ХОКУСАЙ Кацусика. Биография

ХОКУСАЙ Кацусика (1760-1849) - японский гравер и рисовальщик. Родился в Эдо (Токио). Его настоящее имя - Накадзима Тамэкадзу, но на протяжении всей своей творческой жизни он использовал различные псевдонимы.

Начинал как подмастерье у резчика гравюр по дереву Накаяма Тэцусон, затем учился у Кацукава Сюнсё, работавшего в жанре "укиё-э". Этот жанр возник в XVII в., его предметом было изображение сцен повседневной жизни В 1779 молодой художник сделал серию театральных портретов. В 1791 Хокусай был приглашён сделать несколько гравюр для издателя Цутая Дзюдзабуро. После смерти Сюнсе в 1792 Хокусай, по-видимому, прекратил рисовать портреты актёров.

1793 и 1794 стали переломными годами в карьере Хокусая. Художник отказался потворствовать вкусам тогдашней публики, требующей привычных работ в жанре укиё-э, стал вырабатывать свой собственный стиль, почерпнув некоторые приемы японских школ живописи Римпа и Тоса, а также применив европейскую перспективу.

В 1795 выходят его иллюстрации к поэтической антологии "Кека Эдо мурасаки". Между 1796 и 1799 Хокусай пишет много одиночных гравюр и альбомных листов. Последние "суримоно" - так назывались эти выполненные по заказу оттиски - имели колоссальный успех. В результате другие художники сразу же принялись их имитировать. Как раз в 1796 художник стал использовать ставший впоследствии широко известным псевдоним Хокусай. Этим именем он, начиная с 1798, подписывал гравюрные листы и живописные работы, некоторые выполненные по заказу иллюстрации он подписывал псевдонимом Тацумаса, иллюстрации для коммерческих романов выходили под именем Токитаро, другие многотиражные гравюры и иллюстрации к книгам были подписаны Како либо Соробэку. В 1800, в возрасте 41 года, художник стал называть себя Гакедзин Хокусай - "Безумный живописью Хокусай".

Хокусай работал под разными именами, подражал многим стилям и около 1800 принял то имя, под которым широко известен в настоящее время. Он выработал собственный индивидуальный стиль, оживил приходившую в упадок традицию "укиё-э", обогатив ее изображениями пейзажей. В 1804 на территории храма Эдо художник нарисовал изображение Бодхидхармы размером в 240 м?. Между 1804 и 1813 проиллюстрировал комические повести известных авторов Кекутэя Бакина и Рютэя Танэхико. Всего он создал ок. 30 тыс. гравюр и рисунков и более 500 иллюстраций. Между 1814 и 1834 в г. Нагоя выходила серия иллюстрированных альбомов "Хокусай манга" ("Рисунки Хокусая"). Среди его лучших произведений также серии ксилографий: 36 видов горы Фудзи (1833-1829), "Знаменитые мосты" (1827-1830), "Путешествие по водопадам страны" (1827-1833), "Поэты Китая и Японии" (1830).

В 1835 г. начала издаваться его последняя, серьезная серия гравюр "Хякунин иссю уба га этоки" - "Сто стихов в изложении няни" (Иллюстрации к сборнику "100 стихотворений 100 поэтов"). Всего к этой серии художник выполнил 28 гравюр и 62 эскиза тушью.

В 1836 художник вернулся в Эдо, когда город был разгромлен окрестной беднотой, и ему пришлось зарабатывать на пропитание продажей собственных картин. В 1839 в мастерской Хокусая случился пожар, уничтоживший все наброски и рабочие материалы. После этого Хокусай, по всей видимости, рисовал совсем немного, и практически не выпускал гравюр и книжных иллюстраций.

Энергия и юмор жанровых произведений, тонкость пейзажей сделали Хокусая одним из самых известных японских художников в Европе. Свою долгую и невероятно плодотворную жизнь он сумел вписать в безукоризненную лаконичность традиционного японского трехстишия: Его творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX - начала XX в.

Гришина Н.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева