Проект «Информатизация системы образования»

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

«Картографическая лаборатория»

 

 

ГОУ ВПО «Марийский государственный технический университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Национальный фонд подготовки кадров

 

Проект «Информатизация системы образования»

Издательство ГОУ ВПО «Марийский государственный технический университет»

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

 

«Картографическая лаборатория»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола

2008

 

 

 

 

 

 

 

Издание подготовлено в рамках  проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации

 

 

«Картографическая лаборатория» – Йошкар-Ола, 2008.  – 39с.

 

 

Аннотация

 

Данный ИИСС предназначен для учащихся основной школы 6-8 классы образовательной области «естествознание», физическая география. Кроме того, «Картографическая лаборатория» - это коллекция, которая содержит картографический инструментарий для всех предметов, где используются картографические произведения (история, экология, биология и т.д.) Главная особенность информационного источника – возможность реализовывать деятельностный подход к обучению школьников. Это позволяет использовать инструмент как основу для проектной, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, а также широко применять материалы в сфере дополнительного образования (кружковая работа, факультативы, спецкурсы, например под названием: «Источники географической информации»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© 2008, ГОУ ВПО

«Марийский государственный

технический университет»

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………5

Редакторы карт …………………………………………………………………..6

Исследовательские модели ……………………………………………………..16

Упражнения………………………………………………………………………28

Анимации ………………………………………………………………………..37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Информационный источник сложной структуры «Картографическая лаборатория» представляет собой инструмент учебной деятельности, который поддерживает практическую деятельность учащихся по основным разделам географии, связанными с построением карт или их исследованием.

Данный ИИСС может быть использован в курсе географии (программы развивающего обучения системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, общеобразовательного и профильного уровня), а также  для факультативных и дополнительных занятий.

Все ресурсы можно отнести к четырем типам:

·        Редакторы карт

·        Исследовательские модели

·        Упражнения

·        Анимации

Авторы считают, что компьютерная среда не заменяет практические работы с реальными картами атласа, но дополняет их инструментарием позволяющим ускорить процесс создания собственных карт и тем самым избежать использование карт, диаграмм, графиков, схем и т.п. только как средства передачи информации, и поможет использовать карты как инструмент  анализа, реконструкции и прогнозирования.

ИИСС содержит нежесткие рекомендации по использованию ряда организационных форм и планированию учебной работы. При этом предполагается, что объем используемого цифрового материала учитель определяет самостоятельно.

         Авторский коллектив приглашает  учителей географии, студентов, преподавателей педагогических  университетов  опробовать данный ресурс, в школах, в студенческих аудиториях и вступить с нами в коммуникацию либо через сайт www.georo.ru , либо через электронную почту:  referent@ouro.ru, geografi@yandex.ru .

 

Редакторы карт

Представленные в ИИСС «Картографическая лаборатория» Редакторы карт предназначены для автоматизированного создания собственных карт, даже гипотетической территории. В этом заключается отличие от существующих геоинформационных систем, в которых для создания карт, необходимо вносить статистические данные, а сам процесс создание карты - дело компьютера.

Для чего нужно создавать собственные карты?  Обязательный минимум содержания основных образовательных программ предполагает, что основным источником географической информации являются географические модели: глобус, географическая карта, план местности. Однако в образовательном процессе карта в основном используется в качестве иллюстрации. По замыслу авторов ИИСС, предлагаемая система, имея удобный для пользователя навигатор, и содержащая в себе конструктор для создания карт, позволит преодолеть те дефициты, которые мы имеем на сегодняшний день и использовать карту не в качестве иллюстрации, а в качестве модели.

Только создавая собственный продукт, можно понять, как он устроен, как функционирует и как его использовать. Не случайно, в настоящее время разработчики компьютерных игр широко внедряют технологию редактирования пользователем сценариев игр, создания собственных карты, где будут разворачиваться игровые действия. И такие игры пользуются все большей популярностью. Они оснащены редактором карт. По понятным причинам, создаваемые в них карты не подходят для школьного обучения. Поэтому авторами разработаны именно такие редакторы, которые решают задачи школьной географии.

В ИИСС «Картографическая лаборатория»  представлено два редактора:

Редактор карт, с помощью которого можно создать мелкомасштабную карту и редактор «Точная карта» - для создания крупномасштабных карт.

         С помощью Редактора карт на основе созданного контура территории имеется возможность создавать и различные тематические карты, например: физическую, климатическую, почвенную, а также карты океанических течений, флоры и фауны.

Примеры заданий:

1. Вам предлагается создать карту несуществующей (гипотетической) территории с крайними точками этой территории: северная точка -  34° ю.ш. 70° в.д.; южная точка - 65° ю. ш. 70° в.д.; западная точка -  55° ю.ш. 30° в.д.; восточная -  48° ю.ш.; 90° в.д.

     Порядок выполнения  работы:

1)       Определить  по заданным координатам местоположение предполагаемой территории;

2)       Разделить между собой работу:

      А) один учащийся  - создает (придумывает) образ (описание) своей территории: придумывает название территории; описывает отдельные компоненты природы (рельеф, реки, озера, болота, климат, животный и растительный мир, хозяйственную деятельность человека, города и т.п.).

       Б)  другой учащийся - создает математическую основу будущей карты, а именно: необходимо построить градусную сетку в цилиндрической равнопромежуточной проекции, где параллели и меридианы проведены через 5°  в масштабе в  1: 30 000 000  на листе бумаги формата А4.

3)       Обсудить между собой результат  работы каждого.

4)       На основе принятого описания территории и градусной сетки необходимо на карту нанести все те объекты, которые есть в описании. Если нужно сделайте коррекции первоначального текста.

2. На контурной карте изображена гипотетическая территория. Смоделируйте и нанесите на карту: речную сеть, рельеф (в горизонталях сечением через 100м); сеть расселения (основные городские и сельские населенные пункты); основные транспортные коммуникации; границы природных и культурных ландшафтов (типы использования земель), политические  и административные границы, разместите на ней природные и хозяйственные объекты.

Рис.3

 

 
Помните, что в первую очередь при оценке вашего проекта будет учитываться правдоподобность составленного описания.

 

Рассмотрим подробнее как работать с данным инструментом.

         Перед конструированием карты рекомендуется задать масштаб. Для этого, правой клавишей мыши необходимо нажать на величину масштаба, при этом появиться окно, в которое можно впечатать необходимый масштаб. Однако надо помнить, что данный редактор предназначен для создания крупномасштабных карт, т.е. от 1: 200 000 и крупнее. Будущей территории можно дать название тем же способом, что и установление масштаба, только поставить курсор на табло названия территории.

         Все созданные карты сохраняются в едином формате, что позволяет использовать подготовленные карты в других проектах ИИСС «Картографической лаборатории». Управление всеми объектами данного редактора осуществляется при помощи мыши. Навигация по карте осуществляется с помощью ввода широты или долготы, либо с помощью движков в рамке карты (внизу и сбоку).

Возможности редактора карт:

·        конструировать территории, создавая закрашенные области, ограниченные границей (полилинии). Внутри территорий такой инструмент позволяет рисовать изолинии, закрашивая цветом, выбирая соответствующий из шкалы высот и глубин;

·        Любую карту можно рассматривать в различных проекциях, используя переключатель «Тип проекции».

·        Наносить надписи с помощью кнопки Т (текст);

·        Устанавливать условные обозначения городов (кнопка) и полезных ископаемых (кнопка);

·        Сохранять созданную карту на диске - кнопка «Записать»;

·        Загрузить для редактирования ранее сохраненную карту с диска кнопка «Загрузить».

Создание территории

         Контур территории создается с помощью полилинии. Чтобы нарисовать полилинию, необходимо нажать на кнопку «Создать», поставив курсор в нужном месте и удерживая левую кнопку мыши вырисовывать контур. Для построения территории по крайним точкам, необходимо их откладывать также последовательно по контуру.

Создав территорию, внутри неё вновь можно нарисовать изолинии. После этого, выбрав необходимый цвет из «Шкалы высот и глубин», сделать заливку. Для окончания работы необходимо нажать правую клавишу мыши. Вокруг нарисованного объекта появиться пунктирная линия, одновременно в табло «Имя выбранного объекта» появиться цифра, вместо которой можно впечатать текстовое название. Далее можно приступать к созданию другого объекта. Имя при этом сохраняется. Это необходимо для крупных проектов, когда карта состоит из нескольких территорий. Для сохранения готовой карты используется кнопка «Сохранить».

Редактирование территории

         1. Для редактирования имеющейся территории, хранящейся на диске, можно загрузить в редактор карт с помощью кнопки «Загрузить». С картой возможны следующие действия:

·        Изменять высоты и глубины, меняя цвета областей между изолиниями;

·        Менять надписи географических объектов, кнопка T.

·        Менять местоположение объектов. Для перемещения объекта по карте используется мышь. Курсор должен быть установлен на объект и, удерживая левую клавишу мыши, перемещать на нужное место.

·        Менять масштаб карты. При этом редактор автоматически произведет расчет и покажет соответствующее новому выбранному масштабу территорию.

·        Менять виды проекций и сохранять вновь созданную карту.

         2. Для редактирования самих полилиний необходимо выбрать её, нажав левую кнопку мыши в тот момент, когда курсор находится над полилинией, при этом объект выделиться. Кнопка «DELETE» на клавиатуре удаляет выбранный объект. Кнопка «СTRL» активизирует точки полилинии, которые можно перемещать мышкой, меняя местоположение и вид полилинии. Для добавления точки устанавливаем курсор на необходимое место полилинии, удерживая левую клавишу мыши и кнопку «СTRL». Для удаления – удерживаем правую клавишу мыши и кнопку «СTRL». При нажатой кнопке «СTRL» показываются все точки полилинии.

На данном этапе разработки в редакторе карт временно установлен ряд ограничений, связанных с отладкой математических расчетов:

1.                 Отключены азимутальная и коническая проекции.

2.                 В равноугольной проекции ограничен диапазон широт от 85˚ северной широты, до 85˚ южной широты. Полюсные области за 85˚ не отображаются.

 

Данный редактор не призван заменять школьные контурные карты. Выполнять задания, которые имеются в рабочих тетрадях и наборах контурных карт лучше с карандашом в руках, чем за монитором компьютера. Именно поэтому в редакторе отсутствуют контурные карты материков, отдельных стран и т.д. Предложенный редактор может быть использован в качестве основы для ученических проектов, а также в учебном процессе в темах, представленных ниже.

 

Редактор «Точная карта» работает по такому же принципу, что и реактор карт. Главный акцент здесь делается на способах изображения объектов в картографических произведениях.

Для создания картографических произведений помимо математической основы (градусной сетки, проекции, масштаба) необходимы изобразительные средства и способы (методы) изображения. С помощью изобразительных средств можно создавать картографический образ создаваемой территории, объекта, природного явления.                                                                                                                 

К изобразительным   средствам относятся:

1.     Прямое указание – словесная характеристика территории, надписи географических названий. Надписи  Москва, Дунай, о. Св. Елены и т.п. относятся к категории прямых указаний. К этому же типу обзначений принадлежит подписи абсолютных отметок.

2.     Цвет. Большинство карт цветные. Закрашена обычно вся площадь карты. Цвет – самый выразительный способ изображения, он позволяет сразу найти на карте нужную характеристику (например, отделить низменности от возвышенностей, увидеть самые глубокие места и т.д.).

3.     Штриховка

Штриховка, так же, как краска, покрывает определенную площадь карты. Она может различаться рисунком, направлением, густотой. Штриховка может лечь и на белое поле, и на цветное. Многие виды штриховки могут накладываться друг на друга, оставаясь хорошо различимыми. Но такой выразительности, как цвет, штриховка не дает.

4.     Линии (линейные знаки)

Линии на картах могут разделять участки, обозначенные разным цветом, разными типами штриховки, а могут пересекать эти участки. Линии могут иметь разный рисунок и цвет. Линейные знаки обычно довольно многочисленны.

5.     Стрелки

Стрелки тоже представляют собой линии, но в отличие от того, что мы назвали линейными знаками, они имеют направление. Направление стрелки обозначает  направление движения или действия силы; ее длина соответствует скорости движения, величине силы и т.д.

 

 

Картографические способы (методы)

6.     Фон

    Система фоновых обозначений покрывает всю поверхность карты. Обычно специалисты рассматривают  раздельно качественный и количественный фон. Если на картах народов цвет обозначает народы, преобладающие на разных территориях – это качественная характеристика.

На физической карте – формы рельефа имеют разный фон в зависимости от высоты места – это количественная окраска.

     Главное свойство фона: он покрывает всю карту без разрывов или перекрытий; и как следствие из этого: каждой точке карты соответствует один и только один знак фона.

     Фон может быть изображен и штриховкой. Штриховка, как уже говорилось, может ложиться на окрашенную поверхность, поэтому на карте можно изобразить сразу два не зависящих друг от друга фона – цветной и штриховкой.

7.     Ареал

Площадь распространения какого-либо явления, животных или растений какого-то вида и т.п. называется ареалом. Это понятие очень широкое, оно применяется в геологии, практически во всех областях географии. Ареалы могут обозначаться штриховкой, цветом, значками.

8.     Линии движения

 На климатических картах нанесены направления преобладающих ветров. На картах океанов – морские течения. На экономических картах – пути транспортировки грузов. Все это – линии движения. Обычно это стрелки разного рисунка и цвета, иногда линейного обозначения. Применяются стрелки разной толщины. Линии движения могут быть наложены на цветовой или штриховой фон карты.

9.     Изолинии

Особый способ изображения являются изолинии. Показатели, обозначаемые ими, могут быть весьма различны: температура воздуха, соленость морской воды, максимальная возможная сила землетрясения и т.д. Но суть изолиний всегда одна и та же: они соединяют точки с равными значениями какого-то показателя. Так, изогипсы (горизонтали), соединяют точки с одинаковыми абсолютными высотами; изотермы  - с одинаковыми температурами; изобары -  с одинаковым давлением.  К изолиниям применимо математическое понятие “ геометрическое место точек”.

    Изогипса – это геометрическое место точек, расположенных на одинаковой высоте над уровнем моря или ниже его.

    Изотерма – геометрическое место точек, где температура в  какой-то момент равна определенной величине.

    Одновременно изолиния представляет собой границу двух областей.

    Значение величины, характеризуемой изолинией, подписывается цифрой в разрыве линии.

10.           Внемасштабные знаки

Уже упоминавшиеся в числе изобразительных средств значки обычно показывают те объекты, величина которых не позволяет изобразить их в масштабе карты. На мелкомасштабных картах все города приходится изображать знаками, размеры которых превышают их размеры в масштабе карты. Такие знаки называются внемасштабные.

11.           Точечный  метод

Точечный  метод состоит в том, что распространение картографируемого явления изображается  путем расстановки в соответствующих местах карты одинаковых по форме и размеру значков. Каждый значок соответствует определенному количеству единиц картографируемого явления. Там, где изображаемое явление распространено больше, точки будут расставлены гуще, а где оно менее развито – точек будет меньше, они будут расставлены реже.

А теперь предлагаем выполнить задание.

ЗАДАНИЕ. Как же показать на тематических картах разные события и явления? И для них картографы придумали много разных способов и приемов картографического изображения. Попробуй и ты сам составить карты, используя следующие географические описания:

1. «В Южном море раскинулся живописный остров с тремя морскими городами: Арс, Тиль и Энск, которые являются административными центрами Арского, Тильского и Энского районов».

2. «Западное побережье острова занято табачными плантациями, а на юге растут отдельные пальмовые рощи».

3. «В городе Арсе имеются предприятия машиностроительной, текстильной и пищевой промышленности, в городе Энске - только машиностроительной и текстильной, а в городе Тиль - текстильной и пищевой».

4. «Из населенного пункта Рени, расположенного в середине острова, проложены нефтепроводы в города Аре и Энск»

5. «Направление морского течения в районе острова проходит примерно с севера на юг, преобладающие ветры дуют с юго - запада, на северо-восток».

б. Средняя температура января в разных местах острова различна : в районе городов Арса +5°С, Тиль +8°С и Энска +10°С».

7. «Занятость населения в разных районах различна. В Арском районе 80% занято в промышленности и 20% в сельском хозяйстве, в Тильском районе соответственно 50% и 50% и в Энском - 20 % и 80 %».

8. «Население острова размещено не равномерно. Плотность его на 1 см2 составляет: в Энском районе до 10 человек, в Тильском - от 10 до 20 и в Арском - от 20 до 40 человек».

 

Ниже прилагаются вариант того, где может быть использованы редакторы карт

 

 

Начальный курс физической географии - 68 часов
(пример по учебнику ТЛ. Герасимовой, и др.) 

 

№ урока

Тема учебного блока и краткое его содержание

Элемент ИИСС

6 класс

Тема 2. Географическая карта - 7 часов

11

Географическая карта. Масштаб.

Редактор карт

14-15

Определение географических координат

Упражнения: «Географическая широта», «Географическая долгота», «Определение географических координат», Редактор карт

 

География материков и океанов, 7 класс- 68 часов
по учебнику М.В. Душиной и др. "География материков и океанов"

 

Раздел III Океаны и материки - 43 часа

В течение всего раздела как инструмент

Редактор карт

 

А.И.Алексеев и др. "География России. Природа и население"
8 класс

 

В течение всех разделов как инструмент

Редактор карт

 

География России. Хозяйство и географические районы - 68 ч
по учебнику А.И. Алексеева и др. "География России. Хозяйство и географические районы"
9 класс

В течение всех разделов как инструмент

Редактор карт, Точная карта

 

 

 

 

 

 

 

География 6-8 класс (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), автор – Воронцов А.Б.

 

№ урока

Тема учебного блока и краткое его содержание

Элемент ИИСС

6 класс

Учебный блок № 7. «Способы отображения природных объектов и явлений на карте»

53 - 61

Создание картографического произведения

Редактор карт

7 класс

Учебный блок №3. «Как меняется рельеф Земли или сколько лет надо, чтобы исчезли горы?»

18- 26

Создание карты идеального материка и идеального океана

Редактор карт

8 класс

Во всех темах курса

Редактор карт, «Точная карта»

 

Исследовательские модели

Моделирование как метод научных исследований завоевало прочное место во многих точных науках (математике, химии, физике). Традиционные методы исследования способствуют изучению конкретных качественных зависимостей, раскрытию специфических закономерностей, но они не могут точно определить количественных отношений между величинами, описывающими изучаемые процессы. Только математические методы дают возможность для более полного и глубокого проникновения в сущность изучаемого явления, более точного предсказания о развитии явления в различных условиях и позволяют более эффективно управлять ими (Наливайко Т.Е., 1995, с. 26).

Началом истории моделирования в науке принято считать созданную в середине XIX века Бертраном теорию подобия. В это же время моделирование получило мощную поддержку со стороны логики и математики. В общем плане вопросы моделирования как средства научного познания изучаются в философии (в отечественной науке этим вопросом занимались Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин, И. Штофф и др.), однако модели являются необходимыми инструментами любой науки. Повсеместное использование “языка моделей” началось с появлением кибернетики и последующих разработок в области искусственного интеллекта, информатики, программирования. Так, в середине прошлого века создатель кибернетики Н. Винер и А. Розенблют писали: «Никакая существенная часть Вселенной не является настолько простой, чтобы можно было понять и контролировать ее без абстракции. Абстракция состоит в замещении части Вселенной, подлежащей рассмотрению, моделью подобной, но более простой структуры» (A. Rosenblueth and N. Wiener, 1945, с. 18).

Одним из первых психологов, выявивших принципиальное значение моделирования для учебной деятельности школьников, был Д.Б. Эльконин. Дальнейшие экспериментальные работы Г.И. Минской, Г.Г. Микулиной и др. на математическом материале, работы Л.И. Айдаровой и др. - на грамматическом материале, исследования В.В. Рубцова и др. - на материале усвоения физики и др. показали, что моделирование является неотъемлемым компонентом учебной деятельности (Салмина Н.Г., 1988, с. 75).          В.В. Давыдов, разрабатывая теорию учебной деятельности, выделяет как особое учебное действие, действие моделирования. Современная психология учения (в трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и других) убедительно показывает, что изучение модели почти равно по эффективности изучению самого объекта при условии, что модель содержит основные свойства представляемого объекта. При этом модель становится для учеников особого рода инструментом, позволяющим продвигаться в познании окружающего. Модель – это и результат мыслительного анализа, и средство самой мыслительной деятельности, которое способствует усвоению теоретических знаний и тем самым развитию мышления ребенка (Айдарова Л.И., Соколова Т.Ю., 1997, с. 62-74). Поэтому «учебные модели составляют внутренне необходимое звено процесса усвоения теоретических знаний и обобщенных способов действия. … Следует иметь в виду, что как раз в выполнении человеком действий с моделями выступает существенное отличие теоретического мышления от эмпирического. Последнее опирается на демонстрационную, описательную наглядность, позволяющую фиксировать внешние, непосредственные свойства вещей. Теоретическое же отношение использует моделирование как средство выделения и фиксации внутренних отношений, изучаемых вещей» (Давыдов В.В., 1992, с. 35).

В системе обучения Эльконина – Давыдова разнообразные модели существуют в учебном движении на разных предметах – иногда параллельно, иногда последовательно, задавая вместе модельную среду, некое знаково-символическое пространство совместных действий. Первоначально ценностный характер вхождения туда и существования в этом пространстве задается систематическими действиями учителя, затем, постепенно, по мере становления собственной способности моделирования, дети входят во вкус этой работы, и построение и использование моделей в разных функциях становится неотъемлемой стороной учебной активности детей. Что означает «моделировать» для ребенка младшего школьного возраста? Это занятие, в котором главная роль принадлежит, безусловно, взрослому. Взрослый впервые предлагает ребенку модельные средства, которые вначале призваны заместить собой план реального детского (или совместного) действия. Роль взрослого, организующего моделирование, состоит в том, чтобы «растащить» для ребенка план реальности и план модели, «удержать» ребенка в позиции между планами, помочь выстроить переходы между ними (Чудинова Е.В., 2002, с.3).

В отличие от начальной школы, где модель преимущественно носит отражающий характер, в подростковой школе модель начинает играть порождающую роль, т.е. модель становится источником постановки учебной задачи. Накопленные ранее разные модельные средства становятся отдельным предметом исследования. (Б.Д. Эльконин и др., 2002, с.24).

         Если говорить об учебном предмете география (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), то основной способ, который осваивают учащиеся в курсе – это управление процессами Земли для обеспечения норм жизнедеятельности.

Одним из средств, с помощью которых ребенок осваивает этот способ действия, являются компьютерные модели. Компьютерная среда является наиболее современным и удобным средством для моделирования. Компьютерная поддержка является незаменимой там, где невозможен реальный эксперимент, и необходимо строить гипотетические модели. Компьютерные программы могут использоваться для более эффективного и интересного решения развивающих задач для всех аспектов учебного процесса. Модели служат не для иллюстрации, а для поддержки мысленного эксперимента, т.к. эти модели – управляющие.

         В ИИСС «Картографическая лаборатория» представлены две модели: «Картографические проекции», «Вращение Земли вокруг Солнца». Рассмотрим подробнее каждую.

 

Модель «Вращение Земли вокруг Солнца»

         Это модель, показывающая взаимное расположение объектов: Земля и Солнце. С помощью модели можно изучить границы освещенности Земли Солнцем в разных точках орбиты, посмотреть, что из себя представляют линии: северный и южный тропики, северный и южный полярные круги, экватор.

         Когда речь идет об объектах такого масштаба, как  Земля  и Солнце, можно пользоваться  лишь их копиями – моделями. Но не подумайте, что раз это не «настоящие объекты», к ним нельзя серьёзно относиться. Здесь есть очевидные преимущества: наша модель – точная копия действительности и позволяет выделить часто невидимые глазу, недоступные непосредственному наблюдению свойства и отношения между объектами исследования. Перед вами открывается уникальная возможность – исследовать нашу планету, получать новое знание о ней, не прикасаясь к ней. Поэтому можно не бояться, что своими действиями вы «навредите» природной системе. Свои эксперименты вы можете повторять многократно, сохраняя или нет полученные данные. Это позволяет сделать компьютер – универсальная машина 21 века, которая не допустит математической ошибки

Устройство модели

 

         В модели имеется четыре окна: «Окно наблюдения», «Панель управления», «Календарь», «Видимый путь Солнца над горизонтом».

         Окно №1 «Окно наблюдения». В данном окне ведется наблюдение за двумя объектами: Земля и Солнце. На орбите обозначены четыре точки: две красные – дни солнцестояния и две зеленые – дни равноденствия. На Земле обозначены основные линии: тропики и полярные круги. Видна освещенная Солнцем сторона и теневая. Сбоку имеются кнопки:

 

С помощью этого значка, система «Земля – Солнце» свободно перемещается по экрану. Для этого необходимо установить курсор на изображение и удерживая левой клавишей мыши перемещать по полю.

Этот значок помогает «приблизить» или «удалить» систему «Земля – Солнце». Можно выбрать наиболее удобное для рассмотрения расстояние. Для этого необходимо установить курсор на изображение и удерживая левой клавишей мыши перемещать по полю.

Выбрав этот значок, ты можно посмотреть Землю с разных сторон. Для этого необходимо установить курсор на изображение и удерживая левой клавишей мыши перемещать по полю.

 

С помощью этого значка, можно все вернуть в исходное состояние.

        

 

 

Окно №2 «Панель управления». В окне «Дни» можно впечатать или набрать с помощью стрелочек необходимое количество дней, за которое  будет вестись наблюдение. После этого в окне «Воспроизведение» нажимаем пуск

- так Земля будет вращаться медленно, а так  -  быстро. Имеется также кнопка пауза

 

Панель управления имеет два пульта управления:

«Положение наблюдателя» – позволяет менять точку наблюдения от северного полюса до южного.

«Угол наклона земной оси в градусах» – позволяет менять угол наклона земной оси.

Окно «Сутки» - это освещение (смена дня и ночи) в пункте наблюдения с поверхности Земли.

Окно № 3 «Календарь» имеет реальный календарь, в котором меняются числа года. Имеется будильник, который отсчитывает время суток.

Окно № 4 «Видимый путь Солнца над горизонтом». Для наблюдателя с Земли показан путь Солнца над линией горизонта. Данная функция позволяет организовать исследование, например задание из книги Я.И. Перельман. Занимательная астрономия: Гостехтеориздат, М., - 1954:

 

Предположим, что мы изменили наклон земной оси. Что в этой ситуации должно произойти с процессами, происходящими на Земле?

Первый вариант - Ось строго перпендикулярна плоскости орбиты.

Второй вариант – ось вращения Земли лежит в плоскости орбиты.

Третий вариант – ось имеет угол наклона к орбите 45.

Проверьте на модели все варианты.

 

 

 

 

Ответ:

 

Первый вариант - ось строго перпендикулярна плоскости орбиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тогда на планете круглый год равноденствие. Каждый день Солнце совершает по небу один и тот же путь. В 6 часов утра точно на востоке оно восходит, в полдень поднимается на одну и ту же для данной местности высоту и в 6 часов вечера заходит строго на западе. Нет зимы, нет лета. Круглый год стоит одинаковая, без сезонных контрастов, погода. Хорошо это или плохо? Менее всего это сказалось бы на экваториальном поясе: там и при существующем наклоне оси день равен ночи, а лето и зима есть только на календаре. А вот в умеренных широтах природа и человек круглый год вынуждены были бы существовать при небольших положительных температурах от 2 до 7º. На огоромных пространствах Евразии и Северной Америки не было бы хвойных и широколитственных лесов: их заменила бы вечнозеленая тундра. Еще более уныло выглядели бы апмполярные области. Они были бы покрыты вечными снегами.

 

Ось вращения Земли лежит в плоскости ее орбиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В этом случае исчезнет привычное деление Земли на природные зоны: все точки на планете будут получать примерно одинаковое количество энергии. Зато различия между  временами года - зимой и летом - достигли бы невероятных размеров и поставили бы под сомнение само существование жизни на большей части планеты. Так, при полярные широты полгода освещались бы незаходящим солнцем, которое при этом большую часть времени стояло бы в зените и исппеляло бы живое. Затем следовало бы полгода тьмы и глубокого холода, по сравнению с которым антарктические морозы от - 60 дл - 80º С показались бы оттепелью. Относительно приемлемым оказался бы климат только в экваториальном  поясе, где появились бы четко выраженные теплые и холодные времена года, причем все сезоны - весна, лето, зима и осень - повторялись бы дважды.

 

Вопросы и задания, которые можно решить с помощью модели:

 

1.       С помощью модели попробуй определить, что такое сутки и чему они равны?

2.       Какие линии можно назвать границами поясов освещённости? Почему. Докажи и покажи это на модели

3.       В каких поясах освещенности находится ваш населенный пункт? Острова Мадагаскар и Гренландия?

4.       Определите с помощью модели, какие дни можно назвать днями равноденствия? Почему?

5.       Определите с помощью модели, какие дни можно назвать днями зимнего и летнего солнцестояния? Почему?

Пример урока по географии 6 класса.

Тема урока: «Распределение солнечного тепла и света на Земле».

Тип урока: изучения нового материала.

Цель урока: формирование знаний о закономерностях распределения солнечного тепла и света на Земле.

Задачи:

·        Сформировать понятие о поясах освещенности, их границах, днях равноденствия и солнцестояния;

·        Продолжить формирование навыков решения географических задач.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, теллурий.

Актуализация знаний.

Вопросы для повторения, пройденного материала:

1.     Отчего зависит изменение температуры воздуха?

2.     Почему происходит смена дня и ночи?

3.     Почему происходит смена времен года?

4.     Какие можно выделить пояса освещенности?

Изучение нового материала (решение проблемных задач урока).

1.Какие линии можно назвать границами поясов освещенности?

2. В каких поясах освещенности находится г. N? острова Гренландия и Мадагаскар?

3. Какие дни можно назвать днями равноденствия и солнцестояния?

Ответы на вопросы учащиеся дают после  работы с  интерактивной моделью «Вращение Земли вокруг Солнца».

 

Модель «Картографические проекции»

         Модель предназначена для  исследования получения разных видов проекций с земли на плоскость.

         В окне «Наблюдение» представлена модель Земли, на которой отображена градусная сетка, нанесены контуры материков и места расположения некоторых крупных городов планеты. Желтая крупная точка – это источник света. Рядом с моделью Земли имеется плоскость, на которую проецируется градусная сетка и контуры материков. Установив курсор на любое изображение в окне «Наблюдение» можно поворачивать объекты (плоскость, модель Земли) и рассматривать изображенные проекции с разных сторон.

         В окне «Управление» имеется инструментарий, позволяющий получить разные типы проекций:

1. Азимутальная проекция. Её можно получить, если в качестве вспомогательной поверхности выбрать плоскость. При этом имеется три положения плоскости: когда плоскость касается экватора (кнопка «Экватор»), когда плоскость касается полюса (кнопка «Полюс»), и когда касается 60˚ (кнопка 60˚).

2. Коническая проекция. При нажатии на кнопку Вид проекции «Коническая» в основном окне можно увидеть изображение, получаемое при данной проекции.

3. Цилиндрическая проекция. При нажатии на кнопку Вид проекции «Цилиндрическая» в основном окне можно увидеть изображение, получаемое при данной проекции.

На пульте управления можно включать изображения разных географических объектов, а также менять параметры проецирования, выбрав точечное или параллельное.

Окно «Карта» представляет собой интерактивную карту земли, с нанесенными контурами материков. Здесь задана возможность изменять контуры материков и место расположения городов. Это можно сделать, удерживая курсор за контур и наживая на левую клавишу мыши. Контуры материков можно изменять как угодно, перетаскивая любые принадлежащие материку точки. Таким образом, конструируются формы материков в соответствии с проекцией.

Все изменения положения городов и контуров материков в окне "Карта" приводят к их изменению в окне "Наблюдение". Все изменения происходят одновременно в обоих окнах.

Задачи, решаемые с помощью модели:

1.     С помощью модели исследуйте, как меняется по своей форме, размерам и т.п. изображаемая территория в зависимости от изменения проекции.

2.     Карту, какой проекции необходимо создавать, если бы мы хотели создать карту Антарктиды. Почему? А если Евразию? Африку? Какой вывод вы можете сделать на основе полученных данных.

3.     Изобрази на карте очертания какой-либо выбранной вами территории при разных видах азимутальной проекции. Для этого необходимо последовательно «прикладывать» плоскость проецирования в разные точки.

Пример занятия по географии.

Тема занятия: Картографические проекции (Спецкурс 8 класс)

Тип занятия: практикум

Цель: закрепление и углубление понятия географическая карта

Задачи: 1) формирование представления о картографических проекциях;

2) формирование умения определять способ проецирования, с помощью которого создана карта

Оборудование: компьютерный класс, школьные атласы географических карт

Проблемный вопрос: как изобразить на плоскости Землю, имеющую шарообразную поверхность?

Ход занятия: Используя интерактивную модель «Картографические проекции» учащиеся поэтапно выполняют следующие задания:

1) Ознакомьтесь с картографическими проекциями и ответьте на вопросы:

а) что такое азимутальная проекция?

б) чем отличаются полярная, косая и экваториальная азимутальные проекции?

в) чем отличается точечное и параллельное проецирование?

2) С помощью какой проекции можно получить наиболее достоверное изображение Австралии, Антарктиды? Африки?

3) С помощью каких проекций созданы карты, представленные в школьных атласах? Обоснуйте выбор проекции в каждом случае

4) Какую проекцию лучше выбрать для создания карты России? Для вашего региона?

 

Предложенные модели могут быть использованы в учебном процессе в темах, представленных ниже.

 

 

 

Начальный курс физической географии - 68 часов
(пример по учебнику ТЛ. Герасимовой, и др.) 

№ урока

Тема учебного блока и краткое его содержание

Элемент ИИСС

6 класс

Тема 2. Географическая карта - 7 часов

13

Градусная сетка.

Модели: «Вращение Земли вокруг Солнца», «Картографические проекции».

 

География материков и океанов, 7 класс- 68 часов
по учебнику М.В. Душиной и др. "География материков и океанов"

 

№ урока

Тема учебного блока и краткое его содержание

Элемент ИИСС

7 класс

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли

3

Происхождение Земли. Плиты литосферы. Сейсмические пояса Земли

 

5

Роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты.

Модель «Вращение Земли вокруг Солнца»

 

К экспериментальному курсу географии 6-8 классы (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), автор – Воронцов А.Б.

6 класс

 

4.Тема

Тема № 6. «Как построить карту при переходе от шарообразной поверхности к плоскости?»

Задача: Построение математической основы карты

 

Элемент ИИСС

Модель: «Картографические проекции»

Служит для создания картографической основы, градусной сетки. Пользователь может «прикладывая» плоскость проецирования в разные точки, получать различные виды азимутальных проекций. Создавать территории на интерактивной карте.

7 класс

 

3. Тема

Тема  №3. «Влияние вращения Земли на окружающий мир или

что имеет Земля от того, что она  дочь Солнца?»

Задача: Определение местоположение Земли в солнечной системе

 

Элемент ИИСС

Модель «Вращение Земли вокруг солнца»

Модель, показывающая взаимное расположение объектов: Земля и Солнце. С помощью модели можно изучить границы освещенности Земли Солнцем в разных точках орбиты, посмотреть, что из себя представляют линии: северный и южный тропики, северный и южный полярные круги, экватор.

         Пульт управления:

·        наблюдатель (может быть в трех положениях 0˚, 45˚90˚ широты), меняются движком «широта».

·        Календарь, который работает как счетчик.

·        Задается пользователем «Угол наклона Земной оси» (положения 0˚, 45˚90˚)

 

 

Упражнения

В данном ИИСС разработаны такие упражнения, которые позволяют освоить способы измерения на местности, а также на отработку умений, необходимых для создания карт.

 

Упражнение «Определение азимута. Работа со шкалой»

         Главная задача данного упражнения – овладение умением работы со шкалой компаса или транспортира. Поэтому компас изображен в плоскости. Имеются также объекты: береза, ель, камень, кусты, озеро (северный край и южный край). Вспомогательным инструментом является «активный» отрезок, меняющий длину, направления. Записывая полученные результаты, учащийся может проверить правильность выполненных действий.

 

Упражнение «Устройство компаса. Определение азимута»

         Главная задача данного упражнения - освоить способ определения местоположения объекта относительно другого - определение азимута на объект. Для этого и предназначен компас. Чтобы воспользоваться компасом, для начала надо сориентировать его на север, для этого отпустите тормоз (нажмите на кнопку «тормоз»), при этом стрелка укажет направление на север. С помощью движка под названием лимб добейтесь того, чтобы буква С (север) совпала с синей стрелкой. Итак, наш компас указывает на север. Противоположное направление северу - юг.

Для определения азимута выберите объект (шарик) и поместите его напротив своего взгляда (для этого установите курсор мыши на компас и, удерживая его, перемещайте, пока не увидите перед собой выбранный объект). Теперь необходимо с помощью вращающегося кольца установить визирное приспособление (мушку и целик) строго на объект.

Посмотрите по шкале полученный азимут, введите результат в поле результата.

 

Упражнение «Определение точного местоположения точки в пространстве»

         Данное упражнение можно использовать для решения разных педагогических задач:

1.     Для постановки задачи на нахождение способа определения точного местоположения точки относительно другой (на бумаге). Если, например, учащиеся на местности провели топографическую съемку местности. У них есть записи: направления и расстояния между объектами на местности. Далее ставится задача перенести на бумагу результаты измерений. Для этого вводятся инструменты: для нахождения и определения направления – транспортир; для определения и измерения расстояния – линейка (для измерения с помощью линейки ещё необходимо определить масштаб, т.е. во сколько раз необходимо расстояние на местности уменьшить для изображения его на бумаге). Помимо линейки и транспортира предлагаются циркуль. Дети должны выбрать именно те инструменты, которые нужны для решения данной задачи.

         Данное упражнение позволяет учащимся найти способ определения точного местоположения одной точки относительно другой.

2.     Для отработки способа нахождения точного местоположения одной точки относительно другой с помощью транспортира и линейки. В данном случае упражнение является тренажером.

         Действия, которые необходимо выполнить при работе с данным упражнением следующие:

 Для определения точного местоположения точки Х относительно точки Y на бумаге необходимо определить азимут (в ˚) и расстояние (в см). В поле «Инструменты» имеются: линейка, транспортир и циркуль.

Измеряем направление, для этого:

1.     Устанавливаем курсор на транспортир, удерживая левой клавишей мыши перемещаем на рабочее поле с точками. Удерживаем, пока не установим середину транспортира (риска) на точку В. За красную точку транспортир можно вращать. Правильное положение транспортира – 0 вверху (соответствует северному направлению). С помощью шкалы на транспортире определяем азимут. Полученный ответ впечатываем в поле для ответа А (азимут) =___ град

2.     Для определения расстояния лучше выбрать линейку. Для этого, устанавливаем курсор на линейку и, удерживая левой клавишей мыши, перемещаем на рабочее поле, пока не совместятся синяя точка Y и синяя точка на линейке. Теперь линейку можно вращать, удерживая за красную точку, пока не совместим с точкой X. По шкале определяем см и впечатываем ответ в соответствующее поле Р (расстояние)=____ см.

Для измерения расстояния можно использовать 2 инструмента: циркуль и линейку. Сначала за красные активные точки раскрываем ножки циркуля так, чтобы определить расстояние между точками X и Y. Затем прикладываем к шкале на линейке

 

Упражнение: «Определение местоположения единичной точки»

         С помощью данного упражнения конструируется способ определения единичной точки в пространстве. До этого момента учащиеся освоили способ определения точного местоположения объекта в пространстве относительно другого, с помощью азимута. Теперь предлагается ситуация, когда имеется лишь одна точка и нет других ориентиров.

Для этого формулируется практическая задача: «Корабль находится в открытом океане. Предложите способ, с помощью которого можно определить точное местонахождение корабля».

         В качестве «помощников» в разделе «Инструменты» находятся «активные линии», буквы и цифры, которые можно перетаскивать следующим образом:

1. Установить курсор на объект;

2. Нажать на левую кнопку мыши;

3. Удерживать и перемещать объект по полю. Установив на необходимое место, отпустить кнопку мыши.

         «Активные линии» можно удлинять или поворачивать, нажав на красную точку, и при этом удерживая левой клавишей мыши. Буквы и цифры можно использовать для обозначения местоположения. Получившийся ответ следует впечатать в поле «Ответ».

         При затруднении, можно попросить компьютер показать способ, который предложили, например учащиеся другой школы. Программа предлагает это после введения в поле хотя бы пробного ответа. В данном упражнении компьютер не дает правильного или не правильного варианта, это своеобразный «тренажер» для пробы детского действия.

        

Упражнение «Измерение высоты холма»

         Виртуальная полевая практика по измерению высоты холма. Моделируется ситуация, в которой необходимо совершить те же действия, что и на природе. После измерения и сбора данных о высоте холма возможно построить профиль на плоскости.

1 этап: Виртуальное нивелирование

Для начала работы нажмите левой клавишей мыши на изображение 1 человека. При этом появляется его помощник и прочерчивается воображаемая линия, соединяющая нивелир с подошвой этого помощника. Над линией появляется цифра, соответствующая данному расстоянию (в шагах). Заполните таблицу, поместив полученное число в строку «Длина» в первую колонку. Для этого нажмите левой клавишей мыши на число, и, удерживая клавишу мыши, поместите число в нужную клетку, путем перемещения курсора.

Так продолжайте вышеописанные действия, пока исследователи перемещаются по холму до вершины. Высота уже задана, она всегда 1 метр (высота нивелира). После того как таблица будет заполнена, постройте на основе данных график.

2 этап: Камеральная обработка (строительство графика)

1 вариант – измеряете длину своего шага и переводите полученное количество шагов в метры. На графике откладывается длина в метрах (этот вариант рекомендуется)

2 вариант – откладываем на оси в качестве длины количество шагов

Для построения графика, нажмите левой клавишей мыши на начало координат графика, и, удерживая кнопку, путем перемещения курсора мыши, постройте отрезок 1 м. высотой (одна клетка в таблице) и соответствующей длиной. Для построения следующего отрезка, нажмите левой клавишей мыши на конец полученного отрезка и проведите следующий отрезок таким же способом как предыдущий.

Для проверки полученного графика нажмите на кнопку «Проверка».

Вы можете редактировать полученный график, перемещая в нем точки-узлы графика в нужное место. Для этого нажмите левой клавишей мыши на точку графика, и, удерживая кнопку, путем перемещения курсора мыши, перемещайте точку.

 

 

Упражнение «Измерение глубины реки»

         Виртуальная полевая практика по измерению глубины реки. Моделируется ситуация, в которой необходимо совершить те же действия, что и на природе. После измерения и сбора данных о глубине реки, возможно, построить профиль на плоскости.

1 этап: Измерение глубины реки

         Для начала работы нажмите левой клавишей мыши на изображение лодки и продолжайте нажимать на нее до тех пор, пока она перемещается по реке. В точках измерения появляются синие цифры – это глубина в метрах. Затем нажмите левой клавишей мыши на человечка, который стоит справа, и продолжайте нажимать на него до тех пор, пока он перемещается по холму. При этом появляется его помощник и прочерчивается воображаемая линия, соединяющая нивелир с подошвой этого помощника. Над линией появляется цифра, соответствующая данному расстоянию (в шагах).

         Заполните таблицу, поместив полученные цифры: синие цифры в первую таблицу в строку «Глубина»; красные цифры во вторую таблицу в строку «Длина». Для этого нажмите левой клавишей мыши на число, и, удерживая клавишу мыши, поместите число в нужную клетку, путем перемещения курсора.

Измерение глубины реки происходит через равные промежутки длины, это внесено в таблицу: 3 метра. Высота склона также задана, она всегда 1 метр (высота нивелира). После того как таблица будет заполнена, постройте график данных этой таблицы.

2 этап: Камеральная обработка (строительство графика)

         Для построения графика рельефа дна реки, поместите курсор в точку на горизонтальной оси, соответствующей длине 3 метра. Нажмите левой клавишей мыши на данную точку, удерживая кнопку мыши, перемещайте курсор на соответствующую глубину (соответствует отрицательным числам на оси), постройте вертикальный отрезок указанной в таблице длиной. Для построения следующего отрезка, нажмите левой клавишей мыши на следующую точку графика и проведите следующий отрезок таким же способом как предыдущий.

         Затем постройте график рельефа берега. Для этого нажмите левой клавишей мыши на начало координат правого графика, и, удерживая кнопку, путем перемещения курсора мыши, постройте отрезок 1 м. высотой (одна клетка в таблице) и указанной в таблице длиной. Для построения следующего отрезка, нажмите левой клавишей мыши на конец полученного отрезка и проведите следующий отрезок таким же способом как предыдущий.

         Для проверки полученных графиков нажмите на кнопку «Проверка».

Вы можете редактировать полученные графики, перемещая в нем точки-узлы графика в нужное место. Для этого нажмите левой клавишей мыши на точку графика, и, удерживая кнопку, путем перемещения курсора мыши, перемещайте точку.

Пример занятия по географии.

Тема занятия: Подготовка к весенней экскурсии (Дополнительные занятия 6 класс)

Тип занятия: практикум

Цель: подготовка учащихся к выполнению заданий по построению профиля на местности

Задачи: 1) повторение способа определения относительной высоты при помощи нивелира и промеров глубин;

2) формирование умения обрабатывать данные нивелировки и строить профиль

Оборудование: компьютерный класс, нивелир

Актуализация знаний: как определить высоту точки местности?

Ход занятия: Используя упражнения «Измерение высоты холма» учащиеся отвечают на вопросы:

1) Как проводится нивелирование?

2) Как построить профиль склона холма?

3) Как проводятся промеры глубин?

4) Как построить поперечный профиль русла реки?

Далее учащиеся выполняют задания по построению профиля используя упражнение  «Измерение глубины реки».

 

Предложенные упражнения могут быть использованы в учебном процессе в темах, представленных ниже.

Начальный курс физической географии - 68 часов
(пример по учебнику ТЛ. Герасимовой, и др.) 

№ урока

Тема учебного блока и краткое его содержание

Элемент ИИСС

6 класс

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА -14 часов

4

План местности. Стороны горизонта.
Практическая работа. Работа с компасом по ориентированию.

Упражнения: «Что такое компас», «Компас. Азимут объекта», «Определение точного местоположения точки в пространстве»

6

Изображение неровностей земной поверхности на плане

Упражнения: «Измерение высоты холма», «Измерение глубины реки»

11

Географическая карта. Масштаб.

Упражнение «Определение точного местоположения точки»

13

Градусная сетка.

Упражнения: «Определение местоположения единичной точки», «Сетка на шаре», «Сетка на глобусе».

14-15

Определение географических координат

Упражнения: «Географическая широта», «Географическая долгота», «Определение географических координат»,

 

 

 

К экспериментальному курсу географии 6-8 классы (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), автор – Воронцов А.Б.

 

6 класс

 

3.Тема

Тема № 3. «Как определить точное местоположение объекта  в пространстве?»

 

Элемент ИИСС

1.     Упражнение «Что такое компас?»

Решается задача: Научиться правильно работать с компасом. Для этого предлагается сориентировать компас. Для этого имеется компас, у которого можно вращаться лимб, а после нажатия «Пуск» стрелка начинает произвольно двигаться, пока не «успокоится» и остановится, она может показывать произвольным образом на любую сторону. Пользователь вращая лимб может повернуть так, чтобы красная стрелка совпала с 0 или С.

2.     Упражнение «Как определить азимут?»

Главная задача - освоить способ определения местоположения объекта относительно другого - определение азимута на объект. Имеется компас и объекты (дерево, колодец, дом, лес). Вспомогательным инструментом является «активный» отрезок, меняющий длину, направления. Записывая полученные результаты, учащийся может проверить правильность выполненных действий.

3.     Упражнение «Определение точного местоположения объекта в пространстве»

Учимся пользоваться инструментами: линейка, транспортир. Пользователю предлагается из имеющегося набора инструментов: угольник, транспортир, циркуль, линейка выбрать те, с помощью которых можно точно определить местоположение точки на бумаге.

 

2. Тема

Тема № 4. «Определение  высот  точек. Азбука карт»

Задача: Конструирование способа определения высоты точки на местности

 

Элемент ИИСС

1. Упражнение «Измерение высоты холма»

Виртуальная полевая практика по измерению высоты холма. Моделируется ситуация, в которой необходимо совершить те же действия, что и на природе. После измерения и сбора данных о высоте холма возможно построить профиль на плоскости.

2. «Измерение глубины реки»

Виртуальная полевая практика по измерению глубины реки. Моделируется ситуация, в которой необходимо совершить те же действия, что и на природе. После измерения и сбора данных о глубине реки возможно построить профиль на плоскости.

 

3. Тема

Тема № 5. «Вновь о том, как определить местоположение  точки  на  Земле»

Задача: Конструирование способа определения единичной точки в пространстве

 

Элемент ИИСС

1.Упражнение: «Определение местоположения единичной точки»

Нахождение способа определения единичной точки в пространстве. Решается задача, когда имеется лишь одна точка и нет других ориентиров. Для решения задачи имеются «активные линии», которые можно перемещать, поворачивать, а также возможность обозначений цифрами и буквами.

2. Упражнение «Сетка на шаре»

Является продолжением упражнения «Определение местоположения единичной точки». Моделируется ситуация на шарообразной форме. Для этого также имеются «активные линии», только их предлагается переместить на «будущий» глобус.

3. Упражнение «Сетка на глобусе»

С помощью данного упражнения, возможно, проверить усвоение названий линий на глобусе.

7 класс

 

1. Тема

Тема №1 «Введение или о том, с чего начать наш путь в географию»

Задача: Нивелирование, построение профиля с нанесением растительных сообществ на него.

 

Элемент ИИСС

Упражнения: «Измерение высоты холма».

Виртуальная полевая практика по измерению высоты холма. Моделируется ситуация, в которой необходимо совершить те же действия, что и на природе. После измерения и сбора данных о высоте холма возможно построить профиль на плоскости.

 

Анимации

         Все анимации служат для создания наглядного образа.

·        Анимация «Географическая широта» позволяет увидеть в трехмерном пространстве, что такое географическая широта, показан угловое расстояние между экватором и выбранной точкой. На анимации видно, что минимальный угол равен 0˚, а максимальный - 90˚.

·        Анимация «Географическая долгота» позволяет увидеть в трехмерном пространстве, что такое географическая долгота, показано угловое расстояние между нулевым меридианом и выбранной точкой. На анимации видно, что минимальный угол равен 0˚, а максимальный - 180˚.

·        Анимация « Градусная сеть» позволяет познакомиться с «главными» линиями на глобусе.

·        Анимация «Определение географических координат» позволяет увидеть в трехмерном пространстве способ определения географических координат.

·        Анимация «Марианская впадина» наглядно демонстрирует неровности земной поверхности. Здесь показана самая загадочная и недоступная точка нашей планеты – Марианская впадина, «четвертый полюс Земли» (Северный и Южный – географические полюсы, Эверест и Марианская впадина – геоморфологические). Она располагается в западной части Тихого океана и простирается в длину на 2926 км, а в ширину – на 80 км. На расстоянии 320 км к югу от острова Гуам (Марианский архипелаг) находится самая глубокая точка Марианской впадины и всей планеты – 11 022 метра.

Начальный курс физической географии - 68 часов
(пример по учебнику ТЛ. Герасимовой, и др.) 

 

№ урока

Тема учебного блока и краткое его содержание

Элемент ИИСС

6 класс

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА -14 часов

6

Изображение неровностей земной поверхности на плане

Анимации: «Марианская впадина», «Рельеф суши», «Рельеф океанов»

Тема 2. Географическая карта - 7 часов

12

Условные знаки. Шкала высот и глубин.

Анимации: «Марианская впадина», «Рельеф суши», «Рельеф океанов»

13

Градусная сетка.

Анимации: «Устройство глобуса»,

Раздел II ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ. Литосфера

22

Рельеф дна океанов. 

Анимация: Рельеф океана

 

К экспериментальному курсу географии 6-8 классы (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), автор – Воронцов А.Б.

6 класс

 

 

 

 

 

 

 

2. Тема

Тема № 4. «Определение  высот  точек. Азбука карт»

Задача: Конструирование способа определения высоты точки на местности

 

Элемент ИИСС

Анимации: «Марианская впадина»

Показывает все неровности поверхности дна океана в районе Марианской впадины.

«Рельеф суши»

Показывает на глобусе земли рельеф суши

«Рельеф океанов»

Показывает на глобусе земли рельеф дна океана (океанов – нет)

 

3. Тема

Тема № 5. «Вновь о том, как определить местоположение  точки  на  Земле»

Задача: Конструирование способа определения единичной точки в пространстве

 

Элемент ИИСС

Анимация: «Устройство глобуса»

Анимация «Географическая широта»

Показываются действия по нахождению географической широты

Анимация «Географическая долгота»

Показываются действия по нахождению географической долготы

Анимация «Определение географических координат»

Показываются действия по нахождению географических координат, широты и долготы местности.