Ромбоутс Теодор. Иоанн Креститель. 1630-е годы

Иоанн Креститель, Предтеча или посланец Христа, последний в ряду ветхозаветных пророков и первый святой Нового Завета, в котором рассказывается его история. Проповедник, ведущий аскетическую жизнь в пустыне, он крестил в водах Иордана всех, кто приходил к нему в духовном раскаянии. Предтеча изображен сидящим в гроте со своим атрибутом - тростниковым крестом, в тунике из звериной шкуры. Иоанн держит агнца, символизирующего Христа (Иоанн, 1:36 "Иоанн, увидев идущего Иисуса, сказал: вот агнец божий".)

Автор картины, фламандский художник Теодор Ромбоутс - мастер "большого стиля". Среди его крупнофигурных композиций преобладают религиозные и исторические композиции, а также жанровые сцены. Он жил в Антверпене, в 1616-1625 годы работал в Италии, затем вернулся во Фландрию. На творчество Т. Ромбоутса оказал воздействие великий итальянский мастер Микеланджело Караваджо. В ранний период караваджизм Ромбоутса характеризуется ярко выраженной контрастностью, глубиной теней и статичностью манеры. Однако после 1630 года стиль Ромбоутса меняется - колорит становится светлее, живопись мягче и воздушнее. Эта перемена произошла под влиянием его великого соотечественника П.П.Рубенса, который высоко ценил и неоднократно привлекал Теодора Ромбоутса к сотрудничеству. К этому, последнему периоду творчества мастера относится картина из собрания Радищевского музея.

Автор срезает фигуру юноши снизу, что дает возможность сильно приблизить ее к зрителю, оставить с ним один на один - такой прием, также как контраст темного фона и выделенной светом фигуры, часто использовали итальянские караваджисты.

Такой идеализированный тип, демонстрирующий Иоанна Крестителя в виде обаятельного юноши, пребывающего в одиночестве в пустыне, встречается обычно в произведениях итальянской и испанской живописи.

Но многое в этой картине выдает в Т. Ромбоутсе представителя фламандской живописной школы. Обнаженное тело юноши написано очень реалистично - чувствуется его мягкость и нежность, видны даже голубоватые жилки под тонкой кожей. В затененных участках тени легкие, прозрачные. И фон не просто черный нейтральный, как у большинства караваджистов, а коричневатый, с воздушным тональным пейзажем вдали.

Картина воспроизводится в своем авторском, близком к квадрату, формате.

Однако в настоящее время ее верхняя часть дополнена "глухой" надставкой, добавленной, как показали технико-технологические исследования, в конце XVII или в XVIII столетии. Эта надставка разрушает авторский замысел настолько, что в Императорском Эрмитаже, откуда картина поступила в 1885 году, она считалась копий.

Cправочная информация

Барокко (итал. Barocco- "странный", "причудливый"; порт. perola barroca - "жемчужина неправильной формы"; существуют и другие предположения о происхождении этого слова) - стиль европейского искусства и архитектуры XVII- XVIII веков.

Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, подчеркнутый драматизм, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Караваджизм - система художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи XVII века и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Микеланджело Караваджо (1573-1610). Караваджизму свойственны демократизм художественного идеала, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в живописном решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов. Обращение к приёмам караваджизма было важной ступенью в творческом развитии многих ведущих мастеров XVII века. Тон (цветовой) - одна из основных характеристик цвета (наряду с его светлотой и насыщенностью), определяющая его оттенок и выражающаяся словами "красный, синий, сиреневый" и т.д. В живописи тоном называют основной оттенок, обобщающий и объединяющий все тона произведения и сообщающий колориту цельность (тональный колорит). Колорит (от лат. color - цвет, окраска) - в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. К. служит одним из важнейших средств эстетически эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа.

Иордан (течение, ниспадение) - священная для всех христиан библейская знаменитая река, протекающая вдоль всей Палестины и разделяющая ее на две половины. В Иордане, близ Вифавары, принял крещение от руки Иоанна Крестителя Иисус Христос. В Иордане крестили народ также Иисус Христос и Его ученики.

Фламандская школа - после поражения Нидерландской буржуазной революции 1566-1609 в исторических областях Бельгии их искусство выделилось в самостоятельную школу, в XVII-XVIII вв. названной фламандской. Во Фландрии в это время возникает особый, уникальный стиль, названный впоследствии "фламандским стилем" или "фламандским барокко", в котором парадность и декоративная пышность (поощрявшиеся церковью и знатью) сочетались со старыми нидерландскими традициями и природной жизнерадостностью фламандцев, а также пробужденными революцией демократическими, народными реалистическими тенденциями. Главные черты фламандского барокко: жизнелюбие, эмоциональная приподнятость, материализм, пышность, изобилие форм. Во фламандской живописи XVII в. определяющую роль играл Рубенс, в чьих произведениях, пронизанных патриотизмом и ярким демократическим духом, бурная динамика сочетается с мощной, полнокровной жизненностью образов. Его влияние было так велико, что XVII век во Фландрии иногда называют веком Рубенса.

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева