ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра химии

 

Учебно-методический комплект модуля: Методика использования ЦОР на уроках и внеурочной работе по химии

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Заведующий кафедрой

_________ Ф. И.О.

«___» _____________ 200 __ г.

 

Конспект лекций

 

Специальность         032300 - учитель химии с дополнительной специальностью биология; 032400 - учитель биологии с дополнительной специальностью химия

 

 

Ведущий лектор:

__________________________________________________

(Ф.И.О., должность, учен. степень, учен. звание)

 

Одобрен на заседании кафедры

«___» _________ 200 __ г. протокол № _________

 

 

 

 

Хабаровск

2008

 

 

СТРУКТУРА

конспекта лекции по модулю
«
Методика использования ЦОР на уроках и внеурочной работе по химии»

 

 

Лекция № 1.

Тема: Обзор ЦОР, возможности их использования на уроках химии. Педагогическое проектирование учебного процесса с использованием ИКТ и ЦОР.

 

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Информатизация общества и образования. Направления информатизации образования, основные цели.

2. Цифровые образовательные ресурсы (компьютерные средства обучения), назначение, классификация. Обзор ЦОРов по химии.

3. Информационные технологии обучения и педагогические технологии

4. Понятие педагогического проектирования учебного процесса, использование ИКТ в учебном процессе.

5. Особенности преподавания химии с использованием информационных технологий.

Краткое содержание лекционного материала

 

Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является расширяющийся процесс его информатизации. Начавшись в 70-х гг. прошлого столетия, процесс информатизации общества приобрел в последние годы поистине глобальный характер.

Информатизация – одно из наиболее значимых направлений мирового научно-технического прогресса, а также важнейший фактор развития современного общества. Информатизация представляет собой экспоненциально нарастающее производство и использование информации, прежде всего знаний, в интересах человека и общества в целом.

Информатизация образования является одним из важнейших условий информатизации общества, поскольку именно в области образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но и которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде.

Одним из необходимых условий успешной реализации модернизации образования на современном этапе является формирование единого информационного образовательного пространства на всех уровнях с обеспечением их интеграции.

Эта задача уже несколько лет закреплена государственными программами и документами. На федеральном уровне – Федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды».

Исходя из того, что «интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом», в числе целевых ориентиров программы «Развитие единой образовательной информационной среды» определены: обеспечение «единства образовательного пространства на всей территории страны» и «создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий». В число основных задач программы включено «формирование информационно-технологической инфраструктуры системы образования», в том числе «применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе».

На разработку качественных компьютерных средств обучения и их применения в общеобразовательных учебных заведениях направлено принятое в 2004 г. Постановление Правительства РФ о привлечении адаптационного программного займа МБРР для финансирования программы содействия внедрению информационных и коммуникационных технологий в учреждениях среднего (полного) общего и начального профессионального образования (проект Информатизация системы образования) Одна из основных задач проекта – «формирование наборов цифровых образовательных ресурсов, расширяющих учебно-методические комплексы, рекомендованные (допущенные) к использованию в учебном процессе». Проект «Информатизация системы образования»  (английское название данного проекта – e-Learning Support Project (ELSP), информация о проекте на сайте www.ntf.ru) начал реализовываться в 2005 году. Проект трактует информатизацию школы как процесс изменения (обновления) содержания, методов и организационных форм образовательной работы, вызванный необходимостью готовить подрастающее поколение к жизни в информационном обществе.

Процесс информатизации образования в России развивается по четырем основным направлениям:

  1. Оснащение образовательных учреждений современными компьютерами и средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и использование их в качестве нового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса.
  2. Использование современных средств информатики, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации, как своей страны, так и стран мирового сообщества.
  3. Развитие и все более широкое распространение дистанционного обучения – нового метода реализации процессов образования и самообразования, позволяющих существенным образом расширить масштабы образовательного пространства и обеспечить возможность доступа все большей части населения к образовательным ресурсам.
  4. Пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его уровнях, обусловленные стремительным развитием процесса информатизации общества.

Важнейшими целями информатизации образования являются:

·        повышение качества обучения;

·        совершенствование научно-методической работы;

·        совершенствование управления образовательным процессом.

 

ЦОРы

На отечественном рынке цифровых образовательных ресурсов можно найти издания, которые не уступают зарубежным разработкам. Российские программисты способны подготовить полезные электронные учебные материалы, если получают соответствующий заказ педагогов. Отсутствие заказа с четко выраженными педагогическими целями и требованиями – главная проблема российских разработчиков.

Насущная задача – развить культуру педагогического проектирования. Культура разработки учебных материалов с ориентацией на явно заданные цели и результаты обучения слабо выражена. Это следствие существенных пробелов в области педагогических исследований и разработок.

Сегодня педагогическая наука существует отдельно от педагогической практики, от процессов информатизации образования. Вместе с тем без опережающих педагогических разработок движение вперед невозможно. В мире начался длительный и трудный процесс изменения позиции педагогов-исследователей.

Еще один важный аспект – разнообразие учебных материалов. Информатизация отечественной школы только начинается. В этих условиях было бы странно опираться исключительно на электронные издания. Так же неправильно разделять разработку электронных и традиционных учебных материалов. Как показывает зарубежный опыт, наибольший эффект достигается там, где учебные модули оформляются и в виде ресурсов Интернета, и на компакт-дисках, и в форме видеоматериалов, и в виде телевизионных программ, и в виде брошюр, и даже в виде газетных подборок.

Настало время различать учебные материалы не по формату представления, а по качеству и тематике.

Сегодня массовая педагогическая культура использования цифровых образовательных ресурсов еще не сформирована. Поэтому разработчики стремятся создавать «электронные учебные курсы», которые были бы в значительной мере самодостаточны. А это, в свою очередь, резко снижает поле для инициативы учителей, уменьшает возможности гибкого использования учебных материалов, их индивидуальной настройки. Только изменение позиции заказчиков (работников школы) способно разорвать этот порочный круг. В результате появится спрос на библиотеки учебных модулей, которые позволяют учителю компоновать пакет материалов для своего курса в зависимости от конкретной ситуации. Создание таких библиотек станет основной задачей разработчиков, а учитель получит пространство для творчества, возможность действительно гибко строить учебный процесс.

Основные педагогические задачи, решаемые с помощью КСО

1.      Начальное ознакомление с предметной областью (ПО), освоение ее базовых понятий и концепций;

2.      Базовая подготовка на разных уровнях глубины и детализации;

3.      Выработка умений и навыков решения типовых практических задач в данной ПО;

4.      Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных (нетиповых) проблемных ситуациях;

5.      Развитие способностей к определенным видам деятельности;

6.      Проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов и среды деятельности;

7.      Восстановление знаний, умений и навыков;

8.      контроль и оценивание уровней знаний и умений.

В зависимости от решаемых педагогических задач КСО подразделяются на четыре класса:

·        средства теоретической и технологической подготовки;

·        средства практической подготовки;

·        вспомогательные средства;

·        комплексные средства.

Классификацию КСО см. «Дополнительные материалы»/ «К лекции».

 

Так как обучение является передачей информации ученику, то, следуя определению В.Н. Глушкова (информационные технологии - процессы, связанные с переработкой информации), можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии использовались всегда.

Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. То есть, любая педагогическая технология – это  информационная технология.

Педагогическая технология – это «не просто использование технических средств обучения или компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов».

Таким образом, во главе становится процесс обучения со своими особенностями, а компьютер – это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные дидактические задачи.

В случае использования компьютера как средства обучения можно выделить два аспекта использования компьютера: первый аспект – это инструментальный комплекс для изготовления компьютерных обучающих программ и второй аспект – это автоматизированное место обучаемого, на котором эти обучающие программы выполняются во время обучения.

При использовании компьютера как инструмента построения оптимальной стратегии обучения создается на основе компьютера автоматизированное рабочее место преподавателя, на котором он организует подготовку раздаточного материала, учет успеваемости обучаемых и, главное, выработку оптимальной последовательности обучающих действий преподавателя с каждым обучаемым индивидуально.

Обзор некоторых электронных ресурсов по химии и дидактических возможностей Интернета см. «Дополнительные материалы»/ «К лекции».

 

 

Литература

1.     Преподавание в сети Интернет: учебн. пособие/ Отв. редактор В. И. Солдаткин. – М.: Высшая школа, 2003. – 792 с.

2.     Уваров А. Ю. О некоторых дискуссионных вопросах информатизации школы // Информатика и образование. – 2006. – № 1. – с. 77–88.

3.     Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

4.     Уваров А. Ю. Обучение и Интернет-технологии // Вопросы Интернет-образования/ center.fio.ru/vio/vio_site/cd_site/Articles/archive.htm