Неизвестный иконописец XVII века. Архангел Гавриил. Из Деисусного чина иконостаса. XVII век

Высокий русский иконостас - стена из икон, отделяющая алтарь от остального пространства храма. Представляет историю человечества от сотворения мира - и вневременную сущность христианской церкви. Начиная с XV века иконостас становится обязательной частью внутреннего убранства каждого храма. Иконы, вставленные в деревянные тябла, располагались строгом порядке. Классический иконостас состоит из пяти рядов икон: местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого. Де?исусный чин - это группа икон, в центре которых расположена икона с образом Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от нее соответственно - иконы изображением Богоматери и Иоанна Крестителя, а также предстоящих представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества.

В соответствии со строгой иерархической последовательностью расположения икон в Деисусном чине иконостаса архангел Гавриил представляется вторым справа от изображения Спаса Вседержителя.

Гавриил - один из семи архангелов. По воле бога он принес известие священнику Захарии о рождение сына Иоанна, а Деве Марии о рождение сына Иисуса Христа. Изображение архангела Гавриила является обязательным в составе 5-фигурного Деисуса (как отдельной композиции, так и ряда икон в составе чина иконостаса). Согласно иконографической традиции Архангел Гавриил изображается в виде прекрасного юноши, с крыльями и нимбом. Фигура архангела представлена в трехчетвертном повороте, в одной руке Гавриил держит посох, а в другой - зерцало, которое символизируетто, что он "есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого". Он облачен в далматику, украшенную оплечьями и каймой, опоясанную лором, на плечи наброшен плащ, скрепленный застежкой-фибулой. Конец плаща образует сложную складку. Праздничные, торжественные одеяния архангела должны подчеркнуть его вечное предстояние перед троном Царя Небесного.

Коричнево-синим цветом написана земля - "позем", ее темный цвет символизирует, что здесь остается все печальное и временное. Желтовато-охристый фон символизирует мир "горний", что означает "небесный, вышний". Золотистые нимб символизируют сияние святости. По обе стороны от нимба надпись на старославянском языке "Архангел Гавриил". Иконе свойственен строгий и напряженный колорит, который строится на сочетании плотного желто-коричневого фона с синими, охристо-бежевыми и коричневыми тонами одежд и "позема".

Справочная информация.

Икона (от греч. Eikon - изображение). Икона - в истории искусства - станковое произведение религиозной живописи, являющееся предметом культа. Обычно икона представляет символическое изображение христианского божества, святого или сцены из Священного писания.

Процесс создания иконы был долгим и трудоемким. Художник-иконописец приступая к работе всегда помнил, что осмеливается писать своей рукой вечное и Божественное. Считалось, что создание иконы зависит не только от умения мастера, но и от его души, веры и, самое главное, от помощи самого Бога. Поэтому на иконах никогда не ставили имени мастера - человек не мог быть творцом святости. По этой причине мы почти не знаем имен иконописцев, а те, что известны, дошли до нас благодаря свидетельствам летописей. Работа начиналась с заготовления и обработки доски, служившей основой для живописи. Чаще это были липовые доски, реже выбирали сосну, ель или дуб. Несколько досок склеивали по бокам до нужного размера, затем делали с одной стороны углубление - ковчег, на котором писали икону. Всю поверхность лицевой стороны пропитывали горячим клеем и накладывали ткань "паволоку". Затем доску покрывали особым грунтом, чтобы лучше держались краски. Грунт - его называли левкас - готовили из мела или гипса и накладывали несколькими слоями. На грунт наносили прориси - контуры будущего изображения - строго следуя канону образцу. Образцы копировали с рисунков опытных мастеров или с древних икон. Изображение писали в основном темперой. Эту краску изготавливали из растертых в порошок минералов и смешивали их с желтками и хлебным квасом. Мастера считали, что краски, приготовленные на хлебном квасе, ложатся "мягче" и по высыхании становятся более "звучными". Сверху изображение покрывали олифой - прогретым растительным маслом. Это защищало краски от повреждений и усиливало цвет. Но олифа со временем темнела и за 70-100 лет она почти скрывала изображение на иконе. Тогда иконы поновляли, то есть на потемневшем слое писали новые образы. Многие иконы несут на себе несколько поновлений, сделанных в разные века.

Иконостас - Перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся Царские врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которому посвящен храм. За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной) расположены диаконские двери. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус - иконы Деисуса. Четвертый - икону Богородицы "Знамение" и иконы предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус - икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.

Схема иконостаса из Радищевского музея:

Праотеческо-пророческий чин (двухчастные иконы)

1. Отечество и Богоматерь 2. Праотец Адам и царь Давид 3. Праотец Сиф и пророк Соломон 4. Праотец Авель и пророк Исайя 5. Праотец Иаред и пророк Иезекииль 6. Праотец Авраам и пророк Моисей 7. Праотец Исаак и пророк Гедеон 8. Праотец Мельхиседек и пророк Илия 9. Пророк Малахия и пророк Иона 10. Праотец Иаков и пророк Аггей 11. Праотец Рувим и пророк Михей 12. Праотец Енох и пророк Даниил 13. Праотец Иосиф и пророк Захария 14. Праотец Ной и пророк Аввакум 15. Праотец Вениамин и пророк Наум

Деисусный чин:

I6. Иисус Христос - Господь Вседержитель 17. Богоматерь 18. Иоанн Креститель 19. Архангел Михаил 20. Архангел Гавриил 21. Апостол Петр 22. Апостол Павел 23. Святитель Николай 24. Святитель Алексий 25. Святитель Петр 26. Святитель Филипп 27. Святитель Иона 28. Князь Федор 29. Князь Михаил 30. Князь Петр

Библия - это собрание основных религиозных книг евреев и христиан. Она состоит из двух частей: книг Старого завета (39 книг - священная история до Рождества Христова) и книг Нового Завета (27 книг - священная история от Рождества Христова). Славянский перевод Библии был сделан монахами Кириллом и Мефодием в IX веке.

Архангел - ( греч. archaggelos - "начальник ангелов"). Первое место среди них принадлежит архангелу Михаилу (евр. mihael - "кто как Бог"). В Библии он именуется "вождем воинства Господня" (слав.- "архистратиг силы Господни"). Еще одно имя архангела - Гавриил (gabriel - "муж Божий" или "сила Божия") (Дан 8. 16; Лк 1. 19). Архангел с этим именем известен как служитель Божественных таин. Имена четырех Архангелов упоминаются в неканонических книгах Священного Писания: Рафаил (raphael - "исцеление Божие"), Уриил (uriel - "свет, или огонь Божий"), Салафиил (salaihiel - "молитва к Богу") и Иеремиил (ieemiel - "высота Божия"). Два архангельских имени - Иегудиил (iehudiel - "хвала Божия") и Варахиил (barahiel - "благословение Божие") - сохраняются в церковном Предании.

Арахангел Гавриил (gabriel - "муж Божий" или "сила Божия") (Дан 8. 16; Лк 1. 19). Это один из семи главных ангелов, которые, согласно книге Товита, "приносят молитвы святых и входят пред славу Святого" (Тов. 12, 15). Имя Гавриил означает на еврейском языке "сила Божия".Согласно христианской традиции, Гавриил открывает тайное знание Бога, сообщет Деве Марии благую весть о Рождении Иисуса Христа (Благовещение) и её смерти. Архангел Гавриил часто изображается на северных дверях иконостаса. Также он - один из щитодержателей на Гербе Российской империи. Стоит также отметить, что в Библии Гавриил никогда не называется архангелом, а о нём говорится как об ангеле: "В шестой месяц ангел Гавриил был послан от Бога в галилейский город, называемый Назарет" (Лк.1:26). Память 8 (21) ноября - Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных; 26 марта (8 апреля) и 13 (26) июля - собор Архангела Гавриила.

Далматика (лат. dalmatique - мантия) - узкая длинная одежда с широкими рукавами из плотной ткани, надеваемая поверх туники. Часто украшается оплечьем, передником и подольником. В далматике изображают архангелов и царственных особ.

Лор (греч.) - деталь облачения архангелов - широкая длинная полоса ткани, украшенная жемчугом и драгоценными камнями; заимствована из облачения византийских императоров.

Нимб (лат. - облако, туча) - условное обозначение сияния вокруг головы в изображениях Христа, Богоматери, святых и т. д. Нимб бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (т. наз. "кресчатый нимб") - важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа.

Канон - свод правил, приемов, символов принятых и освященных церковью для изображения того или иного образа.

Тябло (Tabula, доска) карниз, уступ или выступ; полочка, для икон, угольник. Свод или парус в храме, с иконами, образами.

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева