ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра зоологии

Учебно-методический комплект дисциплины модуля:
«Использование средств ИКТ в организации учебно-исследовательской деятельности школьников по курсу биологии»

Курс ГОС ВПО ДПП. ОПД Ф.08

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Специальность:   050102 – биология;  квалификация:  учитель биологии;

Специальность:   050103 – география; квалификация:  учитель географии;

 

 

 

 

Пермь

2007


 

СТРУКТУРА

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ВВЕДЕНИЕ

Целью внедрения  модуля является формирование у студентов биологического факультета  системы теоретических знаний, практических умений научной, методической работы с ЦОР  при  подготовке их к руководству учебно-исследовательской деятельностью школьников  во внеклассной деятельности по биологии.  Учебно-воспитательная деятельность студентов может быть   реализована в  последующей педагогической деятельности с учетом различного уровня компетенций  и на  основ методической работы  с учащимися в НОУШ.

Были определены  следующие задачи модуля  при проведении практических работ.

Рассматриваются общие положения при внедрении системы (3 занятия) практических занятия по  содержанию  разрабатываемого модуля.

В результате проведения цикла практических работ, студенты биологического факультета приобретают определенную систему знаний и умений руководства учебно-исследовательской работой  учащихся,  обработки полученных данных при помощи программного обеспечения ПК. Они приобретают умения работы  со стандартными комплектами ЦОР, технологиями ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения  методических задач в области преподавания школьной  биологии.

Студенты  учатся проектировать приёмы методической  работы с учащимися  по предмету, а  также руководить научной работой учащихся, комплектовать авторские цифровые материалы, в частности: производить фото- видео- съёмку, обрабатывать, добывать, комплектовать информационные блоки для выполнения учебно-исследовательской работы учащихся. Осваивают методику  оформления докладов на  студенческих научных конференциях.

В результате усвоения содержания модуля у студентов  формируется активная мотивация методической  работы с  ЦОР, побуждающая будущего учителя к корректировке собственного  уровня системы научно-методических ЗУНов в данной области педагогической деятельности, формируется  потребность в поступательном развитии способностей и   самосовершенствовании.

            Инновационность заключается в необходимости  использования научных материалов  практических занятий  и  обусловлена  потребностью формирования профессиональной компетентности студентов в области использования программного обеспечения ПК, использованиям стандартных ЦОР и ИКТ в практике руководства учебно-исследовательской деятельностью школьников. Инновационность заключается в необходимости формирования у студентов учебно-практической деятельности при  работе с учащимися, комплектовании методических материалов при руководстве исследовательской деятельностью школьников в области   биологи, и, относящейся к специальному уровню профессиональной компетентности учителя биологии.  

            Модуль был создан в результате интеграции базовых курсов биологии, методики преподавания биологии и курса преподавания ТАСО. Частичная апробация некоторых элементов модуля позволяет говорить о некоторых итогах инновационной деятельности по внедрению  элементов модуля в результате  пробного эксперимента в течение нескольких лет в практику преподавания методики биологии в  педагогическом университете. Она показала необходимость в дальнейшей работе по конструированию целостного  модуля в рамках традиционных методико-педагогических и специальных   дисциплин с внедрением в практику преподавания  на факультете биологии, использованием  программного обеспечения ПК для компьютерного моделирования биологических процессов, использованием новейших  ЦОР.

Важным компонентом обучения является не только приобретение студентами системы теоретических, знаний, но и практических умений. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, переходящих в  устойчивые навыки (у некоторой группы студентов). Необходимо учитывать индивидуальный уровень степени сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам   работы с ЦОР в условиях ИКТ- насыщенной среды при оценке знаний студентов данной предметной области знаний.

            Нормы и методика оценки результатов методической  работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации данного  модуля, с изучением основ  биметрии и  основ учебно-исследовательской  работы с учащимися в области батрахологии, герпетологии.

Методика организации практических работ показывает, что большая часть информации о натуральных биологических объектах может быть обработана при помощи программного обеспечения  в M. Excel. Авторы не случайно ориентируют студентов на  элементы видео- и фотосъёмки, макросъёмки с использованием специальных режимов съёмки, так как они являются методами, подтверждающими научность сбора достоверных   биологических фактов при выполнении учебно-исследовательских работ учащихся.

            Методика выполнения практических работ указывает на то, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого студента.

            В течение  времени, отведенного на  усвоение практического материала, студенты будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, разрабатывая содержание учебно-исследовательских работ  учащихся,  умений осуществлять руководство учебно-исследовательской деятельностью учащихся, умений готовить доклады и презентации. Для эффективности работы следует стимулировать студентов к постановке вопросов и их обсуждению.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Приёмы использования ЦОР  при организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Продолжительность занятия 2 часа

1. Цель занятия: познакомить студентов  с основами методики  учебно-исследовательской работы с учащимися, научить самостоятельно работать со стандартными  цифровыми ресурсами в поиске  необходимых объектов исследования.

2.   Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Содержание разделов  стандартных ЦОР и методика  работы с ними

2.Отбор материала для организации учебно-исследовательской работы с учащимися

3.Методика организации и проведения элективных курсов по методике организации учебно-исследовательских работ учащихся в практике работы НОУШ.

4. Обработка данных полевых исследований методами математической статистики.

3. Краткое содержание работы, выполняемой студентами в ходе занятия, методические рекомендации по выполнению работы

1.Студенты знакомятся с перечнем предложенных методических материалов.

2.Студенты получают комплекты   ЦОР, методических материалов и  анализируют их содержание, работая индивидуально,  в парах и группах.

3. Материалы оформляются при  рациональном пользовании  программного обеспечения  ПК, на основе знакомства с образцами предметных ЦОР по биологии и образовательными ресурсами сети Интернет.

4. Преподаватель руководит работой студентов фронтально, работа проводится поэтапно в классе с местами оборудованными  ПК.

Ход работы

1. Содержание разделов  стандартных ЦОР и методика  работы с ними

Вводная беседа (краткое содержание)

            На практическом занятии необходимо  познакомиться с  объектами исследования, собрать  о них необходимую информацию, определить объём работы в  рамках  методической деятельности. Вы должны  выработать  алгоритм руководства учебно-исследовательской деятельностью  учащихся на педагогической практике в школе. Деятельность учителя в этом случае фактически повторяет  научный поиск  ученого-биолога с той лишь разницей, что объем работы, научная значимость школьных исследований существенно уменьшены. Не следует полагать, что учащиеся самостоятельно  смогут осуществить поиск необходимой для выполнения работы информации. Алгоритм  деятельности школьников  отражает уровень  научно-методической подготовки учителя и его готовность  руководить работой учащихся. Вам предлагается изучить комплект ЦОР по предложенным учебным темам. Студенты получают комплект методических материалов, указанных в  списке ЦОР.

Знакомство с содержанием Цифровых образовательных ресурсов

            1) Для первоначального анализа вам предложено методическое пособие «Открытая биология»  (CD) /Автор курса Д.И. Мамонтов. Под ред. А. В. Маталина – М.: ООО «Физикон», версия 2.6, 2002 http://www.physicon.ru - первое  учебное пособие, с которым  вам необходимо познакомиться.

            Задание №1. Знакомство с  ЦОР

            На лекции вам сообщалось, что все научные и методические материалы  рассматриваются на примере изучения земноводных, пресмыкающихся то есть  вам необходимо познакомиться с основами батрахологии, герпетологии. Первоначально познакомьтесь с основами систематики и определите, какое эволюционное положение занимают земноводные и пресмыкающиеся. Вам необходимо просмотреть следующие разделы диска.

6.4. Земноводные (образ жизни, строение, многообразие).

6.5. Пресмыкающиеся (образ жизни, строение, многообразие).

10.4. Размножение и развитие земноводных (динамическая модель процесса размножения)

11.3. Механизмы видообразования (основы эволюции)

12.1. Основы экологии (места обитание, значение в цепях питания, охрана)

12.2.Экология сообществ и популяций (эволюционная экология)

12.3.Учение о биосфере (законы, взаимосвязи).

            Собственно учебные исследования школьников, скорее всего, будут связаны  разделами 11.3., 12.2., поэтому ознакомьтесь с их содержанием более подробно.

2) «Биология 9 класс Общие закономерности жизни» (CD) – Цифровые образовательные ресурсы для учебника /А.В.Теремов, Р.А.Петросова, А.И.Никишова, ООО ГИЦ «Владос»,  ООО «Физикон», НФПК, 2006. – второе учебное пособие с содержанием которого вам необходимо познакомиться. Просмотрите и ознакомьтесь с содержанием следующих разделов. Подробно просмотрите содержание разделов: методические материалы (содержание уроков) и поурочное планирование: уроки № 40 - № 47, а также динамические модели.

40. Дарвинизм и его основные положения.

41. Вид, как основная систематическая категория живого.

42. Популяция как форма существования вида в природе.

43 Популяция как единица эволюции.

44.Основные движущие силы эволюции в природе.

45.Движущий обор – главный фактор эволюции.

46. Приспособление организмов к условиям обитания.

47. Образование новых видов.

            Подробно ознакомьтесь с содержанием уроков 41, 42, с  конспектом которых вам необходимо подробно ознакомиться. Они соответствуют содержанию параграфов в учебнике: § 31.1 Основные показатели популяции,  § 31.2 Структурная организация  популяции,  §31.3  Регуляция численности популяции, § 32.1 Генофонд популяции, § 32.2 Элементарный эволюционный материал, 32.3. Элементарное эволюционное явление и другими.

            Изучение вышеперечисленных тем и разделов поможет вам глубже проанализировать содержание учебно-исследовательской работы с учащимися.

            Задание №2. Алгоритм работы с ЦОР

1)      Найдите на  диске оглавления указатель поиска и в соответствии с ним  просмотрите перечень оглавления разделов программного обеспечения диска.

2)      Выберите нужную тему  исследования  (Земноводные. Пресмыкающиеся. Видообразование).

3)      Пользуясь стрелками, осуществите поиск (назад, вперёд).

4)      Прочитайте предложенный материал,  просмотрите фото-, видеофайлы, прослушайте голоса животных,  шумовое и музыкальное сопровождение.

5)      Ознакомьтесь с динамическими моделями по теме исследования.

6)      Прочитайте и решите тесты по теме научного исследования и урока.

7)      Изучите дополнительные материалы по теме учебного исследования при помощи ресурсов  сети Internet.

2.Отбор материала для  организации учебно-исследовательской работы с учащимися

            Вам предложен комплект основных  ЦОР по теме уроков и учебно-исследовательских работ учащихся. В процессе методической работы необходимо в  учебное время и время, отведенное для самостоятельной работы ознакомиться с этим комплектом и подобрать необходимые вам фрагменты для индивидуальной работы с учащимися.

1)  Биотехнология. Учебное электронное издание по курсу. М: Мин. Обр. РФ. ГУ РЦ ЭМТО, ЗАО «Новый диск», YDP Interactive Publishing, 2003. (support@pmedia.ru.)

2)      Биология, химия, экология  (CD) – М.:  Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Физикон», 2005 (http://www.physicon.ru/.),  ООО «Дрофа», 2005.

3)      Экология (CD)  /Под ред. А.К. Ахлебинина, В.И. Сивоглазова –  М: «1 М.»:  Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО,  ООО «Дрофа»,  ЗАО «1С», 2004, (1c@1c/ru,http//repetitor.1c.ru), (hotline@1c.ru).

4)      Экология (CD)   НФПК. В 2 ч., 2004.Экология. Конструирование биосферы", 10-11 класс ООО "Квазар-Микро. Ру" Экология, 10 класс

5)      Общая биология. Основы селекции. М.: Современная гуманитарная академия

6)      Общая биология. Цитология. М.: Современная гуманитарная академия

7)      Общая биология. Экологические факторы. Свет. М.: Современная гуманитарная академия

8)      Общая биология. Экологические факторы. Влажность. М.: Современная гуманитарная академия

9)      Общая биология. Экологические факторы. Температура. М.: Современная гуманитарная академия

            Задание№3. Разработка собственного алгоритма поиска

            Пользуясь, предложенным выше (в задании №2) алгоритмом деятельности, разработайте собственный алгоритм поиска. Пользуясь  ресурсами  сети Internet, осуществите собственный поиск  и методических  материалов, составьте алгоритм поиска по предложенному выше образцу с указанием сайтов этих учебных ресурсов.

            Вам следует отобрать материалы для конструирования элективного курса для осуществления учебно-исследовательской работы с учащимися в рамках работы НОУШ. Далее приводятся методика составления и  проектирования элективного курса по биологии для работы с учащимися по организации и осуществлению работы НОУШ.

3.Методика организации и проведения элективных курсов по методике организации учебно-исследовательских работ учащихся в практике работы НОУШ.

Задание №4. Отбор содержания для элективного курса

         При составлении элективного курса, прежде всего надо учитывать, на какую подсистему образования он рассчитан: на основную школу или на профильную. Если его создают для профильной подготовки в основной школе, то в большей степени он способствует выбору профиля дальнейшего обучения и осуществления первичного самоопределения (VIII-IX класс). Эти курсы должны быть рассчитаны на 12-18 часов, составлены с учетом межпредметных связей, и носить ознакомительный характер. На  элективных курсах целесообразно познакомить учащихся с приложением биологических знаний в разных сферах практической деятельности. Можно их познакомить  с  профессиями, которые они могут  выбрать в дальнейшем в рамках биологического профиля при получении среднего специального образования. Если же они ориентированы на профильное обучение (уровень В, С), то элективный курс нацеливает в дальнейшем на выбор профиля высшего уровня образования или на выбор определенной биологической специальности. В любом случае элективный курс должен носить высокую степень новизны для учащегося. Отберите методические материалы при изучении ЦОРов, необходимые вам при конструировании содержания элективного курса.

         Задание №5. Психолого-дидактические особенности возраста школьников

         Подросток средней и старшей школы не обладает достаточной зрелостью для совершения выбора элективного курса, плохо осознает мотивы выбора.

         Это обстоятельство требует от учителя, составляющего элективный курс, специально продумывать его мотивационный потенциал. Он будет тем выше, чем чаще и разнообразнее будет поддерживаться внимание к изучаемому материалу.

         Кроме того, необходимо поддерживать и поощрять активность и самостоятельность учащихся, расширять возможности обучения и самообучения.

         Реализуя принцип учета возрастных особенностей и индивидуальных возможностей учащихся, составитель должен организовать деятельность учащегося, направленную на умение учиться. Выдвигая проблему, важно учить ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность. Хорошо, если учащиеся умеют видеть проблему сами. Эти особенности возраста вам необходимо учитывать при работе с учащимися  при конструировании элективного курса и организации учебно-исследовательской деятельности.

         Задание№6. Практическая направленность  в реализации элективного курса, организация контроля знаний

         В реализации курса необходимо расширять представления учащихся, как по теоретическому содержанию, так и по характеристике и выполнению профессиональной деятельности. Так, при реализации курса «Лекарственные растения» необходимо продемонстрировать сферы трудовой деятельности, где могут быть применены теоретические знания курса, а также познакомить учащихся с профессиями провизора (кто непосредственно занимается изучением и использованием лекарственных растений и кто пользуется готовыми растительными лекарственными препаратами). Отберите данные материалы при изучении ЦОРов.

         Перегруженность учащихся должна быть снята за счет того, что теоретический материал составляет 30-40%, а практическая деятельность – 70-60%.

         Составитель и организатор элективного курса должен предусматривать различные виды контроля. Результаты деятельности учащихся может быть представлены решением биологических задач, реферативными работами, докладами, презентациями.

         Задание №7. Организация рефлексивной и самооценочной деятельности учащихся при осуществлении учебно-исследовательской деятельности

         Необходимо предусмотреть формирование рефлексивной и самооценочной деятельности. Для этого учащимся может быть предложены следующие вопросы:

 - Какие темы элективного курса вызвали наибольший интерес? Какие – наименьший?

 - С какими учеными – биологами вы познакомились в процессе изучения материала? Кто из них вызвал интерес и желание узнать об их деятельности более подробно?

 - Какие профессии и специальности основаны на знания, полученные в данном элективном курсе?

         Задание №8. Структура курса в системе работы НОУШ

         Предлагается классическая структура  элективного курса, которая состоит из перечня конкретных  учебно-развивающих тем.  Программа начинается с пояснительной  записки, в которой должны отражаться цели курса, его место в системе профильного обучения, требования к освоению содержания, учебно-методическое обеспечение, особенности оценивания. Программа, структурирована по темам. Учебно-тематическое планирование (в нем указываются соотношение теоретического и практического изучения материала и виды отчетности учащихся). На следующем занятии вам будет предложено ознакомиться  с конкретной программой учителя биологии МОУ СОШ «Гимназия №1 города Перми» Жураковой Татьяной Викторовной.

Обработка данных полевых исследований методами математической статистики.

         Задание №9. Методы математической статистики

Вам предлагается самостоятельно познакомиться с содержанием папки: «Демонстрационные материалы для студентов» (размер 3.3 Мб - архив со всеми файлами сразу, ниже будут ссылки на файлы, лежащие по отдельности), с файлом: «Материалы для самостоятельного изучения» (Приложение 5)   и при необходимости законспектировать предложенные материалы. Изучите содержание папки "Моделирование биологических процессов" (Приложение 7,  Приложение 8 ) .

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

 Тема: Методика сбора и обработки материалов  по тематике  учебно-исследовательских работ учащихся  и их использование   в работе НОУШ

Продолжительность занятия  2 часа

1.      Цель занятия: знакомство с основами  отбора  материалов для организации учебно-исследовательской деятельности с использованием ресурсов ЦОР, в условиях ИКТ- насыщенной среды, методика их использования в практике работы НОУШ.

2.      Вопросы, рассматриваемые на занятии:

На занятии рассматриваются стандартные и специальные приёмы использования ресурсов ЦОР.

1.      Выбор темы проекта из предложенного перечня.

2.      Сбор и обработка  материалов   экспериментальных данных при выполнении учебно-исследовательских работ.

3.      Использование специальной  техники  при проведении биологических наблюдений, фото- и видеосъёмки при осуществлении учебно-исследовательской  работы с учащимися.

4.      Знакомство с примером программы элективного курса Т.В.Жураковой.

5.      Рекомендации студентам по выполнению домашней  самостоятельной работы.

3.      Краткое содержание работы, выполняемой студентами в ходе занятия

      Ведущие методы: словесные, демонстрационные, практические. Работа выполняется индивидуально, в  группах и парах

Ход  работы

Вводная беседа (краткое содержание)

1. Выбор темы проекта из предложенного перечня.

            Вам необходимо познакомиться с основами методики отбора научной информации, оформления методических  материалов с использованием ЦОР при создании  собственного учебно-исследовательского  проекта. На занятии вы должны освоить методику использование программ: M. Exeсl, M., M. Word, М. P. Point для комплектования учебных материалов с учетом дидактики  и методики конструирования  учебных материалов. Необходимо освоить использование ресурсов  сети  Internet  в рамках проблемно-ориентированного подхода к разрешению научной  биологической проблемы при конструировании исследовательской работы учащегося.

            С этой целью  необходимо осуществить выбор и распределение тем. Освоить методику постановки  научных проблем,  осуществить знакомство с основами   умения  формулировать и разрешать проблемные ситуации в рамках ключевых компетенций преподавания основ научных исследований и методики биологии, естествознания в целом с использованием ПК. Продолжить систему совершенствования научного поиска и использования  научной информации, полученной из ресурсов сети Internet   при подготовке к конструированию собственных ресурсов.

            На практическом занятии  необходимо освоить  технологии сочетания классических приемов   биологических исследований (описание, наблюдение, эксперимент) с инновационными приёмами грамотного использования ЦОР. Научиться разрешать  проблемы содержательной стороны  обучения биологии при  работе с использованием ПК при выполнении учебно-исследовательских работ.

2. Сбор и обработка    материалов и  экспериментальных данных при выполнении учебно-исследовательских работ.

            Технология и методика сбора и обработки  научных материалов, экспериментальных данных   и полевых исследований  по выбранным  темам при работе с учащимися.  Подготовка к демонстрации полученных материалов из  собранной базы данных.

            Вам  необходимо  познакомиться с методикой работы по  систематизации и обработке полученных  материалов со стандартными и специальными  программами при конструировании  учебно-исследовательской работы при помощи средств ЦОР и  технологий ИКТ и программного обеспечения:  M. Windows: M. Word, M. Power Point, M. Publisher, другие приложения  M. Office.

            Знакомство с приемами учебно-исследовательского поиска, методическими приемами освоения комплекса данных программ под руководством преподавателя и самостоятельно  при участии лаборанта и консультантов.

           Задание №1. Изучение  приемов обработки полученных данных по теме полевых и экспедиционных  исследований при выполнении учебно-исследовательской работы

           Первичную обработку полученных материалов рассмотрим на конкретных примерах. Для этого вам необходимо открыть приложение к проекту «Приложение к практической работе №2». Обработка материалов потребовала от   автора научной работы около 12 часов с  программой М. Excel. Менее опытному пользователю требуется  не меньше, а возможно, и больше времени для  выполнения  подобного исследования. Работа   может быть продолжена как самостоятельная.

           Для построения  статической модели с  биологическим объектом  исследования рачка дафнии,  (Daphnia magna Straus)о котором говорилось в лекции самостоятельно прочитайте и проработайте раздел №10. Имитационное моделирование в среде Excel учебного пособия: Ивантер Э. В. Коросов А.В. «Введение в количественную биологию».

3. Использование специальной  техники  при проведении биологических наблюдений, фото- и видеосъёмки при осуществлении учебно-исследовательской  работы с учащимися.

            Задание №2. Изучение приёмов настройки техники и аппаратуры

            Изучить  под руководством преподавателя ТАСО некоторых не сложных приемов настройки цифровой  техники и аппаратуры для проведения специальных биологических наблюдений, видов фото- и видеосъёмки средствами ТАСО.  Знакомство с основами методики  специальной фото-, видеосъёмки биологических объектов и процессов живой природы при выполнении учебно-исследовательских работ учащихся.

            Задание№3 Изучение характеристик цифровой аппаратуры при осуществлении учебно-исследовательской работы

            Изучить некоторые  технических характеристик  фото- и видеокамер, познакомиться с  приёмами макросъёмки в природных  и лабораторных условиях (использование основной и дополнительной техники: назначение объективов, штативов). Демонстрация примеров поэтапного создания демонстрационных  конструкций с основами  методики научного  проектирования при выполнении учебно-исследовательской работы.

Постановка цели и задач конкретного проекта в соответствии с требованиями, приведенными в лекции

4.      Знакомство с примером программы элективного курса Т.В.Жураковой.

            В качестве примера программы учебно-исследовательской деятельности учащихся для  методического анализа вам предложена действующая программа учителя биологии МОУ СОШ «Гимназия №1 города Перми», заслуженного деятеля образования Жураковой Татьяны Викторовны (Приложение 1). Обобщение опыта учителя показало, что учебно-исследовательская деятельность с учащимися (если учитель ориентирован на достижение высокой результативности)  следует начинать с учащимися средней школы. Именно в этом случае  можно добиться эффективной динамики уровня сформированности умственных действий у учащихся, и, как  следствие – достижение высоких результатов в данном виде учебной деятельности.            В  МОУ СОШ «Гимназия №1 города Перми» в течение 15 лет работает школьное научное общество (НОУШ). Учащиеся достигают высоких результатов. Многие выпускники школы   после окончания гимназии продолжают образование в вузах города и столицы, часто  выбирают естественно-научный профиль дальнейшего обучения: биологию, экологию, химию, географию, физику, математику, а также историю и экономику. В целом работа педагогического коллектива гимназии №1 города Перми нацелена на получение высоких результатов в данном виде учебной деятельности.  Следует отметить, что из всех естественных и гуманитарных наук именно биология и история, по мнению учителей этого педагогического коллектива, являются наиболее  понятными для учащихся в организации учебно-исследовательской деятельности. Не секрет, что именно в данных видах исследования учащиеся достигают значимых результатов, так как им достаточно сложно организовать на уровне школьных исследований серьёзные  и длительные исследования в области математики, химии или иностранного языка. Перед началом работы практикума учитель проводит совместное собрание родителей с учащимися и объясняет значимость  данного вида деятельности в развитии личностных качеств учащихся, далее учащиеся распределяют  работы с учетом пожеланий учителя и родителей и возможности осуществления  помощи  учащимся при организации наблюдений в домашних или лабораторных условиях. Родители информируются о количестве времени и материальных затратах для организации учебно-исследовательской деятельности детей, оформляется  совместное заявление учащегося и родителей, что повышает меру ответственности учащегося за выполнение учебно-исследовательской работы.

            Вам необходимо выполнить методическое задание по содержанию программы практикума  и оформить письменный отчёт в форме таблицы.

            Задание№4. Анализ программы

             Проанализировать составные части программы исследовательского практикума для учащихся 6 (самостоятельно),7,8 классов, отметить в таблице, какие: а) специальные; б) общие учебные; в) интеллектуальные; г) коммуникативные и личностные качества планирует развивать учитель в тех или иных видах учебной деятельности.

Влияние  видов учебной деятельности на формирование качеств личности учащегося

Таблица

№ порядку

Деятельность учителя, учащихся

Качества личности, развиваемые у учащихся в результате совместной деятельности

 

 

 

            Выводы. Сделайте выводы о проделанной работе, обсудите результаты работы в группах, оформите письменный отчет, приготовьте выступление на практическом занятии.

П Р О Г Р А М М А

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО   ПРАКТИКУМА ПО  БИОЛОГИИИ

«МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  ЖИВОТНЫХ»

7- 8  КЛАСС     (34 ЧАСА)

Цели и задачи:

·        продолжать знакомство с этапами научного познания методами исследования животных;

·        формировать навыки научного исследования;

·        стимулировать восприятие науки как развивающейся системы знаний;

·        учить вести культурный диалог в ходе обсуждения способов решения проблемы.

 

Пояснительная записка

Через разрешение поставленной учителем проблемы или в ходе осмысления результатов собственного экспериментов учащиеся проходят этапы научного исследования, учатся обрабатывать научные данные, планировать эксперимент с животными, выдвигать гипотезы, искать достоверные доказательства. В ходе работы над собственной темой исследования учащиеся практически закрепляют полученные теоретические знания.

Темы теоретических занятий

1.      Получение данных о биологическом объекте.  Методика описания объекта.   Работа с литературой по сбору информации биологии вида.  План  сбора информации по  биологии  животного: систематическое положение, местообитание, морфология, передвижение, питание, дыхание, размножение, жизненный цикл, поведение, экология.

2.       Метод сравнения как способ определения места объекта в системе животного мира.  Что такое эволюция. Эволюционное древо  животных. Заполнение сравнительных  таблиц типов животных. Анализ сходств и отличий. Выводы из сравнений. Классификация – отражение эволюции.

3.      Метод лабораторного вскрытия животного. Вскрытие – метод определения особенностей внутреннего строения животного. Гигиенические требования к вскрытию животного. Вскрытие  сельди.  Идентификация рассматриваемых органов с картинкой. Топография внутренних органов сельди.

4.      Истолкование разнородных данных. Простой биологический факт. Возможность разного объяснения факта.  Сомнительность простого истолкования факта. Необходимость экспериментальной проверки разных предположений.  Роль  доскональной  проверки разных версий для точности исследования. Значимость многократного повторения опыта для выявления закономерностей.

5.      Планирование эксперимента.   Контроль в эксперименте. Эксперимент конструирование  запланированной ситуации. построение эксперимента в соответствии с  целью исследования. Необходимость планировать изменения одного исследуемого фактора при неизменных прочих факторах. Контроль организм, не подвергающийся воздействию исследуемого фактора. Планирование эксперимента.

6.      Понятие гипотезы.  Построение гипотезы.  Гипотеза – это предполагаемый результат, который мы собираемся проверить. Возможность нескольких гипотез для решения проблемы. Построение гипотезы на основании логической конструкции «Если …, тогда …».  Построение гипотезы на примерах («Если амёбу поместить в прокипяченную воду и в простую, то можно пронаблюдать …»).

7.      Достоверность экспериментальных данных.  Возможность искажения естественной обстановки во время исследования. Влияние длительности  эксперимента на достоверность результатов. Анализ нарушений хода эксперимента в исследовательских работах учащихся. Корректировка исследования исходя из новых условий.

8.      Случайность в исследовании. Возможность второстепенных ошибок в технике эксперимента. Открытие антибиотиков А.Флемингом в результате внимательного изучения последствий технических нарушений  эксперимента. Анализ случайного открытия явления анафилаксиса  (повышенной чувствительности к новым дозам ядов и антибиотиков).

9.      Оформление результатов исследовательской работы.  Оформление исследовательской части: требование к языку изложения содержания, необходимость разъяснения научных  терминов. Оформление ссылок на других авторов. Оформление рисунков, схем, таблиц, графиков. Требования к выводам по всей исследовательской работе. Анализ типичных ошибок в оформлении исследовательских работ прошлых лет.

 

Примерные темы исследований учащихся 6-х классов

1.      Выработка условных рефлексов у аквариумных рыбок.

2.      Исследование влияния  искусственных кормов на рост и качество шерсти домашних кошек и собак.

3.      Влияние разных кормов на окраску  аквариумных рыбок.

4.      Наблюдения за  волнистыми попугаями и канарейками.

5.      Наблюдения за сезонными явлениями в природе: прилет и отлет птиц, выход животных из спячки.

6.      Наблюдения за насекомыми в природе и инсектарии.

7.      Наблюдение за моллюсками и ракообразными в природе и живом уголке.

8.      Исследование стайного поведения  собак и других животных.

Тематика работ может быть расширена по усмотрению учащихся.

            Задание №5. Демонстрационные материалы для учащихся, разработанные учителем

            Педагогом  Пермской гимназии №1 Жураковой Т.В. были разработаны демонстрационные материалы, собственные ЦОР для работы с учащимися. Вам предложено самостоятельно познакомиться с этими материалами, самостоятельно сконструировать подобные материалы. Материалы представлены в файле: «Демонстрационные материалы для практических занятий»  (Приложение 2).

5.      Рекомендации студентам по выполнению домашней  самостоятельной работы

Материалы для самостоятельной и домашней работы представлены в папке «демонстрационные материалы для студентов, самостоятельная работа». Вам необходимо обратиться к материалам файлов данной папки.

Необходимо: а) выбрать тему для разработки дальнейшего учебно-исследовательского проекта  с учетом перечня  тем  и отобрать материал для  статистической и методической обработки; б) выбрать тему для оформления учебно-исследовательской работы с учащимися  и составить его краткий план для реализации на школьной практике при работе с учащимися  в НОУШ.

Учащиеся старших классов, как правило, выбирают  более значимые для  науки работы. Нередко их научными руководителями становятся  научные работники вузов, разрабатывающие серьёзные научные темы. В этом случае вполне уместно говорить не только об учебно-исследовательской, но и научно-исследовательской работе учащихся. Тематика таких работ более сложна, она является продолжением работы ученых и студентов, выполняющих курсовые и дипломные работы. Далее приводится примерная тематика таких работ.

             Студенты и преподаватели являются организаторами учебно-исследовательской деятельности учащихся по выбранным темам исследований. Одним из важнейших условий сбора и обработки  информации   рекомендовано использовать на ряду с  традиционными методиками сбора и обработки информации, информацию, полученную при помощи сети Internet  в условиях ИКТ- насыщенной среды. Обработка  полученных материалов проводится при помощи программного обеспечения ПК, в частности с использованием: «1С: Образование 3.0. (4.0) Школа», M. Excel, Photo Shop, AutoCAD 2008 – Русский,  GPS- совместимыми программами (OZI Explorer), а также цифровых фото- и видео- материалов при демонстрации презентации в M.P.Point.

            Студенты могут выбрать и собственные темы в зависимости от собственных интересов. Нередко научная работа преподавателей различных естественнонаучных кафедр факультета биологии вуза оказывает существенное влияние на выбор тем учащимися, так как преподаватели вуза нередко являются руководителями или соруководителями  учителей школ  учебно-исследовательских работ учащихся. Студенты, после окончания вуза продолжают  научную работу, и  их учащиеся  участвуют в этом вместе с ними, выполняя учебно-исследовательские работы. Именно поэтому, темы, выставленные на конкурс ученических работ близки по тематике к  выпускным квалификационным работам.

Темы (примерных) учебно-исследовательских работ по биологии, выполняемых учащимися в рамках работы НОУШ

1.       Изучение морфологии  амфибий  биоценоза или (данного) населенного пункта.

2.Изучение морфологии  рептилий  биоценоза или (данного) населенного пункта.

3.       Изучение орнитофауны  (данного) населенного пункта или биоценоза.

4.       Изучение орнитофауны биостанции и её филиалов.

5.       Изучение инкубации домашней птицы.

6.       Изучение энтомофауны биоценоза или населенного пункта.

7.       Изучение медоносных пчел в практике  частного пчеловодства.

8. Практическая значимость научных изысканий в области апидологии и пчеловодства на базе школьного научного общества.

9.       Изучение видового состава аквафауны беспозвоночных реки, ручья, пруда, озера.

10.  Изучение видового состава аквафауны позвоночных реки, ручья, пруда, озера.

11.  Наблюдения за домашними животными.

12.  Наблюдения за животными зоопарка или живого уголка.

13.  Наблюдения за обитателями аквариума (террариума, инсектария).

Тематика работ может быть представлена более обширным списком. В данном случае следует учитывать реальные возможности учащихся. Познакомимся с некоторыми материалами учащихся (Приложение 3) .

6.      Рекомендации для преподавателей по проведению практического занятия

            На  занятии проводится демонстрация  образцов  студенческого и ученического  творчества  при обработке научных материалов в процессе  выполнения учебно-исследовательских работ.

Студентам предлагается осуществить подобный вид деятельности по образцу: написать сценарий учебно-исследовательской работы, провести сбор информации об объекте, сконструировать методические материалы самостоятельно.

Практическое занятие проводится  при работе с натуральными объектами (на биологической станции, в лаборатории, на пришкольном участке). Задания  направлены на формирование у студентов умений: анализировать собранный материал по теме исследования, конструировать структуру и содержание  учебно-исследовательской работы. Задания носят творческий характер и позволяют рационально сконструировать  материалы для выполнения учебно-исследовательской работы. Инновационность цели данного практического занятия обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности студентов в области использования возможностей компьютерной техники в научной и практической деятельности для конструирования методических материалов для конференции, материалов при разработке  уроков биологии, относящейся к специальному уровню профессиональной компетентности учителя биологии. Инновационность содержания занятия обусловлена тем, что студенты знакомятся с современными средствами развития собственных умений и специальных умений у учащихся (на уровень В, С) и учета их достижений. Инновационность методов и форм обучения обусловлена активизацией самостоятельной  познавательной деятельности студентов. Работа студентов может быть продолжена  при выполнении самостоятельной работы.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

 

Тема: Методика руководства творческой проектной деятельностью учащихся по современным  проблемам биологии.  

Продолжительность  занятия 2 часа

1. Цель занятия: познакомить студентов  с методикой учебно-исследовательской работы с учащимися, научить самостоятельно разрабатывать подобные  методические проекты с учащимися во  внеурочной деятельности.

2.   Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Организация  и методика руководства научной и учебно-исследовательской работой учащихся.

2. Алгоритм научной и учебно-исследовательской работы с учащимися

3. Творческие задания для студентов. Конкретные примеры учебно-исследовательской  работы с учащимися, алгоритм их выполнения.

4. Диагностика  учебно-исследовательской деятельности учащихся

5. Индивидуальные задания для студентов. Тематика курсовых  работ.

6. Перечень и краткое содержание методических материалов и оборудования.

3. Краткое содержание работы, выполняемой студентами в ходе занятия, методические рекомендации по выполнению работы

1.Студенты знакомятся с содержанием методических материалов.

2.Студенты получают комплекты  печатных методических материалов и  необходимое оборудование по  содержанию учебно-исследовательской работы учащихся.

3. Материалы оформляются при  рациональном пользовании  программного обеспечения  ПК, на основе знакомства с образцами предметных ЦОР по биологии и образовательными ресурсами сети Интернет.

4. Преподаватель руководит работой студентов фронтально, работа проводится поэтапно в классе с местами оборудованными  ПК.

Ход работы

Вводная беседа (краткое содержание)

1. Организация  и методика руководства научной и учебно-исследовательской работой учащихся.

            На лекциях вы  ознакомились с содержанием учебно-исследовательской  деятельности в  рамках  собственной предметной деятельности. Следует отметить, что алгоритм работы с учащимися по организации учебно-исследовательской работы фактически повторяет  научный поиск  ученого-биолога с той лишь разницей, что объем работы, научная значимость школьных исследований существенно уменьшены. Не следует полагать, что в результате данного вида деятельности они смогут сделать выдающиеся научные открытия (хотя такое и случается). Алгоритм  деятельности школьников  фактически отражает уровень  научно-методической подготовки учителя и его готовность  осуществлять данный вид деятельности. Вам предлагается изучить комплект методических материалов некоторых практических школьных учебно-исследовательских работ, предлагаемый вам в качестве примера.  Подобные работы могут быть проведены в качестве индивидуальных в школе, в кружке, на занятиях факультативных и элективных курсов, в лагере труда и отдыха школьников. В целом, они соответствуют уровню профильного и углубленного обучения биологии на уровень В, С.  Студенты получают комплект методических материалов.

2. Алгоритм научной и учебно-исследовательской работы с учащимися

            Задание №1. Изучение алгоритма  организации учебно-исследовательской деятельности учащихся

            Ниже приводится  пример алгоритма организации  конкретной учебно-исследовательской деятельности учащихся. Предлагается ознакомиться с конкретными примерами учебной  деятельности и  обратиться к демонстрационным материалам, разработанным учителем гимназии №1 города Перми Жураковой Т.В. (Приложение 2) Необходимо изучить  виды учебно-исследовательской деятельности и представить общий  алгоритм организации данного вида деятельности, оформить его по порядку действий учителя-организатора: 1), 2), 3), n)…- виды деятельности учащихся.

 Практическая  работа.  Учебно-исследовательская работа учащихся под руководством учителя (уровень В, С, профильного и углубленного изучения предмета)

            Цель: познакомить учащихся с основами научной и  учебно-исследовательской деятельности на школьной учебной полевой практике, в экспедиционно-поисковой работе.

            Методические указания: работа проводится индивидуально, в парах или группах сменного состава.  Учебной группе необходимо собрать натуральный биологический  материал, проанализировать его с использованием  программного обеспечения Mxcel, оформить его, подготовить отчет для выступления на заключительной научной или учебно-исследовательской конференции с демонстрацией презентации в  P.Pointe.

            Задачи: познакомиться с основами методики научной, учебно-исследовательской работы учащихся на конкретных примерах; выяснить, какие существуют типы биотических связей, подобрать примеры для выполнения  и оформления учебно-исследовательских работ учащихся с использованием ПК.

            Работа предусматривает сбор  и систематизацию материала, заполнение таблиц, оформление рисунков, написание отчетов исследований с использованием ПК. Оформление учебно- исследовательской работы школьного типа.

            Методические указания: работа проводится индивидуально, в парах или группах сменного состава. Группе необходимо собрать (по возможности, полный) натуральный биологический  материал, оформить его и подготовить отчет для выступления на заключительной учебной конференции.

Алгоритм учебно-исследовательской работы учащихся

1.      Учащиеся под руководством учителя формулируют проблему и определяют область исследований.

2.      Совместно определяют цели, задачи, возможно, объект исследования.

3.      Учащиеся вместе с учителем определяют характер методической  работы  по написанию работы: количество и название глав и разделов, методика работы.

4.      Оформляется введение, где указываются цели, задачи, общие сведения о характере исследования.

5.      Поиск  и написание работы начинается с литературного обзора проблемы и освещения его в научной, учебной  и научно-популярной литературе.

6.        В соответствии с методикой биологических исследований, проводится сбор материала, разбираются возможные ошибки и артефакты.

7.      Оформление  полученных данных, возможность представить эти исследования в форме таблиц, графиков, словесное описание полученных результатов.

8.      Оформление итогов работы в форме обобщений и выводов в соответствии с поставленной целью.

9.      Подготовка устного  доклада, сообщения на 10-15 минут, оформление презентации.

10.   Выступление на конференции. Анализ и корректировка собственной деятельности.

            Далее приводятся некоторые образцы учебно-исследовательской деятельности учащихся  по биологии, экологии  в классе профильного обучения и её сочетания с  практической деятельностью на пришкольном участке и пришкольной территории. Работа может проводиться в биолого-экологическом лагере и  детской летней площадке. Работы были разработаны для летнего лагеря на биостанции В-Кважва, где на протяжении ряда лет действовал профильный лагерь для различных школ города.
            Задание №1.  Исследование последствий вырубки первичных лесов

            Цель: исследовать последствия антропогенного воздействия на леса окрестностей биостанции (последствия вырубок).

            Необходимо исследовать, какие леса  были первичными для данной местности. Для этого надо обнаружить старые деревья, которые были оставлены для естественного возобновления лесов.

            Измерьте  окружность диаметра стволов, определите и опишите леса, которые выросли в результате естественного и искусственного возобновления (в качестве образца  можете использовать данные ботанических описаний).

            Полученные данные представьте в форме таблиц, графиков (M. Exel.). Оформите презентации с демонстрацией фотографий и видеофрагментов.

            Оформите письменный отчет о  проделанной работе в соответствии с целями, задачами, методикой и полученными в результате работы данными, приготовьте сообщение для выступления на конференции.

            Задание №2. Исследование последствий хозяйственной деятельности человека

            Цель: определить, как изменился ландшафт в результате распашки земель, посева сельскохозяйственных растений, скашивания травы, выпаса животных.

            Порядок работы и актуализация знаний: познакомьтесь с некоторыми основами  биоценологии при фрагментарном просмотре комплекта ЦОР для ознакомления с последствиями антропонизации и описания  стандартных биоценозов: «Экология (CD)  /Под ред. А.К. Ахлебинина, В.И. Сивоглазова»,  «Экология (CD)   НФПК. В 2 ч., 2004», «Экология (CD)   НФПК. В 2 ч., 2004».

            Для этого определите видовой состав растений, которые возделываются в результате антропогенного воздействия на учебных и сельскохозяйственных участках биостанции. Сфотографируйте эти растения в различных фенофазах.

             Определите: какие из исследуемых  растений являются растениями местной флоры, а какие из них являются интродуцентами. Заполните таблицу 1 по результатам исследований.

        Таблица 1

Растения биостанции

 

Название растений

Растения

местной флоры

Растения

интродуценты

Растения плодово-ягодного сада

 

 

 

Полевые культуры

 

 

 

Овощные культуры

 

 

 

Декоративные  растения

 

 

 

Технические культуры

 

 

 

Другие культуры

 

 

 

 

            Полученные данные представьте в форме таблиц, графиков (M. Exсel.). Оформите презентации с демонстрацией фотографий и видеофрагментов.

            Составьте виртуальный гербарий при помощи: стандартных ЦОР, ресурсов сети Internet, собственных ресурсов.

            Оформите письменный отчет о проделанной работе, приготовьте выступление на конференции, приготовьте презентацию  в P Point.

            Задание №3. Изучение факторов отрицательного воздействия человека и  факторов  антропогенного  загрязнения местности

            Цель: изучить факторы отрицательного воздействия человека на природные биоценозы, факторы загрязнения природных биоценозов.

            Изучите последствия прокладки дорог, пешеходных троп и  газопровода, факторы вытаптывания при прогулках сборе ягод и грибов в лесу.
            Исследуйте факторы возникновения загрязнений около учебных корпусов, столовой и бани, около домов, лабораторий, клуба и автомобильного гаража. Сделайте фотографии. Исследуйте состав мусора, образующего бытовые и промышленные отходы,  рассортируйте его по различным мешкам, заполните таблицу 2.

  Таблица 2

Характер мусора, время необходимое для его  пассивной утилизации

 

Название загрязнения

Характер загрязнения

Время пассивной утилизации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Полученные данные представьте в форме таблиц, графиков (M. Exсel.). Оформите презентации с демонстрацией фотографий и видеофрагментов.

            Составьте виртуальный гербарий при помощи: стандартных ЦОР, ресурсов сети Internet, собственных ресурсов.

            Оформите письменный отчет о проделанной работе, приготовьте выступление на конференции, приготовьте презентацию  в М. P. Point.

 

С другими примерами учебно-исследовательской деятельности с учащимися вы познакомитесь при выполнении самостоятельной работы.

            Материалы для самостоятельной работы представлены в файле: «Самостоятельная разработка занятий с учащимися по выбранной теме научных исследований». (Приложение 4)

4. Диагностика  учебно-исследовательской деятельности учащихся

            Задание №4. Диагностика учебно-исследовательской деятельности учащихся

            Осуществление диагностической процедуры традиционными способами исследования в данном случае затруднено, поскольку  данный вид деятельности довольно сложно оценить в баллах. Чаще всего  в этом случае учитель может судить об эффективности своей работы только по результатам анкетирования или личного опроса учащихся. Предлагаем пример такой анкеты, разработанный Жураковой Т.В.

Диагностика развития исследовательских навыков учащихся

Заполните анкету

 ФАМИЛИЯ, ИМЯ,  КЛАСС ........     

1.  Расставьте цифры от 1 и далее в соответствии с последовательностью  проведении исследования  

           - выдвинуть гипотезу

          - спланировать эксперимент

           - сделать выводы

          - поработать со  справочной, научной литературой

          - вычленить проблему

          - провести наблюдение за природными явлениями

          - вести учет полученных данных

          - оформить результаты исследования

          - установить связи между полученными  данными

          - сделать обобщения на основе установленных связей

          - опираясь  на выводы строить предсказания,  объяснения

             незнакомым явлениям.

2.    Отметьте напротив каждого исследовательского умения,  как вы им овладели в ходе работы над своей темой

    Используйте значки:

             С    - делал все исключительно сам;

             БС   - большую часть сам смог;

             СР  - в равной степени с учителем или родителями;

              сР  - больше предлагали учитель или родители;

              Р  - учитель или родители  продиктовали полностью.

 

1. Вычленил проблему исследования

2. Выдвинул гипотезу                                    

3. Спланировал эксперимент

 

4. Вел учет полученных данных 

5. Оформил результаты исследования в графики и таблицы

6. Нашёл нужную справочную и научную литературу                       

 

7. Выделил закономерные связи между  полученными данными

8. Сделал выводы на основе установленных связей        

9. Сделал конспект литературных источников

 

10 Оформил исследовательскую работу для конференции

11 Составил текст выступления на конференции -           

 

 

Ответь подробно  на следующие вопросы.

1. Доволен ли ты своим выступлением на конференции?                   (ДА, НЕТ)

2. Будешь ли  на следующий год проводить  исследование по биологии?    (ДА,  НЕТ).

3. Если нет, то какова причина? (соответствующее подчеркни):

 

     1 - не понравилась тема исследования;

     2 - долгое и неинтересное исследование;

     3 - трудно;

     4 - хочу попробовать себя в другой области знаний;

     5 - Что-то другое? допишите ....

            Ответьте на вопросы, напишите отчет о проделанной работе.

5. Индивидуальные задания для студентов

Тематика курсовых  работ

1.      Организация учебно-исследовательская работы в МОУ СОШ «……».

2.      Приёмы организации учебно-исследовательской деятельности школьников  во внешкольном учреждении.

3.      Развитие краеведческих знаний в учебно-исследовательской деятельности учащихся.

4.      Обобщение опыта работы учителя……… по организации учебно-исследовательской деятельности.

5.      Анализ методических  материалов, представленных в различных ЦОР.

6.      Использование ЦОР в учебной деятельности учащихся.

7.      Использование ЦОР в работе учителя биологии.

8.      Использование ЦОР в организации учебно-исследовательской деятельности школьников МОУ СОШ «….».

9.      Конструирование собственных ЦОР с целью использования на уроках биологии и во внеклассной деятельности.

10.  Конструирование цифровых образовательных ресурсов с целью использования в учебно-исследовательской деятельности.

11.  Конструирование программ элективных курсов с использованием ЦОР.

12.  Методика организации учебно-исследовательской деятельности учителя биологии с использование ИКТ.

13.  Методика организации учебно-исследовательской деятельности учителя биологии с использование ЦОР.

14.  Методика организации учебно-исследовательской деятельности во время летнего отдыха (сбор и обработка информации о биологических объектах с привлечением средств ТАСО).

15.  Методика организации учебно-исследовательской деятельности при помощи ресурсов сети Internet.

  

6. Учебные наглядные пособия, используемые на практическом занятии

 

 

№ п/п

Наглядное

пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)

1

Открытая биология  (CD) /Автор курса Д.И. Мамонтов. Под ред. А. В. Маталина – М.: ООО «Физикон», версия 2.6, 2002 (http://www.physicon.ru/.).

 

учебные объекты ЦОР

электронный

2

Биология, химия, экология  (CD) – М.:  Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Физикон», 2005 (http://www.physicon.ru/.),  ООО «Дрофа», 2005.

 

учебные объекты ЦОР

электронный

3

Подготовка к ЕГ по биологии  (CD) – М.:  Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Физикон», 2005 (http://www.physicon.ru/.),  ООО «Дрофа», 2005.

 

учебные объекты ЦОР

электронный

4

Биология 9 класс Общие закономерности жизни (CD) – Цифровые образовательные ресурсы для учебника /А.В.Теремов, Р.А.Петросова, А.И.Никишова, ООО ГИЦ «Владос»,  ООО «Физикон», НФПК, 2006.

учебные объекты ЦОР

электронный

5

Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум (CD) - М.: Республиканский мультимедиа центр, в 2 ч., 2004, (mmedia @ rnmc.ru) , (http://www.rnmc.ru).

учебные объекты ЦОР

электронный

6

Биология 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий(CD) – М.:  Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий» (techsupport@cm.ru).

учебные объекты ЦОР

электронный

7

Природоведение. Библиотека электронных наглядных пособий  (5 класс) (CD).  - ГУ РЦ ЭМТО,  ООО «Дрофа»,  ООО «Физикон», Министерство обр. РФ, 2004.

мультимедиа презентация к лекции (тексты, графика, видео)

электронный

8

Экология (CD)  /Под ред. А.К. Ахлебинина, В.И. Сивоглазова –  М: «1 М.»:  Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО,  ООО «Дрофа»,  ЗАО «1С: Образование 3.0 (4.0) Школа», 2003-2005, (1c@1c/ru,http//repetitor.1c.ru), (hotline@1c.ru).

мультимедиа презентации (тексты, графика, видео)

электронный

9

Экология (CD)   НФПК. В 2 ч., 2004.

Цифровые мультимедиа презентации, Web-страницы

электронный

10

Биотехнология. Учебное электронное издание по курсу. М: Мин. Обр. РФ. ГУ РЦ ЭМТО, ЗАО «Новый диск», YDP Interactive Publishing, 2003. (support@pmedia.ru.)

Трехмерные модели, мультимедиа презентация к лекции (тексты, графика, видео)

электронный

11

Общая биология. Основы селекции. М.: Современная гуманитарная академия

DVD, видеоиллюстрации

электронный

12

Общая биология. Цитология. М.: Современная гуманитарная академия

DVD, видеоиллюстрации

электронный

13

Общая биология. Экологические факторы. Температура. М.: Современная гуманитарная академия

DVD, видеоиллюстрации

электронный

14

Общая биология. Экологические факторы. Влажность. М.: Современная гуманитарная академия

DVD, видеоиллюстрации

электронный

15

Общая биология. Экологические факторы. Свет.  М.: Современная гуманитарная академия

DVD, видеоиллюстрации

электронный

 

Технические средства, используемые на занятии

 

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1. Ноутбук с программным обеспечением: Microsoft Windows 98SE/Me/2000/XP

 

Сбор и обработка информации

Microsoft Windows 98SE/Me/2000/XP - процессор  Pentium 200 МГц – разрешение экрана 800 на  600 с глубиной цвета 16 бит 600 Мб – 700Мб свободного места на жестком диске  - 64 Мб – 100Мб оперативной памяти Internet Explorer 6.0 (имеется на диске), устройство для чтения компакт дисков, видеоадаптер с видеопамятью не менее 8 Мб, MS Windows - совместимая звуковая карта, мышь.

 

2. Цифровой фотоаппарат

Фиксация биологических объектов при помощи фотосъёмки

Матрица с разрешением  не менее 5-6 мегапикселей, функцией макросъёмки

 

3. Цифровая видеокамера

Фиксация биологических объектов при помощи видеосъёмки

Матрица с разрешением не менее 0,1 мегапикселей, функция макросъёмки

 

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Список рекомендуемой литературы при подготовке к  практическим занятиям

1.      Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. М.: ОНИКС, 2006. – 256 с.

2.      Бакиев А.Г. Низшие земнолводные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся) Самарской и Ульяновской областей./ Бакиев А.Г, Кривошеев В.А., Файзулин А.И. изд. 2-ое, Ульяновск: 2004. – 92 с.

3.      Воронин, Л.Г. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека / Л.Г. Воронин, Р.Д. Маш. – М. : Просвещение, 1983. – 164 с.

4.      Глазер Р. Биология в новом свете. - М.: Мир, 1978. -  174 с.

5.      Жизнь животных. В 7 т. / Гл. ред. В.Е.Соколов. Т.1 – Т. 7. 2-ое изд., перераб. –М.: Просвещение, 1987 -1989. – 448 с.

6.        Жизнь растений. /Под ред. А.Л.Тахтаджана В 6 т. Т. 5. - М.: Просвещение, 1981. - 378 с. 

7.       Захаров В.Б.Общая биология. /Захаров В.Б., Сонин Н.И.. уч. для 9 кл., изд 4-ое, стер., М.: Дрофа, 2001. – 280 с.

8.       Захаров В.Б.Общая биология. /Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.. уч. для 10-11 кл., изд 4-ое, стер., М.: Дрофа, 2001. – 624 с.

9.      Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

10.  Ивантер Э.В., Коросов Введение в количественную биологию, уч. пос. – Петрозаводск, 2003  - 304 с.

11.  Информатизация общего среднего образования / Под редакцией Д.Ш. Матроса.– М.: Педагогическое общество России, 2004.–384 с.

12.   Константинов В.М. Биология: Животные, уч. для уч-ся 7 кл. / Под ред. Проф. Константинова / Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.  В.М., изд. 2-ое переработанное. М.: Вентана-Графт, 2005. - 304 с.

13.   Криксунов Е.А. Экология: учебн. Для 9 кл. / Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. – М : Дрофа, 1995. – 240 с.

14.  Лакин Г.Ф. Биометрия. Уч. пос. М.: Высшая школа 1980. – 293 с.

15.  Литвинов Н.А., Ганщук С.В. Методы исследования земноводных и пресмыкающихся. Пермь: ПГПУ, 2003. – 49 с.

16.   Латюшин В.В., Шапкин В.А., Биология: Животные, уч. для уч-ся 7 кл., изд. 4-ое стер., М.:  Дрофа, 2003. - 304 с.

17.   Мягкова А.Н. Организация учебной деятельности на уроках биологии. / Мягкова А.Н., Бровкина Е.Т., Калинова Г.С. М.  Просвещение 1988. -156 с.

18.   Никишов А.И. Внеклассная работа по биологии. М. : Просвещение, 1974. – 286 с.

19.   Никишов А.И. Шарова И.Х. Биология: Животные, уч. для уч-ся 7-8 кл., изд. 7-ое, М.: Просвещение, 2004. -256 с.

20.   Одум Ю. Экология. В 2 т. Т 2. - М.: Мир, 1986. - 704 с.

21.   Пономарёва И.Н. Общая методика обучения биологии /И.Н.Пономарёва, В.П.Соломин, Г.Д.Сидельникова. Под ред.  И.Н.Пономаревой – М.: «Академия», 2003 – 372 с.

22.   Рейвн П.,  Современная ботаника. / Рейвн П, Эверт Р, Айкхорн С. В 2 т. Т.2. - М.:  Мир, 1990. - 344 с.

23.   Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). - М.: Россия молодая, 1994. - 365 с.

24.   Риклефс Р. Основы общей экологии.- М.: Мир, 1979. - 423 с.

25.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М : Народное образование, 1998. – 225 с.

26.  265 с.

27.   Шалапёнок Е.С., Запольская Т.И. Руководство к летней учебной практике по зоологии беспозвоночных.- Минск: Вышэйшая школа, 1988. - 304 с.

28.   Шилов И.А. Экология. -2-е изд. М.: Высшая школа, 2000.- 510 с.

 Яблоков А.В.,Чарльз Дарвин, с комментариями Происхождение видов путём естественного отбора: кн. для  учителя./Яблоков А.В., Медников Б.М., Нейфах А.А.  - М.: Просвещение, 1987. - 383 с.