П. И. Чайковский. «Детский альбом»

Старинная французская песенка

            Жанр: Фортепианная миниатюра соль минор из цикла «Детский альбом», ор. З9.

 

            Эта пьеса принадлежит к числу самых популярных не только в «Детском альбоме», но, быть может, во всем творческом наследии П. Чайковского. Название пьесы вполне точно указывает на происхождение ее мелодии - это действительно старинная французская песня. П. Чайковский обращался к этой песне дважды: после «Детского  альбома» он  использовал ее в хоре менестрелей в своей опере «Орлеанская дева».1

            Ощущение старины возникает благодаря суровости, аскетичности, строгости музыкального языка. Этому способствует также композиторский прием – долго  выдерживаемый звук соль в басу, так называемый бурдонный бас.2 Кстати, здесь необходимо обратить внимание на то, что на фортепиано звук угасает (в отличие от струнных или духовых инструментов, на которых звучание можно продлевать либо посредством долгого ведения смычка, либо вдуванием воздуха в трубку), и часто у слушателя в этой пьесе не создается впечатления именно непрерывно тянущегося баса, тем более, если он пианистом берется тихо, якобы в соответствии с авторским предписанием играть piano (итал. - тихо). Отсюда вывод: этот звук, как весьма характерную особенность пьесы, нужно брать довольно весомо и по мере исполнения пьесы все время как бы «вытягивать» его слухом, тогда и слушатель будет его  слышать и ощущать присутствие этого  звука-фона.3

            Форму пьесы можно трактовать двояко: 1) как двухчастную, 2) как трехчастную. С точки зрения тематического  материала пьеса строится следующим образом:

a (такты 1 - 8) – а (9такты 9 – 16) – b (такты 17 - 24)  - a (такты 25 - 32).

            Таким образом, трактовка формы зависит от того, считать ли раздел b средней частью или контрастным первым предложением второй части. При элементарности формы пьесы, абсолютной ясности и квадратности ее элементов, ответ на вопрос, двухчастна она или трехчастна, почти не имеет практического значения. При любом решении раздел b характеризуется новизной изложения: главная особенность здесь в том, что бас после долгого пребывания в «застылом» состоянии, приобрел активную функцию: его движения по звукам аккомпанирующих мелодии аккордов напоминает здесь звучание старинной лютни (с учетом басового регистра это могла бы быть теорба, разновидность лютни).  

Примечания

1 П. Чайковский не первый композитор, пленившийся прелестью этой мелодии. Известна длинная история создания произведений с этой мелодией в основе, причем на французской почве. Так, мы находим ее в богато орнаментированном (и потому не сразу заметном) варианте в одной из пьес французского композитора-клавесиниста Д’Англебера. На этой мелодии построен гавот «Куда вы ушли». Примеры обеих  пьес - Д’Англебера и Чайковского – специально, чтобы их можно было сравнить, приводятся в книге Брянцевой В. Французский клавесинизм (СПб. 2000. С. 72 - 73). Этот же мотив в обработке для голоса с фортепиано приведен в вокальном сборнике Ж.-Б. Векерлена «Эхо минувших дней» (1853) в качестве «брюнетки» (простенькой бытовой песенки) «Мои прелестные увлечения» («Mes belles amourettes»). При этом указано, что  Даная «брюнетка» взята из сборника, изданного  в Париже Кристофом Балларом в 1703 году. В этом варианте вся мелодия складывается из  трех  тем: первую П. Чайковский использовал в крайних  частях своей пьесы, вторая – в среднем, третью тему композитор  не использовал.  

2 Бурдонный бас - непрерывный и неизменный по высоте звук, обычно нижний, открытых (не укорачиваемых  при игре) струн щипкового или смычкового инструмента, басовых струн колёсной лиры, басовых  трубок волынки. Словом, это  характерная особенность звучания старинных инструментов, потому этот звучание столь уместно  в пьесе, воссоздающей образ  старины.

3 Получающийся эффект – более долгая жизнь звука – при таком вслушивания и тем самым продлевания звучания неотвратимо угасающего на фортепиано звука принадлежит к числу загадочных физических эффектов. Объяснение ему можно найти только в сфере психологии. Воистину, здесь желаемое (только  остро желаемое!) можно принять за действительное.

© Александр МАЙКАПАР