Н.С. Крылов. Зимний пейзаж (Русская зима). 1827

Никифор Крылов – один из первых учеников А.Г. Венецианова. В 1823 году в Теребенском монастыре Венецианов встретился с группой странствующих калязинских живописцев. Никифор Крылов, самый молодой из них, обратил на себя внимание художника тем, что писал «смелее прочих». Венецианов пригласил его к себе, показал свои картины, портреты Боровиковского и говорил с молодым человеком «о необходимости знания рисунка, который есть главнейший путь к достижению совершенства и живописи, и что искать его должно в хороших произведениях и натуре, но так как хороших произведений он видеть не может, живя в нынешнем местопребывании, то рекомендовал ему копировать натуру, уверив, что и она поведет его до большой степени знания». Крылов быстро усвоил советы учителя. В 1827 году он создал одну из самых выразительных своих картин – «Зимний пейзаж (Русская зима)».

Узнав о решении Никифора Крылова написать с натуры зимний пейзаж, купцы братья Чернятинские выстроили для него около реки Тосны теплую мастерскую, дали художнику «стол и содержание во все время его занятий». Впоследствии в одном из документов Общества поощрения художников содержится благодарность Чернятинским за их желание «способствовать успехам отечественных талантов».

Картина Крылова на выставке 1827 года запомнилась зрителям «обаятельно схваченным зимним освещением, туманностью дали и всеми отличиями хорошо сохраняемой в памяти стужи». Это была одна из первых «зим» в русской живописи.

Пейзаж Крылова мягок, лиричен. Все в нем просто, искренне, с любовью, несколько наивно, но очень близко к натуре. Художник тонко подметил и передал все особенности сельской природы зимней поры: реку, скованную льдом, серо-синие тени под ее заснеженным высоким берегом, голые перелески.

С одной стороны, произведение Крылова созвучно с народными лубочными картинками с их наивными и по-своему выразительными фигурами, своеобразными композиционными решениями. С другой, художник очень точно определил мотивы – зимней стужи, дороги, странничества, – которые затем пройдут красной нитью через всю русскую литературу и искусство XIX–XX вв.: от «Метели» Пушкина до «Доктора Живаго» Пастернака.