ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра химии

Учебно-методический комплект модуля: Методика использования ЦОР на уроках и внеурочной работе по химии

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

 

 

Специальность         032300 - учитель химии с дополнительной специальностью биология; 032400 - учитель биологии с дополнительной специальностью химия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2008

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

 

1. Учебные цели и задачи выполнения творческого задания

Повысить уровень самостоятельности студентов, активизировать познавательную деятельность, стимулировать творческий подход при решении профессиональных задач. 

2. Порядок выполнения творческого задания.

Выполнение творческого задания (ТЗ) в рамках данного модуля является обязательным и предполагает групповую работу.

После выбора темы, необходимо определить подзадачи и распределить обязанности в группе.

На выполнение ТЗ отводится 2 недели (время обучения в рамках модуля). Объем выполненной работы должен быть не менее 30 печатных страниц.

Тематика ТЗ содержит 5 типов заданий. При выполнении ТЗ следует учесть рекомендации:

1. Проанализировать изучаемые  цифровые образовательные ресурсы. Разработать систему уроков по теме и технологию использования ЦОР в системе уроков

Разрабатываемая система уроков должна полностью охватывать выбранную тему и содержать уроки различного типа: объяснение нового материала, обобщения, закрепления, контроля и проверки, лабораторные и практические занятия. Особый акцент следует сделать на разработку технологии внедрения в учебный процесс ЦОР по теме, дать аргументированные обоснования преимущества использования ЦОР по сравнению с другими способами представления информации. Дополнительные теоретические и справочные материалы в приложении 1.

2. Разработать методику использования виртуальных опытов при изучении темы

Подобрать опыты по выбранной теме, используя предложенные для изучения ЦОРы, особое внимание уделить «Виртуальной лаборатории», провести классификацию опытов (см. практическое занятие №3). Показать возможность использования этих опытов на различных этапах урока (демонстрационный, обобщающий, экспериментальный) в рамках выбранной темы. Разработать методику проведения лабораторных работ с использованием виртуальных опытов.

3. Разработать методику использования ЦОР для закрепления материала по теме «Основные классы неорганических соединений»

При выполнении данного задания следует разработать вопросы, составить задачи подобрать материалы для закрепления предложенной темы, особое внимание уделить разработке методики использования ЦОР на уроках и при организации самостоятельной работы учащихся.

4. Разработка коллекции наглядных электронных пособий по теме «Генетическая связь основных классов неорганических соединений»

Коллекция наглядных электронных пособий по заданной теме может содержать различные объекты: таблицы, схемы, демонстрации, слайды, электронные плакаты, анимационные фрагменты, модели и т.п. При создании коллекции следует обратить внимание на подготовку методических рекомендаций к каждому объекту: цель использования, дидактические возможности, место применения, время демонстрации, необходимые программные и технические средства. В коллекцию могут быть включены фрагменты ЦОР, объекты из Интернета, разработанные самостоятельно. Дополнительные сведения представлены в приложении 3.

5. Разработать методику проведения внеклассного мероприятия и методику использования ЦОР

Разработать методику и технологию проведения внеклассного мероприятия по предложенной теме, подобрать материалы, задания, придумать сценарий, продумать оформление и пр. Особое внимание уделить технологии использования ЦОР. Справочные материалы представлены в приложении 2.

 

3. Требования к оформлению

Выполненное ТЗ должно быть представлено в электронном и печатном виде. Работа должна быть оформлена соответствующим образом:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основная часть (разработанные материалы);

- заключение;

- библиографический список, ссылки на Интернет-ресурсы;

- приложения.

Текст печатается на одной стороне стандартного формата А4 через один интервал, Times New Roman, 14 pt,  красная стро­ка – 1,25 см, выравнивание по шири­не. Размер левого поля – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего – по 20 мм. Нумерация страниц начинается с титульного листа, но номер его страницы не указывается. Все остальные страницы нумеруются по порядку, размещая номер в середине верхнего или нижнего поля.

4. Порядок подготовки к защите творческого задания

Подготовка к защите заключается в оформлении электронного и печатного варианта творческого задания, а также подготовке выступления, отражающего цели и задачи работы, основное содержание выполненной работы, полученные результаты, наиболее сильные стороны выполненной работы. Продолжительность выступления – не более 15 минут.

Защита творческих заданий предполагает выступление группы, выполнявшей ТЗ перед студентами и преподавателем. После каждого выступления присутствующие на защите участники задают вопросы, чтобы прояснить некоторые моменты, выяснить насколько глубоко проработана тема исследования и насколько эффективно. Важно обеспечить активную защиту выполненных творческих заданий. Для этого можно для каждого представляемого к защите проекта выбрать «черного» и «белого» оппонентов, которые должны отметить недостатки и преимущества выполненного творческого задания.

Каждая работа оценивается: при этом оценку своей работы получает каждый участник группы, учитывается выступление на защите, наконец, оценивается вся работа в целом.

Критерии оценки творческих заданий:

-        Соответствие предъявляемым требованиям;

-        Полнота реализации;

-        Оригинальность использованных педагогических приемов, подходов, идей и пр.;

-        Общее впечатление от выступления на защите.

 

5. Тематика творческих заданий

№ п/п

Наименование индивидуального проекта

Неделя семестра, на которой выдается задание

1

Разработать систему уроков и методику использования ЦОР по следующей теме

Тема творческого задания выдается на первой неделе изучения модуля

А)

Подгруппа углерода. Углерод, его свойства, применение

Б)

Подгруппа углерода. Кремний, его свойства, применение

В)

Оксиды. Классификация, получение, химические свойства

2

Разработать методику использования виртуальных опытов при изучении темы

А)

Свойства неорганических кислот

Б)

Свойства углерода и его соединений

3

Разработать методику использования ЦОР для закрепления материала по теме «Основные классы неорганических соединений»

4

Создание коллекции наглядных электронных пособий по теме «Генетическая связь основных классов неорганических соединений»

5

Разработать методику проведения внеклассного мероприятия и методику использования ЦОР

А)

Химический вечер «Необычные свойства обыкновенных веществ»

Б)

Конференция по химии «Производство неорганических кислот. Экологические проблемы»

Приложение 1

Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. –

М.: Айрис-пресс, 2006. – 256 с. – (Высшее образование).

 

Требования к уроку

 

Дидактические (образовательные)

Четкое определение места урока в системе уроков по теме

Определение оптимального содержания урока в соответствии с учебной программой

Осуществление принципов обучения

Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля

Осуществление различных видов коллективной, групповой и индивидуальной работы

Реализация межпредметных связей

Развивающие

Формирование памяти, внимания, мышления

Развитие познавательных интересов, положительной мотивации

Всесторонний учет уровня развития и психологических особенностей учащихся

Формирование потребностей в знаниях, готовности к самообразованию

Формирование учебной деятельности учащихся

Формирование творческих способностей, создание проблемных ситуаций

Воспитательные

Формирование мировоззрения и самостоятельных мировоззренческих позиций

Воспитание нравственных качеств, эстетического восприятия мира

Соблюдение учителем педагогического такта, выдержки, терпения

Создание положительного эмоционального фона

Обогащение опыта общения и отношений

Организационные

Наличие продуманного плана проведения урока

Организационная четкость проведения урока: высокая плотность урока, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность

Сознательная рабочая дисциплина учащихся

Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, ТСО и информационных технологий

Структурная гибкость и подвижность урока

Целостность, завершенность отдельного урока и их системы внутри темы, раздела

 

Структурные элементы урока

 

Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение его основных характеристик при различных вариантах сочетания

Организация начала урока

Закрепление

Организация готовности к совместной деятельности

Мобилизующее начало

Специальные задания после объяснения нового материала

Акцентирование внимания на опорных моментах материала

Связь теоретического материала с практикой

Выработка умений и навыков применения знаний

Постановка цели и задач урока

Повторение

  • Формулировка цели и задач урока
  • Осознание и принятие цели и задач урока учащимися
  • Систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам
  • Введение элементов поискового характера

Проверка домашнего задания

Подведение итогов урока

  • Определение степени усвоения изученного и готовности к восприятию нового
  • Выявление возникших затруднений в усвоении изученного
  • Выяснение степени ответственности учащихся
  • Выяснение: чему научились на уроке, что узнали нового
  • Оценка качества работы на уроке

Объяснение

Домашнее задание

  • Научная, увлекательная и доступная подача учебного материала с активным привлечением учащихся
  • Сообщение задания на дом
  • Разъяснение основных идей
  • Разъяснение способов его выполнения

 

Трудности при проведении уроков и пути их преодоления

Трудности

Пути преодоления

Обеспечение полного соответствия содержания урока образовательным, воспитательным и развивающим задачам

Подбор необходимого теоретического и практического материала, обеспечивающего решение всех задач

Выделение в содержании главного, существенного

  • Выделение ведущей цели урока
  • Определение содержания каждого логически завершенного этапа урока
  • Уяснение их основных задач

Межпредметная ориентация содержания урока

  • Устранение дублирования материала
  • Опора на материал, известный учащимся из других предметов

Соответствие объема содержания материала урока отводимому на его изучение времени

  • Выбор необходимого и достаточного объема информации
  • Отбор реального количества используемых средств, адекватных методов и видов деятельности

Дифференциация содержания образования для учеников с разным уровнем подготовленности

Подготовка заданий и продумывание видов деятельности учащихся на уроке, ориентированных на разный уровень их подготовленности и способностей

 

Пути совершенствования урока

F  Создание свободной, творческой, максимально продуктивной психологической атмосферы в классе, основанной на уважении и доверии к обучаемым;

F Формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности;

F Вооружение учащихся умениями и навыками учиться, формирование учебной деятельности;

F Практическая направленность обучения, обеспечивающая овладение прочными умениями и навыками, облегчающими учение и дающими уверенность в своих силах;

F Организация на уроках условий для творческой деятельности как учащихся, так и учителя.

 

Технические средства педагогического процесса

 

Технические средства педагогического процесса – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации.

 

Дидактические особенности

 

Классификация технических средств

По функциональному назначению

Для передачи учебной информации, контроля знаний, обучения и самообучения, тренажерные, вспомогательные, комбинированные

По принципу устройства и работы

Механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные

По логике работы

С линейной программой, не зависящей от обратной связи, с разветвленной программой

По характеру воздействия на органы чувств

Визуальные, аудиосредства, аудиовизуальные

По характеру предъявления информации

Экранные, звуковые, экранно-звуковые

 

Требования к техническим средствам

 

Типичные педагогические ошибки применения ТС

 

Компьютер в учебно-воспитательном процессе

 

Мультимедиа компьютеры – компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющих воспроизводить, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

 

Значение в учебно-воспитательном процессе

 

Задачи применения компьютера в обучении

 

Обучение с применением компьютера надо строить так, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина и что только он несет ответственность за последствия принятого решения.

 

Виды обучающих компьютерных программ:



Преимущества использования компьютера в обучении

 

Аспекты анализа обучающих компьютерных программ

 

Недостатки использования компьютера в обучении

 

 

Приложение 2

Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. –

М.: Айрис-пресс, 2006. – 256 с. – (Высшее образование).

 

Внеклассная и внешкольная воспитательная работа

Внеклассная воспитательная работа – воспитательная работа, проводимая классными руководителями (наставниками) и учителями-предметниками с учащимися своей школы во внеучебное время.

Задачи

·         Осуществление разностороннего воспитания;

·         Воспитание общественной и познавательной активности;

·         Пробуждение и углубление интереса к различным областям знаний и видам деятельности;

·         Выявление и развитие способностей;

·         Осуществление профессиональной ориентации;

·         Культурная организация досуга.

Принципы

·         Добровольность в выборе форм и направлений внеучебных занятий;

·         Комплексный подход к реализации целей воспитательной работы, системность;

·         Инициатива и самодеятельность детей, личная ориентированность;

·         Романтика, игра, интерес;

·         Сочетание массовых, индивидуальных и коллективных форм работы;

·         Преемственность и взаимодействие всех видов внеучебной воспитательной работы.

Виды

По содержанию:

·         Общие – лекции, вечера, конкурсы;

·         Специальные – формы эстетического воспитания, формы гражданского воспитания и т.д.

По количеству участников:

·         Индивидуальные;

·         Групповые;

·         Массовые.

 

Приложение 3

Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. –

М.: Айрис-пресс, 2006. – 256 с. – (Высшее образование).

 

Средства целостного педагогического процесса

Средства целостного педагогического процесса – совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции.

 

Дидактические возможности

 

Требования

 

Условия применения

 

Классификация

1) Предметная: реальные или натуральные объекты)

 

2) Изобразительная

2.1)Образная

Словесная

Объемная

Плоскостная

Слово

  • Литературные образы
  • Словесное рисование и т.п.

Статическая

  • Макеты
  • муляжи
  • картины
  • иллюстрации
  • репродукции
  • рисунки
  • открытки и т.п.

Дидактические материалы

  • опорные сигналы
  • дидактические карточки
  • конспект-схемы и т.п.

Динамическая

  • модели и т.п.

2.2) Символическая

 

 

Ссылка на открытую коллекцию цифровых образовательных ресурсов:
school-collection.
edu.ru

 

 

 



[1] Дигитализация обучающих компьютерных программ – приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод.