Неизвестный скульптор. Ваза ''Психея и Амур''. Конец XVIII - начало XIX века

История этого тонкого и изысканного искусства уходит в глубь веков. Родиной фарфора по праву считается Китай, где более тысячи лет назад уже умели создавать удивительные по красоте и качеству изделия, тонкие и легкие, словно яичная скорлупа. В Европе о нем узнали в XIII веке. Знаменитый венецианский путешественник Марко Поло вывез с Востока несколько фарфоровых сосудов. В Европе "китайское чудо"", все хотели иметь изделия из этого белого блестящего материала, расписанные яркими, немеркнущими красками. Фарфоровые изделия были настоящей редкостью и стоили баснословно дорого, поэтому иметь его могли себе позволить лишь представители самых богатых и знатных фамилий. Сохранились сведения о том, что когда вещи из фарфора разбивались, то их все равно продолжали хранить, часто черепки оправляли в драгоценные металлы и носили как ювелирные украшения. Этот чудесный материал был окутан тайнами и легендами.

В фарфоре ценили не только красоту, но и невиданные до той поры свойства. Глазурованная поверхность фарфора не подвергалась химическим воздействиям, была непроницаема. Китайцы же хранили в строжайшей тайне способ изготовления фарфора.

Правители многих европейских государств пытались наладить собственное порцеллиновое производство (порцеллином в то время называли фарфор), однако, долгое время все их усилия оканчивались неудачами. Лишь в начале XVIII века европейцы сумели разгадать секрет изготовления этого драгоценного материала.

В правление Августа II, короля Польши и курфюста Саксонии алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер и математик, химик и минеролог граф Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз, нашедшие залежи белой глины (каолина) недалеко от Мейсена, сумели получить первые образцы фарфоровых изделий. В 1710 г. в Мейсене была организована фарфоровая мануфактура, а его изделия стали известны всей Европе. В России фарфор был впервые получен в середине XVIII века Д.И. Виноградовым и в 1744 г. в Санкт-Петербурге была основана Невская порцелиновая мануфактура, которая впоследствии получила название Императорский фарфоровый завод (ИФЗ). В царствование Екатерины Великой (с 1762 г.) в производстве фарфора наступает художественный подъем. Восхищение французской культурой сказалось и на фарфоровом производстве. В формах и благородных декорах роскошной посуды ощущается влияние Севрской королевской мануфактуры. В создании ваз и сервизов, в частности настольных украшений из бисквита (так называемых филе) участвуют крупнейшие скульпторы Ж.-Д. Рашетт, С.С. Пименов. Особую роль в художественном образе фарфоровых предметов эпохи классицизма и ампира играет пластический декор и скульптурные детали, включая также объемную скульптуру.

В классическом стиле выполнена и ваза настольного украшения "Психея и Амур". Сюжетом для него послужила поэтическая легенда о любви сына богини Венеры Амура к прекрасной девушке Психее, заимствованного из "Метаморфоз" Апулея (II в. н.э.). Скульптурная группа, поддерживающая овальное блюдо, выполнена из бисквита, неглазурованного фарфора с матовой поверхностью. На высоком подножии, покрытом синим кобальтом и позолотой, возвышаются белоснежные фигуры Амура и Психеи. Амур - прекрасный юноша, олицетворение вечной весны и любви, его мужественность подчеркивается контрастом с грациозным телом девушки. На его обнаженную фигуру наброшена легкая ткань. Нежная Психея склоняет голову к своему супругу. Складки одежд подчёркивают стройность ее фигуры.

Это настоящая классическая скульптура, строгая и уравновешенная. Торжественно спокойная поза, ниспадающие драпировки. Лица идеально прекрасны и правильны, как у антиков, однако разочаровывают своей застылостью. Фигуры отличаются плавностью линий, грациозностью жестов и движения, тончайшей пластической моделировкой. Чёткая композиция вазы, с тонко найденными пропорциями придаёт ей стройность и лёгкость. Матовая белизна бисквита скульптур, напоминающая белый мрамор, подчёркнута позолотой и густым синим тоном, столь излюбленным в "Александровскую эпоху", придает предметам утонченную декоративность, столь характерную для ансамблей классицизма.

Справочная информация.

Фарфор - это плотная, непроницаемая, стекловидная, белая полупрозрачная керамика. Происхождение слова "фарфор" точно неизвестно. Предполагают, что первоначально так называли предметы, выполненные из раковин ("porcella", лат.), поскольку считалось, что раковины входили в состав фарфора, поставляемого из Китая. Китайцы первыми изобрели состав твёрдого фарфора и держали своё изобретение в секрете. В Европу китайский фарфор попадал в небольших количествах уже в средние века через торговые пути с Востока и в результате торговли с арабским миром. Европейцы коллекционировали его и подражали ему в керамических изделиях. Около 1500 г. производство твёрдого фарфора началось и в Японии. В XVII в. большое количество японского фарфора завезли в Европу голландские купцы. Фарфор в Европе ценился столь высоко, что для открытия секрета его производства прилагались огромные усилия. В 1575 г. правитель Тосканы, итальянской провинции, Франческо ди Медичи организовал мастерскую по производству мягкого фарфора. В этой мастерской производился так называемый "фарфор Медичи". Первый твёрдый фарфор был изобретён в городе Мейсене (Германия, Саксония, близ Дрездена) в 1709 г. Иоганном Беттгером. После этого в Мейсене была открыта первая европейская мануфактура по производству фарфора.

Твёрдый фарфор - подлинный фарфор (такой, каким он производился в Китае) представляет собой смесь китайского камня (разновидности полевого шпата) и каолина (белой фарфоровой глины). Фарфор обжигался при высокой температуре, становился водонепроницаемым и слегка просвечивал.

Глазурь - покровный стекловидный материал керамических изделий, применяемый в защитных и декоративных целях. По сути, глазурь является стеклом. Традиционно в состав глазури входят кремнезём, борная кислота, щёлочи, глинозём, окрашивающие окиси металлов и др. добавки. Глазурь используется в виде водной суспензии или порошка в смешении с песком. Закрепляется на керамике путём обжига. Роспись по фарфору может быть как подглазурной (нанесённой на фарфор до покрытия его глазурью и после этого обожжённой), так и надглазурной, когда предмет расписывается по покрытой глазурью и обожжённой поверхности и обжигается снова.

Бисквит - дважды обожженная фарфоровая масса без глазури, используется в основном для изготовления мелкой пластики. Эта техника была впервые применена в 1751 году на фабрике в Венсенн, ставшей позднее Севрской королевской мануфактурой. Севрский бисквит оказал большое влияние на все крупнейшие европейские предприятия, в том числе и на Императорский завод.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII- начала XIX вв. Важнейшей чертой этого стиля являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.

Рашетт Жак-Доменик (1744-1809)- выпускник Королевской академии художеств в Копенгагене. Представитель классицизма.В 1779 г. он был приглашен на завод в качестве модельмейстера и заведовал скульптурной частью до 1804 г. Творчество Ж.-Д. Рашетта определило развитие аллегорической, мифологической, жанровой и портретной скульптуры. Общей тенденцией в развитии европейских фарфоровых заводов в конце XVIII в. было воспроизведение в фарфоре, а также в бисквите (неглазурованном фарфоре) античной скульптуры и произведений известных скульпторов XVIII в.

Пименов Степан Степанович (1784 - 1833). Виднейший русский скульптор начала XIX в. В 1809 г. Пименов был приглашен на Императорский фарфоровый завод в Петербурге, где проработал около двадцати лет и сложился как крупнейший мастер художественного фарфора. Осуществляя на заводе "надзор по скульптурной части", художник широко внедрил в практику использование фигурной скульптуры для украшения сервизных предметов, ваз и т. п.

Психея и Амур. Объединив различные мифы о Психее, Апулей создал поэтическую сказку о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью (Apul. Met. IV 28 - VI 24). Психея была столь прекрасна, что вызвала ревность богини красоты Венеры, и та подослала к ней своего сына Амура, чтобы он нанес рану Психее. Но когда Амур увидел девушку, он не стал причинять ей вреда, а перенес ее тайком в свой чертог и посещал ее по ночам, в полной темноте, запретив ей видеть свое лицо. Однако Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя множество испытаний. Преодолев их и даже спустившись в Аид за живой водой, Психея после мучительных страданий вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной и примирения с Венерой, злобно преследовавшей Психею.

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева