Опера "Евгений
Онегин". Действие 2. Картина 1. Мазурка
Действие II, картина 4, сцена 15.
Куплеты Трике всем нравятся. Возобновляются танцы. Онегин снова танцует с Ольгой; Ленский все более мрачнеет от ревности. Кончив танцевать Кончив танцевать (был объявлен котильон - бальный танец, соединяющий в себе вальс, мазурку и польку), Онегин заводит разговор с Ленским. Вспыхивает ссора. В порыве гнева оскорбленный Ленский бросает Онегину вызов. Царит общее смятение. Все безуспешно пытаются примирить бывших друзей, но безуспешно. Дуэли не миновать.
А. Пушкин, дав в своем «Онегине» красочное описание мазурки, как бы заранее предначертал характер сценического ее воплощения:
Мазурка раздалась, Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком;
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Но в городах, по деревням,
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Все те же; их не изменила
Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян.
Следуя этому описанию, Чайковский создал музыку возбужденную, бурную, даже неистовую, хотя и обладающую изяществом, вообще свойственным мазурке. Развитие темы мазурки приводит к первой кульминации сцены – восклицанию Ленского: «Онегин! Вы больше мне не друг». У медных духовых появляется трагическая мелодия в характере «роковых» драматических тем Чайковского.
© Александр МАЙКАПАР