ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра  мультимедийной дидактики и информационных технологий обучения

 

 

Комплект учебно-методических материалов 

к учебному модулю  

 

«ИКТ  в лабораторном физическом эксперименте»

 

 

 

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

 

 

Специальность:  050203  -  физика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь

2007



СТРУКТУРА

ИТОГОВОГО ТЕСТА

 Вопросы с выбором (конструированием) ответа

[0]   - правильный ответ;    [  ] – неправильный ответ

1. Ключевые характеристики виртуальной информационной среды: мультимедиа, интеллектуальность, интерактив, коммуникативность, производительность ……?….. (вставить  в предложенный ряд недостающую характеристику):

[  ] возможность общения субъектов,

[  ] наличие текстовой, графической, аудио- и видеоинформации,

[  ] способность к диалогу,

[0] возможность  моделирования объектов и процессов природы и общества,

[  ] высокая скорость обработки информации,

[  ] способность решать сложные задачи.

 

2. Установите соответствие:

А. Мультимедиа -

[А] разнообразие форм представления информации, способность обеспечивать информационный обмен в  разных форматах  

Б. Интеллектуальность  -

[Б] способность решать сложные задачи

В. Интерактив -

[В] способность к диалогу (обратной связи)

Г. Коммуникативность - 

[Г] создание условий для  общения субъектов

Д. Моделинг -

[Д]  способность воспроизводить в форме моделей существенные свойства объектов и процессов реального мира

Е. Производительность -

[Е]  высокая скорость  обработки и передачи больших объемов информации

 

 

 

 

3. Установить соответствие  между медиакомпонентами виртуальной среды обучения и конкретными виртуальными объектами, их  образующими

 

А. Образные объекты:

[А] Фото, рисунки, картины (репринт или оцифрованные)

Б. Видеообъекты:

[Б] Анимации, постановочные и  художественные видеосюжеты (фильмы или фрагменты), видеохроника

В. Среда «виртуальной реальности»

 [В] Конструкторы, тренажёры, интерактивные модели, симуляторы

Г. Аудиоинформация:

[Г] Аудиосюжеты, аудиодиалоги, учебные комментарии, аудиохроника, объекты компьютерной графики

Д. Символьные объекты: 

 [Д] Графики, схемы, таблицы, формулы

 

4. Установить соответствие между функциями  учебного компьютерного эксперимента и целями его использования в учебном процессе

 

Функции компьютерного

эксперимента

Цели использования в учебном процессе

А. Дидактическая

 

[А] средство предъявления компонентов  «готового» знания

[А]  средство наглядности

[А] средство отработки у учащихся  отдельных познавательных умений и  формирования навыков (тренажер)

[А] средство контроля уровня сформированности знаний и умений учащихся

Б. Методологическая

 

Б] построение модели явления  в виртуальной среде

[Б] тестирование и исследование модели явления с целью выявления особенностей ее поведения в новых условиях

 

 

5. Установить соответствие между функциями  учебного автоматизированного эксперимента  и целями его использования в учебном процессе

 

Функции компьютерного

эксперимента

Цели использования в учебном процессе

А. Дидактическая

 

[А] средство предъявления компонентов  «готового» знания

[А]  средство наглядности

Б. Методологическая

 

[Б] компьютерная диагностика состояния исследуемого объекта.

[Б] машинная обработка данных эксперимента (математические  расчеты, графическая интерпретация и пр.).

[Б] автоматическое управление  работой  экспериментальной установки с помощью ЭВМ.

 

5. Указать возможные цели автоматизированного эксперимента:

     [0] А. диагностика состояния исследуемого объекта,

     [0] Б. управление объектом,

     [0] В. обработка данных и вывод на экран в реальном масштабе времени,

     [  ] Г. исследование математической модели поведения объекта,

[  ] Д. тестирование виртуальной модели исследуемого объекта

 

6. Указать возможные цели компьютерного эксперимента:

     [  ] А. диагностика состояния исследуемого объекта,

     [  ] Б. управление объектом,

     [  ] В. обработка данных и вывод на экран в реальном масштабе времени,

[0] Г. исследование математической модели поведения объекта,

[0] Д. тестирование математической модели исследуемого объекта.

 

7. Указать инструментальные  пакеты (ИП), предназначенных для обработки данных эксперимента

 


[0] Excel,

[  ] Microsoft Photo Editor

[0] Grapher,

[  ] Paint

[0] Mathematica,

[  ] Microsoft Power Point

[0] Maple,

[0] MathCAD,

[  ] Adobe Photoshop CS

[0] Mat lab

[  ]Windows Moviemaker


 

8. Внедрение компьютерных и телекоммуникационных технологий в  практику проведения лабораторных занятий определяет изменения:

[  ] в содержании обучения;

[  ] в методах обучения;

[  ] в содержании и методах обучения;

[  ] в методах  и формах организации обучения;

[  ] в формах организации обучения,

[0] комплексного характера, включающие преобразования в содержании, методах и формах обучения.

 

9.Установить соответствие:

 

Вид учебной модели

Цели использования

А. Компьютерная  демонстрация физических явлений

[А] Средство изучения:

*   внешних признаков явлений;

*   содержания  эмпирических понятий;

*   проявлений эмпирических законов в природе и технике;

*   эмпирических оснований  изучаемой теории.

Б. Компьютерная демонстрация физического эксперимента 

[Б] Иллюстрация содержания и логики проведения соответствующего натурного эксперимента, включающая:

*   визуализацию натурной установки и порядка ее работы,

*   предъявление результатов эксперимента (в форме отдельных данных, таблиц, схем).

 

В.  Компьютерная демонстрация технического объекта (прибора, машины, технологической установки)

[В] Средство:

*   визуализации устройства технического объекта и его отдельных частей;

*   иллюстрации принципа и порядка работы,

*   демонстрации области и правил использования;

 

Г. Компьютерная симуляция физического эксперимента

[Г] ] Средство:

*   визуализации натурной установки и выбор  режима  ее работы,

*   имитации процедуры подготовки установки к эксперименту,

*   имитации действий по управлению работой установки и снятию показаний приборов (сбор фактов в форме данных виртуального эксперимента),

*   отработки умений самостоятельной обработки  данных эксперимента, их представление в форме таблиц, схем, диаграмм, графиков функциональной зависимости с использованием встроенного инструментария;

 

Д. Компьютерная симуляция  работы технического устройства

[Д] Средство изучения и первичного освоения  правил сборки  и использования  приборов и инструментов.

Е. Компьютерная демонстрация идеализированного объекта теории.

 

 [Е]  Средство иллюстрации  элементов физических теорий:

*   структуры идеализированного объекта;

*   теоретических понятий, постулатов и принципов, описывающих его поведение;

*   содержания мысленных экспериментов, в том числе исторических, подтверждающих справедливость исходной теоретической модели явления;

*   следствий теории,

 

 

 

 

10. Какой виртуальный объект представлен на рис. 1 ?

[  ] видеоролик,

[  ] анимация,

[0] интерактивная модель,

[  ] рисунок.

 


Рис. 1. «Движение тела, брошенного под углом к горизонту»

/ Открытая физика 2.5. Ч. 1 (CD)  / Под ред. С.М. Козела. - М.: ООО «Физикон», 2002.

 

 

11. Указать возможные цели использования модели, представленной на рис. 1,  на лабораторном занятии:

[0] тестирование модели (проверка характерных значений параметров модели);

[0] моделирование физической ситуации для случая прицельного броска с заданной скоростью с последующей проверкой результата моделирования в натурном эксперименте;

[0] использование модели в качестве экспертной системы при решении задач;

[0] иллюстрация закономерностей движения тела, брошенного под углом к горизонту;

[  ] введение понятия «свободное падение»;

[0] иллюстрация принципа независимости движений;

[  ] проверка закономерностей движения тела, брошенного под углом к горизонту.

 


Рис. 1. Модель 1.8. «Движение тела, брошенного под углом к горизонту»

/ Открытая физика 2.5. Ч. 1 (CD)  / Под ред. С.М. Козела. - М.: ООО «Физикон», 2002.

 

 

12. Какие умения можно отрабатывать у учащихся  с помощью интерактивной модели, представленной на рис. 1?

[  ] в решении физических задач на расчет характеристик движения тела, брошенного под углом к горизонту;

[0 ]  в тестировании модели;

[   ]  в моделировании физических процессов в виртуальной среде;

[0 ]  в  исследовании физических процессов с помощью моделей.

 


Рис. 1. Модель 1.8. «Движение тела, брошенного под углом к горизонту»

/ Открытая физика 2.5. Ч. 1 (CD)  / Под ред. С.М. Козела. - М.: ООО «Физикон», 2002.

 

 

13. Какой виртуальный объект представлен на рис. 2 ?

 

[  ] видеоролик,

[  ] анимация,

[0] интерактивная модель,

[  ] рисунок.

 


      Рис. 2.  Электронное пособие: Открытая физика. Часть 1. (ООО «Физикон)

 

14. Укажите вид интерактивной модели, представленной на рис. 2 ?

 

[ ] компьютерная демонстрация явления (демонстрационная модель явления в естественных условиях его протекания);

[0] компьютерная демонстрация физического эксперимента (демонстрационная модель работы экспериментальной установки и наблюдаемого на ней эффекта).

[  ] компьютерная демонстрация технического объекта.

[ ] компьютерная демонстрация  структуры и  свойств идеализированного   объекта теории.

[  ] компьютерная симуляция проведения физического опыта

[  ]  компьютерная симуляция  работы с техническими устройствами

 


      Рис. 2.  Электронное пособие: Открытая физика. Часть 1. (ООО «Физикон)

Поиск: Модели / Механика / Закон Гука

 

15. Укажите наиболее целесообразные цели  работы учащихся с моделью, представленной на рис. 2?

[  ] проверка закона Гука

[0] иллюстрация справедливости закона Гука

[0] обучение школьников умению самостоятельно планировать эксперимент

[0] анализ графиков функциональных зависимостей

[  ] построение графиков функций

[  ] измерение физических величин

[0] тестирование модели

[0] исследование модели

 


      Рис. 2.  Электронное пособие: Открытая физика. Часть 1. (ООО «Физикон)

Поиск: Модели / Механика / Закон Гука

 

12. На рис. 3 представлен конструктор электрических цепей («Открытая физика» ООО Физикон). Назвать наиболее целесообразные цели  работы учащихся с данным конструктором.

                       

 

[  ]  проверка законов постоянного тока

[0]  иллюстрация справедливости законов постоянного тока

[0] обучение школьников умению самостоятельно конструировать схемы электрических цепей

[  ]  решение задач на расчет электрических цепей

[  ]  измерение физических величин

 

13. Возможности использования MS Excel  в лабораторном эксперименте:

[0] расчет значений физических величин;

[0] статистическая обработка данных;

[0] построение графиков функциональных зависимостей;

[0] проведение компьютерного эксперимента;

[  ] демонстрация физических процессов в динамике

[0] оформление  отчета о результатах физического эксперимента;

[0] подготовка рисунков  и схем к отчету

 

14. Определение понятия «информационная  грамотность»:

 

[  ]  понимание закономерностей информационных процессов; умение определять возможные источники информации и стратегию её поиска и получения;

[  ]  умение анализировать полученную информацию и оценивать её с точки зрения достоверности и достаточности для решения проблемы;

[  ]   владение навыками работы с компьютером и цифровым медиаресурсами

[0]  уровень освоения человеком языковых норм и методов реализации всех форм организованного информационного обмена с окружающей его средой (природной, социальной).

15. Что  следует понимать под самостоятельной работой учащегося ?

[  ]  А. Работу без участия учителя, но при участии  одноклассников (работа в паре, в  группе),

[  ]   Б.  Работу без участия сверстников,

[  ]  В. Работу без дидактических материалов, поддерживающих  и направляющих учебную деятельность.

[0]   Г. Работу без участия сверстников и учителя с использованием дидактических материалов или без таковых

 

 16. Укажите принадлежность:

 

Формы  учебной работы учащихся

Виды учебной деятельности

Самостоятельная работа

Выполнение физического эксперимента,

Работа в паре или малой группе

Работа с книгой,

Коллективная работа

Решение физических задач,

 

17.       На рисунке изображена шкала измерительного прибора. Определите показания прибора с учетом погрешности.

 

[  ]  

[о]  

[  ]  

 

 

18.                  На рисунке изображена шкала измерительного прибора. Определите показания прибора с учетом погрешности.

 


[о]   

[  ]   

[  ]   

 

Архивы тестовых заданий в электронном виде, допускающие автономный запуск

 

 

Заведующий кафедрой __________________________ Ф.И.О.