ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Челябинский государственный педагогический университет

 

 

Кафедра информатики и методики преподавания информатики

 

 

КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ  К УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ:

«Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании тем информатики: «Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты. Динамические (электронные) таблицы» в рамках дисциплины

«Теория и методика преподавания информатики»

 

Специальность:

050202               информатика

                                                                      

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2006


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Челябинский государственный педагогический университет

Кафедра информатики и методики преподавания информатики

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании тем информатики: «Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты. Динамические (электронные) таблицы» в рамках дисциплины

«Теория и методика преподавания информатики»

 

АННОТАЦИЯ

1.                    Минимальные требования к содержанию  учебного модуля.

                                  ОПД.Ф.04 Теория и методика обучения информатике

           Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов. Цели и задачи обучения информатике в школе. Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе. Содержание школьного образования в области информатики. Базовый курс школьной информатики. Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы. Организация проверки и оценки результатов обучения информатике. Организация обучения информатике в школе. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в реализации информационно-деятельностного подхода в обучении информатике и активизации познавательной деятельности учащихся.

Аудиовизуальные  технологии обучения информатике. Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в школе.

           2. Цели учебного модуля

Цель модуля – содействие становлению специальной профессиональной компетентности учителя информатики в использовании информационно-коммуникационных технологий при планировании и осуществлении учебного процесса на примере разработке тем: «Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты. Динамические (электронные) таблицы».

3. Задачи учебного модуля

                           1.        Формирование системы знаний о современных информационно-коммуникационных технологий, дидактических принципах построения и использования ИКТ в учебном процессе школы, на примере раскрытия методики преподавания тем: «Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты. Динамические (электронные) таблицы».

                           2.       Развитие умений по применению средств ИКТ при планировании, проектировании  учебного процесса на примере применения  инструментальных компьютерных сред компаний «Физикон»  и «Кирилл и Мефодий».

                           3.       Организация активной деятельности, направленной на применение технического, программного, методического обеспечения школьного курса информатики через раскрытия возможностей использования ЦОР в различных учебных ситуациях: выдача нового материала, организации практических занятий, организации контроля, организации самостоятельной работы учащихся

                           4.       Стимулирование профессионального роста студентов разработкой портфолио с   готовыми наработками по темам «Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты. Динамические (электронные) таблицы».

                           5.       Развитие навыков групповой работы и публичных выступлений.

4. Взаимосвязь дисциплины/модуля/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО).

ОПД.Ф.01 Психология (разделы: возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология)

ОПД Ф.08 Технические и аудиовизуальные средства обучения (Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения)

ОПД.Ф.02 Педагогика (разделы: общие основы педагогики, теория обучения, теория и методика воспитания, педагогические технологии, психолого-педагогический практикум)

ДПП.Ф.11Компьютерное моделирование (Понятие "модель". Моделирование как метод познания.  Виды моделирования в естественных и технических науках. Компьютерная модель. Имитационное моделирование. Модели динамических систем. Инструментальные программные средства для моделирования динамических систем. Модель популяции. Геометрическое моделирование и компьютерная графика. Системный подход в научных исследованиях Учебные компьютерные модели. Программные средства для моделирования предметно-коммуникативных сред (предметной области). Специфика использования компьютерного моделирования в педагогических программных средствах).

ДПП.Ф.15 Программное обеспечение ЭВМ (Прикладное программное обеспечение общего назначения. Системы обработки текстов. Системы машинной графики. Базы данных и системы управления базами данных. Табличные процессоры. Интегрированные программные средства. Прикладное программное обеспечение пользователя. Собственная инструментальная среда. Автоматизированное рабочее место. Графические пакеты. Пакеты компьютерного проектирования).

ДПП.Ф.17 Компьютерные сети, интернет и мультимедиа технологии (Глобальные компьютерные сети. Интернет как технология и информационный ресурс (сеть). Понятие мультимедиа. Мультимедиа как средство и технология. Создание мультимедийных приложений. Мультимедиа и Интернет)

           ДПП.Ф.18 Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Дидактические основы создания и использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Педагогико-эргономические требования к созданию и использованию электронных средств учебного назначения, оценка их качества. Применение ИКТ в образовании.Автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений). Состав и структура учебной материальной базы.

Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного использования средств вычислительной техники (ВТ), ИКТ в образовательных целях. Требования к оборудованию кабинета информатики и методические рекомендации по организации работы. Перспективные направления разработки и использования средств ИКТ в образовании.

5. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля/спецкурса   

Задачи ключевого уровня профессиональной компетентности

§  совершенствование практических умений и навыков в области использования лабораторной и компьютерной техники;

§  отработка навыков владения стандартными офисными программами, редакторами электронных страниц и интерактивными редакторами для создания и обработки информации;

§  инициирование самообразовательной деятельности в изучении новых средств ИКТ;

§  развитие навыков работы со справочной и методической литературой с различных носителей (бумажных, цифровых);

§  формирование умения и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации

§  развитие коммуникабельности, организаторских способностей для решения профессиональных задач, умения работать в коллективе

Задачи базового уровня профессиональной компетентности

§  развитие умения оценивать собственные профессиональные возможности;

§  формирование системы знаний об основных средствах ИКТ в образовании и их классификации, о круге педагогических задач, оптимальное решение которых предполагает использование ИКТ;

§  владение навыками планирования и организации педагогической деятельности, решения педагогических задач с опорой на современные ИКТ

Задачи специального уровня профессиональной компетентности

§  формирование и системы знаний о преимуществах и особенностях использования средств ИКТ для поддержки курса информатики при изучении тем: «Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты. Динамические (электронные) таблицы» ;

§  формирование педагогического опыта применения в профессиональной деятельности комплекса современных ЦОР для планирования и сопровождения учебного процесса курса информатики при изучении тем: «Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты. Динамические (электронные) таблицы» ;

§  способность самостоятельно и творчески организовывать процесс обучения на уроках информатики с использованием ИКТ.

 

5*. Ожидаемые результаты освоения модуля/курса

- иметь представление о возможностях цифровых образовательных ресурсов в планировании, подготовки и проведении занятий по информатике;

- иметь представление о различных информационных объектах в инструментальных компьютерных средах и критериях оценки их эффективности;

- уметь использовать различные цифровые образовательные ресурсы для организации различных видов деятельности на уроке информатики () при изучении тем«Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты. Динамические (электронные) таблицы»;;

- уметь применять различные цифровые образовательные ресурсы для составления и планирования курса информатики при изучении тем «Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты. Динамические (электронные) таблицы».

6. Перечень элементов  комплекта УММ:

- перечень основной и дополнительной литературы;

- конспект лекций;

- практикум по дисциплине;

- материалы для текущего контроля - тестовые задания;

- экзаменационные (зачетные) тесты.

- список индивидуальных заданий

7. Инновационность комплекта УММ:

7.1 Инновационность по целям обучения

Инновационность по целям обучения представлено через формулировку системы задач в логике компетентностного подхода, ориентированных на активные методы обучения.  Инновационность достигается за счет включения студента в активную познавательную деятельность.

7.2.Инновационность по содержанию обучения

Модуль содержит системный подход к изучению возможностей ИКТ для решения новых дидактических задач, планирования и организации педагогической деятельности учителя при изучении методики преподавания «Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты. Динамические (электронные) таблицы». 

7.3.Инновационность по методам обучения

Используется модульное обучение, метод проектов и обучение кейс-методом

Предполагается выполнение индивидуального задания для отработки умений работать с ЦОРами с последующей защитой. 

7.4. Инновационность по формам обучения

При проведении занятий используются различные формы обучения (лабораторно-практические занятия, лабораторно-семинарские занятия, презентация проектов). Применение рейтинговой системы учебных достижений.

7.5.Инновационность по средствам обучения

Используется лаборатория ЦОР (комплекс программ и технических средств), применяется единая электронная система, реализующая представление материала и дающая возможность для самостоятельной работы студентам и контроля знаний.

 

8. Актуальность для системы педагогического образования

8.1. Возможность использования УММ для создания банка оценочных и диагностических средств по специальностям педагогического образования

- система тестовые задания по изучаемому теоретическому материалу;

- система тестовые задания по совокупности осваиваемых профессиональных умений.

9. Список авторов элементов комплекта УММ: 

Юнусова Светлана Сергеевна, ст. преподаватель кафедры информатики и методики преподавания информатики

 

10. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УММ к учебному модулю

1.      ГОС ВПО Специальность 030100.00 Информатика с дополнительной специальностью.

2.      Концепция Модернизации Российского образования на период до 2010 года.