А.Н.Бенуа. Вечер в Базеле 1896

В 1896 году молодой художник Александр Бенуа участвовал во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, где он представил свои новые графические работы, привезенные из поездки по Швейцарии. Особенный интерес Бенуа привлек древний город Базель, ему он посвятил несколько произведений. Большей частью, это виды Базеля, его набережных, парков, улиц и соборов. Объединяет базельские пейзажи общее осеннее настроение, в них доминирует гамма серых, коричневых, черных тонов, создающая атмосферу благородной сдержанной грусти.

Гуашь "Вечер в Базеле" была написана А.Н. Бенуа в 1896 году во время путешествия в Швейцарию. Художника в ту пору привлекали таинственные, окрашенные мрачноватым мистицизмом, мотивы, которые так нравились кумиру молодого Бенуа - символисту Арнольду Беклину. Именно в эти годы начинающий график приобрел известность "угрюмыми" акварелями "Замок" (1895, ГТГ) и "Кладбище" (1896-1897, ГТГ). "Вечер в Базеле", изображающий старинный осенний монастырский сад, также отражает несколько пессимистический настрой автора. Старинный опустевший католический монастырь в протестантском Базеле являлся символом превратностей исторической судьбы. Выполненная в стилистике модерна, с ощутимой нотой декаданса, эта ранняя работа Бенуа вполне отвечала запросам элитарной столичной публики эпохи "fin de siecle" (конца века). Свое невеселое расположение духа автор выразил посредством изысканного колорита, основанного на тонком сочетании розоватых, лиловых, коричневатых тонов с различными нюансами серого цвета: от серебристо-пепельных до сизых и стальных оттенков. Гуашевые краски в пейзаже Бенуа ведут себя по-разному в зависимости от задач, поставленных автором. Так, мокрая земля с блестящими лужами, влажные садовые дорожки, едва различимые сквозь пелену дождя очертания романских построек, сумеречное гаснущее небо нарисованы прозрачными тающими красками. Тогда как при написании старых деревьев гуашь становится корпусной и плотной, контуры стволов резко очерчены, кружево ветвей четко выделяется на зыбком фоне второго плана. Лишенные объемности силуэты деревьев служат ритмической основой всей картины, дерево на первом плане делит композицию на две равных части и придает всему пейзажу устойчивость. Уже в ранних работах Бенуа выступает виртуозным мастером графики.

В Базеле особый интерес художника вызывала средневековая архитектура - ратуши, соборы, монастыри, силуэты которых вызывали в памяти огромный пласт культурно-исторических ассоциаций. Пристрастие к окультуренному ландшафту сохранится в творчестве Бенуа надолго. Если он пишет природу, то это почти всегда парк, а не лес, а, обращаясь к городскому пейзажу, художник предпочитает исторические города с богатым архитектурным прошлым. "Мечтательный ретроспективизм" Бенуа в дальнейшем обретет более определенные очертания и станет одной из отличительных черт его творчества начала двадцатого века, когда он был одним из лидеров "Мира искусства". Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) приобрел известность как живописец, график, искусствовед, яркий представитель художественного объединения "Мир искусства", автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Необычайно одаренный художник, пропагандист искусства, организатор многочисленных выставок, музейный работник, активнейший деятель театра и кино, А. Н. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры ХХ века.

Александр Бенуа сформировался как художник и знаток искусства в очень талантливой художественной среде, он принадлежал к семье разносторонне одаренных художников, его отец был академик архитектуры Николай Леонтьевич Бенуа (1813-1898), видный зодчий эпохи историзма. В истории русского искусства известны также имена двух старших братьев Александра. Как мастер акварельной живописи прославился Альберт Николаевич Бенуа (1852-1936), учредитель Императорского общества акварелистов. Леонтий Николаевич Бенуа (1856-1928) стал выдающимся петербургским архитектором эпохи модерна, по его имени назван один из корпусов Русского музея - "корпус Бенуа".

Справочная информация

Базель - Старинный город с почти 2000-летней историей, первое упоминание о Базеле относится к 372 году до н.э. Базель расположен в излучине реки Рейн, на границе Швейцарии, Франции и Германии. Северные ворота страны, второй по величине после Цюриха город Швейцарии, крупный торгово-промышленный и банковский центр. Базель- место проведения крупнейших ярмарок, старейшей из которых является Осенняя ярмарка, которая ежегодно проводится с 1471 года. Сейчас это - крупный центр химической, машиностроительной и текстильной промышленности. Здесь находятся штаб-квартиры многих всемирно известных химических и фармацевтических концернов. Базель известен и хорошо сохранившимися памятниками старины, такими как Базельский Собор, в котором похоронен Эразм Роттердамский. В старом городе много прекрасно сохранившихся средневековых построек.

"Мир искусства", мирискусники - объединение художников, созданное в Петербурге в конце XIX в., заявившее о себе журналом и выставками, от которых получило свое название. В "Мир искусства" входили в разное время передовые русские художники: Л. Бакст, А. Бенуа, М. Врубель, А. Головин, М. Добужинский, К. Коровин, Е. Лансере, И. Левитан, М. Нестеров, В. Серов, К. Сомов и др. Всех их, очень разных, объединил протест против официального искусства, насаждаемого Академией, и натурализма художников-передвижников.

Ретроспективизм - обращение к прошлому; в искусстве - любование им, а также - ориентация на искусство прошлого, на существовавшие прежде стили и направления. Особенное распространение ретроспективизм получил в искусстве рубеже 19-20 веков.

Символизм (от фр. symbolisme, от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880-1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19-20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, получившего в искусствоведении определение "Серебряный век".

Декадентство ("упадочничество", от фр. decadence - упадок, декаданс) - термин для обозначения литературного течения, появившегося во Франции в 1880-х гг. и в 1890-х-1900-х возникшего в России, Германии и других странах.

Арнольд Беклин (Boecklin, Arnold) (1827-1901), швейцарский живописец и скульптор. Родился 16 октября 1827 в Базеле. Учился в Дюссельдорфе (1845-1847), Женеве (1847) и Париже (1848). Работал в Базеле, Мюнхене, в Италии. Был одним из наиболее противоречивых художников своего времени: некоторые восхищались его богатым художественным воображением, другие критиковали его как слабого живописца. В последние годы жизни Бёклин оказал сильное влияние на литературные круги символистов, искавших противодействия натурализму. Среди произведений Бёклина - картины Остров мертвых (1880, Базель, Художественный музей) и Тритон и Нереида (1873-1874, там же). Сам художник никогда не давал названий своим картинам и не подписывал их.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева