Г.-Ф. Шмидт. Портрет графа К.Г. Разумовского. 1762

Среди многочисленных техник гравирования гравюра резцом на меди, называемая также классической, является одной из основных. Она появилась в Западной Европе примерно в середине XV века первой среди других видов углубленной гравюры. В разные эпохи резцовая гравюра выполняла функции как оригинальной, так и репродукционной техники, то есть воспроизводящей и тиражирующей какой-либо оригинал. В последнем качестве она оказалась крайне востребованной благодаря строгой объективности по отношению к воспроизводимому образцу.

К XVIII веку это ее назначение окончательно стало ведущим, позволив ей сыграть заметную роль в решении просветительских задач.

В России подлинное развитие гравюры на меди началось с конца XVII века. В русле петровских преобразований гравюра начинает отражать государственные интересы, в ее тематике доминирует изображение празднеств и фейерверков, триумфов и военных побед, а также их творцов, происходит формирование нового репрезентативного стиля. В ведущем жанре портрета он проявляется в так называемом парадном типе, сообщающем портретному изображению особую торжественность, пышность и привлекательность. Эти черты характерны для художественного стиля барокко.

Государственная ориентированность на Запад приводит к европеизации резцовой гравюры, Этот процесс ускоряется благодаря приезду в Россию ряда иностранных граверов. Первым мастером по-настоящему европейского уровня, прибывшим в Петербург в царствование Елизаветы Петровны, стал немец Георг Фридрих Шмидт (1712 - 1775). Он оказал большое влияние на развитие русской гравюры на меди, привнеся в нее высокую культуру французской классической школы.

За время пятилетнего пребывания в России с 1757 по 1762 Г.-Ф. Шмидт награвировал несколько великолепных портретов, среди которых - парадный "Портрет графа К.Г. Разумовского" (1762).

Кирилл Григорьевич Разумовский (1728-1803) - государственный деятель.

Сын казака, брат морганатического мужа императрицы Елизаветы Петровны А.Г. Разумовского. С 1744 - граф, с 1764 - генерал-фельдмаршал, с 1746 по 1765 - президент Академии наук в Петербурге, в 1750 - 1764 - последний гетман Украины, 1768 - 1771 - член Государственного Совета. Активно помогал участникам дворцового переворота 1762, в результате которого российский престол заняла Екатерина II. Был женат на дочери двоюродного брата Петра I И.Л. Нарышкина.

По отзыву одного из современников, "cей человек колоссальной красоты, непричастный ни к каким хитростям и изворотам, был любим при дворе за свою сановитость, пользовался милостью императора и народной любовью за то, что в почестях и величии сохранял ту простоту нрава, которая ясно показывала, что он не забывал незнатного своего происхождения".

Гравированный портрет Г.-Ф. Шмидта создан по живописному оригиналу Луи Токке (1758), ныне хранящемуся в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Портрет является ярким образцом так называемого парадного портрета. Такое изображение должно было не только передать индивидуальное сходство, но, в первую очередь, возвысить образ, превратить модель в прекрасного героя, придать его облику идеальные черты, акцентировать высокое социальное положение и заслуги.

Несмотря на явное портретное сходство, гордая посадка головы, устремленный вдаль, мимо зрителя, взгляд, парадный костюм, украшенный орденом Андрея Первозванного, гетманская булава в руке - все создает образ К.Г. Разумовского - идеального героя и победителя.

Разумовский изображен в характерном для стиля барокко динамичном повороте фигуры, обозначающем движение. Полны экспрессии и детали пейзажного фона, образующие важную для ритмической организации диагональ: грозовое небо с несущимися тучами, возвышающаяся слева скала с обломком дерева, а также развевающиеся на ветру знамена, скачущие всадники справа на заднем плане. Можно сказать, что схема парадного портрета как нельзя лучше соответствует барочной тяге к внешним эффектам и театрализации.

Что же касается мастерства Г.-Ф. Шмидта в передаче средствами гравюры богатой фактуры тканей и отделки костюма изображенного, сияющих переливов муара орденской ленты, блеска металлической булавы, то оно не уступает впечатлению, производимому живописным оригиналом. Шмидтовской манере, названной признанным знатоком, собирателем и каталогизатором русской гравюры Д.А. Ровинским, "блестящим резцом", свойственна тонкая и деликатная штриховка, придающая его листам изысканное серебристое свечение. Итак, XVIII век стал временем расцвета русской гравюры на металле, сумевшей за короткий срок освоить разнообразные жанры и техники и поднять их на высокий художественный уровень. Граверу Г.-Ф. Шмидту удалось сыграть в этом не последнюю роль.

Справочная информация

Шмидт Георг Фридрих (1712 - 1775) - рисовальщик, гравер. Работал в технике пастели. "Один из знаменитейших граверов на меди XVIII века" (Д.А. Ровинский).

Немецкий гравер, учившийся и несколько лет работавший в Париже. Ученик Н. Лармессена, художника круга А. Ватто. Овладел всеми тонкостями французской техники. Работал не только резцом, но и офортом, меццо-тинто, карандашной манерой. В 1740-х был избран во Французскую Академию художеств. Придворный гравер прусского короля Фридриха II. Был приглашен в Петербург, где находился с 1757 по 1762. Возглавлял Гравировальную палату Академии наук. Первый профессор ("обер-гравер") в гравировальном классе Академии художеств, организованном в 1759, спустя три года после открытия в Санкт-Петербурге "Академии трех знатнейших художеств". Автор около 200 работ, в основном портретов, ряд из которых награвировал в России. Среди его учеников был один из самых крупных русских мастеров гравюры - Е.П. Чемесов.

Ровинский Дмитрий Александрович (1824-1895) - известный юрист и государственный деятель, археограф, историк искусства, коллекционер, член-корреспондент (1881), почетный член Петербургской Академии наук(1883), почетный член Академии художеств (1870).

С молодости увлекся собиранием и изучением европейской и русской гравюры и русского лубка. Результатом стали фундаментальные исследования и каталоги, до сих пор не утратившие научного значения: "Русские народные картинки" (т. 1-5. 1881) с атласом в 4-х книгах (1881-93), "Подробный словарь русских гравированных портретов" (т. 1-4. 1886-89), "Подробный словарь русских граверов XVI - XIX в.в." (т. 1-2. 1895), "Полное собрание гравюр Рембрандта со всеми разницами в отпечатках" (один том текста и атлас в 3-х томах. 1890). Ровинский обстоятельно описал, систематизировал, проанализировал богатый фактический материал и положил начало изучению русской гравюры и лубка. Отдельные его исследования посвящены творчеству Е. П. Чемесова, Н. И. Уткина, Ф. И. Иордана. Свою коллекцию Ровинский завещал Эрмитажу, Академии художеств, Румянцевскому музею и Публичной библиотеке.

Орден Святого Андрея Первозванного - первый русский орден, учрежденный Петром I в 1698 г. Орден не имел степеней и был единственным в России, имевшим орденскую цепь, надевавшуюся по торжественным случаям. Знак ордена - наложенный на двуглавого российского орла косой Андреевский крест с изображением распятого на нем апостола, носился у левого бедра на голубой муаровой ленте, надеваемой через правое плечо. Восьмилучевая звезда с девизом "За веру и верность" прикреплялась на грудь с левой стороны. Орденские звезды первоначально были шитые из блесток и металлических нитей, в XVIII веке существовали наряду с металлическими. К нему иногда давались бриллианты как более высокая награда. Орден имел ограниченное количество русских кавалеров - 24 и неограниченное число - иностранцев. В XIX веке получение ордена стало почти исключительно привилегией царской семьи: великие князья награждались им при рождении, а князья императорской крови - в день достижения ими совершеннолетия.

Жанр (франц. genre от лат. genus - род, вид) - термин, классифицирующий художественные произведения по признакам единства содержания и формы, структуры и функции художественного образа (например, портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер). В изобразительном искусстве формирование отдельных жанров начинается в XV - XVI веках.

Портрет (франц. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение человека. В отличие от аллегорического изображения, портрет передает индивидуальное сходство. Портрет может быть оплечным, погрудным (в скульптуре называется бюстом), поясным, в рост, изображать портретируемого с разных точек зрения, то есть в разных ракурсах; к этому жанру относятся групповой портрет, портрет в интерьере или в пейзаже.

Барокко (от итальянского barocco - причудливый, странный) - художественный стиль, получивший распространение в конце XVI - середине XVIII века, сначала в Италии, затем во Франции и других странах Европы после эпохи Ренессанса. Для барокко характерна динамика, эмоциональная экспрессия, доходящие до драматизма. Это стиль ансамблевых решений, тяготеющий к синтезу архитектуры, скульптуры, живописи.

Гравёр (от франц. graveur - от graver - вырезать) - мастер гравирования, то есть вырезания изображений на твердых материалах, а также мастер изготовления гравюры - художественной печатной формы из дерева, металла, линолеума и других материалов.

Гравюра (франц. gravure от graver - гравирование) - оттиск чаще всего на бумаге с печатной формы ("доски"), изготовленной вручную художником-гравером. Гравюрой называют также саму печатную форму. Гравюра является одновременно произведением изобразительного искусства и полиграфии. По принципу изготовления печатной формы и способу печати разделяется на три вида: гравюра высокой печати (ксилография или гравюра на дереве и линогравюра или гравюра на линолеуме), плоской печати (литография или гравюра на камне) и. глубокой печати (резцовая гравюра на металле, офорт и их разновидности).

Глубокая (или углубленная) печать - это печать, при которой краска находится в углублениях печатной формы, а пробельные места выше (их перед печатью очищают). Печать осуществляется под большим давлением на специальном станке. Принцип изготовления печатной формы в глубокой печати заключается в том, чтобы изображение нанести на поверхность в виде углубленных линий, точек, других неровностей, способных удержать печатную краску. Гравюры глубокой печати разделяются на две группы: механические (резцовая гравюра, сухая игла, пунктирная манера, меццо-тинто или черная манера) и химические или травление (офорт и его разновидности - акватинта, лавис, мягкий лак, резерваж).

В резцовой гравюре изображение создается с помощью специальных резцов (штихелей) из комбинации параллельных и перекрещивающихся штрихов и точек, врезанных в толщу металла. Медная печатная форма, награвированная резцом, дает около 1000 полноценных оттисков.

Офорт (франц. eau-forte - "крепкая водка", азотная кислота) - название самой распространенной техники углубленной гравюры на металле, в которой подготовительный рисунок наносится процарапыванием на загрунтованную доску из меди латуни, цинка или стали, а углубление рисунка достигается путем травления доски кислотой. Временем травления обуславливается глубина и "сочность" штрихов при печати на бумаге. Техника офорта появилась на рубеже XV - XVI в.в., но своего расцвета достигла в XVII в. В отличие от штриховой гравюры на металле без травления (резец, сухая игла) позволяет более свободно компоновать линии будущей композиции. Тираж может достигать от нескольких сотен до 1 000 качественных оттисков. В более широком значении офортом называют все его разновидности, основанные на травлении (акватинту, лавис, мягкий лак, резерваж).

Оригинал (лат. originalis - первоначальный) - в искусстве подлинник, подлинно авторское художественное произведение, в отличие от копии, слепка, репродукции. В отдельных случаях, например в печатной графике, оригиналом считается каждый отпечаток (оттиск), так как сама форма, с которой делаются оттиски, зрительно не выявляет задуманного автором художественного образа. Также для гравюры под оригиналом подразумевают то произведение, чаще всего живописное, которое воспроизводится в печатной форме и изготовленных с нее оттисках.

Боровская М.И.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева