цифровых,  мультимедийных и специальных инструментальных средств обучения.

8.    Изучить опыт натуралистических работ в летнем оздоровительном лагере при осуществлении учебно-исследовательской деятельности учащихся.

9.    Разработать методику научных исследований и приемы обработки полученных результатов с привлечением компьютерной техники в крольчатнике, птичнике, на пасеке.

10. Разработать новый маршрут экологической тропы в естественной среде и представить результаты исследования при помощи   материалов стандартных ЦОР и собственных ресурсов.

11.Разработать план экологической недели как общественно-полезной компании в школе с привлечением средств ЦОР и ИКТ.

12. Создать натуральные и мультимедийные  коллекции обитателей и растений на учебно-опытного участка, используемых в образовательном процессе на уроках во время педагогической практики.

13.Выяснить какой отдел учебно-опытного участка вызывает у учащихся больший интерес.

Методические рекомендации для преподавателей

Рекомендации для преподавателей по изучению содержания модуля

            В процессе усвоения модуля студенты биологического факультета должны овладеть системой знаний, умений, представлений  об организации учебно-исследовательской деятельности учителя биологии в условиях ИКТ-насыщенной среды. Студентам необходимо усвоить  систему  методических ЗУНов работы с ТАСО, позволяющую   применять данные приемы в работе с учащимися при руководстве  учебно-исследовательской деятельностью учащихся.  У большинства студентов возникают трудности при сборе, обработке  научных  и методических материалов и их использовании в практике работы НОУШ.

            Целью работ, выполняемых педагогическими вузами в рамках данной программы, является изменение практики методической подготовки студентов в  вузах,  осуществляющих подготовку будущих учителей. Необходимо учитывать динамику интеллектуальных потребностей современных  школьников в  условиях информатизации образования. Следует  включить в профессиональную подготовку будущих учителей освоение методов использования ЦОР в учебном процессе и   во внеклассной учебно-исследовательской деятельности учащихся. Модуль призван ликвидировать некоторые  пробелы в системе ЗУНов и привести разрозненные знания студентов в определенную систему знаний и умений в данной области методики обучения биологии.

            При усвоении  содержания материалов лекций, практических занятий, самостоятельных работ, выполнения творческих работ у студентов должна сформироваться система знаний, умений, представлений, позволяющая им осуществлять руководство  учебно-исследовательской работой учащихся. Будущие учителя должны быть способны выступать в роли организатора и координатора (завуча) по руководству учебно-исследовательской работой учащихся, помочь им в поиске естественно-научных знаний. В программе педагогических факультетов, осуществляющих подготовку будущих преподавателей, представлены лишь фрагменты данного вида деятельность и отсутствует целостная  дисциплина (модуль), призванная обучить будущих преподавателей данному виду деятельности. В большинстве школ уже есть должность организатора по внеклассной работе с учащимися  по программе НОУШ. Таким образом, возникает противоречие о готовности выпускников педагогического университета к данному виду деятельности и в реальных потребностях школы.

            Студенты должны обучиться методическим приемам руководства сбором научной информации и обработкой материалов школьных учебно-исследовательских работ при помощи  программного обеспечения ПК. Им  необходимо познакомиться с системой программных ЦОР, программой «1С Образование. 4.0. Школа». Кроме того, студенты должны представлять в какой наиболее удачной форме можно продемонстрировать   работу учащихся.

            При чтении лекций преподаватель должен продемонстрировать некоторые фрагменты стандартных ЦОРов, а также использовать собственные презентации для сопровождения лекций,  чтобы  наглядно показать студентам, как необходимо в будущем использовать  средства ТАСО на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

            Практические занятия целесообразно проводить по подгруппам в специально оборудованном кабинете с организацией рабочих мест и оборудованием их ПК,  локальной сетью. Занятия  проводятся фронтально. Преподаватель выступает в роли обучающего элемента и консультанта. Желательно, чтобы учебный процесс сопровождал специально обученный лаборант. Система ЦОР должна быть установлена на всех компьютерах и доступна всем участникам процесса.

            Практические занятия  проводятся по предложенному плану, обозначенному в тексте «Ход работы», фронтально.

            На практических занятиях студентам  необходимо освоить примерную программу работы с учащимися (на примере  работы учителя гимназии №1 города Перми Жураковой Т.В., могут быть использованы  материалы других педагогов). В конечном итоге студент должен выработать собственный алгоритм руководства учебно-исследовательской деятельностью  учащихся во внеклассной педагогической  деятельности, на полевой практике в профильном лагере.

            Тематический план  был определён ранее, поэтому содержание курса может быть представлено в системе  блоков понятий.

  1. Основы  методики учебно-исследовательской  работы с учащимися. Основы  методики организации учебно-исследовательской  работы учащихся. Структура и содержание учебной работы учителя биологии. Алгоритм учебно-исследовательского поиска. Основы биометрии, как способа научного изучения биологических объектов и явлений при выполнении учебно-исследовательской деятельности учащихся.
  2. Методы компьютерного моделирования. Методы компьютерного моделирования при изучении интерпретации биологических явлений и процессов, методика обработки полученных результатов полевых наблюдений при помощи   программного обеспечения ПК. Освоение пакета приложений программ к Windows. Методика сбора и обработки необходимой информации по теме  школьных исследований:  M. Excel; на носителях информации: аудио, видео, фото – информации. Знакомство с программами «1С – Образование 4. Школа», M.Photo Editor.
  3. Методика организации учебно-исследовательской работы. Методика организации учебно-исследовательской работы  с учащимися, работа НОУШ. Методические основы использования  ЦОР и ресурсных возможностей сети Internet при ознакомлении с биологическими и  объектами исследования и их использованием в работе НОУШ. Алгоритм учебной деятельности учащегося пи организации данного вида деятельности.
  4. Методика сбора и обработки материалов. Методика сбора и обработки материалов  учебно-исследовательского поиска: экспериментальных, полевых исследований, и  методика их использование в работе НОУШ. Выбор темы, методика формулировки цели  и  задач, выработка алгоритма работы школьника, изучение и разработка методики биологических. Сбор информации по проекту. Основы методики оформления проекта, приёмы оформления.
  5. Разработки  занятий с учащимися по выбранной теме исследований. Тематика школьных учебно-исследовательских работ.  Самостоятельные разработки  занятий с учащимися по выбранной теме  научных исследований с учащимися, методика демонстрации и  представления проектов к обсуждению и утверждению. Методика руководства творческой проектной деятельностью учащихся по современным проблемам биологии.
  6. Выполнение расчётно-графических работ по обработке собранных биологических данных. Наименование расчетно-графической работы (РГР), расчетно-графического задания (РГЗ) школьного типа.

Методика оформления школьной работы. Оформление работы,  презентации, выступления, демонстрационных материалов.