П. И. Чайковский. «Детский альбом»

Песня жаворонка

            Жанр: Фортепианная миниатюра соль мажор из цикла «Детский альбом», ор. З9.

 

            Напрашивавшееся уже не раз сопоставление «Детского альбома» с «Временами года», другим фортепианным циклом П. Чайковского, здесь, при разговоре о «Песне жаворонка» представляется просто необходимым. Во-первых, потому что в обоих циклах композитор решил музыкальными средствами передать образ этой прелестной птички. Ниже мы сравним эти средства в обеих  пьесах. Во-вторых, при определенном сходстве эстетики обоих циклов, можно констатировать и важное отличие: удельный вес музыкальных  картинок природы во «Временах года»  больше, чем в «Детском альбоме», большинство пьес которого рисуют скорее психологическое состояние героя. Однако «Песня жаворонка» - пример совпадения образов в обоих  циклах.

            Из элементов сходства этих пьес обоих сборников можно назвать:

1.      Выбор тоники: в обоих случаях это  звук соль.

2.      Использование триольных мелодических фигур для подражания пению  жаворонка.

3.      Использование мелких вспомогательных нот, так называемых форшлагов, опять-таки для имитации пения жаворонка.

            Из элементов различия обеих  пьес укажем:

1.      Лад, построенный на общем тоническом звуке: в пьесе из «Времен года» минор (соль минор), в пьесе из «Детского  альбома» - мажор (соль мажор).

2.      Музыкальный размер: в пьесе из «Времен года» он  четный (2/4),  в пьесе из «Детского  альбома» он  нечетный  (3/4).

3.      Запись разными метрическими единицами характерных триольных  мелодических  фигур – во «Временах года» тридцатьвторыми, в «Детском альбоме» - шестнадцатыми.1

            «Песня жаворонка» из  «Детского  альбома» - это тонкая живописная зарисовка, окрашенная светлым радостным настроением; лишь в средней части появляется налет грусти.  Она вся от начала до  конца пронизана птичьим пением. И в этом тоже ее отличие от одноименной пьесы из  «Времен года» - там внимание композитора сосредоточено  не только  и не столько  на передаче музыкальными звуками  этого  пения, сколько на эмоциональном состоянии человека, слушающего  это пение, охваченного чувствами и настроением весны. 

            Отсутствие ритмических  опор в мелодии этой пьесы «Детского  альбома» придает ей легкость. Этому способствует и то, что мотивы начинаются и заканчиваются большей частью на слабые доли такта. Некоторую зыбкость и неопределенность придает пьесе то, что мелодия состоит из  мотивов, каждый из  которых охватывает две  четверти, тогда как накладываются они на аккомпанемент, строящийся по такту, то есть трехдольно. Такое сочетание как бы не сочетаемых ритмических структур свидетельствует о большой изобретательности композитора.

            Пьеса написана в трехчастной форме. В третьей части, в целом повторяющей первую, изменено  окончание с тем, чтобы утвердить  основную тональность.

            В средней части ничто  не противостоит трехдольности: здесь мелодия не борется с аккомпанементом, а полностью с ним сливается. При таком господстве трехдольного метра начинает «просвечивать» наиболее любимая Чайковским его разновидность – вальсообразность.

Примечания

[1] Выбор метрического масштаба записи музыки – очень сложная проблема, при решении которой композитор учитывает множество факторов, в частности, общий темп произведения. Таким образом, более короткие - по записи – длительности при  определенных  обстоятельствах (например, в медленном темпе) могут восприниматься слушателем – и объективно звучать – как более длинные, чем длительности более долгие,  в случае, если темп пьесы оживленный.

© Александр МАЙКАПАР