ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«НАЗВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТА»

 

 

Кафедра _______ информатики и методики преподавания информатики_________

 

 

Комплект учебно-методических материалов 

к учебному модулю: «Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты. Динамические (электронные) таблицы» в рамках дисциплины

«Теория и методика преподавания информатики»

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

 

Специальность    ______050202_   _________информатика___________

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2006

 

 

 

 

СТРУКТУРА

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

 

введение

1. Учебные цели и задачи работы /проекта (в логике компетентностного подхода)

Цель: инициирование самообразовательной деятельности студентов по освоению содержания ЦОРов и применение их для планирования процесса обучения, разработке с их помощью дидактических материалов, проектированию содержания уроков. 

Задачи:

- уметь отбирать ЦОР, адекватные для решения поставленной педагогической задачи;

- уметь проектировать содержание обучения в ЦОР;

- уметь планировать деятельность по решению поставленной педагогической задачи;

- уметь разрабатывать дидактические средства с использованием ЦОР;

- уметь реализовывать практическую составляющую информатики с использованием ЦОР;

- уметь проводить защиту своего проекта.

2. Методика самостоятельной работы над заданием.

1) Изучение содержания электронного издания по теме курсовой работы.

2) Реализация в электронном издании  методических и дидактических материалов по теме курсовой работы.

3) Документированное представление проделанной работы: подготовка презентации для защиты работы; текстовое описание работы

4) Подготовка защиты работы.

3. Объем теоретической части.

По количеству страниц работа не ограничена.

4. Порядок выполнения расчетной и графической частей работы /проекта.

5. Методика анализа полученных результатов.

Полученные результаты анализируются преподавателем на предмет соответствия выполненного задания целям, поставленным перед заданием.

При возможности выхода студентов на педагогическую практику и при положительной оценки работы преподавателем, курсовой проект может апробироваться на реальных учащихся.

6. Порядок оформления пояснительной записки к курсовой работе /проекту.

Пояснительная записка должна включать в себя:

- титульный лист (ВУЗ, тему проекта, ФИО автора, ФИО преподавателя, город, год)

- введение (постановку целей и задач работы, используемые основные технические и программные средства, дополнительные средства при необходимости)

- описание педагогической задачи, основные понятия из информатики и методики, задействованные при написание работы, дидактические цели и задачи, уровень обучения, возрастной уровень учащихся, обоснование выбранных программных средств, оформленный конспект урока, обоснование соответствия выполненной работы поставленным дидактическим целям.

- содержательная часть (разработанные задачи, тестовые материалы, рисунки, схемы, чертежи  и пр., названия файлов и кратко их содержание)

- используемая литература

7. Время и место консультаций по работе /проекту.

Консультация 1 раз в неделю

8. Порядок подготовки и защиты работы /проекта.

9. Тематика курсовых работ / проектов по дисциплине.

1)                      Разработка проектной работы по теме «Электронные таблицы» (ИКС «Кирилл и Мефодий»): не менее 6 проектов.

2)                      Разработка итогового развлекательного внеклассного мероприятия по теме  «Алгоритмы и исполнители» (ИКС «Кирилл и Мефодий»).

3)                      Разработка итогового развлекательного внеклассного мероприятия по теме  «Электронные таблицы» (ИКС «Кирилл и Мефодий») не менее 6 проектов.

4)                      Разработка полного поурочного планирования для 8 класса в среде «Физикон» 1 конспект.

5)                      Разработка полного поурочного планирования для 9 класса в среде «Физикон» 1 конспект.

6)                      Разработка заданий разного уровня сложности по теме «Имитационное моделирование» для организации работы учащихся в группах (БЭНП «Информатика» Федерация Интернет Образования).

7)                      Разработка кроссвордов разного уровня сложности по теме «Алгоритмы и исполнители» в  ИКС «Кирилл и Мефодий».

8)                      Разработка набора заданий для всех этапов комбинированного урока по теме «Графический исполнитель».

9)                      Методика разработки сценария и организации урока на день самоуправления по теме «Системы счисления». (ИКС «Кирилл и Мефодий»)

10)                  Формирование словаря и дидактических материалов по теме «Обработка информации» с примером-конспектом их использования на уроке.  ИКС «Кирилл и Мефодий» «Физикон».

11)                  Разработка тестовых заданий разного вида по теме «Электронные таблицы» в ИКС «Кирилл и Мефодий».

12)                  Организация и проведение контрольных работ по теме «Основные алгоритмические конструкции»  (ИКС «Кирилл и Мефодий» или «Физикон»)

13)                  Формирование библиотеки дидактических материалов по теме «Обрабатываемые объекты: цепочки символов, списки,  деревья, графы» с использованием ИКС «Физикон».

14)                  Формирование библиотеки дидактических материалов по теме «Двоичное представление  графического изображения в компьютере» с использованием ИКС «Кирилл и Мефодий»

15)                  Организация самостоятельной работы на уроках при изучении темы «Представление видеоизображения»: требования к контрольно-измерительным материалам, варианты организации урока.

16)                  Разработка и организация факультативных занятий по теме «Создание 2х мерных моделей» («Компьютерная графика и дизайн» ООО «Компания Гиперметод», «Компьютерная графика» TeachPro,  БЭНП «Информатика» Федерация Интернет Образования).

17)                  Разработка и организация факультативных занятий по теме «Создание 3х мерных моделей» («Компьютерная графика и дизайн» ООО «Компания Гиперметод», «Компьютерная графика» TeachPro,  БЭНП «Информатика» Федерация Интернет Образования).

18)                  Разработка и организация факультативных занятий по теме «Обработка видеоинформации в компьютере» («Компьютерная графика и дизайн» ООО «Компания Гиперметод», «Компьютерная графика» TeachPro,  БЭНП «Информатика» Федерация Интернет Образования).

19)                  Ведение и организация портфолио учащихся при изучении ими темы «Представление информации»: требования, критерии

20)                  Возможности ИКС «Кирилл и Мефодий» при организации дебатов по теме «Искусственный интеллект: за и против»

21)                  Разработка кроссвордов разного уровня сложности по теме «Информация, информационные объекты различных видов» в  ИКС «Кирилл и Мефодий».

22)                  Формирование библиотеки дидактических материалов и словоря по теме «Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации» с использованием ИКС «Физикон» или  ИКС «Кирилл и Мефодий».

23)                  Разработка тестовых заданий разного вида по теме «Дискретная форма представления информации» в ИКС «Кирилл и Мефодий».

24)                  Возможности ИКС «Кирилл и Мефодий» при организации урока-семинара по теме «Основные этапы развития средств информационных технологий»

25)                  Разработка и организация факультативных занятий по теме «Программирование»: тематическое планирование, организация занятий. («Вычислительная математика и программирование» 1С)

10. Форма задания на курсовую работу / проект, определяющая:

- тему и исходные данные для работы;

формулировка  темы курсового проекта: вид разрабатываемых материалов и ЭИ для их разработки.

- перечень разрабатываемых вопросов;

- постановка целей и задач работы

- описание дидактических целей и задач;

- разработка задач, тестовых материалов, рисунков, схем, чертежей  и пр. в соответствии с темой курсового проекта;

- обоснование соответствия выполненной работы поставленным дидактическим целям.

- перечень обязательного графического и другого иллюстративного материала;

- консультантов;

- план выполнения задания;

1) Формулировка педагогической задачи, на решение которой направлен проект

2) Разработка материалов с использованием ЦОР.

3) Описание курсового проекта (пояснительная записка).

4) Подготовка материалов для защиты проекта.

5) Защита проекта.

- список рекомендованной литературы;

  1. "Новые педагогические и информационные  технологии в системе образования",   Полат Е.С.  М., “Академия”, 2000.
  2. Информатизация общего среднего образования.   Матрос Д.Ш. Научно-методическое пособие Педагогическое общество России "Педагогическое общество России" - 2004, 384 стр.
  3. Информатизация общего среднего образования. Под ред. Матроса Д.Ш. – Педагогическое общество России, 2004. – 384 с.
  4. Информатика  8 кл. Семакин И.Г. и др.  БИНОМ 2005 176 стр.
  5. Информатика  9 кл. Семакин И.Г. и др.  БИНОМ 2005 371 стр.
  6. Информатика и ИКТ. 8 кл.  Угринович Н.Д. 2004-2005 БИНОМ 2004 205стр  
  7. Информатика и ИКТ. 9 кл. Угринович Н.Д. 2004-2005 БИНОМ
  8.  Информатика и информационные технологиии. 7 кл. Угринович Н.Д  БИНОМ 2004 155стр 
  9. Информатика. Базовый курс. 7-9 кл.. Макарова Н.В  СПб.: Питер, 2001. – 368 с.
  10. Информатика. Задачник-практикум в 2т  Семакин И.Г. и др.  М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 304 с.
  11. Информатика: учебник для ВУЗов/ 2е изд. –  под ред  Макаровой Н.В.  учебник для ВУЗов/ 2е изд.  М.:Финансы и статистика,1998.-769 стр.
  12. Методика преподавания информатики:.   Бочкин А.И. Учеб. пособие Мн.: Выш. шк., 1998.  -431 стр.
  13. Онищук, В.А. Типы, структура и методика урока в школе Киев, 1976
  14. Онищук, В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя – М.:Просвещение,1981.-191 с.
  15. Поташник М.Н., Левит Н.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) М.: 2003
  16. Распределенное изучение  информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах И. В. Роберт,  Информатика и образование №5 2001г.
  17. Хартуляри, Н.А. Конструирование школьного урока информатики на основе НИТ // Информатика и образование. 2000. №8.

 

- срок защиты работы.

Курсовой проект выдается в начале обучения модулю и сдается не позднее 1 недели после окончания изучения модуля. Итого, не менее 7 недель на разработку.