А. С. Даргомыжский

(1813 - 1869)

Я вас любил

Жанр: романс для голоса с фортепиано.

Автор стихов: А. С. Пушкина.

Время создания стихотворения: 1829 год. Издано в «Северных цветах на 1830 год».

Время создания романса: год.

           

            Многие стихи А. Пушкина были положены на музыку не одним композитором.[1] Это можно смело утверждать и по поводу данного стихотворения. Причем, придется сделать определенное усилие, чтобы ясно осознать, что та мелодия, которая сразу же возникает в сознании любителя музыки при упоминании романса на эти стихи, будет – мы это признаем – не героя нашего очерка, А. Даргомыжского, а более позднего композитора, принадлежащего уже не только XIX веку, но и XX столетию – Бориса Шереметьева (1822-1906).[2]

           

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.


Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
                                                          1829

 

          К концу 30-х – началу 40-х годов XIX столетия вокальное творчество Даргомыжского охватывает уже все основные жанры русской вокальной лирики того времени. Среди романсов встречаются уже подлинные шедевры. Из двух десятков произведений, созданных композитором к этому времени, восемь написаны на слова А. Пушкина. Среди них романс «Я вас любил». В этот период у композитора преобладают лирические романсы (элемент комический, характерно-бытовой пока еще лишь изредка проникает в его музыку). В лирических романсах безраздельно господствуют светлые внутренне уравновешенные чувства и настроения. Музыкальная форма романсов этого времени, рождающаяся в плавном течении музыкально-гармонической ткани, отличается замечательным лаконизмом и отточенностью. Достаточно сказать, что такой шедевр как романс «Я вас любил» - это всего одностраничная миниатюра. Здесь нельзя не заметить благотворного  влияния М. Глинки, творческое общение с которым становится с этих лет важнейшим фактором в развитии композиторского таланта А. Даргомыжского.

            М. Глинка так описывает появление у него А. Даргомыжского и свое знакомство с ним: «Приятель мой, огромного роста капитан (теперь генерал-майор и командир Полоцкого егерского полка в действующей армии) Копьев, любитель музыки, певший приятным басом и сочинивший несколько романсов, привел мне однажды маленького человечка в голубом сюртуке и красном жилете, который говорил пискливым сопрано. Когда он сел за фортепиано, оказалось, что этот маленький человек был очень бойкий фортепианист, а впоследствии весьма талантливый композитор – Александр Сергеевич Даргомыжский».[3]


 

            Но не только одно влияние М. Глинки можно  констатировать у А. Даргомыжского  в это время. В его творчестве отчетливо начинает проявляться его собственное стремление к максимально выразительной передаче речи средствами мелодии, то есть особое внимание к декламационности, хотя пока еще господствует чисто мелодическая форма изложения. Так, в романсе «Я вас любил» начальные речевые обороты мелодии дважды замыкаются в концах предложений традиционными мелодическими каденциями- росчерками.

            В целом в камерной вокальной лирике А. Даргомыжского 40-х годов утверждаются эстетические принципы Пушкина и Глинки. Большинство лучших романсов композитора родственны классическому глинкинскому стилю.

 



[1] Тема «музыка, вдохновленная стихами А. Пушкина» необычайно богата, и ее разработка сулит массу интересных открытий и ярких сопоставлений и сравнений. Вот лишь один пример: на стихотворение «Не пой, красавица, при мне…» написали свои  романсы, по крайней мере, пять русских композиторов (если перечислить только крупнейших): М. Глинка («Грузинская песня»), М. Балакирев («Грузинская песня»), Н. Римский-Корсаков («Не пой, красавица, при мне...»), С. Рахманинов («Не пой, красавица...»), А. Гедике («Не пой, красавица, при мне...»),

[2] К этому стихотворению А. Пушкина обращались композиторы не только после А. Даргомыжского, но и до него, в частности, Ф. М. Толстой (1810 - 1881), композитор, и музыкальный критик, известный под псевдонимом «Ростислав». В отделе нот Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина хранится уникальный сборник под заглавием: «Собрание русских песень. Слова А. Пушкина. Музыка разных сочинителей». Содержание сборника: «Черкезская песня. - Музыка А. Алябьева» («В реке бежит гремучий вал»); «Талисман. - Музыка Н. С. Титова» («Там, где море вечно плещет»); «Романс. Слова А. Пушкина. Музыка Графа Т*** (Ф. М. Толстого)» («Я вас любил: любовь еще, быть может»). Сейчас точно установлено, что этот сборник вышел в свет в 1829 году. Таким образом, хотя стихотворение А. Пушкина в качестве литературного  произведения впервые было издано в 1830 году (так указывается во всех изданиях), в качестве текста романса, то есть при нотах, оно было опубликовано раньше – уже в 1829 году. Подробнее об этом см. в статье: Черейский Л. А. К датировке одного стихотворения Пушкина // Временник Пушкинской комиссии, - Л. 1975. См. также: http://www.russian-romance.ru/IR_I%20loved%20you.htm

[3] Глинка М. Записки. - Литературные произведения и переписка. Т. 1. М. 1973. С. 266.

 

 

 

© Александр  МАЙКАПАР