Журнал исследования (компьютерный инструмент)

Цель “Журнала исследования”:

а) методологическая: осознание последовательности научных методов, применяемых на занятии для изучения явления или объекта;

б) образовательная: рабочий портфолио учащегося, в который заносятся отчеты о проведенных исследованиях..

При изучении истории возникновения наук, а также при организации занятий с проведением собственных исследований с помощью виртуальных лабораторий, чтобы каждый урок или самостоятельный проект, выполняемый учащимися во внеурочное время, рекомендуется заканчивать занятия созданием отчета с использованием программного конструктора “Журнал исследования”.

В процессе работы с виртуальными лабораториями преподаватель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся анализировали свои действия и соотносили их с теми методами научного познания, о которых им известно из курса естествознания и истории науки.

“Журнал исследования” представляет собой программный конструктор – инструмент, который позволяет учащемуся создать отчет о проведенном исследовании. Независимо от того, с какой именно учебной лабораторией велась работа на уроке, исследование представляет собой последовательность определенных этапов, которую можно представить в виде схемы, что позволит в дальнейшем сформировать полный отчет о проведенной работе.

Составление отчета с помощью конструктора предполагает выполнение двух последовательных действий. Сначала учащиеся должны выстроить схему исследования в виде последовательности примененных методов (наблюдение, сравнение, измерение, вычисление и т.д.). Каждый метод представлен карточкой с соответствующим названием и изображением. Карточки последовательно размещаются в поле конструктора, занимая свои, заранее пронумерованные места. Чтобы поместить вид деятельности на место необходимо щелкнуть на карточке с нужным названием ("исследование", "анализ" и т.п.) и, не отпуская кнопки мыши, перетащить изображение на нужную позицию.

Построив последовательность, учащийся должен затем составить отчет о каждом этапе работы. Для этого необходимо кликнуть на соответствующей карточке, после чего откроется соответствующий виду деятельности слайд. В текстовые поля этого слайда учащийся должен ввести название и содержание конкретной фазы исследования. В результате этой деятельности – после того как поля всех слайдов будут заполнены – автоматически будет сформирована слайд-презентация, содержащая полный отчет о проделанной учащимся работе.