ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра информатики и методики преподавания информатики

 

Комплект учебно-методических материалов

к учебному модулю: «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании тем информатики: «Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты. Динамические (электронные) таблицы» в рамках дисциплины

«Теория и методика преподавания информатики»

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ___________________

 

"____"______________200_г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по модулю «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании тем информатики: «Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты. Динамические (электронные) таблицы» в рамках дисциплины

«Теория и методика преподавания информатики»

 

 

Специальность   _____050202_______информатика________________________

                                                                                             

Факультет  _______________________информатика________________________

 

Курс обучения                                        ___4____/_______/________

 

Семестр                                                      ___8____/_______/________

 

Всего часов по учебному плану:                           _______

В том числе по формам обучения:                     очная / очно-заочная /заочная

            - лекции                                          __2____/____________/_______

- практикум                                  __10___/____________/_______

                        - самостоятельная работа      __12___/____________/_______

 

Формы итогового контроля знаний:

- зачет                                         ____сем./ ____сем./ ____сем.

- экзамен                                        ____сем./ ____сем./ ____сем.

Челябинск

2006


Содержание

 

 

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение модуля/курса.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине:

4.1. Лекционные занятия

4.2. Практикум

4.3. Самостоятельная работа

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР.

8. Требования к уровню освоения.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

 

1. Общие положения

Согласно концепции информатизации отечественной школы и профессиональной подготовке учителей требуется организация учебного процесса с использованием новейших средств ИКТ  в проектирование и сопровождение курса информатики. 

Цель модуля – содействие становлению специальной профессиональной компетентности учителя информатики в использовании информационно-коммуникационных технологий при планировании и осуществлении учебного процесса на основе овладения содержанием модуля.

 Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

                           1.        Формирование системы знаний о современных информационно-коммуникационных технологий, дидактических принципах построения и использования ИКТ в учебном процессе школы, на примере раскрытия методики преподавания тем: «Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты. Динамические (электронные) таблицы».

                           2.       Развитие умений по применению средств ИКТ при планировании, проектировании  учебного процесса на примере применения  инструментальных компьютерных сред компаний «Физикон»  и «Кирилл и Мефодий».

                           3.       Организация активной деятельности, направленной на применение технического, программного, методического обеспечения школьного курса информатики через раскрытия возможностей использования ЦОР в различных учебных ситуациях: выдача нового материала, организации практических занятий, организации контроля, организации самостоятельной работы учащихся

                           4.       Стимулирование профессионального роста студентов разработкой портфолио с   готовыми наработками по темам «Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты. Динамические (электронные) таблицы».

                           5.       Развитие навыков групповой работы и публичных выступлений.

Содержание модуля включает 1 лекцию и 5 практикумов

Текущий контроль проводится в виде проверки индивидуального задания. Для рефлексии процесса освоения студентам после каждого практического задания предоставляется анкета.

По окончании изучения модуля – итоговый тест.

Контроль успеваемости студента ведется с помощью рейтинговой системы.

Инновационность учебного модуля состоит в большой практической направленности  на формирования профессиональной компетентности будущих специалистов-преподавателей, подготовке к использованию реально существующих ИКТ в планирование, подготовке и использованию в учебном процессе.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля/курса

   Выпускник должен знать:

-   школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации.

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя информатики в области учебно-воспитательной и организационно-управленческой деятельности являются:

-   осуществление процесса обучения информатике в соответствии с образовательной программой;

-   планирование и проведение учебных занятий по информатике с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

-   использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения информатике и, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

-   применение современных средств оценивания результатов обучения;

-   реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

-   рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

-   обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.

К моменту изучения модуля у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

-   формирование системы знаний о структуре и  содержании  стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ;

-   развитие умений формулировать цели урока и оптимально подбирать методы обучения;

-   мотивация исследовательской деятельности для развития творческих способностей  студентов при составлении конспекта урока по информатике для основной школы;

-   развитие умения объективной оценке работы учащихся и самостоятельной работы;

-   развитие умений работать с информацией (поиск, отбор, систематизация),

-   формирование способности к работе в группе, публичным выступлениям и отстаиванию своей точки зрения.

 

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля/курса

            Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр

в неделю

в год

в год

Лекции

2

 

 

 

 

Практикум

10

 

 

 

 

Самостоятельная работа

12

 

 

 

 

            4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю

            4.1. Лекционные занятия

 

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Общий обзор ЦОР, их возможностей и интерфейса

2

 

 

 

Всего

2

 

 

 

            4.2. Практикум

 

4.2.1. Практикум

 

№ п/п

Наименование занятия

Номер

 темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Знакомство с интерфейсом и назначением ЦОР

1

2

 

 

2

Использование ЦОР в преподавании «Представление информации»

1

2

 

 

3

Использование ЦОР в преподавании темы «Обработка информации»

1

2

 

 

4

Использование ЦОР в преподавании темы «Проектирование и моделирование»

1

2

 

 

5

Использование ЦОР в преподавании темы «Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы»

1

2

 

 

 

Всего

 

10

 

 

 

4.2.2. Самостоятельная работа

 

№ п/п

Наименование расчетно-графической работы (РГР), расчетно-графического задания (РГЗ), курсового проекта (работы)

Номера тем

лекций (только для РГР и РГЗ)

Неделя семестра, на которой выдается задание

1

Методическая разработка по использованию ИКТ  в организации и проведении урока по одной из задач по теме «Представление информации»

1

 

2

Методическая разработка по использованию ИКТ  в организации и проведении урока по одной из задач по теме «Обработка информации»

1

 

3

Методическая разработка по использованию ИКТ  в организации и проведении урока по одной из задач по теме «Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы»

1

 

 

            Варианты заданий и требования к оформлению в описании практических занятий

 

4.3. Практики

 

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы

Виды ЦОР по информатики для основной школы

Методика применение ИКС для проектирования курса, подготовки и проведения занятий по информатике при изучении тем: «Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты. Динамические (электронные) таблицы».

Методика применение современных ЦОР  для подготовки и проведения занятий по информатике при изучении тем: «Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты. Динамические (электронные) таблицы» на различных этапах урока:

·         изложения нового материала

·         организации практических занятий

·         организации контроля

·         организации самостоятельной работы учащихся

 

 

6. Литература (основная и дополнительная)

            6.1. Основная .

  1. Информатика: учебник для ВУЗов/ 2е изд. –  под ред  Макаровой Н.В.  учебник для ВУЗов/ 2е изд.  М.:Финансы и статистика,1998.-769 стр.
  2. Информатизация общего среднего образования.   Матрос Д.Ш. Научно-методическое пособие Педагогическое общество России "Педагогическое общество России" - 2004, 384 стр.
  3. "Новые педагогические и информационные  технологии в системе образования",   Полат Е.С.  М., “Академия”, 2000.
  4. Распределенное изучение  информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах И. В. Роберт,  Информатика и образование №5 2001г.
  5. Стратегия модернизации содержания общего образования:

  Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М. МинОбр. 2001

  1. Методика преподавания информатики:.   Бочкин А.И. Учеб. пособие Мн.: Выш. шк., 1998.  -431 стр.
  2. Информатика. Задачник-практикум в 2т  Семакин И.Г. и др.  М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 304 с.
  3.  Информатика и информационные технологиии. 7 кл. Угринович Н.Д  БИНОМ 2004 155стр 
  4. Информатика и ИКТ. 8 кл.  Угринович Н.Д. 2004-2005 БИНОМ 2004 205стр  
  5. Информатика и ИКТ. 9 кл. Угринович Н.Д. 2004-2005 БИНОМ
  6. Информатика  8 кл. Семакин И.Г. и др.  БИНОМ 2005 176 стр.
  7. Информатика  9 кл. Семакин И.Г. и др.  БИНОМ 2005 371 стр.
  8. Информатика. Базовый курс. 7-9 кл.. Макарова Н.В  СПб.: Питер, 2001. – 368 с.

Дополнительная литература

   1.      Моя провинция - центр Вселенной. Развитие телекоммуникационной деятельности в регионах             Е.Н. Ястребцева, Я.С. Быховский                         М.: ЮНПРЕСС, 1999. – 225 стр.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР *

 

№ п/п

Наглядное

пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)

1

Информатика и информационно-коммуникационные технологии Базовый курс 8-9 кл. Семакин И.Г. Залогова Л.А. Русаков С.В.

 

электронный

2

Учебное электронное издание по курсу «Компьютерная графика и дизайн» (в комплект входит 2 CD). TeachPro Разработчик: ООО ММТ и ДО

 

электронный

3

Электронное издание «Инструментальные компьютерные среды (ИКС) и методики их использования для студентов педвузов и учителей основной средней школы (5-9 классы» (в комплект входит 1 CD). Разработчик: ООО «Физикон»

 

электронный

4

Электронное издание «Инструментальные компьютерные среды (ИКС) и методики их использования для студентов педвузов и учителей в системе среднего (полного) общего образования с поддержкой элементов проектировочной деятельности» (в комплект входит 1 CD). Разработчик: ООО «Кирилл и Мефодий»

 

электронный

5

Электронное издание по дисциплине «Информатика» (в комплект входит 2 CD). Разработчик: АНО «Федерация Интернет Образования»

 

электронный

6

Электронное средство учебного издания «Вычислительная математика и программирование» (в комплект входит 2 CD). Разработчик: ЗАО «1С»

 

электронный

7

Электронное средство учебного издания по курсу «Компьютерная графика и дизайн» (в комплект входит 1 CD). Разработчик: ООО «Компания Гиперметод»

 

электронный

 

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

            Текущий контроль проводится учителем на уроках в ходе выполнения практикума.

            Промежуточный контроль включает в себя обязательное выполнение индивидуальных заданий в рамках самостоятельной работы и тестирование по теоретическому материалу.

            Итоговая оценка ставится по правила рейтинговой системы. При недостаточном количестве полученных баллов (менее 70%), но выполненных практических и самостоятельных заданиях, студент пишет итоговый тест для получения оценки.                                                                              

Указываются все формы контроля знаний, умений и практических навыков по модулю/курсу.

Для характеристики обученности студентов используются следующие показатели:

a.       Балл студента по одной  части модуля:

, где

 – балл, полученный студентом за выполнение одного теста модуля;

 – балл, полученный студентом за выполнение одного индивидуального задания модуля.

 

b.      Суммарный балл студента за модуль:

,

где  – количество частей по модулю;

 –рейтинг студента по i-ой части модуля.

Порядок начисления баллов:

 

Балл, полученный студентом за выполнение одного теста модуля, рассчитывается по следующей формуле:

, где

 – вес теста по i-ой части модуля (см. критерии оценивания);

 – доля правильных ответов студента по тесту в i-ом модуле.

 

Балл, полученный студентом за выполнение одного индивидуального задания, рассчитывается по следующей формуле:

, где

 – вес i-ого индивидуального задания в модуле;

 – коэффициент, полученный за выполнение i-ого контрольного задания в модуле.

 

 

·         Критерии оценивания

Тест оценивается по 100-балльной шкале.

Оценивание индивидуальной работы:

·         1 балл ставится студенту за своевременную сдачу индивидуального задания (в течение двух недель со дня выдачи) и соответствие его всем требованиям.

·         Максимально возможный балл 1,2 студент может получить, при досрочной сдаче индивидуального задания (до изучения модуля группой) или сделав определенную дополнительную работу, оговоренную в требованиях к индивидуальной работе, при своевременной сдаче.

·         За задержку на 1 неделю (т.е. сдача в течение третий недели со дня выдачи) студент получает 0,8 балла при условии соответствия работы всем требованиям. Дополнительные баллы не учитываются.

·         За задержку более чем 1 неделю (т.е. сдача работы спустя 3 недели со дня выдачи) студент получает 0,5 балла при условии соответствия работы всем требованиям. Дополнительные баллы не учитываются.

В случае сдачи работы не соответствующей требованиям она с замечаниями возвращается студенту на доработку, что не влияет ни на сроки, ни на коэффициенты.

 

Итоговый результат за модуль:

·         Оценка «отлично» выставляется, если суммарный рейтинг студента находится в пределах 90-100 баллов.

·         Оценка «хорошо» выставляется, если суммарный рейтинг студента находится в пределах 80-89 баллов.

·         Оценка «удовлетворительно» выставляется, если суммарный рейтинг студента находится в пределах 70-79 баллов.

·         Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если суммарный рейтинг студента меньше 70 баллов.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

Цель лекции – сделать обзор существующих ЦОР и показать их основные возможности. В ходе выполнения практических работ реализуются принципы модульного обучения, проектное обучение  и кейс метод.

Первое практическое занятие направлено на знакомство студентов  с ЦОР для свободной работы в любой среде. Студенты изучают все представленные обучающие средства, затем разбиваются на группы. Каждая группа получает задание  провести «Пиар-компанию»  отдельного программного продукта. Один человек из группы будет выступать с критикой этого программного продукта. Презентация проходит публично каждая группа получает на выступление 5 минут.

Модульное обучение. Материал по каждой из 4 тем рассматривается в рамках отдельного занятия по одной и той же схеме: Использование ИКТ при

·         проектировании

·         организации выдачи нового материала

·         организации практических работ

·         организации контроля

·         организации самостоятельной работы учащихся

Кейс-метод. На каждом практическом занятии студенты делятся на группы. Каждая выполняет только один вид деятельности, который меняется с занятием. В результате каждый попробует все виды. Большое количество однотипных ситуаций позволяет сформировать у студентов эмпирического опыта в использовании ЦОР.  Для контроля усвоения и овладения материалом проводится анкетирование. Если отношение к ЦОР меняется в положительную сторону – можно судить об эффективности усвоения и пользе самих ЦОР. 

 

           

Рабочая программа разработана на основании требований ГОС ВПО и учебного плана специальности ______________050202_информатика_______________________________

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры _______________________________

и утверждена на 200__/200__ учебный год.

Протокол № ___ от «___»__________200__г.

 

Заведующий кафедрой _________________        _______________________

подпись                                фамилия, инициалы

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Челябинский государственный педагогический университет_

 

Кафедра информатики и методики преподавания информатики

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю: «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании тем информатики: «Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты. Динамические (электронные) таблицы» в рамках дисциплины

«Теория и методика преподавания информатики»

 

Специальность__050202____________________информатика_________

                                                                                 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

  1. Информатика: учебник для ВУЗов/ 2е изд. –

 

под ред  Макаровой Н.В.

учебник для ВУЗов/ 2е изд.

М.:Финансы и статистика,1998.-769 стр.

  1. Информатизация общего среднего образования.

 

Матрос Д.Ш.

Научно-методическое пособие

Педагогическое общество России "Педагогическое общество России" - 2004, 384 стр.

  1. "Новые педагогические и информационные  технологии в системе образования",

 

Полат Е.С.

 

М., “Академия”, 2000.

  1. Распределенное изучение  информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах

И. В. Роберт,

 

Информатика и образование №5 2001г.

  1. Стратегия модернизации содержания общего образования:

 

 

Материалы для разработки документов по обновлению общего образования.

М. МинОбр. 2001

  1. Методика преподавания информатики:.

 

Бочкин А.И.

Учеб. пособие

Мн.: Выш. шк., 1998.

-431 стр.

  1. Информатика. Задачник-практикум в 2т

 

Семакин И.Г. и др.

 

М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 304 с.

  1. Информатика и информационные технологиии. 7 кл.

Угринович Н.Д

 

БИНОМ 2004 155стр

  1. Информатика и ИКТ. 8 кл.

Угринович Н.Д.

2004-2005

БИНОМ 2004 205стр

  1. Информатика и ИКТ. 9 кл.

Угринович Н.Д.

2004-2005

БИНОМ

  1. Информатика  8 кл.

Семакин И.Г. и др.

 

БИНОМ 2005 176 стр.

  1. Информатика  9 кл.

Семакин И.Г. и др.

 

БИНОМ 2005 371 стр.

  1. Информатика. Базовый курс. 7-9 кл..

Макарова Н.В

 

СПб.: Питер, 2001. – 368 с.

Дополнительная литература

  1. Моя провинция - центр Вселенной. Развитие телекоммуникационной деятельности в регионах

Е.Н. Ястребцева, Я.С. Быховский

 

 М.: ЮНПРЕСС, 1999. – 225 стр.