ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Челябинский государственный педагогический университет

 

Кафедра информатики и методики преподавания информатики

 

 

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю: «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании тем информатики: «Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты. Динамические (электронные) таблицы» в рамках дисциплины

«Теория и методика преподавания информатики»

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИКУМУ

 

Специальность _____050202_____ ____________информатика__________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2006


 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № __1_____

 

Тема: Знакомство с возможностями ЦОР по информатике.

 

Продолжительность _____2___ часа

 

1. Учебная и воспитательная цель.

Учебная цель - формирование специальной компетентности в освоении новых средств обучения, включающая в себя:

- умение отбирать нужный материал для конспекта по заданной теме

- умение анализировать имеющиеся ЦОРы в учебном процессе

- умение пользоваться помощью для получения необходимой справочной информации для работы

Воспитательная цель – формирование ключевой компетентности организации самостоятельной работы по заданию, самооценки.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Конспект лекций, файл помощи сопровождающая программный продукт, учебники школьного курса по информатике.

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

-        Задания для практической работы (электронный вариант на сервере в общем доступе)

-        Объекты для выполнения практических заданий (ЦОРы)

-        Стандарт (для оценки области пригодности ЦОРа)

-        Анкета (для отслеживания развития навыков)

-        Карточки для деления на группы с цифрами от 1 до 5.

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

Компьютерный класс

Практическое ознакомление с ЦОРами.

12 машин

По количеству студентов в группе

 

Комплект ЦОР, с которыми студенты знакомились на лекции

Практическое ознакомление с ЦОРами.

      Информатика и информационно-коммуникационные технологии Базовый курс 8-9 кл. Семакин И.Г. Залогова Л.А. Русаков С.В.

      Учебное электронное издание по курсу «Компьютерная графика и дизайн» (в комплект входит 2 CD). TeachPro Разработчик: ООО ММТ и ДО

      Электронное издание «Инструментальные компьютерные среды (ИКС) и методики их использования для студентов педвузов и учителей основной средней школы (5-9 классы» (в комплект входит 1 CD). Разработчик: ООО «Физикон»

      Электронное издание «Инструментальные компьютерные среды (ИКС) и методики их использования для студентов педвузов и учителей в системе среднего (полного) общего образования с поддержкой элементов проектировочной деятельности» (в комплект входит 1 CD). Разработчик: ООО «Кирилл и Мефодий»

      Электронное издание по дисциплине «Информатика» (в комплект входит 2 CD). Разработчик: АНО "ФИО"

      Электронное средство учебного издания «Вычислительная математика и программирование» (в комплект входит 2 CD). Разработчик: ЗАО «1С»

      Электронное средство учебного издания по курсу «Компьютерная графика и дизайн» (в комплект входит 1 CD). Разработчик: ООО «Компания Гиперметод»;

 

 

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Текст лекций, доступ в Internet.

6. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости).

7. Практические задачи, задания, упражнения.

Текст лабораторной работы, доступной для студентов.

Лабораторная работа 1 (2 ч.)

Знакомство с ЦОРами

Цель

Знать интерфейс

Уметь работать в среде

Уметь анализировать эффективность

Уметь представлять программный продукт, видеть недостатки обучающих программных продуктов.

Уметь проводить публичные презентации

Порядок работы

1 час

1) «ИКТ в управлении учебным процессом с помощью ИКС издательства «Кирилл и Мефодий».

Цель работы: овладеть основными навыками работы в ИКС «Кирилла и Мефодия» при управлении учебным процессом.

Ниже представлены задания из общей части работы:

§         Зайдите в ИКС с полномочиями завуча. Создайте учителя, параллель 10А, заполните класс фамилиями и назначьте классного руководителя.

§         Зайдите в ИКС с полномочиями только что созданного учителя. Наполните папку «Информатика» для 10А класса нормативными документами (тематический план, стандарт). Внесите информацию о социальных и других показателях учеников класса.

Вопросы для контроля:

a)      Перечислите режимы работы ИКС.

b)      Какими полномочиями обладает учитель?

c)      Что представляет собой мониторинг образования с помощью ИКС?

d)      Какие материалы для проведения занятий можно подготовить с помощью ИКС?

e)      Что представляет собой модуль «Проектная деятельность»?

2) ИКТ в управлении учебном процессе с помощью ИКС издательства «ФИЗИКОН»

Цель работы: овладеть основными навыками работы в ИКС «ФИЗИКОН» при управлении учебным процессом.

§         Зарегистрируйтесь в программе.

§         Запустите ИКС.

§         Изучите примеры календарных и поурочных планирований.

§         Составьте новое календарное и поурочное планирование.

§         Изучите пример урока на тему «Импульс тела».

§         Изучите базу приведенных дидактических материалов.

Вопросы для контроля:

a)            Что входит в состав медиатеки?

b)            Перечислите состав ИКС.

c)            Как добавить новый информационный объект?

 

При изучении ЦОРов организации занятий, параллельно с работой заполнять таблицу:

Название

Интерфейс:

-5 (очень не удобен или труден) …

+ 5(легко понятен и прост в обращении)

Практическая полезность:

-5 (абсолютно бесполезна)…

+5 (ценность неоспорима)

Возможность использования для изучения отдельных вопросов из разделов:

«Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты. Динамические (электронные) таблицы»

«Информатика» от «Федерация Интернет Образования»

 

 

 

Информатика и информационно-коммуникационные технологии Базовый курс 8-9 кл. Семакин И.Г. Залогова Л.А. Русаков С.В.

 

 

 

 

«Компьютерная графика и дизайн». TeachPro

 

 

 

«Вычислительная математика и программирование» Разработчик: ЗАО «1С»

 

 

 

«Компьютерная графика и дизайн» Разработчик: ООО «Компания Гиперметод»

 

 

 

 

 

3) «Информатика» от ООО «Федерация Интернет Образования»

- Запустить программу, просмотреть разделы

- Поработать с программой «Текстовым процессором»,

- Поработать с программой «Робот Ру»

- Поработать с программой «Эко»

- Поработать с программой «Конструктор сайтов»

 

4) «Информатика» от Семакина

Прочитать аннотацию к программе

Познакомится с распечатками методических рекомендаций

Поработать с программой «Конструктор алгоритмов»

Поработать с программой «Стрелочка»

 

5) Электронное средство учебного издания «Вычислительная математика и программирование». Разработчик: ЗАО «1С».

- запустите программу

- проанализируйте разницу содержания по профильному уровню

- откройте раздел Алгоритмика, изучите примеры-практикумы по темам цикл и пройдите тест.

 

6) Учебное электронное издание по курсу «Компьютерная графика и дизайн». TeachPro Разработчик: ООО ММТ и ДО.

Запустите программу. Зарегистрируйтесь и проследите, как меняется статистика по ученику.

Запустите ролик-знакомство «Введение» с интерфейсом.

Просмотрите, в какой форме идёт тестирование

Познакомьтесь с формой оформления задания

 

7) Электронное средство учебного издания по курсу «Компьютерная графика и дизайн» (в комплект входит 1 CD). Разработчик: ООО «Компания Гиперметод»;

Запустите программу.

Просмотрите разделы 4 «Пиксельная графика» и 5 и «Векторная графика»

Просмотрите, в какой форме идёт тестирование

Познакомьтесь с формой оформления задания

2 час «Пиар компания»

Разбейтесь на 5 команд

Вытяните карточку с номером

Подготовьте презентацию программного продукта на 4 мин рекламирующая доставшийся программный продукт. + 1 человек из группы проводит анти компанию – отражая недостатки, трудности использования и т.д.

1 команда БЭНП( Библиотека электронных наглядных пособий) «Информатика» от «Федерация Интернет Образования»

2 команда Комплект ЦОР для «Информатика и информационно-коммуникационные технологии Базовый курс 8-9 кл». Семакин И.Г. Залогова Л.А. Русаков С.В.

3 команда «Компьютерная графика и дизайн». TeachPro

4 команда «Вычислительная математика и программирование» Разработчик: ЗАО «1С»

5 команда «Компьютерная графика и дизайн» Разработчик: ООО «Компания Гиперметод»

 

 

8. Задания студентам для самостоятельной работы.

Отчёт о проделанной работе в виде обязательной заполненной таблицы.

9. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия.

Опрос в конце занятия:

1)      Что входит в состав медиатеки ИКС издательства «ФИЗИКОН»?

2)      Перечислите состав ИКС издательства «ФИЗИКОН».

3)      Какие типы информационных объектов допустимы? Как добавить новый информационный объект?

4)      Перечислите режимы работы ИКС КиМ.

5)      Какими полномочиями обладает учитель?

6)      Что представляет собой мониторинг образования с помощью ИКС?

7)      Какие материалы для проведения занятий можно подготовить с помощью ИКС?

8)      Что представляет собой модуль «Проектная деятельность»?

9)      Какие программы прилагаются к курсу «Информатика» от ООО «Федерация Интернет Образования»

10)  Как создать задачу в среде исполнителя «Робот Ру» от ООО «Федерация Интернет Образования»

11)  Какие режимы отражения текста есть в программе «Текстовым процессором»?

12)  Какие модели рассмотрены в программе «Эко»?

13)  Для чего предназначена программа «Конструктор сайтов»

14)  Какие вопросы рассмотрены в материалах УМК для 8 кл., а какие для 9 кл. к учебнику Семакина?

15)  Какие виды ЦОР в УМК к учебнику Семакина предусмотрены?

16)  Какова СКИ в среде «Стрелочка»?

17)  Для каких профилей предусмотрено электронное средство учебного издания «Вычислительная математика и программирование». Разработчик: ЗАО «1С».

18)  Какие понятия раскрываются в разделе Алгоритмика?

19)  Какая статистика введётся по пользованию курсом «Вычислительная математика и программирование»?

20)  Какая статистика введётся по пользованию курсом «Компьютерная графика и дизайн». TeachPro?

21)  Изучение каких программных продуктов предусмотрено в электронном пособии «Компьютерная графика и дизайн». TeachPro?

22)  Сколь учебных программ заложено в программе издания по курсу «Компьютерная графика и дизайн» от разработчика ООО «Компания Гиперметод»? Какие программные продукты изучаются?

23)  Как организован интерфейс программы по курсу «Компьютерная графика и дизайн» от разработчика ООО «Компания Гиперметод»?

10. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия (с обязательным указанием на инновационность целей, содержания, методов, форм и средств обучения)

Цель самостоятельной работы - предоставить студенту возможность освоить интерфейс для дальнейшего свободного ориентирования. Оценка уровня полезности и простоты работы с интерфейсом в идеале должна меняться от урока к уроку. Результаты анкет должны быть отсканированы и сохранены на сервере. По мере практической работы в среде оценка интерфейса и значимости должна расти. Студент должен раскрывать потенциал ЦОРа, как эксперт. Если этого не происходит необходимо отследить, что стало причиной: нежелание студента, неразработанность ЦОРа или отсутствие достойного примера.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № __2_____

 

Тема: Использование ЦОР в преподавании темы «Представление информации»

Продолжительность _____2___ часа

 

1. Учебная и воспитательная цель.

Учебная цель - развитие умения применять возможности ЦОР для организации и проведения занятия по теме «Представление информации» на этапах

        проектирования

        изложения нового материала

        организации практических занятий

        организации контроля

        организации самостоятельной работы учащихся

Воспитательная цель – формирование коммуникативной компетентности, самооценки, уверенной презентацией своей работы.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Выписка из стандарта:

Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Электронный вариант стандарта и текст лабораторной работы на сервере. Распечатка анкет. Вопросы для подготовки к тесту.

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

Компьютерный класс

Практическое ознакомление с ЦОРами.

12 машин

По количеству студентов в группе

 

Комплект ЦОР, с которыми студенты знакомились на лекции

Практическое ознакомление с ЦОРами.

      Информатика и информационно-коммуникационные технологии Базовый курс 8-9 кл. Семакин И.Г. Залогова Л.А. Русаков С.В.

      Учебное электронное издание по курсу «Компьютерная графика и дизайн» (в комплект входит 2 CD). TeachPro Разработчик: ООО ММТ и ДО

      Электронное издание «Инструментальные компьютерные среды (ИКС) и методики их использования для студентов педвузов и учителей основной средней школы (5-9 классы» (в комплект входит 1 CD). Разработчик: ООО «Физикон»

      Электронное издание «Инструментальные компьютерные среды (ИКС) и методики их использования для студентов педвузов и учителей в системе среднего (полного) общего образования с поддержкой элементов проектировочной деятельности» (в комплект входит 1 CD). Разработчик: ООО «Кирилл и Мефодий»

      Электронное издание по дисциплине «Информатика» (в комплект входит 2 CD). Разработчик: АНО "ФИО

      Электронное средство учебного издания «Вычислительная математика и программирование» (в комплект входит 2 CD). Разработчик: ЗАО «1С»

      Электронное средство учебного издания по курсу «Компьютерная графика и дизайн» (в комплект входит 1 CD). Разработчик: ООО «Компания Гиперметод»;

 

 

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Лекции.

6. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости).

У студентов должна быть выделена папка общего доступа на сервере для сохранения работ. Общая структура:

Организационная диаграмма

По окончанию модуля у студента получится портфолио с наработками готовых к использованию материалов м выполненных индивидуальных заданий.

7. Практические задачи, задания, упражнения.

Текст лабораторной работы, доступной для студентов.

Лабораторная работа 2

Использование ЦОР в преподавании темы «Представление информации»

 

Цель: раскрыть возможности ЦОР для проектирования и проведения занятия по теме «Представление информации» на этапах

        проектирования

        изложения нового материала

        организации практических занятий

        организации контроля

        организации самостоятельной работы учащихся

 

Порядок работы

1 час Разработка темы «Дискретная форма представления графической информации»

- Разбейтесь на 4 группы

- Выберите тип деятельности согласно номеру вашей группы

1)      проектирование

2)      изложение нового материала

3)      организация практических занятий

4)      организация контроля и организация самостоятельной работы учащихся

- Подготовьте к презентации

для проектирования – метод модель темы и разработка план - конспекта по отдельному комбинированному уроку с использованием информационных объектов ИКС

для остальных – описание разделов задействованный ЦОРов, план-конспект с подробным описанием учебной ситуации, в которой применяются ЦОРы

2 час Презентация темы

Презентация работы: представитель группы в течение 8 минут представляет презентацию согласно требованиям. Во время презентации каждый студент заполняет анкету

Этап

Замечания по выступлению (с чем вы не согласны, что не раскрыто, что понравилось) Пустой оставляете клетку с вашем этапом

Сложность вида деятельности

(0..10)

Можно повторяться

проектирование

 

 

 

 

 

изложение нового материала

 

 

 

 

 

организация практических занятий

 

 

 

 

 

 

организация контроля

 

 

 

 

организация самостоятельной работы учащихся

 

 

 

 

В конце занятия

заполнить анкету.

 

Название

Интерфейс:

-5 (очень не удобен или труден) …

+ 5(легко понятен и прост в обращении)

Практическая полезность:

-5 (абсолютно бесполезна)…

+5 (ценность неоспорима)

«Информатика» от ООО «Федерация Интернет Образования»

 

 

Информатика и информационно-коммуникационные технологии Базовый курс 8-9 кл. Семакин И.Г. Залогова Л.А. Русаков С.В.

 

 

«Компьютерная графика и дизайн». TeachPro

 

 

«Вычислительная математика и программирование» Разработчик: ЗАО «1С»

 

 

«Компьютерная графика и дизайн» Разработчик: ООО «Компания Гиперметод»

 

 

 

 

 

8. Задания студентам для самостоятельной работы.

Вся работа предполагается на паре. Форма отчётности – представленная презентация и заполненная анкета по оценке выступлений. Помимо студентов её заполняет и преподаватель. К следующей паре анкеты сканируются и выкладываются на сервер. Если ошибки очень серьёзные возможно их обсуждение на занятие.

9. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия.

Индивидуальное задание не предусмотрено. Выдаётся список вопросов по теории темы, чтобы ориентировать студентов на просмотр теоретического материала. Вопросы присутствуют в итоговом тесте:

1)Наибольшим десятичным числом, записанным с использованием четырехзначного двоичного кода, является …

2)Результатом операции сложения чисел 111 и 10 в двоичной системе счисления является …

3) Какое количество бит (кодировка ASCII) содержится в последовательности символов МЕГАБАЙТ?

4) Поставлена задача, чтобы экран прибора выдавал не менее 250 градаций яркости. Сколько бит необходимо, чтобы их закодировать?

5)Автоматизированный прибор производит 20 измерений в секунду. Запись каждого измерения занимает 1 байт. Каков информационный объем измерений, сделанных за 1 минуту?

10. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия (с обязательным указанием на инновационность целей, содержания, методов, форм и средств обучения)

Очень важно для кейс-метода показать однотипность подхода к разработке темы и его системность. Хотя группы разрабатывают лишь один вид деятельности, их сразу надо ориентировать на то, что на других занятиях они будут выполнять другой. Это заставит их относиться к анализу выступлений других групп более внимательно.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № __3_____

 

Тема: Использование ЦОР в преподавании темы «Обработка информации»

Продолжительность _____2___ часа

 

1. Учебная и воспитательная цель.

Учебная цель - развитие умения применять возможности ЦОР для организации и проведения занятия по теме «Обработка информации» на этапах

        проектирования

        изложения нового материала

        организации практических занятий

        организации контроля

        организации самостоятельной работы учащихся

Воспитательная цель – формирование коммуникативной компетентности, самооценки, уверенной презентацией своей работы.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Выписка из стандарта:

Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Стандарт, анкеты, школьные учебники.

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

Компьютерный класс

Практическое ознакомление с ЦОРами.

12 машин

По количеству студентов в группе

 

Комплект ЦОР, с которыми студенты знакомились на лекции

Практическое ознакомление с ЦОРами.

      Информатика и информационно-коммуникационные технологии Базовый курс 8-9 кл. Семакин И.Г. Залогова Л.А. Русаков С.В.

      Учебное электронное издание по курсу «Компьютерная графика и дизайн» (в комплект входит 2 CD). TeachPro Разработчик: ООО ММТ и ДО

      Электронное издание «Инструментальные компьютерные среды (ИКС) и методики их использования для студентов педвузов и учителей основной средней школы (5-9 классы» (в комплект входит 1 CD). Разработчик: ООО «Физикон»

      Электронное издание «Инструментальные компьютерные среды (ИКС) и методики их использования для студентов педвузов и учителей в системе среднего (полного) общего образования с поддержкой элементов проектировочной деятельности» (в комплект входит 1 CD). Разработчик: ООО «Кирилл и Мефодий»

      Электронное издание по дисциплине «Информатика» (в комплект входит 2 CD). Разработчик: АНО "ФИО

      Электронное средство учебного издания «Вычислительная математика и программирование» (в комплект входит 2 CD). Разработчик: ЗАО «1С»

      Электронное средство учебного издания по курсу «Компьютерная графика и дизайн» (в комплект входит 1 CD). Разработчик: ООО «Компания Гиперметод»;

 

 

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Лекции. Школьные учебники.

6. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости).

У студентов должна быть выделена папка общего доступа на сервере для сохранения работ.

7. Практические задачи, задания, упражнения.

Текст лабораторной работы, доступной для студентов.

Лабораторная работа 3

Использование ЦОР в преподавании темы «Обработка информации»

 

Цель: раскрыть возможности ЦОР для проектирования и проведения занятия по теме «Обработка информации» на этапах

        проектирования

        изложения нового материала

        организации практических занятий

        организации контроля

        организации самостоятельной работы учащихся

 

Порядок работы

Актуализация:

Ознакомьтесь с мнениями по выступлениям. Посмотрите основные замечания.

1 час Разработка темы «Алгоритмическая конструкция: цикл»

- Состав групп и номера остаются

- Выберите тип деятельности согласно номеру вашей группы

1)      организация контроля и организация самостоятельной работы учащихся

2)      проектирование

3)      изложение нового материала

4)      организация практических занятий

- Подготовьте к презентации

для проектирования – метод модель темы и разработка план - конспекта по отдельному комбинированному уроку с использованием информационных объектов ИКС

для остальных – описание разделов задействованный ЦОРов, план-конспект с подробным описанием учебной ситуации, в которой применяются ЦОРы

 

2 час Презентация темы

Презентация работы: представитель группы, который ещё не выступал, в течение 8 минут представляет презентацию согласно требованиям. Во время презентации каждый студент заполняет анкету

Этап

Замечания по выступлению (с чем вы не согласны, что не раскрыто, что понравилось) Пустой оставляете клетку с вашем этапом

Сложность вида деятельности

(0..10)

Можно повторяться

проектирование

 

 

 

 

 

изложение нового материала

 

 

 

 

 

организация практических занятий

 

 

 

 

 

 

организация контроля

 

 

 

 

организация самостоятельной работы учащихся

 

 

 

 

В конце занятия

заполнить анкету.

 

Название

Интерфейс:

-5 (очень не удобен или труден) …

+ 5(легко понятен и прост в обращении)

Практическая полезность:

-5 (абсолютно бесполезна)…

+5 (ценность неоспорима)

«Информатика» от ООО «Федерация Интернет Образования»

 

 

Информатика и информационно-коммуникационные технологии Базовый курс 8-9 кл. Семакин И.Г. Залогова Л.А. Русаков С.В.

 

 

«Компьютерная графика и дизайн». TeachPro

 

 

«Вычислительная математика и программирование» Разработчик: ЗАО «1С»

 

 

«Компьютерная графика и дизайн» Разработчик: ООО «Компания Гиперметод»

 

 

 

 

8. Задания студентам для самостоятельной работы.

Вся работа предполагается на паре. Форма отчётности – представленная презентация и заполненная анкета по оценке выступлений. Помимо студентов её заполняет и преподаватель. К следующей паре анкеты сканируются и выкладываются на сервер. Если ошибки очень серьёзные возможно их обсуждение на занятие.

9. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия.

Студентам выдаётся первое индивидуальное задание. Опыта достаточно для выполнения всех этапов. Требование: Проектирование в ИКС, разработка плана- конспекта с применением ЦОРов. Тип урока- Комбинированный: выдача нового материала, закрепление полученных знаний, проверка. Срок выполнения 3 недели с выдачи задания.

Варианты:

1.      Алгоритм, свойства алгоритмов.

2.      Алгоритмическая конструкция следование на языке блок-схем

3.      Алгоритмическая конструкция ветвление на языке блок-схем

4.      Алгоритмическая конструкция следование на УАЯ

5.      Алгоритмическая конструкция ветвление на УАЯ

6.      Вспомогательный алгоритм

7.      Система команд исполнителя

8.      Графический исполнитель

9.      Пошаговая детализация

10.  Логические значения

11.  Логические операции

12.  Логические схемы

13.  Управление

14.  Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

15.  Обрабатываемые объекты: цепочки символов

16.  Обрабатываемые объекты: списки

17.  Обрабатываемые объекты: деревья

18.  Обрабатываемые объекты: графы

19.  Возможность автоматизации деятельности человека.

 

Выдаётся список вопросов по теории темы, чтобы ориентировать студентов на просмотр теоретического материала. Вопросы присутствуют в итоговом тесте:

1) Составная команда алгоритма, в которой в зависимости от соблюдения условия выполняется или одно, или другое действие называется

2) Система команд исполнителя Робота Ру : 1) Прыжок 2)Шаг 3)Поворот 4)Иначе Если впереди край, то 5)Если впереди не край, то 6)Пока впереди край, повторять 7) Пока впереди не край, повторять 8) Иначе 9)Конец ветвления 10)Конец цикла

Робот находится в клетке 1,1и направление задано вниз.. Напишите программу, выполнение которой вдоль границы прочертится линия (размер лабиринта не известен)

3) Система команд исполнителя Робота Ру : 1) Прыжок 2)Шаг 3)Поворот 4)Иначе Если впереди край, то 5)Если впереди не край, то 6)Пока впереди край, повторять 7) Пока впереди не край, повторять 8) Иначе 9)Конец ветвления 10)Конец цикла

Робот находится в клетке 3,1 (строка, столбец). направление задано вправо. В какой клетке(номер строки, номер столбца) окажется робот после выполнения команд. Размерность поля – 5 на 5. Стенки не стоят.

Шаг

Шаг

Поворот

Пока впереди не край, повторять

Шаг

Конец цикла

Поворот

Шаг

4) Робот находится в клетке 3,3 (строка, столбец). направление задано вправо. В какой клетке(номер строки, номер столбца) окажется робот после выполнения команд. Размерность поля – 5 на 5. Стенки не стоят.

Прыжок

Поворот

Прыжок

Поворот

Прыжок

Поворот

Прыжок

Поворот

10. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия (с обязательным указанием на инновационность целей, содержания, методов, форм и средств обучения)

Очень важно для кейс-метода показать однотипность подхода к разработке темы и его системность. Хотя группы разрабатывают лишь один вид деятельности, их сразу надо ориентировать на то, что на других занятиях они будут выполнять другой. Это заставит их относиться к анализу выступлений других групп более внимательно.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № __4_____

 

Тема: Использование ЦОР в преподавании темы «Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы»

Продолжительность _____2___ часа

 

1. Учебная и воспитательная цель.

Учебная цель - развитие умения применять возможности ЦОР для организации и проведения занятия по теме «Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы» на этапах

        проектирования

        изложения нового материала

        организации практических занятий

        организации контроля

        организации самостоятельной работы учащихся

Воспитательная цель – формирование коммуникативной компетентности, самооценки, уверенной презентацией своей работы.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Выписка из стандарта:

Проектирование и моделирование. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты. Простейшие управляемые компьютерные модели.

 

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Стандарт, анкеты, школьные учебники.

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

Компьютерный класс

Практическое ознакомление с ЦОРами.

12 машин

По количеству студентов в группе

 

Комплект ЦОР, с которыми студенты знакомились на лекции

Практическое ознакомление с ЦОРами.

      Информатика и информационно-коммуникационные технологии Базовый курс 8-9 кл. Семакин И.Г. Залогова Л.А. Русаков С.В.

      Учебное электронное издание по курсу «Компьютерная графика и дизайн» (в комплект входит 2 CD). TeachPro Разработчик: ООО ММТ и ДО

      Электронное издание «Инструментальные компьютерные среды (ИКС) и методики их использования для студентов педвузов и учителей основной средней школы (5-9 классы» (в комплект входит 1 CD). Разработчик: ООО «Физикон»

      Электронное издание «Инструментальные компьютерные среды (ИКС) и методики их использования для студентов педвузов и учителей в системе среднего (полного) общего образования с поддержкой элементов проектировочной деятельности» (в комплект входит 1 CD). Разработчик: ООО «Кирилл и Мефодий»

      Электронное издание по дисциплине «Информатика» (в комплект входит 2 CD). Разработчик: АНО "ФИО"

      Электронное средство учебного издания «Вычислительная математика и программирование» (в комплект входит 2 CD). Разработчик: ЗАО «1С»

      Электронное средство учебного издания по курсу «Компьютерная графика и дизайн» (в комплект входит 1 CD). Разработчик: ООО «Компания Гиперметод»;

 

 

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Лекции.

6. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости).

У студентов должна быть выделена папка общего доступа на сервере для сохранения работ.

7. Практические задачи, задания, упражнения.

Текст лабораторной работы, доступной для студентов.

Лабораторная работа 4

Использование ЦОР в преподавании темы «Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы»

 

Цель: раскрыть возможности ЦОР для проектирования и проведения занятия по теме «Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы» на этапах

        проектирования

        изложения нового материала

        организации практических занятий

        организации контроля

        организации самостоятельной работы учащихся

 

Порядок работы

Актуализация:

Ознакомьтесь с мнениями по выступлениям. Посмотрите основные замечания.

1 час Разработка темы «Ввод данных в готовую таблицу»

- Состав групп и номера остаются

- Выберите тип деятельности согласно номеру вашей группы

1)      организация практических занятий

2)      организация контроля и организация самостоятельной работы учащихся

3)      проектирование

4)      изложение нового материала

- Подготовьте к презентации

для проектирования – метод модель темы и разработка план - конспекта по отдельному комбинированному уроку с использованием информационных объектов ИКС

для остальных – описание разделов задействованный ЦОРов, план-конспект с подробным описанием учебной ситуации, в которой применяются ЦОРы

 

2 час Презентация темы

Презентация работы: представитель группы, который ещё не выступал, в течение 8 минут представляет презентацию согласно требованиям. Во время презентации каждый студент заполняет анкету

Этап

Замечания по выступлению (с чем вы не согласны, что не раскрыто, что понравилось) Пустой оставляете клетку с вашем этапом

Сложность вида деятельности

(0..10)

Можно повторяться

проектирование

 

 

 

 

 

изложение нового материала

 

 

 

 

 

организация практических занятий

 

 

 

 

 

 

организация контроля

 

 

 

 

организация самостоятельной работы учащихся

 

 

 

 

В конце занятия

заполнить анкету.

 

Название

Интерфейс:

-5 (очень не удобен или труден) …

+ 5(легко понятен и прост в обращении)

Практическая полезность:

-5 (абсолютно бесполезна)…

+5 (ценность неоспорима)

«Информатика» от ООО «Федерация Интернет Образования»

 

 

Информатика и информационно-коммуникационные технологии Базовый курс 8-9 кл. Семакин И.Г. Залогова Л.А. Русаков С.В.

 

 

«Компьютерная графика и дизайн». TeachPro

 

 

«Вычислительная математика и программирование» Разработчик: ЗАО «1С»

 

 

«Компьютерная графика и дизайн» Разработчик: ООО «Компания Гиперметод»

 

 

 

 

8. Задания студентам для самостоятельной работы.

Вся работа предполагается на паре. Форма отчётности – представленная презентация и заполненная анкета по оценке выступлений. Помимо студентов её заполняет и преподаватель. К следующей паре анкеты сканируются и выкладываются на сервер. Если ошибки очень серьёзные возможно их обсуждение на занятие.

9. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия.

Студентам выдаётся второе индивидуальное задание. Требование: Проектирование в ИКС, разработка плана- конспекта с применением ЦОРов. Тип урока- Комбинированный: выдача нового материала, закрепление полученных знаний, проверка. Срок выполнения 3 недели с выдачи задания. Обязательно обоснование эффективности конспекта при заданных характеристиках класса.

Варианты:

1.      Таблица как средство моделирования: моделирование физических процессов (учащиеся настроены негативно друг к другу, успеваемость высокая, работоспособность высокая, класс с углублённым изучением информатики).

2.      Таблица как средство моделирования: моделирование динамики популяций(разнородный по уровню подготовки класс, учащиеся группируются небольшими группами по 2-3 человека, ярко выраженного лидера нет, с трудом выполняют однотипные задания);

3.      Создание и обработка таблиц (класс с углублённым изучением биологии, со средней успеваемостью, охотно работает за дополнительный балл, обстановка в классе раскованная и дружелюбная ).

4.      Ввод математических формул и вычисление по ним. (класс с углублённым изучением физики, средняя успеваемость – 4, класс однотипен по знаниям, дисциплина поддерживается легко).

5.      Создание таблиц значений функций в электронных таблицах(класс мало заинтересован в предмете, письменные задания выполняют неохотно, сплочённости нет, у большинства присутствует стремление выделиться, в т.ч. за счёт срыва урока).

6.      Построение диаграмм и графиков (класс с углублённым изучением математики, спокойный класс, охотно выполняет задания учителя)

7.      Использование относительных и абсолютных ссылок (класс с углублённым изучением иностранного языка, спокойный класс, но сплочённости нет)

8.      Сортировка в таблице (разнородный по знаниям класс, обстановка всегда рабочая, но присутствуют 3 ярких противоборствующих лидера, вокруг которых концентрируются остальные)

9.      Статические функции(класс дружелюбный, преобладает гуманитарный профиль, слабо справляющийся с программой по предмету информатика)

10.  Представление формульной зависимости на графике(дружный класс, но слабоуспевающий, дисциплина хорошая)

11.  Использование условной функции(слабый класс, учащиеся с трудом удерживают внимание, поддержание дисциплины с трудом поддаётся контролю)

12.  Переход от табличного к графическому представлению(класс условно можно поделить на две части – сильный и слабые ученики, обстановка в классе дружелюбная проблем с дисциплиной нет)

13.  Математическая модель(трудно контролируемый класс, часто источником проблем с дисциплиной являются два ярко выраженных лидера, сильно успевающих )

14.  Вычислительный эксперимент(класс сильно успевающих, но присутствуют трое, которые являются изгоями при относительно низкой успеваемости)

Выдаётся список вопросов по теории темы, чтобы ориентировать студентов на просмотр теоретического материала. Вопросы присутствуют в итоговом тесте:

1) Назовите материальную модель системы Земля

2) Нарисуйте подходящую (адекватную) модель для описания процесса радиоактивного распада вещества, протекающего по показательному закону -m(t)= т0 (1/2)/\t/T где т0, Т заданные величины, т0 -первоначальная масса вещества, Т - период полураспада, t — текущий момент времени

3) Постройте граф заданный в виде списка ребер с указанием вершин, соединенных этими ребрами

a(1,2) b(1,4) с(2,4) d(3,5) е(4,5)ДЗ,4).

4) Какой из приведённых ниже графиков лучше всего описывает колебания маятника?

10. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия (с обязательным указанием на инновационность целей, содержания, методов, форм и средств обучения)

Очень важно для кейс-метода показать однотипность подхода к разработке темы и его системность. Хотя группы разрабатывают лишь один вид деятельности, их сразу надо ориентировать на то, что на других занятиях они будут выполнять другой. Это заставит их относиться к анализу выступлений других групп более внимательно.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № __5_____

 

Тема: Использование ЦОР в преподавании темы «Проектирование и моделирование»

Продолжительность _____2___ часа

 

1. Учебная и воспитательная цель.

Учебная цель - развитие умения применять возможности ЦОР для организации и проведения занятия по теме «Проектирование и моделирование» на этапах

        проектирования

        изложения нового материала

        организации практических занятий

        организации контроля

        организации самостоятельной работы учащихся

Воспитательная цель – формирование коммуникативной компетентности, самооценки, уверенной презентацией своей работы.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Стандарт, анкеты, школьные учебники.

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

Компьютерный класс

Практическое ознакомление с ЦОРами.

12 машин

По количеству студентов в группе

 

Комплект ЦОР, с которыми студенты знакомились на лекции

Практическое ознакомление с ЦОРами.

      Информатика и информационно-коммуникационные технологии Базовый курс 8-9 кл. Семакин И.Г. Залогова Л.А. Русаков С.В.

      Учебное электронное издание по курсу «Компьютерная графика и дизайн» (в комплект входит 2 CD). TeachPro Разработчик: ООО ММТ и ДО

      Электронное издание «Инструментальные компьютерные среды (ИКС) и методики их использования для студентов педвузов и учителей основной средней школы (5-9 классы» (в комплект входит 1 CD). Разработчик: ООО «Физикон»

      Электронное издание «Инструментальные компьютерные среды (ИКС) и методики их использования для студентов педвузов и учителей в системе среднего (полного) общего образования с поддержкой элементов проектировочной деятельности» (в комплект входит 1 CD). Разработчик: ООО «Кирилл и Мефодий»

      Электронное издание по дисциплине «Информатика» (в комплект входит 2 CD). Разработчик: АНО "ФИО"

      Электронное средство учебного издания «Вычислительная математика и программирование» (в комплект входит 2 CD). Разработчик: ЗАО «1С»

      Электронное средство учебного издания по курсу «Компьютерная графика и дизайн» (в комплект входит 1 CD). Разработчик: ООО «Компания Гиперметод»;

 

 

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Лекции. Школьные учебники.

6. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости).

У студентов должна быть выделена папка общего доступа на сервере для сохранения работ.

7. Практические задачи, задания, упражнения.

Текст лабораторной работы, доступной для студентов.

Лабораторная работа 5

«Проектирование и моделирование»

 

Цель: раскрыть возможности ЦОР для проектирования и проведения занятия по теме «Проектирование и моделирование» на этапах

        проектирования

        изложения нового материала

        организации практических занятий

        организации контроля

        организации самостоятельной работы учащихся

 

Порядок работы

Актуализация:

Ознакомьтесь с мнениями по выступлениям. Посмотрите основные замечания.

1 час Разработка темы «Чертежи»

- Состав групп и номера остаются

- Выберите тип деятельности согласно номеру вашей группы

1)      изложение нового материала

2)      организация практических занятий

3)      организация контроля и организация самостоятельной работы учащихся

4)      проектирование

- Подготовьте к презентации

для проектирования – метод модель темы и разработка план - конспекта по отдельному комбинированному уроку с использованием информационных объектов ИКС

для остальных – описание разделов задействованный ЦОРов, план-конспект с подробным описанием учебной ситуации, в которой применяются ЦОРы

 

2 час Презентация темы

Презентация работы: представитель группы, который ещё не выступал, в течение 8 минут представляет презентацию согласно требованиям. Во время презентации каждый студент заполняет анкету

Этап

Замечания по выступлению (с чем вы не согласны, что не раскрыто, что понравилось) Пустой оставляете клетку с вашем этапом

Сложность вида деятельности

(0..10)

Можно повторяться

проектирование

 

 

 

 

 

изложение нового материала

 

 

 

 

 

организация практических занятий

 

 

 

 

 

 

организация контроля

 

 

 

 

организация самостоятельной работы учащихся

 

 

 

 

В конце занятия

заполнить анкету.

 

Название

Интерфейс:

-5 (очень не удобен или труден) …

+ 5(легко понятен и прост в обращении)

Практическая полезность:

-5 (абсолютно бесполезна)…

+5 (ценность неоспорима)

«Информатика» от ООО «Федерация Интернет Образования»

 

 

Информатика и информационно-коммуникационные технологии Базовый курс 8-9 кл. Семакин И.Г. Залогова Л.А. Русаков С.В.

 

 

«Компьютерная графика и дизайн». TeachPro

 

 

«Вычислительная математика и программирование» Разработчик: ЗАО «1С»

 

 

«Компьютерная графика и дизайн» Разработчик: ООО «Компания Гиперметод»

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Задания студентам для самостоятельной работы.

Вся работа предполагается на паре. Форма отчётности – представленная презентация и заполненная анкета по оценке выступлений. Помимо студентов её заполняет и преподаватель. К следующей паре анкеты сканируются и выкладываются на сервер. Если ошибки очень серьёзные возможно их обсуждение на занятие.

9. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия.

Индивидуальное задание. Требование: Проектирование в ИКС, разработка плана- конспекта с применением ЦОРов. Тип урока- Комбинированный: выдача нового материала, закрепление полученных знаний, проверка. Срок выполнения 3 недели с выдачи задания. Обязательно обоснование эффективности конспекта при заданных характеристиках класса.

Варианты:

1.      Двумерная графика в построение моделей (дружный класс, но слабоуспевающий, дисциплина хорошая)

2.      Трёхмерная графика в построение моделей (разнородный по знаниям класс, обстановка всегда рабочая, но присутствуют 3 ярких противоборствующих лидера, вокруг которых концентрируются остальные)

3.      Общая схема построения моделей (класс сильно успевающих, но присутствуют трое, которые являются изгоями при относительно низкой успеваемости)

4.      Этапы моделирования (трудно контролируемый класс, часто источником проблем с дисциплиной являются два ярко выраженных лидера, сильно успевающих )

5.      Свойства модели (класс условно можно поделить на две части – сильный и слабые ученики, обстановка в классе дружелюбная проблем с дисциплиной нет)

6.      Формализация и моделирование (слабый класс, учащиеся с трудом удерживают внимание, поддержание дисциплины с трудом поддаётся контролю)

7.      Виды моделей (класс дружелюбный, преобладает гуманитарный профиль, слабо справляющийся с программой по предмету информатика)

8.      Геометрические преобразования (класс с углублённым изучением математики, спокойный класс, охотно выполняет задания учителя)

9.      Геометрические и графические модели (разнородный по уровню подготовки класс, учащиеся группируются небольшими группами по 2-3 человека, ярко выраженного лидера нет, с трудом выполняют однотипные задания);

10.  Структурные модели (класс мало заинтересован в предмете, письменные задания выполняют неохотно, сплочённости нет, у большинства присутствует стремление выделиться, в т.ч. за счёт срыва урока)

11.  Адекватность моделей (класс с углублённым изучением физики, средняя успеваемость – 4, класс однотипен по знаниям, дисциплина поддерживается легко).

12.  Натурные и абстрактные модели (класс с углублённым изучением биологии, со средней успеваемостью, охотно работает за дополнительный балл, обстановка в классе раскованная и дружелюбная ).

13.  Особенности компьютерного моделирования (учащиеся настроены негативно друг к другу, успеваемость высокая, работоспособность высокая).

Выдаётся список вопросов по теории темы, чтобы ориентировать студентов на просмотр теоретического материала. Вопросы присутствуют в итоговом тесте:

1) Дан фрагмент электронной таблицы

 

А

В

1

=В1*2

1

2

=А1+2

2

3

=В2-1

 

4

=АЗ*2+1

 

Как будет выглядить гистограмма для диапазона ячеек А1:А4.

2) На городской олимпиаде по программированию предлагались задачи трех типов: А, В и С. По итогам олимпиады была составлена таблица, в колонках которой указано, сколько задач каждого типа решил участник. Вот фрагмент таблицы:

Фамилия

А

В

С

Бажанов

3

2

1

Иванов

1

1

2

Катаев

2

1

2

Яковлев

4

3

1

Какую строку будет занимать фамилия Яковлев после проведения сортировки этого фрагмента по убыванию значения выражения А+2В+ЗС?

3) Дано исходное состояние электронной таблицы в режиме отображения формул. Укажите значения ячеек А2, A3, В2, ВЗ в режиме отображения значений после одновременного копирования содержимого А2 и В2 в A3 и ВЗ.

 

A

B

1

1

2

2

=A1+$B$1

=A2*B1

3

4) В ячейке А1 записана формула =D1-$D2. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку А1 скопируют в ячейку В1 ?

10. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия (с обязательным указанием на инновационность целей, содержания, методов, форм и средств обучения)

Очень важно для кейс-метода показать однотипность подхода к разработке темы и его системность. Хотя группы разрабатывают лишь один вид деятельности, их сразу надо ориентировать на то, что на других занятиях они будут выполнять другой. Это заставит их относиться к анализу выступлений других групп более внимательно.