Ф.Я. АЛЕКСЕЕВ. ВИД ДВОРЦОВОЙ НАБЕРЕЖНОЙ ОТ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ. 1794

Центральной темой творчества Алексеева стали великолепные виды столицы Российской империи - Санкт-Петербурга, его дворцы и панорамы.

Как будто именно об этом виде Дворцовой набережной восторженно писал поэт К.Н. Батюшков: "Взгляните теперь на набережную, на сии огромные дворцы один другого величественнее! На сии домы один другого красивее! … Как величественна и красива эта часть города!"

Вода, воздух и архитектура сливаются в картине в единое неразрывное целое. Ясная поэзия, гармония и благородная сдержанность чувства пронизывают всю художественную ткань этого пейзажа. Современник Алексеева восторженно писал о "гармонии и прозрачности, кои составляют главное достоинство его кисти".

Художник изображает Дворцовую набережную со спуском к Неве. На другом берегу реки справа виден Мраморный дворец, далее - дом Барятинских и дворец Рибаса, замыкает панораму решетка Летнего сада. Слева, на первом плане, - угол Петропавловской крепости. Обращаясь к конкретному городскому виду, мастер конца XVIII века создает идеальный гармоничный мир. "Смотрите, какое единство! - восклицает К.Н. Батюшков, - как все части отвечают целому! Какая красота зданий, какой вкус, и, в целом, какое разнообразие, происходящее от смешения воды со зданиями".

Возвышенность и лиричность в восприятии города сохраняется у Алексеева на протяжении всего его творчества.

За эту картину художник был удостоен звания академика.