Ф.П.Толстой. Медаль. Народное ополчение. 1812 год. 1834

Один из самых известных представителей графского рода Толстых Федор Петрович (1783-1873) избрал в начале 19 века редкую для аристократа профессию: он решил стать художником. Для этого молодой человек оставил военную службу и стал вольнослушателем Академии художеств. Граф чувствовал влечение к скульптуре, его учителем стал известный скульптор профессор И.П. Прокофьев. Оставаясь преданным поклонником античного искусства, Толстой был приверженцем классических линий и пропорций, его искусство сдержанно, возвышенно и благородно. Наиболее ярко начинающий мастер проявил свой самобытный дар в медальерном искусстве и технике восковых рельефов, что требовало от автора прекрасного владения технологией, тщательности в исполнении, твердости руки, точности глаза и безупречного вкуса. Самые известные восковые рельефы Толстого начала века - "Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон", "Купающиеся дети", "Душенька" - сделали графа заметной фигурой среди русских скульпторов.

В 1810-х годах мастер увлекся медальерным делом, которому он сумел придать черты настоящего высокого искусства. Начало работы художника как медальера связано с Петербургским Монетным двором, куда в 1810 году он получил назначение. Толстой считал, что медальер должен всю работу по созданию медалей - начиная от первоначального рисунка до выбивания готовой формы в металле - уметь делать сам. Для чего он овладел всеми операциями сложной техники изготовления медалей. Медаль, по его мнению, должна быть ясной и доходчивой, "чтобы каждый мог понять сразу, по какому поводу она выбита". Первые медали Толстого отличаются классической строгостью композиции, красотой контуров, плавностью ритмов и точностью рисунка. "Сочинение поручаемых мне медалей, - писал Ф. П. Толстой, - я полагал производить в античном греческом виде, как лучшем в изящных искусствах, строго соблюдая верность обычаев, костюмов, местности и страны того времени и тех лиц, при которых совершилось долженствующее быть изображенным на медали известное событие..."

Подлинную славу и известность художник снискал после создания серии медальонов на темы Отечественной войны 1812 года. "Я русский и горжусь сим именем, - писал Ф. П. Толстой в дни Отечественной войны, - желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее... я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника. Но неслыханная доселе слава наших дней... может и посредственный талант так одушевить, что он вниидет во врата грядущих времен... я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелал сказать им, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русского". Работа над медалями продолжалась более 20 лет, за это время Федор Толстой создал двадцать одну скульптурную композицию. Каждый барельеф был исполнен в различных материалах: в металле, гипсе, воске. Они украшали интерьер в виде гипсовых медальонов или были гордостью коллекции нумизматов в виде небольших бронзовых медалей, при этом неизменно пользовались большим успехом как в России, так и по всей Европе.

Медаль "Народное ополчение", изготовленная по восковому медальону Толстого 1816 года, в аллегорической форме передает всенародный характер победы над Наполеоном. Справа, восседающая на троне величественная фигура, символизирующая Россию, вручает мечи своим защитникам, среди которых представители трех сословий - дворянин, купец и крестьянин. Композиция рельефа отличается строгой уравновешенностью. Четкий ритм стоящих фигур, твердость поз, движение протянутых в едином порыве рук передают решимость бороться до конца, свидетельствуют о мужестве и стойкости русских воинов.

Фигуры, изображающие народное ополчение, показаны художником весьма условно, он далек от этнографической точности костюмов и аксессуаров. Стилизованные доспехи древнерусского воина здесь соседствуют с античными туниками и плащами. Автор избирает характерный для высокого классицизма язык идеализации и лаконичного обобщения, призванный возвысить роль народного ополчения, придать воинам облик величественных героев. Скульптор, обладая безупречным чувством ритма и меры, блестяще сочетает плавные круглящиеся линии щита, на который опирается женская фигура, драпировок ее одежд и развивающегося плаща купца с энергичными и резкими контурами мечей, очертаниями трона и его подножия. Автор вносит разнообразие ритмов в композицию, включая фризовую ленту с рельефом на основании трона, изображающую динамичные фигуры людей, приносящих дары к жертвенному котлу, дополняя медальон еще одним подтекстом о самопожертвовании всего русского народа во имя великой победы.

Разнообразие талантов Федора Толстого удивительно: он был великолепным графиком, широко известны его иллюстрации к поэме И.Ф. Богдановича "Душенька", неизменной популярностью пользовались его тонкие акварели. Толстой стал автором нескольких живописных картин, граф также был увлечен театральным искусством и работал над декорациями к балетам "Эолова арфа" и "Эхо". Также он много времени уделял общественным обязанностям и государственной службе. Сначала граф служил в Эрмитаже, затем медальером на Монетном дворе, позже он стал преподавателем медальерного класса в Академии. В дальнейшем заслуги скульптора будут отражены в назначении вице-президентом Академии художеств, Толстой станет профессором скульптуры и получит чин тайного советника.

Справочная информация

Род Толстых - дворянский и графский род Толстых происходит от древней германской фамилии. Их предком был Индрис, который в середине XIV века покинул пределы Германии и вместе с двумя сыновьями поселился в Чернигове. Здесь он принял крещение и получил имя Леонтия. Родоначальником Толстых стал правнук Индриса, Андрей Харитонович, который переселился из Чернигова в Москву и здесь уже от Василия Темного получил прозвище Толстой, которое впоследствии стало передаваться и его потомкам. Первые из представителей этой фамилии были военными. Эта традиция сохранялась всеми поколениями Толстых, однако впоследствии многие Толстые прославили свой род и как видные государственные чиновники, и как деятели искусства и литературы.

Медальерное искусство - искусство изготовления монет и медалей, особая область мелкой пластики, родственная глиптике. В качестве материала для монет и медалей используются металлы (медь, серебро, золото и другие), которые благодаря их относительной прочности и гибкости позволяют добиться чёткости мелкофигурных изображений. Медальерное искусство возникло в Древней Греции с появлением монет (рубеж 8 и 7 веков до н. э.). Медальерное искусство подчинено основным стилевым закономерностям развития искусств пластических, но имеет и ряд особенностей. Для медальерного искусства характерны: устойчивость иконографических типов и композиционных приёмов, связанных с необходимостью вписать изображение в заданную форму (главным образом, в круг) и добиться органичного композиционного сочетания изображений с надписями; поиски ясных и лаконичных пластических решений, способствующих облегчению восприятия изображений; широкое применение символов, эмблем, аллегорий.

Аллегория - художественное обособление отвлечённых понятий посредством конкретных представлений. Религия, любовь, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются как живые существа. Прилагаемые им качества и наружность заимствуются от поступков и следствий того, что соответствует заключённому в этих понятиях обособлению, например, обособление боя и войны обозначается посредством военных орудий, времён года - посредством соответствующих им цветов, плодов или же занятий, справедливость - посредством весов и повязки на глазах, смерть - посредством клепсидры и косы.

Народное ополчение в Отечественной войне 1812 - воинские формирования, созданные в России на время войны по манифесту императора Александра I от 6 июля 1812. Предназначались для замены регулярных войск во внутренних районах и их подкрепления в случае вторжения наполеоновской армии вглубь страны. В связи с неблагоприятным для России развитием военных действий народное ополчение, явившееся одним из проявлений патриотического подъёма населения, стало одним из источников пополнения русской регулярной армии, так как при рекрутском способе комплектования и 25-летнем сроке военной службы в стране не было обученного резерва. Ратники в народном ополчении выставлялись помещиками из крепостных крестьян (обычно 4-5 человек в возрасте 17-45 лет от 100 ревизских душ). Небольшое число ополченцев составляли добровольцы из ремесленников, мещан и духовного сословия. Крепостные охотно шли в народное ополчение, надеясь после войны на освобождение от крепостной зависимости. Сбор ратников, их вооружение и снабжение осуществлялись комитетами уездных (губернских) дворянских собраний на средства добровольных пожертвований, а с марта 1813 за счёт казны. Офицеры назначались из добровольцев-дворян, ранее служивших в армии. Командующие округами избирались дворянскими собраниями. По манифесту от 18 июля районы формирования народного ополчения ограничивались 16 центральными губерниями. Народное ополчение Московской, Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской, Тверской, Ярославской и Владимирской губерний составило 1-й округ (командующий генерал Ф. В. Растопчин) и предназначалось для обороны Москвы. Во 2-й округ (командующий генерал М. И. Кутузов, с 27 августа - генерал П. И. Меллер-Закомельский, с 22 сентября - сенатор А. А. Бибиков) входило ополчение Петербургской и Новгородской губерний, прикрывавшее петербургское направление. Народное ополчение Костромской, Вятской, Казанской, Нижегородской, Симбирской и Пензенской губерний входило в 3-й округ (командующий генерал П. А. Толстой) и составляло резерв. Позже было сформировано конное и пешее ополчение в Полтавской и Черниговской губерниях (командующий генерал Н. В. Гудович). По инициативе местных властей создавались отряды народное ополчение в Псковской, Тамбовской, Курской, Киевской и др. губерниях. Общая численность народного ополчения составила свыше 300 тыс. человек. Из ополченцев создавались пешие 4-батальонные полки, конные полки и дружины. Основным вооружением были пики, топоры и сабли, небольшое число ратников было вооружено ружьями. К концу 1812 большинство ополченцев получило ружья. Одежда ратника состояла из суконного кафтана, шаровар, рубахи, сапог и фуражки с медным крестом. Полки народного ополчения участвовали в Смоленском и Бородинском сражениях, в боях под Полоцком, Чашниками, на реке Березине, в заграничных походах 1813-14, при осаде крепостей Данциг, Торн, Гамбург. Ратники народного ополчения проявили в боях храбрость и стойкость. По возвращении в Россию (март 1813 - октябрь 1814) Народное ополчение было распущено, а крепостные возвращены помещикам.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева