ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

 

Кафедра химии

 

Учебно-методический комплект модуля: Методика использования ЦОР на уроках и внеурочной работе по химии

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ___________________

 

"____"______________200_г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по модулю «Методика использования ЦОР на уроках и внеурочной работе по химии»

 

 

Специальность:  032300 - учитель химии с дополнительной специальностью биология; 032400 - учитель биологии с дополнительной специальностью химия

 

Факультет  Биолого-химический

 

Курс обучения                                        4

 

Семестр                                                      7

 

Всего часов по учебному плану:    24, в том числе аудиторных 12

В том числе по формам обучения:                     очная / очно-заочная /заочная

            - лекции                                          ___2____/____________/_______

- практикум                                  ___10____/____________/_______

                        - самостоятельная работа      ___12____/____________/_______

 

Формы итогового контроля знаний:

Итоговое тестирование;

Выполнение творческого задания

 

 

Хабаровск

2008


Содержание

 

 

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения модуля.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение модуля.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине:

4.1. Лекционные занятия

4.2. Практикум

4.3. Самостоятельная работа

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий.

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

 

1. Общие положения

Модуль изучается в рамках дисциплины «Теория и методика обучения химии», в конце 7 семестра, непосредственно перед педагогической практикой, что позволит внести изменения в задания к педагогической практике, а именно, провести апробацию материалов, разработанных в рамках изученного модуля, применить умения и навыки, приобретенные на занятиях.

Целью данного модуля является создание условий для методической подготовки студентов к использованию цифровых образовательных технологий в качестве средства обучения, повышающего эффективность процесса обучения химии в школе и содействовать становлению специальной профессиональной компетентности учителя химии в области использования информационных и коммуникационных технологий на основе овладения содержанием модуля.

Задачи модуля:

- организовать деятельность студентов по изучению ЦОР и методов их использования в процессе обучения;

- оценить ЦОР с точки зрения дидактики и психолого-педагогических особенностей школьников;

- создать условия для апробирования студентами своих методических разработок на практических занятиях и в ходе педагогической практики.

 

 

2. Требования к уровню освоения модуля

Модуль изучается в рамках учебного курса «Теория и методика обучения химии».

В логике компетентностного подхода

Модуль направлен на формирование и развитие следующих профессиональных компетентностей будущего учителя:

·        способность к аналитической оценке существующих ЦОР по химии;

·        знание и использование информационных и компьютерных технологий обучения химии в школе;

·        способность планировать и организовывать учебную деятельность учащихся;

·        владение методикой проведения занятий по предмету с применением информационных и компьютерных технологий;

·        развитие интереса учащихся и мотивации к обучению с помощью применения информационных технологий на занятиях и внеклассных мероприятиях;

·        компетенции профессионального развития (стремление к профессиональному совершенствованию, способность к обучению и самообучению).

В логике традиционного подхода

Студенты должны знать:

-  классификацию ЦОР по химии;

-  дидактические особенности использования ИКТ на уроках химии;

Уметь:

-  анализировать, сравнивать и оценивать ЦОР с точки зрения дидактики;

-  создавать планы проведения занятий и внеклассных мероприятий по химии с учетом использования ЦОР;

-  использовать мультимедиа для создания интерактивных презентаций, проведения демонстраций;

- использовать цифровые фото- и видеокамеры, цветовые сканеры, принтеры для создания дидактических материалов.

Иметь представление о современных ЦОР по химии (дисках, Интернет-сайтах и др.)

 

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение модуля

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр

в неделю

в год

в год

Лекции

2

2

2

 

 

Практические занятия

10

10

2

 

 

Самостоятельная работа

12

12

2

 

 

 

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по разделам модуля

            4.1. Лекционные занятия

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Обзор ЦОР, возможности их использования на уроках химии. Педагогическое проектирование учебного процесса с использованием ИКТ и ЦОР.

2

 

 

 

Всего

2

 

 

 

         4.2. Практикум

4.2.1. Практические занятия

№ п/п

Наименование занятия

Номер

 темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Анализ имеющихся ЦОР с точки зрения педагогического проектирования учебного процесса

1

2

 

 

2

Создание учебных презентаций и их использование на уроках химии

1

2

 

 

3

Виртуальная лаборатория. Дидактические возможности использования виртуальной лаборатории при обучении химии

1

2

 

 

4

Создание коллекции ЦОР в качестве методической поддержки профессиональной деятельности учителя химии

1

2

 

 

5

Творческая мастерская (занятие-конференция)

 

2

 

 

 

Всего

 

10

 

 

 

4.2.3. Самостоятельная работа

№ п/п

Наименование (содержание) задания для самостоятельной работы

Неделя, на которой выдается задание

1

Анализ предложенных ЦОР

Первая неделя изучения модуля

2

Создание слайдов с использованием “Power Point” по теме творческого задания

Вторая неделя изучения модуля

3

Создание коллекции ЦОР по теме творческого задания

Третья неделя изучения модуля

4

Творческое задание

Тема творческого задания выдается на первой неделе изучения модуля

4.1

Разработать систему уроков и методику использования ЦОР по следующей теме

 

А)

Подгруппа углерода. Углерод, его свойства, применение

 

Б)

Подгруппа углерода. Кремний, его свойства, применение

 

В)

Оксиды. Классификация, получение, химические свойства

 

4.2

Разработать методику использования виртуальных опытов при изучении темы

 

А)

Свойства неорганических кислот

 

Б)

Свойства углерода и его соединений

 

4.3

Разработать методику использования ЦОР для закрепления материала по теме «Основные классы неорганических соединений»

 

4.4

Создание коллекции наглядных электронных пособий по теме «Генетическая связь основных классов неорганических соединений»

 

4.5

Разработать методику проведения внеклассного мероприятия и методику использования ЦОР

 

А)

Химический вечер «Необычные свойства обыкновенных веществ»

 

Б)

Конференция по химии «Производство неорганических кислот. Экологические проблемы»

 

 

Особое внимание при организации самостоятельной работы студентов уделяется выполнению творческого задания. В творческой работе проявляются такие профессиональные педагогические способности как:

·        понимание цели;

·        умение выбрать методы достижения цели;

·        умение организовать работу;

·        умение обосновать выбранное решение и сделать выводы.

В творческих заданиях представлены темы уроков, лабораторных работ и внеурочного мероприятия, которые проходят в школах в период прохождения студентами педагогической практики. Поэтому, выполненные творческие задания могут использоваться студентами на педагогической практике.

Рекомендации преподавателю: выполнение творческих заданий предлагается выполнять в составе мини-групп, что позволит студентам рассмотреть различные точки зрения и подходы к реализации задания, выработать общий подход, распределить роли и решаемые задачи между членами группы. Все это позволяет формировать умение работать в команде.

Темы творческих заданий рекомендуется выдать в начале изучения модуля. Работа над выполнением заданий будет проводиться на протяжении всего периода изучения модуля. При этом следует четко сформулировать требования к выполнению задания, определить минимальный объем и критерии оценивания.

  

 

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы

Информатизация общества и образования. Направления информатизации образования, основные цели.

Цифровые образовательные ресурсы (компьютерные средства обучения), назначение, классификация. Обзор ЦОРов по химии.

Информационные технологии обучения и педагогические технологии

Понятие педагогического проектирования учебного процесса с использованием ИКТ.

Особенности преподавания химии с использованием информационных технологий.

 

6. Литература (основная и дополнительная)

        

Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

1. Методика обучения химии.

О.С. Зайцев

учебник

М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 384 с.

2. Методика обучения химии в средней школе

Чернобельская Г.М.

Учебник

М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. -336 с.

3. Практикум по методике преподавания химии.

Полосин В.С., Прокопенко В.Г.

Учебник

М.: Просвещение, 1989.

4. Педагогические технологии в предметном обучении.

Кузнецова Н.Е.

Учебник

СПб: Образование, 1995.

5. Формирование системы понятий в обучении химии

Кузнецова Н.Е.

Учебник

М.: Просвещение, 1989.

6. Химия 8-11 кл.

Габриелян О.С.

Учебники для средней школы

Изд-во Дрофа, 2002.

7. Химия 8-11 кл.

Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П.

Учебники для средней школы

Изд-во Дрофа, 1999.

Дополнительная литература

1. Современные образовательные технологии.

Селевко Г.К.

Учебник

М.: Народное образование, 1998.

2. Важнейшие классы неорганических соединений. Опорные схемы-таблицы по химии

Супоницкая И.И., Гоголевская Н.И.

Учебник

М.: Школа-Пресс, 1997.

3. Электронный учебник: теория и практика. 

 

Уваров А.Ю.

 

М.: УРАО, 1998.

4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования

 

Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат.

Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/

М.: Академия, 2000. - 272 с.

5. Информационные технологии в образовании.

Захарова И. Г.

учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.

М.: Академия, 2003. – 192 с.

 

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР

№ п/п

Наглядное

пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)

1

Биология, химия, экология

Электронное учебное издание, изд-во «Физикон», «Дрофа», 2005 г.

Электронный

2

Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория

Электронное учебное издание, изд-во МарГТУ, 2004 г.

Электронный

3

Химия 8-11 класс

Библиотека электронных наглядных пособий, изд-во «Кирилл и Мефодий», 2003 г.

Электронный

4

Подготовка к ЕГЭ по химии

Электронное учебное издание, изд-во «Физикон», «Дрофа», 2005 г.

Электронный

5

Открытая химия

Электронное учебное издание, изд-во «Физикон», 2005 г.

Электронный

6

Биотехнология

Электронное учебное издание, Министерство образования РФ, 2003 г.

Электронный

7

Тренажер по химии

Электронное пособие для подготовки к ЕГЭ, 2004 г.

Электронный

8

Органическая химия 10-11 классы

Электронное учебное издание, изд-во МарГТУ, 2003 г.

Электронный

9

«Химия»,

8 класс

Габриелян О.С.

ЦОР, дополняющие учебники. ООО "Дрофа"

 

10

«Химия»,

9 класс

Габриелян О.С.

ЦОР, дополняющие учебники. ООО "Дрофа"

 

11

«Химия»,

10 класс

Габриелян О.С.

ЦОР, дополняющие учебники. ООО "Дрофа"

 

12

«Химия»,

11 класс

Габриелян О.С.

ЦОР, дополняющие учебники. ООО "Дрофа"

 

13

Химия 8-9 классы

8 класс

Иванова Р.Г.

ЦОР, дополняющие учебники ЗАО "Просвещение-МЕДИА"

 

14

Химия 8-9 классы

9 класс

Иванова Р.Г.

ЦОР, дополняющие учебники ЗАО "Просвещение-МЕДИА"

 

 

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

         В рамках изучаемого модуля предполагается проводить текущий контроль выполнения учебных заданий на каждом занятии, самостоятельной работы, выполненной студентами при подготовке к занятиям. Все виды учебной деятельности (выступления на занятиях, участие в работе подгрупп, обсуждении и т.д.) оцениваются и входят в систему накопительной оценки по модулю (рейтинговую систему). Формой скрытого контроля являются также  задания по методике «Пятиминутное размышление» в конце каждого занятия.

по окончании изучения модуля каждый студент в составе мини-группы должен представить разработку учебно-методических материалов по теме творческого задания, провести презентацию разработанных материалов; предполагается проведение итогового тестирования.

Для оценки эффективности обучения студентов в рамках предложенного модуля планируется проведение анкетирования студентов на предварительном этапе обучения с целью определения уровня осведомленности студентов о существующих электронных средствах обучения по химии, отношения студентов к применению ЦОР в учебном процессе, а также с целью выявления уровня практической и мотивационной готовности к их применению в своей практической деятельности; после завершения модуля планируется проведение анкетирования с целью выявления у студентов положительной динамики в мотивации и готовности использовать ЦОР в профессиональной деятельности.

 

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

Все занятия в рамках изучаемого модуля проводятся с использованием компьютерных средств обучения. Практические занятия проводятся в компьютерном классе, оборудованном мультимедийными компьютерами, подключенными к локальной вычислительной сети, имеющими выход в Интернет. Самостоятельная работа студентов так же организуется в компьютерном классе. Для изучения материалов модуля необходимо программное обеспечение: стандартное, специализированное (редакторы по химии), ЦОРы (локальные и сетевые версии, а также оригиналы на CD-дисках).

При проведении занятий предлагается сделать акцент на групповой работе студентов исследовательского характера и организации самостоятельной работы, поэтому заранее (до начала проведения модульного обучения) необходимо сформировать мини-группы по 4-5 человек. Методику формирования групп определяет преподаватель с учетом пожеланий студентов. При формировании групп необходимо обратить внимание на то, что желательно в состав каждой группы включить организатора/координатора, 2-3 исполнителей и «генератора идей».

Работа каждого студента будет оцениваться по нескольким направлениям: индивидуальная работа на занятиях и самостоятельная работа (выполнение учебных заданий, посещение занятий, подготовка к занятиям, выступление на семинарах, участие в обсуждении и пр.), выполнение творческих заданий в составе группы, подготовка отчета по теме модуля. Для учета учебных достижений студентов в период проведения модульного обучения целесообразно ввести рейтинговую (накопительную) систему. Информацию о введении рейтинговой системы, требованиях, критериях и правилах начисления баллов следует довести до сведения студентов до начала обучения.

Примерная схема накопления баллов

Рейтинг

В рамках изучения модуля «Использование ЦОР при изучении темы «Моделирование» в школьном курсе информатики» вводится рейтинговая оценка учебных достижений студентов.

Вид деятельности

Пояснения (критерии)

Количество баллов

Мин. Допустимое

Максимум

Индивидуальная работа

1. Посещение занятий

 

4

6

2. Практические занятия

Подготовка к занятиям;

Выполнение учебных заданий;

Пятиминутное рассуждение;

Самостоятельная домашняя работа

4*4

6*4

3. Творческая мастерская

Заполнение оценочных листов;

Участие в обсуждении;

Выступление на «Творческой мастерской»

3

5

4. Тестирование

 

11

20

Работа в составе группы

5. Личное участие в групповой работе (оценивается участниками группы).

- выполнение поручения по теме творческого задания;

- участие в подготовке фрагмента урока к «Творческой мастерской»;

- участие в подготовке итогового отчета и представления результатов работы группы

3

 

3

 

3

5

 

5

 

5

6. Общие результаты работы всей группы

- организация, проведение и оформление материалов фрагмента урока, представленного на «Творческой мастерской»

- Материалы творческого задания по теме модуля;

- Организация и проведение защиты творческого задания.

5

 

 

 

5

 

 

5

10

 

 

 

10

 

 

10

Итого:

58

100

Для получения зачета студент должен набрать не менее допустимого количества баллов по каждому виду деятельности. Для оценивания творческих заданий разработаны критерии.

 

 

Рабочая программа разработана на основании требований ГОС и учебного плана специальности 032300 – учитель химии с дополнительной специальностью биология; 032400 – учитель биологии с дополнительной специальностью химия

 

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры _______________________________

и утверждена на 200__/200__ учебный год.

Протокол № ___ от «___»__________200__г.

 

Заведующий кафедрой _________________  _______________________

подпись                                фамилия, инициалы