ЗАЛ 8

ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

(IX – начало XII вв.)

 

«Се повести временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду русская земля стала есть». Такими словами автор начальной русской летописи определил главное событие нашей истории – образование государства. Символической датой этого события считается 882 год. Именно в этом году князь Олег объединил два крупнейших центра восточных славян – Новгород и Киев. Столицей Руси стал Киев – «мать городов русских».

Основу государства составили восточнославянские племена. В повести временных лет названы 14 племен. Однако судить о территории, занимаемой каждым из них, мы можем лишь по материалам погребальных памятников XI-XIII вв. Они позволяют выделить отдельные области, каждой из которых присущ специфический набор женских металлических украшений, прежде всего височных колец.

Основой хозяйства славян являлось земледелие. Орудия обработки почвы свидетельствуют о существовании пашенного земледелия наряду с подсечно-огневым. Ассортимент возделываемых культур был разнообразен: рожь, овес, пшеница, ячмень, зернобобовые культуры, лен, конопля. Развитие земледелия шло в непосредственной связи с развитием животноводства. Большое значение имели промыслы, продукты которых поступали на внутренний и внешний рынок. Деревня являлась основным поставщиком таких экспортных товаров, как мед, воск, меха.

Внешние и внутриполитические функции государства выполнялись с помощью военной организации – дружины. В ее составе были славяне, выходцы из Скандинавии – варяги, тюрки, балты, венгры. Опираясь на дружину, киевские князья проводили политику расширения территориальных границ, подчиняя отдельные славянские, финно-угорские и балтские племена.

Дружина была надежной опорой русских князей и в дальних походах на Каспий, в волжскую и дунайскую Болгарию, Византию. В IX-XI вв. воин часто был одновременно и купцом. В поисках несметных богатств востока вооруженные отряды стремились по волжскому торговому пути в направлении Хазарии и арабского халифата, везя с собой дорогой товар – пушнину и светлокожих рабов. Назад привозили серебряные монеты – дирхемы, редкие ткани, драгоценности, пряности. Хазарские купцы были посредниками в этих торговых отношениях. Владения каганата вплотную примыкали к южным границам славян. Это было сильное государственное объединение. На рубеже VIII и IX вв. часть хазарской аристократии приняла иудейскую религию, желая противопоставить свое государство мусульманскому халифату и христианской Византии.

С Византией – наследницей античности, Русь была связана знаменитым путем «из варяг в греки». Оттуда пришла новая религия – христианство, и именно среди княжеских дружинников, служивших порой наемниками при константинопольском дворе, а затем возвращавшихся на родину надо искать ее первых приверженцев.

Оживленная торговля обусловила появление первых городских центров и активного денежного обращения на Руси. В IX-X вв. ходили преимущественно арабские дирхемы. При Владимире Святославиче и Ярославе Мудром начали чеканить собственные монеты – сребреники и златники. С XI в. для расчетов при крупных торговых операциях употребляли серебряные слитки-гривны.

Киевским князьям неоднократно приходилось отражать и военную опасность. В X в. кочевники южных степей – печенеги часто совершали опустошительные набеги на Русь. Активные действия кочевников заставили князей построить близ Киева ряд крепостей. С середины XI в. печенегов оттеснили половцы и борьба с ними становится одной из важнейших задач в последующий период.

Восточные славяне были язычниками. Обожествляя силы природы, они совершали моления, обряды и гадания, сооружали специальные святилища, поклонялись деревянным и каменным идолам-кумирам.

Важнейшим  событием в древнерусской истории является принятие в 988 г. Христианства. Оно имело огромное прогрессивное значение для государства, выразившееся в качественном росте экономических и культурных связей с многими европейскими странами, и дало мощный импульс для развития русской культуры.

Начальный период развития государства подготовил появление в XII в. самостоятельных княжеств, население которых имело культуру и язык.