ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра химии

Учебно-методический комплект модуля: Методика использования ЦОР на уроках и внеурочной работе по химии

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

 

Специальность         032300 - учитель химии с дополнительной специальностью биология; 032400 - учитель биологии с дополнительной специальностью химия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2008

СТРУКТУРА

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

 

Тема: Анализ ЦОР с точки зрения педагогического проектирования учебного процесса

Продолжительность 2 часа

 

1. Учебная и воспитательная цели: создать условия для самостоятельного изучения программных продуктов учебного назначения по химии и  определения дидактической целесообразности их использования в учебном процессе.

Развитие самостоятельности и ответственности при выполнении работы, усиление положительной мотивации студентов к профессиональной деятельности в период прохождения педагогической практики.

Развитие практических навыков работы с ЦОР, умений анализировать электронные образовательные ресурсы с точки зрения дидактических возможностей их использования в учебном процессе.

 

2. Краткие теоретические, справочно-информационные материалы по  теме занятия

Представлены в папке «Дополнительные материалы/ К практическим занятиям», файл Приложение 1.doc.

3. Раздаточный материал, используемый на занятии (на усмотрение преподавателя может быть представлена одна из ниже приведенных схем анализа и оценки ЦОР)

 

1. Схема анализа ЦОР

  1. Название ЦОР.
  2. Тип ЦОР: обучающая программа; демонстрационная программа; тестирующая; тренажер; моделирующая, виртуальная лаборатория; справочник; энциклопедия; развивающая игровая программа; другое (что именно).
  3. Кому адресован ЦОР: дошкольник; учащийся; студент; учитель; другое.
  4. Цель использования ЦОР: воспитательная; обучающая; контролирующая; методическая; ознакомительная; развивающая; другое.
  5. Область применения:  на этапах урока (объяснение материала, закрепление материала; контроль основных умений); для проведения лабораторных практикумов; на уроке для дополнительной работы; индивидуальное самостоятельное использование (учениками, учителем); для подготовки собственных электронных материалов; другое.
  6. Интерфейс ЦОР: навигация, дизайн, цветовое оформление, легкость в обращении.
  7. Наглядность: анимационные модели, интерактивные модели, демонстрационный материал, видео фрагменты.
  8. Возможность выборочного (фрагментарного) использования видео-, аудио-, фото- при создании собственных разработок.
  9. Наличие методического сопровождения или поддержки через Интернет.
  10. Наличие контроля в виде: заданий, блоков тестирования, контрольных вопросов, и по какой степени сложности они различаются; ведение журнала регистрации и успеваемости.
  11. Возможность распечатки и копирования материала.
  12. Трудность самостоятельного освоения учителем: легко; нужна помощь; требуется обучение.
  13. Трудность самостоятельного освоения учениками: легко; нужна помощь; требуется обучение.

 

2. Схема анализа ЦОР

 

1. Автор (название организации), название, год издания.

2. Структура ЦОР (на какие разделы разбит учебный материал и как это сделано). Наличие сопроводительных печатных материалов (методических и технических).

3. Содержание ЦОР:

   а) соответствие по содержанию и объему учебного материала Государственному стандарту и обязательному минимуму содержания образования по химии;

   б) имеется ли рабочая учебная программа курса химии или планы проведения занятий с использованием данного ЦОР;

4. Анализ задач и упражнений ЦОР:

   а) достаточно ли задач и упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы;

  б) расположены ли они с нарастанием трудности их решения;

  в) соответствует ли содержание задач целям воспитания учащихся;

  г) имеются ли задачи для устных вычислений, а также задачи повышенной сложности?

  д) имеются ли задачи с занимательным и историческим содержанием?

5. Доступным ли языком излагается содержание учебного материала; его убедительность; красочность; простота и т.п. Приведите примеры.

6. Как предполагается предъявлять учебную информацию учащимся (чертежи, рисунки, графики, видеоинформацию и т. п.), их качество и эргономичность (размер и тип шрифта, цвета текста и фона, яркость, размер и качество иллюстраций)?

7. Имеется ли возможность для учащихся работать совместно по сети?

8. Есть ли материал для внеклассной работы?

9. Реализованы ли в ЦОР межпредметные связи курса химии?

10. Каковы методические отличия данного ЦОР от других электронных ресурсов?

11. Ваше мнение о ЦОР.

 

3. ОЦЕНКА ЦОР

(макет экспертной оценки)

 

ДАТА: __.__.____ ОЦЕНИВАЮЩИЙ: _____________________ ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: ______
1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
______________________________________________________________________________
Предмет: Тема: Возраст или
степень обучения:
_______________________________________________________________________________
Название программы: Год выпуска:
________________________________________________________________________________
Тип программы:
________________________________________________________________________________
Краткое описание программы:

Язык:
_________________________________________________________________________________
Сопутствующий учебный материал:
_________________________________________________________________________________
Аппаратные средства:
_________________________________________________________________________________
Язык программирования:

Разрешение на копирование: да/нет

Наличие документации: да / нет
_________________________________________________________________________________
Цена:
_________________________________________________________________________________
Авторы: Издатель/Распространитель:
_________________________________________________________________________________

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
__________________________________________________________________________________
Требуемые технические знания:
__________________________________________________________________________________
Графика, цвет, звук, датчики и т.д.
__________________________________________________________________________________
Технический уровень:

Оценка:
__________________________________________________________________________________

3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
__________________________________________________________________________________
Цель/цели программы:
__________________________________________________________________________________
Требования к учащемуся:
__________________________________________________________________________________
Ожидаемый учебный эффект:
__________________________________________________________________________________
Требуемое время (подготовка/применение):
__________________________________________________________________________________
Дидактический уровень:

Оценка:
__________________________________________________________________________________
Степень интерактивности:


Оценка:
__________________________________________________________________________________
Позитивные аспекты:
__________________________________________________________________________________
Общее впечатление/особенности с педагогической точки зрения:
__________________________________________________________________________________

4. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ

__________________________________________________________________________________

 

1. Итоговая оценка

отлично, хорошо, удовлетворительно, посредственно, неудовлетворительно
    (++)               (+)                      (0)                                  (-)                                        (--)

Итоговая оценка не должна превышать оценки по трем параметрам: технический уровень, дидактический уровень и степень интерактивности. Хорошие и отличные программы удовлетворяют предъявляемым требованиям (см. пункт 3).

2. Тип программы
Определение типа программы зависит от связываемых с ней дидактических намерений (включая сопутствующий материал): диагностическая, тренировочная, обучающая, управляющая, имитационная, «микромир», моделирующая, файл данных, по обработке текстов, по составлению таблиц, инструментальное программное средство, измеряющая и т. д. Программы, управляемые преподавателем, учащимся или тем и другим, пометьте соответственно (П), (У) или (П/У), индивидуальные программы — (и), серийные — (с).

3. Критерии качества
Учебные программы уже достигли такого уровня, что вполне можно определить критерии в отношении технических, дидактических и интерактивных свойств, которым должна отвечать любая хорошая или отличная программа. Предъявляемые требования зависят от конкретного типа программы.

Технический уровень:

Прогон программы (запуск, ввод данных, управление)
Автостарт
Надежность работы (например, при неправильном нажатии клавиш);

Демонстративный прогон (с указанием параметров);

Остановка без сбоя;

Повтор частей программы;

Отмена ввода;

Последовательность и ясность функций клавиш;

Приемлемые временные ограничения;

Распознавание, запуск и управление программой;

Четкость общего представления программы (уровни меню);

Понятность комбинаций на клавиатуре;

Функции подсказки;

Качество графики на экране дисплея;

Четкость изображения;

Соответствие изображения на экране содержанию;

Графические средства (цвет, рамки, анимация);

Расположение изображения на экране (центрирование, разумное использование пространства).

Текст

Использование прописных и строчных букв, различных шрифтов;

Читабельность;

Выдержанность интервалов между строками и буквами.

Графика

Четкость изображения (например, контуров);

Привлекательность формы;

Равномерность и плавность движения;

Подключение периферийного оборудования;

Возможности для работы в локальной и/или глобальной сети;

Возможности для измерений и вывода сигнала;

Возможности распечатки изображения с экрана;

Возможности распечатки записанных результатов.

Дидактический уровень:

Цели, содержание и методы.
Обоснованность выбора целей и содержания;

Образовательная ценность;

Согласованность целей, содержания и методов;

Отражение современного состояния научных и педагогических знаний;

Форма представления (графика, таблицы, текст);

Взаимосвязь между формой представления, порядком прогона программы и содержанием;

Форма представления и порядок прогона программы свободны от всякого рода неоправданных трюков;

Воздействие;

Приобретение нового учебного материала или возникновение новых форм обучения, немыслимых без компьютера.

Степень интерактивности:

Возможность вмешательства преподавателя (П) и учащегося (У);

Наличие различных уровней трудности/сложности;
Возможность выбора вариантов содержания учителем (и учащимся);

Возможность изменения скорости работы;

Возможность полного использования параметров;

Возможность ввода и обработки реальных данных;

Возможность модификации программы/данных;

Возможности обратной связи

Прием и выдача вариантов ответов;

Наличие функции анализа ошибок;

Программа вписывается в рамки других методов обучения;

Предложения по использованию дополнительных источников;

Стимулирование других видов деятельности (без применения компьютера);

Содействие развитию сотрудничества между учащимися.

 

 

ВСЕ НЕДОСТАТКИ В СОБЛЮДЕНИИ ЭТИХ КРИТЕРИЕВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УКАЗАНЫ !

Общее впечатление/особенности с педагогической точки зрения.

Отразите ваше общее впечатление от программы или отметьте ее особые характеристики одним броским словом или выражением.

Опыт применения.

Опробована ли программа в реальной обстановке, т.е. имеются ли данные о конкретном опыте ее использования в учебных целях? Какие эмпирические результаты получены о воздействии программы? Достигнуты ли поставленные в программе цели? Если да, то какие? Если нет, то какие?

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятия

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

Компьютерный класс

Организация работы с ЦОР

мультемедийный

Желательно наличие наушников

Комплект ЦОР

Объект изучения

 

 

Список ЦОР, необходимых для проведения занятия

№ п/п

ЦОР

Описание

Носитель информации

1

Биология, химия, экология

Электронное учебное издание, изд-во «Физикон», «Дрофа», 2005 г.

жесткий диск, сервер, или CD-диск  

2

Тренажер по химии

Электронное пособие для подготовки к ЕГЭ, 2004 г.

жесткий диск, сервер, или CD-диск

3

Органическая химия 10-11 классы

Электронное учебное издание, изд-во МарГТУ, 2003 г.

жесткий диск, сервер, или CD-диск

4

Химия 8-11 класс

Библиотека электронных наглядных пособий, изд-во «Кирилл и Мефодий», 2003 г.

жесткий диск, сервер, или CD-диск

5

Подготовка к ЕГЭ по химии

Электронное учебное издание, изд-во «Физикон», «Дрофа», 2005 г.

жесткий диск, сервер, или CD-диск

6

Открытая химия

Электронное учебное издание, изд-во «Физикон», 2005 г.

жесткий диск, сервер, или CD-диск

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы

·        Изучить материалы лекции;

·        Изучить программы по школьному курсу химии, особое внимание обратить на 3-4 четверть (период прохождения педагогической практики);

·        Изучить учебники по химии, особое внимание обратить на разделы, изучаемые в 3-4 четверти (период прохождения педагогической практики);

·        Изучить теоретические и справочно-информационные материалы по теме занятия;

·        Рекомендуемая литература для подготовки к занятию:

- Уваров А. Ю. Электронный учебник: теория и практика. – М.: УРАО, 1998.

- Козленко А. Электронный учебник для школы: основные характеристики, особенности и технологии. // e-Learning World. №6. – 2005. – с.50-59

6. Рекомендации по использованию информационных технологий

Компьютерный класс (возможно использование одного компьютера парой студентов), оснащенный мультимедийными компьютерами, подключенными к локальной вычислительной сети. Комплект изучаемых ЦОР необходимо заранее установить.

 

7. Практические задания

Научиться запускать ЦОР и корректно завершать работу с ним;

- Изучить средства навигации по ЦОР, служебную и справочную информацию;

- Проанализировать выбранный диск, заполняя карточку макета экспертной оценки;

- Предложить темы уроков (3-4 четверть, период прохождения педагогической практики), на которых можно использовать материалы данного диска;

- Предложить этапы урока, на которых можно использовать диск или фрагменты диска (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний);

- Отметить те материалы диска, которые могут быть использованы при выполнении творческого задания;

- Заполнить таблицу:

Название ЦОР:

Тема урока

Раздел/фрагмент ЦОР

Назначение (как может быть использован?)

 

 

 

Тема творческого задания:

Раздел/фрагмент ЦОР

Назначение (как может быть использован?)

 

 

 

 

- В составе мини-группы подготовить краткую аннотацию по изученному ЦОР.

8. Задания студентам для самостоятельной (домашней) работы

§       Самостоятельно завершить изучение комплекта ЦОР по химии и закончить заполнение макета оценки;

§       Отметить разделы ЦОР, необходимые для выполнения выбранного творческого задания;

§       Подготовиться к выполнению следующей практической работы, для чего вспомнить (курс «Математика-информатика», программа «Intel обучение для будущего») приемы работы в Power Point; подобрать необходимый теоретический и иллюстративный материал для создания презентации по теме «Химические свойства оксидов»; продумать проект создания презентации по данной теме с возможностью ее использования на уроке: а) при объяснении нового материала; б) при закреплении изученного материала. Подготовить «заготовку» презентации: оформить титульный лист, выбрать стиль оформления, цветовую схему, создать необходимое количество слайдов и их структуру. При подготовке к выполнению данного задания следует иметь в виду, что на занятии будет предоставлено ограниченное время для завершения создания учебной презентации и ее анализ.

 

1.      Контрольное задание по теме занятия

«Пятиминутное рассуждение»

Студентам предлагается за 5-7 минут письменно раскрыть следующие вопросы: каково ваше мнение по поводу рассмотренных на занятии ЦОРов, каково ваше отношение к применению компьютеров и обучающих программ в преподавании химии, может ли применение ЦОРов и использование новых технологий повлиять на качество обучения по химии.

При выполнении задания обратить особое внимание на аргументацию высказываемых мнений и суждений.

 

10. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Для проведения занятия необходимо заранее установить ЦОРы, проверить их работоспособность, приготовить оригиналы ЦОР на CD-дисках, подготовить раздаточный материал.

В организационной части занятия  (5-7 минут) преподаватель

·       напоминает, что в соответствии с требованиями ГОС ВПО 2005 будущий учитель должен овладеть умениями использовать различные средства обучения, в том числе и компьютер;

·       уточняет, что на всех последующих 4-х занятиях, включая настоящее, студенты будут заниматься изучением содержания и методикой использования специальных цифровых ресурсов по химии;

·       обращает внимание студентов на то, что заключительное 5-е практическое занятие планируется провести в виде «Творческой мастерской», на которой будут представлены их методические разработки по теме творческого задания;

·       предлагает группе разбиться на 6 мини-групп по 3-4 человека в каждой;

·       формулирует тему, цель занятия и определяет задание мини-группам и каждому студенту, выдает бумажные варианты схемы анализа ЦОР:

1-я мини-группа работает с ЦОР «Биология, химия, экология»;

2-я мини-группа работает с ЦОР «Тренажер по химии»;

3-я мини-группа работает с ЦОР «Органическая химия 10-11 классы»;

4-я мини-группа работает с ЦОР «Химия 8-11 класс»;

5-я мини-группа работает с ЦОР «Подготовка к ЕГЭ по химии»;

6-я мини-группа работает с ЦОР «Открытая химия».

В практической (основной) части занятия, посвященной анализу ЦОР и защите отчета-аннотации изученного диска, студенты самостоятельно работают, имея общее задание на группу, но каждый работает за индивидуальным компьютером и заполняет свою анкету по анализу ЦОР. Через 15 минут индивидуальной работы студенты каждой мини-группы начинают обсуждать результаты работы и составляют отчет-аннотацию. После 1 часа индивидуально-групповой работы начинаются отчеты-аннотации. При этом каждая следующая выступающая мини-группа дополняет и сравнивает свои результаты с отчетом предыдущих групп. На представление каждой аннотации отводится 3 минуты.

В заключительной части (5-7 минут) занятия проводится (на усмотрение преподавателя) либо выполнение задания «Пятиминутное рассуждение», либо компьютерное тестирование (тест-анкета прилагается) и выдаются домашнее задание к практическому занятию №2,  рекомендации по его выполнению и тематика итоговых творческих заданий. Домашнее задание студенты могут выполнять тем же составом мини-групп, который был на занятии.

В случае решения преподавателя выполнять в заключительной части занятия «Пятиминутное рассуждение» необходимо заранее заготовить бланки (лист А4) с заданием и чистым полем для записи.

Выдавая студентам домашнее задание, следует обратить их внимание на подготовку материалов к учебной презентации и разработку «заготовки» самой презентации. Следует заранее объявить мини-группам, для какого этапа проведения урока они должны будут разработать учебную презентацию.

Тест-анкета к практической работе №1

 

  1. Название анализируемого ЦОР ____________________________________________

2. Содержится ли в ЦОР достаточное количество заданий

·                    на понимание материала?

Да                   Недостаточно                       Не в полной мере

·                      на формирование основных умений, предусмотренных программой?

Да                   Недостаточно                       Не в полной мере

·                      для развития интереса к предмету?

Да                   Недостаточно                       Не в полной мере

·                      применение знаний в нестандартных ситуациях?

Да                   Недостаточно                       Не в полной мере

·                      исследовательского характера?

Да                   Недостаточно                       Не в полной мере

·                      на работу с дополнительными источниками информации?

Да                   Недостаточно                       Не в полной мере

3.      Охарактеризуйте кратко материал ЦОР (подчеркните подходящее определение из списка; если нужно, добавьте свои).

Разнообразный; интересный; сложный; слишком простой; однообразный; скучный; громоздкий; ___________________________________________.

4.      Соблюдено ли в системе представления материала  правило дидактики – следования от простого к сложному?

Да                   Нет                 Не всегда

5.      Обеспечивает ли система заданий ЦОР возможность работы с учениками разного уровня подготовки?

Да                   Нет                 Лишь частично

6.      Имеются ли в ЦОР образцы решения задач?

Да                   Нет                 Не обнаружил

7.      Достаточно ли в ЦОР иллюстративного материала?

Да                   Нет                 Затрудняюсь ответить

8.      Способствует ли иллюстративный материал более глубокому пониманию химии?

Да                   Не вполне                 Нет

9.      Представлены ли в содержании ЦОР связи со смежными дисциплинами?

Да                   Нет                   Затрудняюсь ответить

10.  Способствуют ли вопросы, помещенные в ЦОР,  обобщению и систематизации учебного материала?

Да                   Нет                 Не вполне

11.  Имеются ли в ЦОР фактические ошибки и неточности?

Да                   Нет                 Не обнаружил

12.  Ваши замечания и суждения о возможности использования ЦОР?

 

 

СТРУКТУРА

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

 

Тема: Создание учебных презентаций и их использование на уроках химии

Продолжительность 2 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель

Развитие коммуникативных навыков, культуры общения, самостоятельности и ответственности при выполнении работы, усиление положительной мотивации студентов к профессиональной деятельности в период прохождения педагогической практики.

Развитие навыков самостоятельного создания простейших электронных образовательных ресурсов, предназначенных для использования в учебном процессе с учетом целей различных этапов проведения урока.

Развитие практических навыков создания презентаций учебного назначения, умений анализировать содержание учебного материала, подбирать необходимую учебную информацию, наглядные средства и методические приемы активизации учебной деятельности учащихся на различных этапах проведения урока.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные материалы по теме занятия

Представлены в папке «Дополнительные материалы/ К практическим занятиям», файл Приложение 2.doc.

3. Перечень раздаточного материала, используемого на занятии

Дискета с электронными материалами по теме «Химические свойства оксидов»; школьные учебники по химии: О.С. Габриэлян Химия 8-11 кл. Изд-во Дрофа, 2002; Л.С. Гузей, В.В. Сорокин, Р.П. Суровцева. Химия 8-11 кл. Изд-во Дрофа, 1999.

4. Технические и программные средства, необходимые для проведения занятия

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

Мультимедийный проектор

Для демонстрации

 

 

Проекционный экран

Проецирование изображения проектора

 

 

Колонки

Для воспроизведения звукового сопровождения презентации

 

 

Персональные компьютеры

Для создания презентации

Имеют CD DVD-привод

 

Программа Power Point

Для создания презентации

 

 

Сканер

Для сканирования изображений с бумажных носителей

 

 

Программы для обработки изображений

Обработка отсканированных изображений

 

 

Комплект ЦОР по химии

Использование фрагментов для презентации

 

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы

Для подготовки к занятию необходимо изучить материалы:

- Создание эффективных презентаций к докладам и выступлениям. Федерация Интернет образования (электронные материалы)

- Создание презентаций и техника эффективного выступления. Московский Центр Интернет-образования, 2004. Ястребов Л.И., 2004.

- Классификация презентаций. Московский Центр Интернет-образования, 2004. Ястребов Л.И., 2004.

- Краткие указания по работе с программой Microsoft PowerPoint. Московский Центр Интернет-образования, 2004. Карелова Е.И., 2004.

- Школьные учебники по химии: О.С. Габриэлян Химия 8-11 кл. Изд-во Дрофа, 2002; Л.С. Гузей, В.В. Сорокин, Р.П. Суровцева. Химия 8-11 кл. Изд-во Дрофа, 1999.

- Д.П. Ерыгин, Е.А. Шишкин. Методика решения задач по химии. М.: Просвещение, 1989.

Проанализировать материалы учебника и дополнительной литературы по теме «Химические свойства оксидов»; выбрать материалы, необходимые для создания презентации с целью использования на уроке: а) на этапе объяснения нового материала; б) на этапе закрепления изученного материала.

Сформулировать цели, стоящие перед учителем на этапе объяснения материала и на этапе закрепления материала, при этом выделить основные различия использования презентации на каждом этапе, определить основные различия в содержании и представлении материалов презентаций.

6. Рекомендации по использованию информационных технологий

Занятие проводится в компьютерном классе, с использованием настенного или переносного экрана и мультимедийного проектора.

7. Практические задания студентам

1. Разработать презентацию учебного назначения по теме «Химические свойства оксидов» (для определенного этапа урока), используя материалы, подготовленные заранее самостоятельно, а также, материалы, представленные на дискетах.

2. Представить разработанную презентацию одногруппникам и преподавателю;

3. Подготовить описание и самооценку разработанной презентации по следующей схеме:

§         Тема: «Химические свойства оксидов»

§         Класс: ________

§         Учебник:_______________________________________

§         Место презентации на уроке: объяснение нового материала / закрепление (подчеркнуть)

§         Количество слайдов:________________

§         Количество иллюстраций:______________________

§         Количество схем/таблиц:_______________________

§         Предполагаемое время демонстрации:___________________

§         Структура презентации: линейная (последовательное воспроизведение слайдов) / разветвленная (с использованием переходов по гипертекстовым ссылкам или активным кнопкам)

§         Управление презентацией: смена слайдов осуществляется пользователем (по нажатию кнопки мыши или клавиатуры) / по времени

§         Назначение презентации: сопровождение объяснения учителя / самостоятельное изучение учениками / ___________________________

§         Для достижения учебных целей (в зависимости от этапа урока) в презентации использованы следующие приемы:

- Содержание материала, его объем и распределение по слайдам тщательно продуманы и соответствуют педагогическим задачам выбранного этапа урока:

§         В полной мере;

§         Недостаточно;

§         Совершенно не соответствует

- Оформление презентации подобрано адекватно ее назначению и содержанию:

§         В полной мере;

§         Недостаточно;

§         Совершенно не соответствует

- Для расстановки смысловых акцентов (определения, основные понятия, формулы и т.д.) использованы: цвет / размер и начертание шрифта / анимация / _______________

- Заполнение таблиц, построение схем осуществляется постепенно, имитируя работу ученика в тетради: да / нет / иногда

- Анимационные эффекты, использованные в презентации:

§ полностью отсутствуют;

§ продуманы, уместны и целесообразны;

§ чрезмерны, излишне многочисленны

- При этом использованные анимационные эффекты:

§ акцентируют внимание учащихся;

§ задают определенный стиль оформления, ритм подачи материала;

§ отвлекают внимание

- Использованные в презентации иллюстрации:

§ соответствуют по качеству изображения: да / нет;

§ соответствуют содержанию материала: да / нет

§   Отметьте другие особенности разработанной презентации (достоинства и недостатки)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод (в своем выводе подведите общий итог, рекомендации по использованию презентации и/или по ее доработке):

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Принять участие в оценке и обсуждении представленных на занятии разработок.

 

8. Задания студентам для самостоятельной (домашней) работы

Подобрать материалы и создать учебную презентацию по теме творческого задания.

Подготовиться к следующему практическому занятию.

 

9. Контрольные вопросы и задания по теме занятия

«Пятиминутное рассуждение»

В своем рассуждении по теме проведенного занятия раскройте свое мнение о возможности и/или необходимости использования учебных презентаций в процессе обучения химии; ответьте на вопросы: считаете ли вы, что учитель-предметник должен уметь создавать программные образовательные ресурсы; какие затруднения вы испытываете при создании презентации; какие новые знания, умения и навыки вы приобрели в ходе проведенного занятия.

 

10. Рекомендации преподавателю по проведению занятия

Для успешного проведения занятия необходимо заранее подготовить раздаточный материал (дискеты с материалами к презентации, школьные учебники), бланк оценки презентации, бланки для «Пятиминутного рассуждения» (лист формата А4 с заданием и чистым полем для выполнения задания).

Справочные и информационные материалы желательно распечатать в достаточном количестве для самостоятельной работы студентов и возможности их использования во время занятия.

В начале занятия следует еще раз уточнить задания студентам, т.е. конкретизировать для какого этапа урока должна быть разработана презентация каждой мини-группой.

До начала выполнения практического задания следует вместе со студентами

·        сформулировать задачи каждого из предложенных этапов урока (объяснение нового материала, закрепление материала);

·        выявить и записать основные отличия презентаций, предназначенных для разных этапов урока.

На выполнение практического задания следует выделить 45 минут - 1 час. Все это время преподавателю необходимо наблюдать за работой студентов, для того чтобы заранее определить те презентации, которые будут представлены в конце занятия. Следует выбрать 2 учебные презентации, подготовленные для различных этапов урока.

Для представления разработок студентов и коллективного обсуждения отводится 20-30 минут.

С учетом коллективного обсуждения провести самооценку созданных презентаций. Результаты самооценки вместе с разработанными презентациями сдаются преподавателю для проведения экспертизы. Результаты экспертизы должны быть выданы студентам на следующем практическом занятии.

За 5 минут до окончания занятия раздать бланки для «Пятиминутного рассуждения».

В конце занятия следует объявить тему следующего практического задания, выдать домашнее задание и рекомендации по его выполнению.

 


СТРУКТУРА

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

 

Тема: Виртуальная лаборатория. Дидактические возможности использования виртуальной лаборатории при обучении химии

 

Продолжительность 2 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель

Развить мотивацию для использования современных инновационных ЦОР в преподавании химии; создать предпосылки для самостоятельного освоения виртуальных лабораторий и практикумов по химии; развить профессиональные компетнтности будущего учителя химии, выражающиеся в готовности осуществлять деятельностный подход в обучении предмету с использованием возможностей компьютерного моделирования, организации экспериментальной и исследовательской работы с учащимися.

 

2. Краткие теоретические, справочно-информационные материалы по теме занятия

Виртуальные лаборатории и практикумы

Александр Козленко. Электронный учебник для школы: основные характеристики, особенности и технологии.

e-Learning World, №6. – 2005. – с.55

В реализации деятельностного подхода в информационно насыщенном образовании призваны служить виртуальные лаборатории и практикумы, представленные в образовательных продуктах (электронные учебники и практикумы по физике и химии корпорации «Квазар-Микро»; «Открытая Физика», «Открытая Химия» и другие продукты ООО Физикон и др.) и в Интернете. В основу их классификации в системе отношений «учитель – виртуальная лаборатория – ученик» можно положить характер модели (терминология позаимствована из химического анализа), который во многом определяет подходы к использованию.

Характер модели

Использование

Качественная

Явление или опыт, обычно сложные или невыполнимые в условиях учебного заведения, последовательно воспроизводится на экране при управлении пользователем (от анимации или видео отличается использованием элементов управления, что приближает к интерактивному видео)

Полуколичественная

В виртуальной лаборатории моделируется опыт, и изменение отдельных характеристик (например, положение ползунка реостата в электрической цепи) вызывает изменения в работе установки, схемы, устройства (к этому же типу относятся также имитационные стенды, на которых нужно предварительно «собрать» установку или схему)

Количественная (параметрическая)

В модели численно заданные параметры изменяют зависящие от них характеристики или моделируют явления (ввод скорости и направления движения тела позволяют получить график с траекторией и рядом рассчитанных характеристик)

 Приведенная выше классификация влияет на урочное использование виртуальных лабораторных работ по отношению к реальным.

Демонстрационное использование (перед реальной работой)

Показать фронтально с большого экрана через мультимедийный проектор последовательность действий реальной работы; предпочтительны реалистичные качественные и полуколичественные модели

Обобщающее использование (после реальной работы)

Фронтальный режим (демонстрация, уточнение вопросов, формулирование выводов и закрепление рассмотренного) или индивидуальный (математическая сторона экспериментов, анализ графиков и цифровых значений, изучение модели как способа отражения и представления реальности; предпочтительны количественные и параметрические модели)

Экспериментальное использование (вместо реальной работы)

Индивидуальное (в малых группах) выполнение заданий в виртуальной лаборатории без выполнения реальной работы, компьютерный эксперимент. Может выполняться как с реалистичными полуколичественными 3D-моделями, так и с параметрическими

 

3. Перечень раздаточного материала для проведения занятия

Не требуется

 

4. Описание технических и программных средств, необходимых для проведения занятия

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

Компьютерный класс

Организация работы с ЦОР

мультемедийный

Желательно наличие наушников

Комплект ЦОР

Объект изучения

 

 

Список ЦОР, необходимых для проведения занятия

№ п/п

Наглядное

пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)

1

Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория

Электронное учебное издание, изд-во МарГТУ, 2004 г.

Электронный

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы

Для подготовки к занятию необходимо сформулировать роль и место демонстрации опытов по химии в учебном процессе; повторить и законспектировать материалы, содержащие описание характеристик, особенностей проведения лабораторного опыта, демонстрационного опыта, лабораторной и практической работы по химии.

Изучить теоретические и справочно-информационные материалы по теме занятия;

Изучить литературу:

Ю. В. Сурин. Методика проведения проблемных опытов по химии. – М.: Школа-Пресс, 1998.

В. Н. Алексинский. Занимательные опыты по химии. – М.:  Просвещение, 1995.

 

6. Рекомендации по использованию информационных технологий

Занятие проводится в компьютерном классе, оборудованном мультимедийными компьютерами, подключенными к локальной вычислительной сети.

 

7. Практические задания

- Изучить возможности программы (ЦОР), различные режимы работы, средства управления, предлагаемые инструменты, справочную систему;

- Просмотреть содержание предложенных дисков (ЦОР);

- Выбрать и детально изучить один или несколько виртуальных опытов;

- Разработать фрагмент урока с использованием виртуальных опытов (лабораторный опыт, демонстрационный опыт, лабораторная работа, практическая работа);

- Продумать и предложить варианты контроля за проведением виртуального эксперимента.

 

8. Задания студентам для самостоятельной работы

Самостоятельно продолжить изучение виртуальной лаборатории по химии.

Подобрать виртуальные демонстрационные опыты (если таковые необходимы) по теме творческого задания. Разработать фрагмент урока (внеклассного мероприятия) с использованием виртуальной лаборатории.

Подготовиться к следующей практической работе.

 

9. Контрольное задание

«Пятиминутное размышление»

В своем размышлении выскажите свое мнение по поводу использования виртуальной лаборатории при изучении химии в школе; сформулируйте аргументы «за» и «против» использования виртуальной лаборатории по химии в школе; дайте ответ на вопрос, какими профессиональными качествами, умениями и навыками должен обладать учитель, использующий виртуальную лабораторию при обучении химии; чему лично вам необходимо научиться для успешного использования виртуальной лаборатории в своей будущей профессиональной деятельности.

 

10. Рекомендации для преподавателя

Для успешного проведения занятия необходимо заранее установить изучаемые ЦОРы и проверить их работоспособность.

Для проведения занятия рекомендуется сформировать мини-группы и определить каждой группе, какой раздел (тему) следует изучить детально.

Желательно перед выполнением практического задания студентами провести мастер-класс: продемонстрировать фрагмент урока с применением виртуальной лаборатории. При этом следует обратить внимание на дидактическую полноту и завершенность демонстрируемого фрагмента урока. На проведение мастер-класса с последующим обсуждением рекомендуется отвести 15-20 минут.

На выполнение практического задания отводится 1 час.

На выполнение контрольного задания 5-7 минут. Для этого необходимо заранее подготовить бланки с заданием и чистым полем для записи размышлений.


 СТРУКТУРА

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

 

Тема: Создание коллекции ЦОР в качестве методической поддержки профессиональной деятельности учителя химии

Продолжительность 2 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель

Сформировать навыки поиска, сбора, хранения и структурирования учебных материалов. Сформировать представления о дидактических возможностях Интернет-ресурсов и умения использовать их в своей профессиональной деятельности.

 

2. Краткие теоретические, справочно-информационные материалы

 Представлены в папке «Дополнительные материалы/ К практическим занятиям», файл Приложение 4.doc.

 

3. Перечень раздаточного материала, используемого на занятии

Не требуется

 

4. Описание технических и программных средств, необходимых для проведения к занятию

Наименование

Назначение

Примечание

Мультимедийный проектор

Для демонстрации

 

Компьютерный класс

Для поиска, сбора учебных ресурсов по химии для методической коллекции

Требуется подключение к Интернету

Браузер

Для просмотра найденной информации

 

 

5. Рекомендации студентам для подготовки к занятию с указанием литературы

Изучить теоретические и справочно-информационные материалы по теме занятия;

Научиться основным приемам поиска информации в Интернете с помощью различных поисковых систем;

Составить план составления коллекции ЦОР, наметить направления поиска информационных ресурсов по теме вашего творческого задания;

Определить основание классификации образовательных ресурсов в вашей коллекции, создать соответствующие папки и поместить в них имеющиеся у вас ресурсы, а также фрагменты ЦОР, относящиеся к теме вашего творческого задания

 

6. Рекомендации по использованию информационных технологий

Занятие проводится в компьютерном классе, оборудованном мультимедийными компьютерами, подключенными к локальной вычислительной сети. Для проведения занятия необходимо подключение к Интернету.

 

7. Практические задания

- Изучить материалы по химии, представленные в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (рабочий адрес текущей версии http://school-collection.edu.ru). Сохранить понравившиеся вам материалы для использования при разработке творческого задания.

- С помощью поисковых средств найти в Интернете не менее 20 образовательных ресурсов  для учителя химии и учащихся, заполнить таблицу:

Ссылка

Описание

Для учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Подобрать материалы для коллекции, включающие справочную информацию, исторические данные, фотографии, виртуальные демонстрационные опыты по теме вашего творческого задания. Сохранить найденные ресурсы на компьютере. Дать описание  возможных способов использования найденных материалов в вашем проекте (раздаточный материал, дополнительный материал для самостоятельного изучения учащимися, ресурс Интернет для работы on-line и т.д.). Заполнить таблицу

Сохраненный файл

Ссылка-источник

Назначение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Задания студентам для самостоятельной работы

Самостоятельно продолжить работу по созданию коллекции ЦОР по теме вашего творческого задания, структурировать собранные материалы, продумать и оформить каталог (в электронном или печатном виде) ресурсов вашей коллекции, позволяющий осуществлять поиск нужного материала.

Завершить работу над творческим заданием.

Подготовиться к проведению следующего практического занятия.

 

9. Контрольные вопросы и задания

1. Насколько широко представлена в Интернете информация по химии?

2. Охарактеризуйте с дидактической точки зрения ресурсы Интернета по предмету?

3. Считаете ли необходимым использование ресурсов Интернета в свей профессиональной деятельности? Какие возможности, ресурсы, службы Интернета вы считаете наиболее интересными и полезными для себя? Почему?

4.  Считаете ли необходимым использование ресурсов Интернета для учеников? Какие возможности, ресурсы, службы Интернета вы считаете наиболее интересными и полезными для школьников? Почему?

 

10. Рекомендации преподавателю по проведению занятия

Для успешного проведения занятия необходимо обеспечить работу в Интернете. Для того чтобы занятие прошло продуктивно, необходимо заранее найти несколько полезных и интересных ссылок на ресурсы Интернета, содержащих учебную информацию по химии, чтобы студенты могли начать формировать свою коллекцию образовательных ресурсов. Особенно это важно, если студенты не достаточно владеют навыками поиска информации в Интернете. Например, начать работу можно с изучения ресурса: http://elementy.ru/index.html – популярный сайт о фундаментальной науке; http://www.school.edu.ru/ – Российский общеобразовательный портал; http://Som.fsio.ru – сайт фонда содействия информатизации образования; сетевое объединение методистов; http://cnit.ssau.ru/organics/ – электронный учебник для средней школы «Органическая химия».

СТРУКТУРА

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

 

Творческая мастерская

Продолжительность 2 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель.

Развить навыки проектирования и реализации творческого задания по предмету с применением информационных и компьютерных технологий;

Развить навыки групповой работы и педагогического взаимодействия при подготовке и реализации творческого задания, подготовке итогового выступления, проведении коллективного обсуждения;

Развить навыки рефлексии своей профессиональной деятельности и деятельности других участников;

Способствовать формированию необходимых учителю профессиональных компентностей:

·        готовность и умение проводить самостоятельные исследования по заданной теме;

·        умение выступать перед аудиторией;

·        умение формулировать и аргументировать собственную точку зрения.

.

2. Программное и техническое обеспечение, необходимое для проведения занятия

Наименование

Назначение

Мультимедийный проектор

Для демонстрации проектов

Ноутбук

Для подключения проектора и воспроизведения проектов

Настенный или переносной экран

Для проектирования изображения

Акустическая система

Для воспроизведения звука

 

3. План проведения конференции

Распределение времени

Поскольку на проведение конференции отводится 2 академических часа, следует принять регламент выступлений.

·        на выступление докладчику отводится не более 15 минут;

·        на вопросы и обсуждение – 5 минут;

При таком регламенте реально могут быть заслушаны 4 доклада. Однако необходимо предусмотреть возможность отсутствия некоторых докладчиков, опережение регламента, пассивность при обсуждении, отсутствие вопросов, следовательно, нужно обеспечить готовность не менее 8 докладчиков.

Следует также учесть, что при проведении конференции неизбежно потребуется время на организационные моменты: выбор счетной комиссии (желательно состав счетной комиссии продумать заранее), смена докладчиков, вступительное слово и подведение итогов. Роль председателя выполняет преподаватель, секретаря можно назначить из числа студентов заранее.

Раздаточный материал

Для придания конференции «особого» статуса, рекомендуется подготовить красочную программу проведения конференции с указанием времени и места проведения, тем докладов и фамилий докладчиков в порядке их выступлений.

Протокол ведения конференции для работы секретаря:

Протокол проведения конференции «Педагогическое мастерство»

 «_»__________200_

Председатель:__________________

Секретарь:_____________________

На конференции присутствовало_______ студентов _____курса

Доклады:

Тема, докладчик

Вопросы

Выступления

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

Председатель _________________
Секретарь                                                                                                                                 _________________

Оценочные листы готовятся по числу студентов, присутствующих на конференции. Оценочный лист может содержать элементы опроса студентов о проведенном занятии. Оценочные листы выдаются каждому студенту (раскладываются на столы) перед началом проведения конференции. Оценка докладов производится после обсуждения каждого доклада, если оценочный лист предполагает опрос студентов о мероприятии в целом, то в конце конференции необходимо предоставить время для заполнения этой части оценочного листа. После завершения конференции оценочные листы сдаются в счетную комиссию для подведения итогов. Анализ опроса студентов осуществляется преподавателем.

Оценочный лист

Оценки докладчикам выставляются по пятибалльной системе

Тема, докладчик

Параметры оценивания

Итого

Содержание

Общее впечатление

Презентация

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

Оцените по пятибалльной системе свое общее впечатление от конференции: _____________

Оцените следующие параметры, поставив «+» в соответствующем столбце:

1

Организация и проведение конференции

Неудовлетворительное

Удовлетворительное

На высоком уровне

2

Учебная конференция как форма проведения учебного занятия

Не приемлема

Вполне приемлема

Предпочтительнее традиционной лекции

3

Конференция позволила получить новую информацию по теме

Нет

В некоторой степени

Да

4

Конференция позволила обменяться мнениями по спорным вопросам изучаемой темы, сформировать собственную точку зрения

Нет

В некоторой степени

Да

5

Конференция вызвала интерес к изучаемой теме и творческие задумки, которые захотелось реализовать на практике

Нет

В некоторой степени

Да

Ход проведения конференции

 

4. Рекомендации по проведению занятия: Занятие рекомендуется провести в виде конференции «Педагогическое мастерство» (условное название), проведение конференции позволяет расширить  кругозор, информационное поле, а также формировать необходимые учителю профессиональные компентности:

·        готовность и умение проводить самостоятельные исследования по заданной теме;

·        умение выступать перед аудиторией;

·        умение формулировать и аргументировать собственную точку зрения.

Желательно на конференцию пригласить ведущего учителя-предметника, участвующего в программе ИСО и активно использующего компьютерные технологии в преподавании химии, представителя РКЦ или ММЦ.

Тема творческого задания выбирается студентами на первой неделе изучения модуля и выполняется самостоятельно в составе мини-группы весь период изучения модуля. Одновременно с темой творческого задания должны быть выданы требования и критерии оценки выполненного задания.

Готовое творческое задание сдается преподавателю в электронном виде за неделю до защиты для предварительной оценки и проверки.  

Преподавателю необходимо проверить творческие задания студентов. Назначить заранее выступающих от каждой мини-группы или же определить наиболее удачные разработки для представления их на конференции (4-5 выступлений по 15 минут каждое).

Заранее необходимо подготовить и раздать памятки выступающим, для их подготовки можно воспользоваться методикой «Презентация»[2].

Необходимо также провести подготовку студентов к проведению конференции, раздав им заранее программу проведения конференции, обозначить цель проведения конференции, вопросы для обсуждения и т.п.

 

 



[1] Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Родионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И, Герцена, 2004. – с.350-352.

[2] Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Родионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И, Герцена, 2004. – с. 348-350.