Урок 24. Русские буквы и цифры


План урока


Работа с бумажным учебником (15–20 мин)
1. Знакомство с листом определений «Русские буквы и цифры».
2. Решение задач 132–137.
Решение необязательных задач бумажного учебника

Работа с компьютерным уроком (15–20 мин)
3. Решение задач 68–73.


Знакомство с листом определений «Русские буквы и цифры»

При первом взгляде на лист определений кажется, что он просто дублирует материал, который детям уже известен, ведь к настоящему моменту дети должны знать русские буквы и все цифры. С другой стороны, еще до этого листа определений дети решали задачи, где в качестве элементов использовались буквы различных алфавитов. Как это понимать? Дело в том, что до настоящего момента мы ввели ровно два вида элементов нашего курса – фигурки и бусины. Понятие «фигурка» при этом очень широкое, включает в себя множество разных объектов. Практически любой одиночный рисованный объект, который не является бусиной, можно смело называть фигуркой. Впрочем, бусину тоже можно смело называть фигуркой, мы этого не делаем просто, чтобы не путать детей. Когда мы в задачах брали в качестве элементов буквы (любого алфавита, в любом написании), мы использовали и анализировали их как фигурки. При этом слово «буква» в формулировках мы употребляли в его обычном значении, так же мы используем другие русские слова, которые не являются понятиями нашего курса (яблоко, банан, бабочка и т. д.). На этом уроке мы вводим русские буквы (и цифры) на листе определений как еще один вид элементов нашего курса. Явное представление всех русских букв и цифр на листе определений – часть наших правил игры. Начиная с этого момента мы можем предлагать детям задачи за выделение, создание наборов русских букв, а позднее – на составление цепочек из русских букв.

Буквы и цифры – элементы, которые используются при построении многих наук, в частности, собственно информатики. Поэтому мы считаем необходимым ввести их в числе основных объектов курса, несмотря на то, что определение их характеристических свойств невозможно выполнить формально, и оно имеет целый ряд тонкостей. Например, мы можем сравнивать буквы и цифры как фигурки, но при этом понимая, что из всех свойств фигурок для них важны лишь начертание и ориентация на листе. Именно они позволяют отличить и «узнать» данную букву или цифру, например, определить представленный элемент как цифру 6. Ясно, что цвет и размер в этом процессе не играют никакой роли – красная маленькая печатная буква Щ несет ту же информацию, что зеленая большая рукописная буква Щ. Чаще всего для нас оказывается важным лишь то, что «Это русская буква – буква Щ». Ясно, что объяснить все это детям на листе определений оказывается довольно затруднительно. Поэтому во всех задачах достаточно рассматривать буквы и цифры как фигурки – задач на различение букв и цифр по цвету и размеру в курсе нет. По той же самой причине все буквы у нас в курсе только заглавные. Естественно, что в курсе русского языка различаются заглавные и строчные буквы, но для наших информатических целей и задач заглавных букв оказывается вполне достаточно.

После перечисления новых элементов курса – русских букв и цифр, мы предлагаем на листе определений примеры пар букв в окнах, которые одновременно преследуют две цели. Первая – напомнить ребятам, что буквы (как бусины или фигурки) могут быть одинаковые и разные. Пример разных букв показывает ребятам что, как и фигурки, буквы и цифры нельзя поворачивать и переворачивать – для них важна ориентация относительно краев листа. Вторая цель этих примеров – введение еще одного инструментального действия, относящегося к буквам и цифрам – «напиши в окне». Это действие аналогично действиям «вырежи и наклей в окно», «нарисуй в окне». Правила игры этого действия те же – буквы должны находиться полностью в окне, не пересекать его границ, не перекрываться друг с другом.


Решение обязательных бумажных задач


Задача 132. Эта задача – на выделение русских букв и цифр из совокупности разнообразных знаков. При возникновении любых сомнений необходимо сразу обращаться к листу определений – если такая буква (или цифра) там есть, значит она выделена верно, если нет – неверно. Можно организовать проверку в этой задаче с опорой на лист определений. По окончании решения попросите детей найти все фигурки, обведенные оранжевым, среди русских букв на листе определений, все найденные буквы можно помечать галочками. Если все буквы оказались помеченными галочками, то они выделены верно и можно аналогично поработать с цифрами. Если нет – необходимо найти и исправить свою ошибку.


Задача 133. В этой задаче ограничений совсем немного. Наиболее важное из них – чтобы в окне были написаны только те элементы, которые представлены на листе определений как русские буквы. Желательно организовать и здесь проверку с опорой на лист определений. В ходе проверки учащийся должен для каждой буквы в окне найти такую же на листе определений. Конечно, буквы в окне могут несколько отличаться от букв на листе определений, например, быть не столь ровными. Тем не менее, дети должны стараться писать буквы настолько похожими на соответствующие буквы алфавита, чтобы они были безошибочно узнаваемыми. Обратите внимание, некоторые дети вместо заглавных печатных букв могут написать строчные или рукописные. Таких детей надо опять же вернуть к листу определений и попросить использовать только такие буквы, которые встречаются на листе определений.


Задача 134. По формулировке эта задача очень похожа на задачу 132, здесь снова требуется выделить русские буквы из других фигурок. Но набор фигурок здесь таков, что сделать это несколько сложней. Как видите, в данном случае русские буквы перемешаны с латинскими. Первоклассники, которые совсем недавно освоили русские буквы, скорее будут путать их с похожими объектами, такими как латинские буквы. Особенно это касается тех случаев, когда какая-то латинская буква внешне напоминает одну из русских, например R и Я, Y и У, N и И. Если ребенок допустил в этой задаче ошибку, нужно попросить его найти все помеченные галочками буквы на листе определений.


Задача 135. Здесь ребята работают с понятиями «одинаковые, разные» для букв и цифр. Напомним, что в нашем курсе буквы и цифры будут различаться только по двум свойствам – форме (написанию) и ориентации на странице. Написание и ориентация на странице для каждой русской буквы и каждой цифры представлены на листе определений, ни то ни другое менять нельзя. При этом написание у двух одинаковых букв и цифр должно быть настолько схожим, чтобы буквы были узнаваемы, совпадения при наложении от одинаковых букв и цифр не требуется. Поэтому если кто-то из детей нарисовал в правом окне две одинаковые цифры не в точности одинаковыми, это не страшно. Оценка решения здесь должна быть качественной. Если хорошо видно, что обе цифры – например, цифры 7, то решение считается верным. Особое внимание обратите на тех ребят, которые нарисуют две цифры 0. Если ребенок сильный, попросите его доказать, что это действительно ноль, а не буква О. На самом деле ноль и О несколько отличаются по написанию – буква О более круглая, а цифра 0 – более вытянутая. Это отчетливо видно на листе определений.


Задача 136. В этой задаче ребятам следует очень внимательно читать задание, чтобы не попасся в расставленные для них ловушки. Как видите, кроме двух одинаковых русских букв (букв Г) и двух одинаковых цифр (цифр 4), в наборе есть еще несколько пар одинаковых фигурок (латинских букв и значков).


Задача 137. Нетрудно заметить, что эта задача находится на границе нашего курса и языковых курсов (чтение, русский язык, родная речь). Информатическое содержание этой задачи в следующем. Скоро детям предстоит убедиться, что слова (как цепочки букв) можно составлять совершенно формально, то есть, выполняя некий набор формальных действий с буквами – работая по инструкции или описанию, можно получать вполне осмысленные слова родного языка. Такие задачи дают двойную пользу, как для выработки информационной культуры ребенка, так и для повышения языковой культуры. В этой задаче мы лишь начинаем подобные игры со словами. Например, первое задание задачи (информатическое) может быть выполнено совершенно формально, его можно поручить любому исполнителю, например, компьютеру. Второе задание (языковое) предназначено для человека, который не только заполняет окна и озвучивает слова (это теперь могут делать и компьютеры), но осмысливает прочитанное. Так кто-то из ваших детей может вспомнить известное стихотворение, где встречались такие слова. Возможно, вам покажется уместным зачитать это стихотворение на уроке.


Решение необязательных бумажных задач

Как и на предыдущем уроке, возьмите необязательные задачи из нерешенных задач уроков 21–22.

Решение задач компьютерного урока

На этом занятии дети знакомятся с новым инструментом – «текст». Он предназначен для выполнения действия «напечатай в окне», которое аналогично бумажному действию «напиши в окне». Инструмент «текст» работает только в специальных текстовых окнах. После выбора инструмента «текст» в ящике инструментов и щелчка мышью на текстовом окне, в окне появляется текстовый курсор. Теперь в окне можно печатать. Поскольку в этом году дети будут работать только с русскими буквами, то проблема перехода с одного алфавита на другой для них не актуальна. Проследите, чтобы на всех компьютерах русский язык был главным. На листе определений мы договорились, что будем пользоваться только прописными буквами. Поэтому инструмент «текст» запрограммирован так, что набираемые буквы автоматически конвертируются в прописные. Иногда некоторые изначальные параметры заложены и в самих текстовых окнах. Так, если в окне предполагается напечатать ровно 1 символ, то в нем напечатать больше символов нельзя.

Исправить набранные буквы можно двумя способами – с клавиатуры (кнопкой Backspace) и кнопкой «отмена» на панели инструментов на экране. С кнопкой «Васkspасе» дети познакомились, работая в проектах «Мое имя», «Записная книжка». Кнопка «отмена» на экране удалит, как всегда, последний набранный символ (если после этого не производилось больше никаких действий). Ластик для удаления букв не пригодится, поскольку он стирает только рисованные объекты.


Задача 68. В этой задаче дети осваивают новый инструмент «текст». Выполнять первое задание можно почти не задумываясь. Для выполнения второго и третьего задания достаточно помнить, что такое одинаковые и разные буквы.


Задача 69. Эта задача, хоть и простая, но все-таки сложнее предыдущей. Здесь нужно в каждой строке набрать не просто какую-то букву (или цифру), а определенную – такую же, как данная. Значит, надо по меньшей мере найти на клавиатуре нужную клавишу. Большинство ошибок, скорее всего, будет связано с тем, что дети путают русскую и латинскую клавиатуры. Например, ребенок видит на клавиатуре (латинскую) букву А, нажимает ее, а на экране печатается русская буква Ф. Некоторых детей это приведет в замешательство. Если вы хотите избежать таких ошибок в массовом порядке, обсудите перед решением этой задачи, на какие буквы на клавиатуре нужно смотреть, а на остальные попросите детей пока не обращать внимания.


Задача 70. Это несложная арифметическая задача на наших информатических объектах (бусинах). Здесь дети впервые используют текстовые окна и задание «напечатай в окне» для ответа на вопрос. В данном случае вопросы («Сколько красных бусин в окне?» и т. д.) заменены заданием («Сосчитай, сколько каких бусин в окне»). Ответы на вопросы в нашем курсе – дело довольно тонкое. Поскольку мы строим курс так, чтобы ребенку в любой задаче было понятно, какие действия для ее решения он может предпринимать, то вопросы, предполагающие ответ в свободной форме или ответ, допускающий неоднозначность по форме, мы использовать не можем. Это приведет к размыванию явных и ясных всем участникам правил игры. Поэтому мы используем только такие вопросы, ответы на которые находятся среди некоторого дискретного набора. Например, в данном случае детям надо напечатать в окна только числа. Дальше детям будут встречаться задачи, где в окно надо вписать букву или слова «Да/Нет».


Задача 71. Эта задача – компьютерная поддержка бумажной задачи 132. Но здесь русские буквы и цифры нужно не просто выделить (обвести), но явно рассортировать (разложить по окнам). Мы не советуем заменять одну задачу другой, поскольку они выполняются с помощью разных инструментов и их интересно сравнить. В данном случае после решения задачи вне окон окажутся только латинские буквы.


Задача 72. Задача на повторение сравнения фигурок наложением с использованием инструмента «лапка». Как и во многих подобных задачах, некоторые пары фигурок, например, самую большую и самую маленькую варежку довольно легко сравнить на глаз, другие пары сравнить на глаз сложно. Конечно, ребенок не обязан в данном случае сравнивать наложением каждую фигурку с каждой. Так, если он на глаз правильно определил одинаковые фигурки, а затем проверил их равенство наложением, большего от него не требуется.


Задача 73. Необязательная. Фигурок в этой задаче много и они довольно сложные. Дополнительную сложность в решении представляет необходимость провести полный перебор фигурок, ведь нужно найти каждый иероглиф равный данному. Поэтому мы советуем предложить детям эту задачу по желанию.