ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра химии

Учебно-методический комплект модуля: Методика использования ЦОР на уроках и внеурочной работе по химии

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

Специальность         032300 - учитель химии с дополнительной специальностью биология; 032400 - учитель биологии с дополнительной специальностью химия

Хабаровск

2008

Итоговый тест для контроля знаний и умений студентов

БХФ (специальность ХИМИЯ с д/с биология)

1 вариант

__________________________________________________________

Часть 1

При выполнении заданий этой части из четырех вариантов ответов необходимо выбрать только один.

__________________________________________________________________

1.     Информатизация образования это –

А. Комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение информационной продукции, средств, технологий;

Б. Развитие умений школьников получать информацию с помощью компьютера;

В. Обучение учителей работе на компьютере;

Г. Использование компьютеров в системе образования.

2.     Проект «Информатизация системы образования» начал реализовываться в России

А. в 2000 году;

Б. в 2007 году»

В. в 1982 году;

Г. в 2005 году.

3.     Одна из основных задач проекта ИСО –

А. формирование наборов цифровых образовательных ресурсов, расширяющих учебно-методические комплексы, рекомендованные (допущенные) к использованию в учебном процессе;

Б. Сбор информации о состоянии образования в России;

В. Проведение мониторинга обученности учащихся в школах России;

Г. Финансовая поддержка системы образования.

4.     Информатизация образования и оснащение образовательных учреждений компьютерами и средствами информационно-коммуникационных технологий это –

А. Два независимых процесса, идущих параллельно;

Б. Два взаимосвязанных процесса, дополняющих друг друга;

В. Два взаимоисключающих процесса;

Г. Компьютеризация является одним из основных направлений информатизации образования.

5.     Информационно-коммуникационная технология это –

      А. Использование компьютера на уроке;

      Б. Поиск и обработка информации с помощью компьютера;

      В. Педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией;

      Г. Использования компьютера как инструмента построения оптимальной стратегии обучения.

6.     Цифровые образовательные ресурсы это - 

А.   Коллекция электронных объектов, которую можно использовать с разными целями, в разных сочетаниях, в различных формах организации учебной деятельности;       

Б. Набор учебных программ;

В. Цифровые энциклопедии;

Г. Электронные уроки.

     7. ЦОРы – предоставляют возможность  для учителя химии

А. Осуществлять отбор необходимых ресурсов в соответствии с дидактическими целями, свойствами данного CD-продукта;

Б. Использовать ЦОР как наглядность;

В. Не тратить время на подготовку уроков и написание конспектов;

Г. Заменить химический эксперимент виртуальным.

    8. Отличие ЦОР от традиционного «бумажного» учебника –

А. Наличие большого количества иллюстраций;

Б. Интерактивность обучения, стимулирующая активную деятельность обучаемого и мотивацию обучения;

В. Обеспечение целостности и непрерывности дидактического цикла обучения;

Г. Экономия средств на производство бумаги и печать учебников.

   9. Образовательный процесс с использованием ЦОР становится более эффективным, когда

А.. они содержат большое количество текстовой информации;

Б. не отвлекают внимание анимационными эффектами;

В. максимально насыщены схемами, графиками, диаграммами;

Г. соответствует критериям высокого уровня интерактивности, предполагающего полноценный, интеллектуальный диалог машины и пользователя.

   10.Интерактивная таблица химических элементов Д.И. Менделеева включена в электронное издание:

А. «Открытая химия», ООО «Физикон», 2002;

Б. «Органическая химия», 1С образовательная коллекция, Мар ГТУ, 2003;

В. «Общая и неорганическая химия», 1С образовательная коллекция, Мар ГТУ, 2003;

Г. «Химия (8 – 11 класс). Виртуальная лаборатория», Мар ГТУ, 2004;

__________________________________________________________________

Часть 2.

Задания на установление соответствия. Запишите буквы, выбранных вами ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. ( Буквы в ответе могут повторяться).

__________________________________________________________________

11. Соотнесите предложенные ЦОР и дидактические цели их использования

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 4.

 

 

 

 

 

А. Контроль знаний;

Б. Виртуальный эксперимент

В. Наглядно-иллюстративный

12. Укажите соответствие аспекта анализа обучающих компьютерных программ и его содержания

1. Психологический

А. рационально ли планируются уроки с использованием компьютера и информационных технологий

2. Педагогический

Б. способствует ли программа лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор заданий

3. Методический

В.насколько программа отвечает общей направленности школьного курса и способствует выработке у учащихся правильных представлений об окружающем мире

4. Организационный

Г. как повлияет данная программа на мотивацию учения, на отношение к предмету, познавательный интерес и желание работать с техникой

13. Установите соответствие  между программами WINDOWS и их функциональными возможностями

1. Paint

А. Конструктор презентаций

2. Movie Maker

Б. Конструктор офисных публикаций

3. Microsoft Power Point

В. Редактор видеофильмов

4. Microsoft Publisher

Г. Графический редактор

__________________________________________________________________

Часть 3

Ответом к заданиям этой части является набор букв, которые следует записать в бланке ответов в определенном порядке.

__________________________________________________________________

14. Какой вид деятельности можно предложить учащимся 8 класса при работе с данными фрагментами из коллекции ЦОР, при изучении темы «Изменения, происходящие с веществами»

А. Классифицировать явления на физические и химические;

Б. Записать уравнения химических реакций;

В. Объяснить суть наблюдаемого явления с точки зрения законов химии и физики;

Г. Указать признаки изменений происходящих с веществами.

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Укажите, какой из методических приемов невозможно реализовать с использованием приведенных демонстраций в процессе изучения темы «Изменения, происходящие с веществами»

А. Моделирование явлений и объяснение их закономерностей;

Б. Наблюдение и описание внешних признаков явлений;

В. Установление связи между понятиями, их систематизация;

Г. Измерение величин, характеризующих явление.

16. Для проведения урока с использованием ЦОР в кабинете необходимо наличие таких технических средств обучения как:

А. Учебная доска;

Б. Компьютер;

В. Цветные мелки;

Г. Телевизор;

Д. Мультимедийный проектор;

Е. Экран;

Ж. Затемнение.

З. Колонки

17. Преимущества использования компьютера в обучении:

А. Адаптивность учебного материала;

Б. Облегчение работы учителя;

В. Интерактивность (взаимодействие с учащимся, имитирующее естественное общение);

Г. Экономия средств на приобретение учебных пособий;

Д. Подконтрольность индивидуальной работы обучаемых во внеурочное время.

18. Укажите положительные стороны использования виртуальной лаборатории в процессе изучения химии:

 

А. Виртуальные опыты могут применяться для ознакомления учащихся с техникой выполнения экспериментов, химической посудой и оборудованием перед непосредственной работой в лаборатории;

Б. Учащиеся могут проводить такие опыты, выполнение которых в реальной лаборатории может быть опасно или дорого;

В. Учащиеся не соприкасаются с веществами в реальной лаборатории;

Г. Экономится время на подготовку и постановку химического эксперимента на уроке;

Д. Не портится школьное имущество и мебель из-за воздействия химических реактивов;

Е.  Проведение виртуальных экспериментов помогает учащимся освоить навыки записи наблюдений, составления отчетов и интерпретации данных в лабораторном журнале.

 

 

 

 

 

 

 

 

19. С какой дидактической целью можно использовать данный ЦОР из 1С образовательной коллекции в 11 классе при изучении темы «Металлы»:

А. Систематизация знаний о строении кристаллических решеток металлов;

Б. Конкретизация знаний о свойствах жезеза;

В. Развитие умения применять знания на практике;

Г. Изучение нового материала;

Д. Обобщение знаний о зависимости свойств металла от строения кристаллической решетки.

Итоговый тест для контроля знаний и умений студентов

БХФ (специальность ХИМИЯ с д/с биология)

2 вариант

Часть 1

При выполнении заданий этой части из четырех вариантов ответов необходимо выбрать только один.

1.     ИКТ-грамотность – это

А. Грамотное написание терминов из области информатики;

Б. Использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе;

В. Навыки и умения необходимые для работы на компьютере;

Г. Особый вид компетенции необходимый для успешной работы программиста.

     2.  Информационно–коммуникационная технология представляет собой

      А. процесс, связанный с переработкой информации  с использованием сетевых технологий;

       Б. Технологию обработки информации с помощью компьютера;

       В. Способ сбора и хранения информации;

       Г. Технологию развивающего обучения.

3.     ИКТ–компетентность – это

А.  Уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности;

Б. Умение набирать тексты с большой скоростью печати;

В. Знание различных компьютерных программ и использование их для обработки информации;

Г. Использование цифровых технологий, инструментов коммуникации для получения доступа к информации.

4. Для создания электронной презентации необходимо воспользоваться программой:

А. Paint;

Б. Movie Maker;

В. Microsoft Power Point;

Г. Microsoft Publisher.

5.В качестве редактора видеофильмов используют:

А. Microsoft Excel;

Б. Movie Maker;

В. Microsoft Power Point.

Г. Internet Explorer

6. В качестве конструктора публикаций используют

А. Microsoft Publisher.

Б. Paint;

В. Movie Maker;

Г. Microsoft Power Point.

7.      Цифровые образовательные ресурсы это - 

А.   Коллекция электронных объектов, которую можно использовать с разными целями, в разных сочетаниях, в различных формах организации учебной деятельности;       

Б. Набор учебных программ, записанных на CD;

В. Цифровые энциклопедии;

Г. Электронные уроки с использованием комплекта технических средств.

8.     Интерактивная таблица химических элементов Д.И. Менделеева включена в электронное издание:

А. «Открытая химия», ООО «Физикон», 2002;

Б. «Органическая химия», 1С образовательная коллекция, Мар ГТУ, 2003;

В. «Общая и неорганическая химия», 1С образовательная коллекция, Мар ГТУ, 2003;

Г. «Химия (8 – 11 класс). Виртуальная лаборатория», Мар ГТУ, 2004;

9. В каком из учебных электронных изданий выполнение химического эксперимента идет под руководством виртуального агента

 

 

 

 

 

 

 

 

А. «Открытая химия», ООО «Физикон», 2002;

Б. «Органическая химия», 1С образовательная коллекция, Мар ГТУ, 2003;

В. «Общая и неорганическая химия», 1С образовательная коллекция, Мар ГТУ, 2003;

Г. «Химия (8 – 11 класс). Виртуальная лаборатория», Мар ГТУ, 2004;

10. Укажите, какой из методических приемов не возможно реализовать с помощью использования данного ЦОР из 1С образовательной коллекции на уроке химии в 9 классе по теме «Свойства щелочных металлов»

А. Моделирование явлений и объяснение причин его закономерностей;

Б.Наблюдение и описание внешних признаков явления;

В. Описание физических свойств щелочного металла натрия;

Г. Установление связи между физическими и химическими свойствами щелочных металлов.

__________________________________________________________________

Часть 2.

Задания на установление соответствия. Запишите буквы, выбранных вами ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. ( Буквы в ответе могут повторяться).

__________________________________________________________________

11.Укажите соответствие понятия ИКТ-грамотности и задания, проверяющего навыки и когнитивные деятельности, составляющие ИКТ–компетентность

А. Доступ

1. — найти и организовать соответствующую информацию из писем электронной почты;

Б. Управление

2. - проанализировать преимущества рекомендуемых чистящих средств для выведения пятен;

В. Интеграция

3. — принять решение, какое средство для выведения пятен целесообразно заказать через Интернет–магазин, основываясь на информации сайтов продавцов соответствующих товаров;

Г. Оценка

4. — найти и открыть соответствующее сообщение электронной почты в ящике входящих писем;

Д. Создание

5. — представить свои рекомендации по решению некоторого вопроса в формате письма электронной почты

12.Установите соответствие между дидактическими возможностями ЦОР по химии и их характеристикой:

А.Демонстрационные возможности

1. Имеется тестирующий блок, который содержит тесты дифференцированной степени сложности, контрольные задачи и задачи с решением

Б. Возможности системы дистанционного обучения

2. Показ анимационных моделей, иллюстрация излагаемого материала фотографиями, схемами, наличие интерактивных таблиц

В. Обучающие возможности

3.Имеется журнал результатов работы, отражающий уровень знаний учащегося по пройденным темам, позволяющий оперативно оценить знания

Г. Контролирующие возможности

4.Предусмотрено использование современных телекоммуникационных средств – учебно-методических страниц, выход на форум

13. Установите соответствие между используемыми в образовании услугами Интернет, и средствами их реализации

1. вещательные

А электронная почта, электронные и видеоконференции, чаты, форумы

2. интерактивные

Б каталоги, рубрикаторы сети, метапоисковые системы

3. поисковые системы

В электронные: газеты, журналы, книги, учебники, методическая литература

 

 

 

 

Часть 3

Ответом к заданиям этой части является набор букв, которые следует записать в бланке ответов в определенном порядке.

__________________________________________________________________

     14. .Расположите перечень навыков и умений ИКТ-грамотности в порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения:

      А. сообщение информации;

      Б. интегрирование информации;

      В. определение информации;

      Г. доступ к информации;

      Д. оценивание информации;

      Е. управление информацией;

      Ж. создание информации.

15. Укажите, в каком случае эффективно использовать виртуальную лабораторию в процессе изучения химии:

А. При наблюдении за химическими реакциями;

Б. При работе с недоступными или вредными для здоровья веществами;

В. При изучении моделей химических явлений;

Г. При любом школьном химическом эксперименте;

Д. Для ликвидации пробелов в знаниях у отстающего ученика.

Е. Для выполнения химического эксперимента учащимся, обучающимся на дому.

16. С какой дидактической целью можно использовать данный ЦОР из 1С образовательной коллекции в 9 классе при изучении темы «Неметаллы»:

А. Систематизация знаний о строении кристаллических решеток неметаллов;

Б. Конкретизация знаний о свойствах азота и его соединений;

В. Развитие умения применять знания на практике;

Г. Изучение нового материала о строении и свойствах аммиака;

Е. Создание условий для развития представлений о донорно-акцепторном механизме образования связи в ионе аммония.

17. Укажите, какие из методических приемов возможно реализовать с использованием приведенных демонстраций:

 

 

 

 

 

 

 

 

А. Моделирование явления и объяснение его закономерностей;

Б. Наблюдение и описание внешних признаков явления;

В. Установление взаимосвязи между понятиями, их классификацией;

Г. Организация самостоятельной работы учащихся;
Д. Измерение величин, характеризующих явление.

18. Недостатки использования компьютера в обучении

А. Мыслительная пассивность обучаемого в следовании за указаниями компьютера;

Б. Перекладывание ответственности за результат работы на компьютер;

В. Подконтрольность индивидуальной работы обучаемых во внеурочное время;

Г. Ограничение общения, снижение социализации;

Д. Адаптивность учебного материала;

Е. Снижение способности к самостоятельному творческому мышлению.

19. Типичные педагогические ошибки применения ЦОР на уроке

А. Недостаточная методическая подготовленность учителя;

Б. Обеспечение индивидуализации учебного процесса;

В. Бесплановость, эпизодичность применения;

Г. Моделирование изучаемых процессов и явлений;

Д. Несоответствие выразительных возможностей средств и их дидактической значимости;

Е. Организация групповой и коллективной работы.

Ответы к тестам

№ вопроса

Ответ

  вариант 1

Ответ

 вариант 2

1

А

Б

2

Г

А

3

А

А

4

Г

В

5

В

Б

6

А

А

7

А

А

8

Б

А

9

Г

Г

10

А

А

11

1 – В, 2 – А, 3 – Б, 4 – А

А.- 4, Б - 1, В -2 , Г - 3,

Д -5.

12

1 - Г, 2 - В, 3 - Б, 4 - А.

А - 2, Б - 4, В - 1, Г – 3.

13

1 – Г, 2 – В, 3 – А, 4 – Б.

1-В, 2-А, 3-Б

14

А, Г.

В, Г, Е, Б, Д, Ж, А

15

А, Г.

Б, В, Д, Е.

16

Б, Д, Е, З

Б, Г, Е.

17

А, В, Д.

Б, В, Г.

18

А, Б, Е

А, Б, Г, Е

19

А, Д

А, В, Д.

Оценки: 100-90% - отлично, 70-90% - хорошо, 50-70% - удовлетворительно, менее 50% - не удовлетворительно.